УДК 781.68
О. В. Синельникова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТОВ РОДИОНА ЩЕДРИНА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
анр концерта располагает к наиболее тесным контактам композитора с исполнителями. Ведь сам жанр с момента его становления и эволюции был адресован виртуозам-ин-струменталистам. В наше время, когда уровень инструментального исполнительства необычайно возрос, концертный жанр по своим типологическим признакам как нельзя лучше соответствует тому, чтобы этот уровень был продемонстрирован публике.
Родион Щедрин, будучи одним из самых исполняемых отечественных композиторов нашего времени, подчеркнуто ориентирован на исполнителя и на слушателя. Он много работает по заказу, а в процессе создания произведения всегда думает о его дальнейшем существовании, о том, как оно будет исполнено и воспринято. Посещение репетиций, внесение поправок, стремление к передаче тончайших нюансов исполнения — заключительный этап творчества композитора, который Щедрин считает не менее важным, чем работу над партитурой сочинения. В этом ему помогает и собственный исполнительский опыт. Напомним, что Щедрин - выпускник двух факультетов Московской консерватории: композиторского - по классу Юрия Шапорина и фортепианного - по классу Якова Флиера.
В творчестве Щедрина концертный жанр представлен во всем богатстве его разновидностей и инструментальных составов. Всего 19 произведений, причем только тех, которые сам автор определил как «концерт». Среди них - 6 концертов для фортепиано с оркестром и «Частушки» - концерт для фортепиа-
© О. В. Синельникова, 2016
но соло, который является транскрипцией знаменитого Концерта № 1 для оркестра «Озорные частушки».
Концерты Щедрина аккумулируют в себе наиболее актуальные в наше время черты жанра. Им присущ истинно экспериментальный новаторский дух, многовариантность трактовки цикла, оригинальность и разнообразие драматургических замыслов и решений. Но именно игровая стихия и подчеркнутая виртуозность являются жанрообразующими принципами концертов Щедрина. Его фортепианные концерты уже основательно утвердились в репертуаре разных пианистов мира. Однако есть пианисты, особенно близкие композитору по мироощущению и восприятию музыки, те, кому он посвящает свои произведения и доверяет премьеры. Среди них назовем Николая Петрова, Олли Мустонена, Екатерину Мечетину, Дениса Мацуева. Эти пианисты играли и играют Щедрина с особым удовольствием, несмотря на то что это совсем непросто.
Начало интерпретации своих концертов положил сам автор, блистательно исполнив первые три концерта в премьер-ных показах, а затем еще не раз играя их в разное время. Надо отдать должное первоклассной пианистической выучке Р. Щедрина в классе Я. Флиера. Обладая безупречной, филигранной техникой, Щедрин довольно поздно оставил большой сольный пианизм, но продолжает выходить на сцену в камерном составе.
Первый фортепианный концерт был закончен Щедриным в 1954 году. Юный композитор исполнил его через год на выпускном экзамене. Произведение оказалось во многом новаторским, по тому времени даже «дерзким», не всем понравилось. Однако за него Щедрина приня-
•ш* Л1
ли в Союз композиторов, даже без его заявления. Концерт ослепительно ярко преподносит слушателям жанровую разновидность «фольклорного» инструментального концерта. Идея коллективного концертирования подается в атмосфере народного инструментального музицирования, на основе импровизационно-игро-вого начала. Именно в этом концерте Щедрин ввел в зону композиторского внимания жанр частушки, до него невостребованной в музыке академической традиции. Чуть позже частушка появится у В. Гаврилина, Ю. Буцко, С. Слонимского и др.
Именно щедринскую интерпретацию собственного концерта в те далекие годы можно считать эталонной. Кто же, как ни сам автор сможет лучше выразить в исполнении свой замысел? Позднее Первый концерт играли Владимир Крайнев и Николай Петров, каждый по-свое-му великолепно. В наше время к этому концерту обращаются многие молодые исполнители. И это закономерно, ведь яркий и легкий пианизм, бурное кипение жизни, составляющие основу музыки концерта, особенно близки молодым пианистам. Из наиболее блестящих и красочных интерпретаций данного произведения в наше время следует назвать исполнение Екатерины Мечетиной, которая играет все фортепианные концерты Щедрина кроме Пятого.
На фестивале в Концертном зале имени П. И. Чайковского в честь 80-летнего юбилея Щедрина Первый фортепианный концерт был исполнен Алексеем Володиным, который известен как один из самых успешных и востребованных пианистов мира. Его манера исполнения интеллектуальна, она совершенно не похожа на виртуозную бурю эмоций, которую демонстрируют в Первом концерте Щедрина другие современные российские исполнители. Володин находит золотую середину между смыслом и эмоциями, иначе расставляет акценты.
