Выводы. Учебно-исследовательская деятельность на уроках литературы может способствовать разрешению спорных вопросов интерпретации обучающимися образов персонажей и позиции автора в произведении, совершенствованию у школьников умений обосновывать собственную позицию.
Обращение к семантике имени персонажа, житиям святых, с которыми это имя соотносится, привлечение историко-культурного контекста позволяет учителю подвести юных исследователей к выводу о том, что имена собственные в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» отражают представление писателя о человеке как гармоничной личности, которой дано объединить ценности жизни человека определенного исторического периода и вечные идеалы существования человека, отражающие его стремление к гармонии взаимоотношений личности и общества, вневременного и сиюминутного и т.д.
Литература:
1. Гуревич А.М. Три стадии русского реализма: К спорам о литературных направлениях. URL: http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/ kritika/ostrovskij-chehov-sbomik/gurevich-tri-stadii-msskogo-reaHzma.htm (дата обращения 05.08.2019).
2. Литература. 10 класс. Учебник в 3-х частях (базовый и профильный уровни). / Авт.-сост. Ионин Г.Н., Скатов Н.Н., Лотман Л.М. - М.: Мнемозина, 2013.
3. Литература. 10 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 2. 14-е изд. / Авт.-сост. Лебедев Ю.В. -М., 2012 - 383 с.
4. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2-х ч. Часть 2. / Авт.-сост. Маранцман В.Г. - М.: Просвещение, 2011. - 398 с.
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). URL: http://fgosreestr.ru/registry/ primemaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения 05.08.2019).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). URL: httpsV/минобрнауки.рф/ документы/2365 (дата обращения 05.08.2019).
7. Флоренский П. Имена: Ономатология. Словарь имен. // Промысел Божий в имени христианина. Тайный смысл имен. / Сост. Казаков О. Отв. ред. Блинский А.В. - М.: Изд-во «САТИСТЪ», 2003. - С. 30-229.
8. Чехов А.П. Ионыч. URL: https://ilibrary.ru/text/437/p.1/index.html (дата обращения 05.08.2019).
9. Эйхенбаум Т.И. Использование технологии решения исследовательских задач при изучении рассказа А.П. Чехова "Ионыч"/ Открытый урок. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1% 82%D1%8C%D0%B8/537050/ (дата обращения 05.08.2019).
Педагогика
УДК: 372.882
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и истории Бахор Тамара Андреевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Брагина Анастасия Олеговна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Смагина Вероника Юрьевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕТАЛИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А. АХМАТОВОЙ В ШКОЛЕ)
Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по организации изучения лирического стихотворения посредством выявления художественных деталей, способствующих эффективному смысловому восприятию литературных произведений, в т.ч. и лирических стихотворений, а также более полному представлению обучающихся о концепции текста. Опираясь на работы современников А. Ахматовой, оценивших своеобразие художественного мира ее ранней поэзии, авторы статьи рекомендуют учителю литературы активно использовать на всех этапах урока визуализацию (кластеры, диаграммы, таблицы, схемы и др.).
Ключевые слова: методика преподавания литературы, художественная деталь, стихотворение, лирическая героиня, художественный мир, визуализация учебной информации, А. Ахматова.
Annotation. Methodical recommendations on the organization of the study of lyrical poems by identifying artistic details that contribute to the effective perception of literary works, including lyrical poems, as well as a more complete representation of students about the concept of the text are presented in this article. Based on the works of Akhmatova's contemporaries, who evaluated the originality of the art world of early poetry, the authors of the article recommend the teacher of literature to use actively visualization at all stages of the lesson, using the iconography (clusters, diagrams, tables, schemes, etc.).
Keywords: methodology of teaching literature, artistic detail, poem, lyric heroine, artistic world, educational information visualization, A. Akhmatova.
Введение. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки № 1577 от 31.12.2015 г., предметные результаты по учебному предмету «Литература» (базовый уровень) в старших классах должны отражать:
- «формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на ур овне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления ...;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа произведения» и др.» [7].
Основные положения ФГОС конкретизированы в примерной основной образовательной программе, которая, в свою очередь, является основанием для разработки программ по учебным предметам. Одна из задач учебного предмета «Литература» - формирование «целостного восприятия художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду)» [3]. Эта задача реализуется в учебных программах, авторы которых (методисты, учителя и др.,) среди предметных результатов выпускника средней общеобразовательной школы называют представление о предметном мире произведения, создаваемом посредством многочисленных художественных деталей.
