ЧТЕНИЕ С ЛИСТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАНТА
Васила Алишеровна Умарова Государственная консерватория Узбекистана
Аннотация: В данной статье рассматривается важность обучения навыка чтения с листа для музыкантов с самых ранних этапов обучения. В статье рассмотрены исторические предпосылки, методические принципы и решения для усовершенствования умения чтения с листа. Автор рассматривает этапы с которыми должны ознакомиться исполнители для совершенствования навыка чтения с листа.
Ключевые слова: музыкант, чтение с листа, педагог, музыка
SIGHT READING AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT IN THE
FORMATION OF A MUSICIAN
Vasila Alisherovna Umarova State Conservatory of Uzbekistan
Abstract: This article discusses the importance of learning sight reading for musicians from the earliest stages of learning. The article discusses the historical background, methodological principles and solutions for improving the ability to read from a sheet. The author reviewing the stages should be familiar with the skills of sight reading.
Keywords: musician, sight reading, teacher, music
Навык чтения с листа является одним из основополагающих навыков для любого современного музыканта. В Европе XVIII веке, как и в более ранний период профессиональный музыкант или любитель был композитором, импровизатором и исполнителем в одном лице. В те времена чтение музыкального произведения происходило с первого взгляда, с листа, без предварительного разбора. Поэтому изучение каждого произведения не занимало много времени, гораздо больше придавалось значения умению свободно музицировать: читать ноты и играть с листа. Однако, начиная с XIX века с усовершенствованием и усложнением техники и фактуры особенно фортепианных произведений чтение с листа стало отодвигаться на задний план, так как отдавалось предпочтение к заучиванию нотного текста. Выдающийся советский педагог- пианист С.Е.Фейнберг вот что говорил по этому поводу:
ПссШ^^Ш] 450 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
«Неправильный подход к произведению, когда с самого начала стараются выучить на память ноты, а потом уже «играют», приводит к тому, что молодые пианисты вообще разучиваются читать по нотам» [1, с. 16].
Ференц Лист - великий венгерский композитор и гениальный пианист читал с листа огромные и сложнейшие произведения с необыкновенной легкостью. Из книги А.Буасье: «Лист рассказал мне, что в детстве в течение трех-четырех лет его заставляли читать с листа по четыре часа в день. Он утверждает, что каждый может достичь того же результата, и что он не обладает какими-то сверхъестественными способностями». Лист советует как можно больше и чаще прочитывать незнакомые пьесы. Педагогика Листа с его системой «ключевых формул» дает большие преимущества при чтении с листа: «Приучив глаз и руку ко всевозможным комбинациям, воспроизводишь их с легкостью, не смущаясь ими... Надо освоиться на практике со всеми аккордами, модуляциями, гармоническими ходами. Благодаря этому, а также занимаясь понемногу обычным разбором музыки, можно быстро научиться читать с листа все что угодно» [2, с. 54]. Не зря он уделял особое внимание на своих уроках к всестороннему развитию ученика требуя знаний теории и гармонии и предлагал как можно больше новых произведений для чтения с листа.
Основатели Петербургской и Московской консерваторий Антон и Николай Рубинштейны также требовали от своих учеников умения быстро читать ноты. А в 1867 году Н.Г.Рубинштейн на заседании совета профессоров предложил создать особый фортепианный класс, сделав акцент на совместную игру на инструменте, чтении нотного текста с листа как фортепианных, так и оркестровых, и вокальных сочинений, делать транспонирование с листа различных произведений и исполнение камерной музыки.
С.Я.Майкапар в своей работе «Музыкальный слух» говорил: «У читающего ноты вместе со зрением впереди исполнения идет новое внутреннее музыкальное представление, благодаря чему руки уже впереди готовы бывают выполнить самую музыкальную мысль» [4, с. 10]. Также Самуил Моисеевич отмечал, что неумение многих читать ноты связано от низкого состояния развития внутреннего слуха то есть внутреннего музыкального представления. По его мнению искусство беглого чтения с листа тесно связано с развитым внутренним слухом когда достаточно взглянув в незнакомый нотный материал тотчас же ясно представляешь все детали играемого произведения и руки сами воспроизводят художественный замысел композитора.
Умение игры нотного текста с листа играет одну из главных ролей в овладении музыкантом всем богатством и многообразием музыки. Как известно, при наличии этого умения открываются возможности узнать большее
ПссШ^^Ш] 451 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
количество музыки, приемов игры, расширить исполнительский ресурс и сформировать музыкальный вкус. Именно поэтому работа над развитием и совершенствованием навыка чтения нотного текста с листа активно ведется на протяжении всего периода обучения музыканта. Музыканту-педагогу необходимо знать принципы работы над освоением данного навыка.
С самого раннего этапа обучения игре на музыкальных инструментах важно развить навык чтения с листа. Умение легко разбирать нотный текст очень помогает ученику во время обучения: существенно расширяет его интересы и репертуар, приучает к самостоятельной работе и делает процесс учебы более легким и интересным.
Различают два вида исполнения по нотам незнакомого музыкального произведения - чтение с листа и разбор. Разбор подразумевает медленное разучивание нотного текста с остановками для более детального изучения всех авторских указаний. Чтение с листа - это проигрывание незнакомого нотного текста в темпе, с динамическим разнообразием и авторскими указаниями определяющими характер исполняемого произведения.