Второй и Третий фортепианные концерты Щедрина можно считать экспериментами в условиях новых композиционных техник и музыкально-языковых
систем. Додекафония, сонорика, алеаторика, полистилистика, коллаж на фоне обновления принципов формообразования выделяют их из концертной панорамы творчества Щедрина. Среди современных исполнителей Второго фортепианного концерта Щедрина безусловно выделяется Денис Мацуев. Щедрин сам предложил ему сыграть этот концерт в большом пианистическом «марафоне» на юбилейном фестивале композитора в Москве в 2012 году, где исполнялись сразу 4 концерта в один вечер. Динамичный и мощный исполнительский стиль Дениса Мацуева называют «воплощением жизнелюбия». Мацуев прекрасно владеет джазовой импровизацией, поэтому его интерпретация наилучшим образом выразила идею автора, на что и рассчитывал Щедрин.
Третий фортепианный концерт, написанный в 1973 году, пожалуй, не столь частый гость в репертуаре пианистов. Он наиболее сложен, как по музыкальному языку и по технике пианизма, так и по своей форме обращенных вариаций. Раскрыть замысел этого концерта способен не каждый исполнитель. На сегодняшний день непревзойденной трактовкой этого опуса Щедрина стала интерпретация молодой корейской пианистки Йол Юм Сон - лауреата XIV конкурса имени П. И. Чайковского. Она исполнила Третий концерт в том же юбилейном фестивале Щедрина. Тщательно продуманный рельеф музыкальной драматургии и ясное исполнительское видение формы - те качества, которые сделали это сложнейшее произведение понятным слушателям. При этом исполнительская манера Иол Юм Сон осталась столь же эмоциональна и выразительна. Одновременно пианистка скрупулезно фиксировала мелкие детали и лирические моменты композиции.
Замысел своего Четвертого фортепианного концерта Щедрин комментировал так: «Моим первоначальным стремлением было продолжение русской фортепианной линии в жанре концерта для фортепиано» [1, с. 203]. Опора на традиции здесь очевидна: русская колокольность,
идущая от Рахманинова (II часть Четвертого концерта названа «Русские звоны»), тональная основа, вариантное развитие, монотематизм, только в индивидуально щедринском претворении. Двухчастный концерт, написанный по заказу фирмы роялей «Стенвей» в 1991 году, имеет подзаголовок «Диезные тональности». В партитуре не проставлено ни одного бемоля. По словам самого Щедрина, это сделано для того, чтобы дать «самую богатую акустическую атмосферу для сольной фортепианной партии с насыщением обертонами» [1, с. 203]. Четвертый концерт сочетает в своем цикле две ипостаси, два лейтмотива творчества Щедрина 90-х годов — лиричность (I часть) и русское национальное начало (II часть).
Композиция цикла характеризуется сочетанием монтажного принципа с вариантным способом развития тематизма, блестящим и логичным драматургическим развертыванием на основе производ-ности мелодического материала из одного тематического зерна, рациональной конструктивной идеей, объединяющей отдаленно методы серийной и минималистской техники, но только по смыслу, а не по способам реализации.
Премьеру этого концерта Щедрин доверил Николаю Петрову - музыканту универсальному, виртуозно владеющему разными стилями, жанрами и направлениями музыкального искусства. Поистине гигантский масштаб личности этого музыканта подтверждает его огромнейший репертуар. Пианист неоднократно признавался, что есть такие фортепианные сочинения, которые настолько у него «в пальцах», что, разбуди его хоть в четыре часа утра, - он в совершенстве их исполнит. В этот спектр входит и музыка Щедрина, которая очень пианис-тична, удобна. Впрочем, это признавал не один Петров.
На 80-летии Щедрина в Концертном зале имени П. И. Чайковского Четвертый фортепианный концерт сыграл Олли Мустонен - звезда музыкального Олимпа Финляндии. Его превосходная техника и невероятные интерпретации всегда привлекают внимание и очаровывают
аудиторию, где бы он ни выступал. К исполнительству он всегда относился как композитор, будучи глубоко убежденным в том, что каждое выступление должно нести свежесть премьеры. Щедрину очень близко такое понимание современной музыки и стиль пианизма Мустоне-на - они сотрудничают уже на протяжении многих лет.
Пятый фортепианный концерт (1999), исполненный на премьере Олли Мустоне-ном, прочно обосновавшийся в репертуаре Дениса Мацуева, можно считать рубежным произведением, которое ярко и броско предвосхищает концертный стиль Щедрина нового столетия. При этом мощная фактура, крупная техника, ударность отчасти напоминают раннего Щедрина. Циклическая трехчастная структура концерта с сохранением сонатной формы в I части внешне приближена к классико-романической модели по принципу «быстро - медленно - быстро». Однако внутреннее наполнение этой модели весьма нетрадиционно, оригинально по всем параметрам.