Вопрос изучения деталей литературного произведения является актуальным в наше время. Это подчеркивает, например, педагог Л.А. Мосунова: «Реальность отторжения молодежи от глубокого чтения, формальное отношение к произведениям величайших писателей является серьезной проблемой. Нравственно-ценностный потенциал шедевров мировой литературы нередко остается нереализованным» [6, с. 3]. Понимание роли детали в произведении способствует адекватному восприятию концепции текста, что делает необходимым обращение к детали в курсе учебного предмета «Литература».
Нашей задачей является разработка методических рекомендаций по определению роли художественной детали в создании лирического переживания в поэзии А. Ахматовой при изучении ее стихотворений на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы.
Изложение основного материала статьи. В качестве актуализации знаний о детали можно обратиться к представленному в Литературном энциклопедическом словаре наиболее устоявшемуся толкованию этого термина: «деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку» [4, с. 90]. Исходя из этого определения, видим, что деталь является элементом художественного образа, ее значение определяется в контексте художественного мира произведения, частью которого она является.
Особенно плодотворной для определения роли художественной детали в воплощении авторской концепции мира и человека является ранняя поэзия А. Ахматовой, привлекающая старшеклассников своеобразием отражения внутреннего мира человека, стремлением поэта воплотить в художественном образе буйство переживаемых чувств.
При подготовке к урокам, посвященным поэзии А.Ахматовой, рекомендуем вспомнить статьи В. Жирмунского, Н. Гумилева и др., высоко ценивших ее талант.
В «Письме о русской поэзии», характеризуя поэтический стиль юной А. Ахматовой, Н. Гумилев писал: «Показывая, а не объясняя, используя прием говорящей детали, Ахматова добивается достоверности описания, высочайшей психологической убедительности» [1].
Следует отметить, что интерпретируя стихотворения А. Ахматовой, Н. Гумилев указывает ее пристрастие к вещному миру, в чем теоретики литературы увидят типологическую черту историко-литературного процесса XX века. Например, именно это отмечает В.Е. Хализев: «Литература ХХ века ознаменовалась небывало широким использованием вещного мира не только как атрибутов бытовой обстановки, среды обитания людей, но и (прежде всего) как предметов, органически сращенных с внутренней жизнью человека и имеющих при этом значение символическое: и психологическое, и «бытийное», онтологическое» [8, с. 205].
В статье «Преодолевшие символизм. Ахматова» В.М. Жирмунский среди особенностей поэтического почерка Ахматовой называет «точное и тонкое восприятие явления внешнего мира» [2, с. 112-121]. Указывая характерные черты творческой манеры автора сборника «Вечер», В.М. Жирмунский пишет: «Она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешней жизни и предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение, то особенное душевное содержание, которое вложено в слова» [2, с. 112-121].
Исходя из указанных выше работ современников Ахматовой, можно сделать вывод о том, что она воспринимается ими как представитель нового направления в русской поэзии, отличительное свойство которой - способность Ахматовой к передаче чувств лирического героя (его настроения и состояния души) посредством предметов и явлений внешнего мира. Это качество лирики А. Ахматовой важно учитывать словеснику при работе с современными старшеклассниками с характерным для них стремлением к визуализации воспринимаемой информации.
При подготовке методических рекомендаций было проведено анкетирование 11-классников, которым для интерпретации было предложено стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи», изученное ими в 10-м классе. Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что выпускники школы недостаточное представляют ту конкретную ситуацию, которая лежит в основе стихотворения, что порождает неверное понимание действий, совершаемых персонажами, и соответственно - неверное определение испытываемых героями переживаний и чувств.
Старшеклассники от обучающихся средних классов отличаются тем, что их внимание сосредоточено на целостном представлении изучаемого явления, определении его роли в единой картине окружающей действительности. У обучающихся в этом возрасте повышается интерес к лирике, однако восприятие конкретного и обобщенного смысла поэтических образов представляет для них большую сложность. Задача учителя на уроках, посвященных изучению лирического произведения, заключается в том, чтобы показать школьникам мир авторских мыслей и чувств, совершить плавный переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа.
В процессе решения поставленной задачи используются различные виды деятельности, которые способствуют достижению личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты, связанные с развитием внутреннего мира человека, достигаются при изучении лирического текста, оценивая который ученик обращается к широкому социокультурному контексту (отечественной и мировой культуре, истории и др.). На достижение метапредметных результатов нацелена работа по самооценке полученных на уроке результатов: умению обобщать, классифицировать, интерпретировать, устанавливать аналогии, проводить сопоставительный анализ, рефлексию, использовать ИКТ и др. Предметные результаты заключаются в совершенствовании умений обучающихся интерпретировать лирическое произведение.