Разбор музыкального произведения является более простой задачей для музыканта, потому что при разборе нотного текста мы можем поочередно выполнять поставленные указания и возвращаться к ним для более детального изучения. А при чтении с листа все действия выполняемые музыкантом тесно связаны и должны быть выполнены «в моменте» несмотря на темп, который может быть как быстрым так и медленным. Условно мы можем подразделить чтение с листа на такие действия:
первое - определение характера, темпа, ладотональности и размера (по указанию автора) и беглый просмотр нотного текста уже для определения основного метроритма и действия рук.
второе - относится к работе зрения и слуха. Зрительный охват и расшифровка ритмической и звуковысотной техники письма, осознание структуры произведения, то есть музыкант должен зрительно охватить и расшифровать слухом различные фрагменты и соединить их в единое целое.
третье - это уже реализация исполнения музыкального произведения с полной координацией всего двигательного аппарата.
Музыкант свободно играющий с листа прежде всего владеет умением предвосхищать и предугадывать музыкальный текст. Этому способствует «начитанность» музыканта, это замечал в своей работе И.Гофман. Он писал, что «быстрота успеха зависит от уровня вашего образования» [5, с. 176]. То есть открывая незнакомое произведение музыкант уже зрительно видит формулы изложения музыкального текста и должен быстро скоординировать свои действия для упрощения процесса чтения с листа.
ПссШ^^Ш] 452 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
Чтение с листа подразделяют на два этапа: чтение без инструмента то есть слуховое и чтение непосредственно за инструментом то есть чтение-игра. Первый этап - это подготовка ко второму. Чтение с листа без инструмента подразумевает собой аналитическую деятельность подготовки к исполнению. То есть исполнитель зрительно охватывает нотный текст как бы «проигрывая» его без инструмента. Важно очень внимательно просмотреть тональность, темп, текст и указания композитора. На этом этапе исполнитель может столкнуться с такой проблемой как сложная аккордовая фактура или быстрый аккомпанемент. Для облегчения фактуры музыкант должен знать базовые технические и гармонические действия: гаммы, арпеджио, аккорды. При этом важно отдавать себе отчет в том какую функцию несут в себе аккорды, которые создают трудности. Обычно это - широкое расположение аккорда между двумя руками. Для того чтобы уметь сыграть такие аккорды важно знать гармоническую основу аккорда, то есть при обучении чтения с листа рекомендуется метод сжатия гармонической фактуры. Он подразумевает упрощение сложных аккордов в широком расположении (могут опускаться некоторые ноты) или заменяться на более простые аккорды в более близком строении при этом сохраняя гармонический бас. Изменений в мелодии, гармонии и ритме конечно но же стоит избегать.
Но для полного исполнения недостаточно лишь одного интеллектуально -теоретического понимания различных элементов музыкального текста. Очень важно слуховое осознание функциональных связей мелодии и аккордового сопровождения чтобы иметь возможность грамотно провести необходимые изменения в тексте. Такая способность развивается с помощью медленного пропевания мелодии и прослушивания гармонии. Эти действия значительно облегчают второй этап - чтение с листа за инструментом.
Чтение с листа за инструментом - это уже именно игра приближенная к художественному замыслу. Процесс чтения с листа проходит успешно когда слуховой контроль находится в центре внимания исполнителя и подчиняет его действия. Основное правило зрительное восприятие должно опережать исполнение. Это правило можно также разделить на несколько этапов:
предслышание - мысленное предугадывание следующего звучания при исполнении предыдущего. Важно достичь быстроты соображения которое в последующем автоматизируется и дает навык смотреть на один - два такта вперед.
смотреть вперед - то есть стараться заглядывать вперед исполняемого текста без оглядки на уже прочитанные ноты.
графический метод - то есть визуально смотря на расположение нотных головок воспринимать мелодию.
ПссШ^^Ш] 453 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
тактильная игра - умение играть не смотря на клавиатуру. Для этого нужно перебороть страх ошибки которые могут возникнуть в процессе чтения с листа и спокойно постараться их исправить не смотря на руки, а лишь опираясь на слух и ощущения. Все эти этапы формируют смысловой расчет при котором исполнитель предчувствует последующее содержание музыкальной фразы. Повторная игра значительно ускоряет процесс чтения с листа. Автоматизируется порядок мышления звука, появляется «естественность» исполнения для увлеченной игры с листа.
Таким образом можно сделать выводы, что навык чтения с листа нужно развивать начиная с младших классов, делая упор на методологическую сторону данной дисциплины. В дальнейшем этот навык значительно облегчает процесс обучения и прививает желание к самостоятельной работе над незнакомыми произведениями и поддерживает желание и интерес к учебе.
Использованная литература
1. Фейнберг С.Е. Путь к мастерству. В сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1., М.: Музыка, 1965. 99 с
2. Буасье А.А. Уроки Листа. Л.: 1964. 158 с.
3. Л. Баренбойм - Н.Г. Рубинштейн, ч. 2 - «Во главе музыкальной жизни Москвы»
4. Майкаппар С.Я. - Музыкальный слух, 2-е изд. С-Петербург: композитор,1915. 217 с
5. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре М., 1961 с. 176
6. Ф. Брянская - Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианиста М.,2005
454
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)