Финал Пятого фортепианного концерта - тот редкий подарок для пианиста и для публики, который иногда преподносят композиторы. Именно эта музыка требует от пианиста технической подготовленности высочайшего класса, именно эта музыка при каждом исполнении концерта вызывает шквал аплодисментов. Мастерство пианиста должно проявляться не только в отличной технической подготовке, но еще и в завидной выдержке -почти 9 минут perpetuum mobile с редкими цезурами. Денис Мацуев, обладающий выдающимися виртуозными возможностями, особой выносливостью при исполнении специфического сверхсложного репертуара, преподносит Пятый фортепианный концерт публике так легко и эффектно, как будто все перечисленные трудности для него не существуют.
Первое десятилетие XXI века - это, безусловно, новый этап творчества Щедрина. В отличие от броской и зрелищной музыки ранних сочинений, на первый план выходят медитативность, глубокие философские размышления, тревожные
и драматические образы. Таков Шестой фортепианный концерт (2003), написанный к юбилею Беллы Давидович - также представительницы пианистической школы Я. Флиера. Щедрину удалось воплотить в музыке концерта творческий образ романтической пианистки, ее женственную элегантную исполнительскую манеру «пения» на рояле. Здесь композитор отклоняется от свойственного ему ранее ударного стиля пианизма. В музыке Шестого концерта много распевных лирических тем, которые требуют бережного звукоизвлечения, нежного туше и умения играть пианиссимо.
Образный мир концерта сложен, многопланов и полон контрастов. Эмоции приглушены. Если Пятый концерт можно назвать «мужским», то Шестой - «женский» по духу: настроение нестабильно, музыкальный материал переменчивый и ускользающий, композиционные контуры прихотливы и даже капризны. Глубокое размышление и напряженное вслушивание в полную тревожных всполохов атмосферу современной жизни определяют медитативную атмосферу произведения.
Не случайно премьера концерта была доверена женщине - Е. Мечетиной. Безупречное техническое мастерство, граничащее с плакатной виртуозностью, и театральная насыщенность чувствами выражают индивидуальность пианистки. Мечетина — пример современного подхода к исполнению академической музыки. Представляя высокий уровень мастерства на сцене, она не забывает следить за тем, чтобы публике было радостно и приятно слушать пианистку и воспринимать ее артистический имидж. В обширном репертуаре Мечетиной 5 концертов Щедрина (все кроме Пятого), сложнейшая фортепианная транскрипция оркестровых «Частушек» и много камерной музыки этого композитора. По ее признанию, музыка Щедрина ей близка и понятна. Композитор очень любит исполнительский стиль этой пианистки и доверяет ей много своих премьер.
Фортепианный концерт один из приоритетных жанров для Р. Щедрина. Современные пианисты охотно исполняют
опусы композитора. Что же предлагает Щедрин исполнителю нашего времени? В первую очередь - это виртуозно-игровая стихия и очень высокий технический уровень владения инструментом. Каждый из концертов - своеобразная планка, высота, достигнув которой, музыкант-инструмен-талист переходит на новую ступень мастерства. В своих концертах Щедрин всегда дает возможность солистам продемонстрировать техническое мастерство и артистизм. Это внешняя сторона, блестящая оправа, которой Щедрин никогда не пренебрегал ради каких-то других задач, никогда не забывал об изначальных, исконных свойствах жанра. В последних концертах существует еще и конкретная адресность, ориентация на техническую оснащенность того или иного исполнителя. Пятый фортепианный концерт адресован выдающемуся финскому пианисту Олли Мустонену; Шестой - посвящен прославленной пианистке Белле Давидович, но рассчитан на виртуозные возможности Екатерины Мечетиной; двойной концерт «Романтическое приношение» для фортепиано и виолончели с оркестром посвящен знаменитым Марте Аргерих и Мише Майскому. При этом фортепианный стиль Щедрина пианистически удобен подобно стилю таких выдающихся композиторов-пианистов, как Шопен и Рахманинов.
Концертный стиль Щедрина интенсивно эволюционирует. Его последние концерты характеризует повышенное виртуозное начало, с предпочтением мелкой фигурационной техники, стремлением к детализации фактуры и к тонкой нюансировке. В Четвертом, Пятом, Шестом концертах Щедрин с особой тщательностью выверяет качество звука солиста и оркестра. Существенно обогащается оркестровый фонизм: имитация звучания церковных колоколов, балалайки, свирели, бубенцов тройки — все это стало характерным для оркестрового письма Щедрина зрелого стиля, особенно с 90-х годов. Новаторство композитора в жанре фортепианного концерта, с одной стороны, обусловлено желанием как можно ярче показать солиста, его искус-
ство владения инструментами и технический уровень. С другой стороны, все эти новинки идут из глубины смыслового качества музыки.