Опираясь на методику, предложенную В.Г. Маранцманом, считаем целесообразным поэтапное изучение лирических произведений. Для этого необходимо следующее:
«1) выявление читательского восприятия;
2) анализ художественного произведения (в старшем звене требует комплексного подхода, ибо здесь важно определить и дотекстовую информацию, и сильные позиции произведения, помогающие сформулировать тему и идею, а затем выйти на анализ характера лирического героя, индивидуальный стиль поэта и широкие философские обобщения)» [5, с. 135].
Исходя из сформулированной выше задачи, мы рекомендуем большое внимание уделить урокам, посвященным ранней лирике Ахматовой. Темами таких уроков могут быть следующие: «Стихи живые сами говорят (о ранней лирики А. Ахматовой)», «Мне ни к чему одические рати...(жизнь и творчество А. Ахматовой)», «Душа ее в поэзии жива, волшебно и величественно слово» и пр. В отличие от традиционного подхода, соотносимого с тематической характеристикой стихотворений этого периода, мы предлагаем иной путь - постижение особенностей художественного мира ранней Ахматовой через интерпретацию художественных деталей.
При реализации рекомендуемых тем могут решаться следующие задачи:
- образовательные: выявить своеобразие художественного мира, представленного в ранней лирике Ахматовой на основе интерпретации ее лирических стихотворений и выявлении роли художественной детали в них;
- развивающие: развивать творческое мышление, анализировать и обобщать материал, делать самостоятельные умозаключения;
- воспитательные: формирование социально-психологических качеств личности (нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых).
На изучение лирики А. Ахматовой программой отводится небольшое количество часов, поэтому на этапе подготовки урока рекомендуем обучающимся список стихотворений для самостоятельного изучения, (которые затем, на уроке, будут использованы в качестве выразительного чтения и интерпретации) и 2-3-м ученикам даем индивидуальные задания (подготовить доклад с презентацией). Предлагаемые темы докладов и сообщений: «Акмеизм как литературное направление», «Детство и юность А. Ахматовой», «Начало творческого пути А. Ахматовой», «Основные темы и мотивы в ранней лирики А. Ахматовой» и т.п.
Работа с докладами поспособствует формированию у обучающихся объективного представления о литературном процессе на рубеже Х1Х - ХХ веков, а также о культурной и общественной жизни России этого периода. Эта информация позволит учителю сделать акцент на кризисе исторических представлений о времени и человеке в истории, выраженном, в первую очередь, в утрате прочной мировоззренческой основы. Актуализация этого контекста жизни и раннего творчества А. Ахматовой может способствовать социокультурной и нравственной самоидентификации современных старшеклассников.
Изучение лирики А. Ахматовой традиционно начинаем с ее краткой биографии. На этом этапе обучающиеся выступают с докладами посвященные жизни и творчеству А. Ахматовой, актуализируя исторический и социокультурный (в т.ч. литературный) контекст, компоненты которого известны им из уроков истории, обществознания, географии и пр. Эффективной может быть актуализация знаний и представлений об общих тенденциях историко-литературного процесса начала века. При этом можно использовать методический прием кластера («Ромашка», «Гроздья» и др.) как графической формы организации, систематизации, обобщения и т.п. информации, важной для реализации темы урока. Так, основой сердцевиной» ромашки может быть понятие «акмеизм», а лепестками - 6 наименований наиболее важных для акмеизма характеристик/свойств. Возможна как коллективная (групповая, парная) так и индивидуальная работа. Например, в одном из классов после всех предложений о содержании лепестков ромашки остались следующие: «серебряный век», «литературное течение»; «Цех поэтов»; «Н. Гумилев, А. Ахматова», «отказ от символов» «изобразительная деталь».
При актуализации знаний обучающихся о детали рекомендуем акцентировать их внимание на том, деталь не просто мелкий образ или подробность изображения портрета, пейзажа, интерьера и т.п. Деталь, прежде всего, часть, подробность чего-либо большего и значимого, одновременно отражающая это значимое и укрепляющая его целостность.
Именно на них основывается образная система героев Ахматовой (их чувства, психологическое состояние, окружающая героя среда и т.п.). Выявление роли детали позволяет углубить понимание старшеклассниками художественного мира лирики Ахматовой как поэта первой половины XX века.
При знакомстве с ранней лирикой А. Ахматовой рекомендуем использовать групповую форму, предложив для работы интерпретацию стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью» и др. В качестве проблемного вопроса рекомендуем следующий: «Какова роль играют художественные детали в стихотворениях А. Ахматовой?»