Концертные произведения Щедрина всегда имеют глубокий замысел и сложное внутреннее содержание, но при этом значительные идеи получают у него яркое оформление, его музыка виртуозна, богато орнаментирована, насыщена це-
Литература
1. Холодова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. - М., 2000. - 319 с.
лым рядом технических трудностей. Музыкальный материал, на который так щедра фантазия композитора, получает, подобно бриллиантам, изысканную огранку и великолепную оправу. Все эти качества делают концерты Щедрина необычайно привлекательными для современных исполнителей. Композитор может выбирать лучших из лучших. Для них он и создает свои концерты.
Referenses
l.Holopova V. N. Put' ро centru. Kompozitor Rodion Shhedrin [The path along the center. The Composer Rodion Shchedrin]. Moscow, 2000. 319 p.
Интерпретация фортепианных концертов Родиона Щедрина в начале XXI века
Статья посвящена особенностям исполнительской интерпретации шести фортепианных концертов Родиона Щедрина, которые уже основательно утвердились в репертуаре разных пианистов мира. В статье рассматривается исполнительский стиль современных пианистов - постоянных исполнителей произведений Щедрина. Среди них Николай Петров, Екатерина Мечетина, Оли Мустонен, Денис Мацуев, Алексей Володин, Йол Юм Сон, а также сам композитор, который, будучи виртуозным пианистом, представлял на премьерах свои Первый, Второй и Третий фортепианные концерты.
Значительные идеи и оригинальные замыслы получают в фортепианных концертах Родиона Щедрина яркое оформление, его музыка виртуозна, богато орнаментирована, насыщена целым рядом технических трудностей. Эти качества делают его концерты необычайно привлекательными для современных исполнителей. В настоящей статье исследуется суть новаторства Щедрина в жанре фортепианного концерта, умение композитора ярко показать солиста и его искусство владения инструментом, не пренебрегая глубиной смыслового качества музыки. На примере фортепианных концертов Щедрина, созданных в разные творческие периоды, автор статьи прослеживает эволюцию концертного стиля композитора в сторону повышения виртуозности, более тщательной детализации фактуры и тонкой нюансировки, обогащения оркестро-
Interpretation of piano concertos by Rodion Shchedrin at the beginning of the XXI century
The article is devoted to peculiarities of the performing interpretations of the six piano concertos by Rodion Shchedrin, which have already established in the repertoire of different pianists in the world. The article discusses the performing style of modern pianists -permanent performers of Shchedrin's works. Among them are Nikolai Petrov, Ekaterina Mechetina, Oli Mustonen, Denis Matsuev, Alexei Volodin, Yeol Eum Son, and the composer himself, who, being a virtuoso pianist, was on premieres of his First, Second and Third piano concertos.
In Rodion Shchedrin's piano concertos, significant insights and original ideas get bright design; his music is virtuosic, richly ornamented, and full of technical difficulties. These qualities make his concertos immensely attractive to modern artists. This article explores the essence of Shchedrin's innovation in the genre of piano concerto, the composer's ability to show clearly the soloist and their art of instrument proficiency, without neglecting the depth of the semantic quality of music. On the example of Shchedrin's piano concertos created in different creative periods, the author traces the evolution of the composer's concerto style in the direction of increasing virtuosity, more meticulous detail texture and subtle nuances, enriching orchestral phonism. The article notes that in recent concertos Shchedrin
вого фонизма. В статье отмечается, что в последних концертах Щедрин ориентировался на техническую оснащенность и исполнительский стиль отдельных современных пианистов.
Ключевые слова: Родион Щедрин, жанр, фортепианный концерт, интерпретация, пианизм, исполнительский стиль.
focused on technical equipment and the performing style of individual pianists.
Keywords: Rodion Shchedrin, genre, piano concerto, interpretation, pianism, performing style.
Синельникова Ольга Владимировна - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой оркестрово-инструментального исполнительства, научный сотрудник Лаборатории теоретических и методических проблем искусствоведения ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».
E-mail: [email protected]
Olga Sinelnikova - Doctor of Arts History, Full Professor, Head of the Department of Orchestral and Instrumental Music, researcher of the Laboratory of theoretical and methodological problems of art criticism, Kemerovo State Institute of Culture.
E-mail: [email protected]