Каждая группа решает одни и те же вопросы на материале представленного для интерпретации стихотворения А. Ахматовой:
- Определите художественные детали, укажите, каково их значение в стихотворении.
- Какой предстает героиня анализируемого стихотворения А. Ахматовой?
Например, в стихотворении А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» изобразительные детали, усиливающие зримость и достоверность образа героини и окружающего ее мира, одновременно отражают ее эмоции и внутренние переживания, визуализируют их. Трансформация привычных для произведений любовной тематики образов («грудь холодела, но шаги мои были легки», «умру с тобой», «равнодушно желтый огонь свечей» и др.) позволяет поэту указать на типичность ситуации угасания любви и последующего расставания, неоднократно воспроизводимой в искусстве, и одновременно с этим обратить внимание на стремление героини не показать своей слабости, охватившего ее отчаяния, невозможности определить, что правильно и что неправильно в ее жизни в момент разлуки с дорогим для нее человеком. Лирическая героиня чувствует такую сильную боль, что не в состоянии определить даже количество ступеней лестницы, по которой она уходит из дома. Образ-деталь «темная вуали» указывает на скорбь, грусть, тягостное чувство одиночества. Деталь, характеризующая жест героини («сжала руки») не только передает ее эмоциональное напряжение, но и указывает на стремление девушки отгородиться от внешнего мира, т.к. никто не может ее понять и не может ей помочь.
При обобщении полученных выводов и их доказательств эффективным может стать и такой методический прием как «Фишбоун» («Скелет рыбы» или «Рыбья кость»), визуализирующий информацию в виде схематической диаграммы в форме рыбьего скелета. В качестве головы «скелета» в треугольник вписывается озвученный выше проблемный вопрос, на верхних костях фиксируются значения художественных деталей в стихотворении, предложенном обучающимся для интерпретации: указываются типы деталей: портретная деталь, пейзажная деталь, внешняя (предметная) деталь и др. На нижних костях, отражающих верхнюю часть скелета, вписываются иллюстрирующие их факты из произведения. Так каждая «кость» верхней части скелета дополняется фактической составляющей нижней части скелета, например: «портретная деталь» - «сжала руки», «темная вуаль», «грудь холодела», «левая рука» и т.п.; «пейзажная деталь» - «между кленов», «шепот осенний» и др.; «вещная/внешняя деталь» - «много ступеней», «их только три», «темный дом», «в спальне горели свечи» и др.
Завершающий скелет треугольник («хвост рыбы»), как правило, содержит ответ на проблемный вопрос, обобщающий полученные группами выводы, например: «Деталь акцентирует внимание на внутреннем состоянии лирического героя/героини, передавая неоднозначность испытываемых им/ею чувств, акцентируя внимание читателя на параллелизме переживаний героя/(героини и окружающего мира».
В качестве домашней работы можно предложить следующие творческие задания:
- на основе художественных деталей составить психологический словарь голосов, взглядов, жестов как средств душевного состояния героя;
- изобразить географию стихотворения;
- составить график динамики чувств героя и т д.
Таким образом, при выявлении роли художественной детали в ранних стихотворениях А. Ахматовой активно решались задачи по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты, связанные с развитием внутреннего мира человека, достигаются при изучении лирического текста, оценивая который ученик обращается к широкому социокультурному контексту (отечественной и мировой культуре, истории и др.). На достижение метапредметных результатов нацелена предполагаемая работа по самооценке полученных на уроке результатов: умению обобщать, классифицировать, интерпретировать, устанавливать аналогии, проводить сопоставительный анализ, рефлексию, использовать ИКТ и др. Предметные результаты заключаются в результате интерпретирования лирического произведения.
Выводы. При разработке методических рекомендаций, направленных на выявление в литературном произведении функции художественной детали, мы исходили из того, что деталь, являясь частью/подробностью целого, одновременно отражает это целое, скрепляет разные уровни его содержания и формы. Предложенные нами виды деятельности и методические приемы, учебные задания, основанные на работах авторитетных теоретиков литературы и методистов, позволяют эффективно выполнять творческие задания, отражающие стремление современных старшеклассников к визуализации информации. Системный подход к изучению детали в контексте целостного восприятия произведений позволяет определить значение раннего творчества А. Ахматовой как поэта-акмеиста первой половины XX века (историко-биографический аспект), как художника с определенными эстетическими установками (культурный аспект), как личности, находящейся в непрерывном процессе самоидентификации (философский аспект), как человека, отражающего определенное национальное сознание (культурно-психологический аспект).
Литература:
1. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. // Гумилев Н. Электронное собрание сочинений. URL: https://gumilev.ru/clauses/42/ (дата обращения 05.08.2019).
2. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. - 407 с.
3. Коровина В.Я. Литература 5-11 классы: Базовый уровень [Электронный ресурс]: Программы общеобразовательных учреждений. / под ред. Коровиной В.Я. - М: Просвещение, 2010. URL: https://infourok.ru/ rabochaya_ programma_ po_literature_11_klass._v.ya.korovina.-308064.htm (дата обращения 05.08.2019).
4. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
5. Маранцман В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей -М.: Просвещение, 1977. - 206 с.
6. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: Автореф. дис.... д-ра пед.наук. - М., 2006. - 44 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: текст с изм. и доп. от 29 июня 2017 г. // Министерство образования и науки. URL: https://минобрнауки.рф/ документы/2365 (дата обращения 05.08.2019).
8. Хализев В.Е. Литературное произведение. Теория литературы - М.: Высшая школа, 2002. - 305 с.
Педагогика
УДК: 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Николаева Людмила Юрьевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Степаненкова Анна Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Данное исследование посвящено обоснованию содержательных и процессуальных основ формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются четыре направления работы («Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»), каждое из которых решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выделены методы формирования финансовой грамотности старших дошкольников, необходимость создания в групповой комнате вариативной и гибкой предметно-пространственной развивающей среды. Акцентировано значение информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности ребенка в освоении финансовых представлений, важность активного взаимодействия с родителями по воспитанию правильного отношения к различным экономическим категориям. Сделан вывод, что целенаправленное формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, культуры и воспитанности.
Ключевые слова: дошкольное образование, экономическое образование дошкольников, финансовая грамотность, финансовые представления.
Annotation. This research is devoted to justification of substantial and procedural bases of formation of financial literacy at children of the advanced preschool age. Four areas of work ("Requirements", "Work and professions", "Goods, barter", "Money and the budget of family") are offered, each of which solves the educational, developing and educational problems in various educational areas according to requirements of federal state educational standard of preschool education. Methods of formation of financial literacy of the senior preschool children, need of creation for the group room of the variable and flexible subject and spatial developing environment are allocated. The value of the information and communication technologies expanding possibilities of the child in development of financial representations, importance of active interaction with parents on education of the correct attitude towards various economic categories is accented. The conclusion is drawn that purposeful formation of financial literacy at children of the advanced preschool age allows to develop systemically bases of financial education, culture and good breeding.
Keywords: preschool education, economic education of preschool children, financial literacy, financial representations.
Введение. В соответствии с существенными изменениями в государственно-политическом и экономическом устройстве России особое внимание уделяется экономическому образованию и воспитанию у подрастающего поколения экономической самостоятельности, инициативности, ответственности, трудолюбия, способности к взаимодействию, восприятию происходящих экономических преобразований, принятию необходимых решений. Становление и развитие данных качеств начинается на этапе дошкольного возраста, как наиболее сенситивного периода развития и социализации личности [61.
Актуальные научно-методические и дидактические аспекты к организации экономического образования детей в условиях дошкольной образовательной организации раскрываются в исследованиях Т.А. Арефьевой, Л.Н. Галкиной, О.А. Гладковой, Л.М. Клариной, Н.А. Крючковой, Е.А. Курак, Р.С. Лукьяновой, А.Ю. Селезневой, Е.А. Сидякиной, А.А. Смоленцевой, Н.А. Струнилиной, Т.Г. Хановой, А.Д. Шатовой и др. По мнению ученых, формирование элементарных экономических (финансовых) представлений дошкольников осуществляется посредством создания у детей познавательных мотивов и предполагает развитие интереса к знаниям экономического содержания, приобретение опыта финансовых отношений, способов участия в экономической жизни своей семьи. В то же время, анализ исследуемой проблемы свидетельствует, что педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают некоторые трудности в формировании у детей таких понятий, как «цена», «выгода», «аванс», «банк», «аукцион», «бюджет», «валюта», «товар», «энергосбережение», «реклама». Это приводит к достаточно низким результатам развития финансовых представлений у детей.
Изучение проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет выявить противоречие между потребностью общества в экономически-грамотном подрастающем поколении и недостаточной методической разработанностью процесса формирования финансовой грамотности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Целью исследования является определение содержательных и процессуальных основ формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. В рамках проблемы экономического образования в области дошкольного образования особое место занимают вопросы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.) финансовая грамотность рассматривается как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [1].
По данным нашего исследования, в котором участвовало 68 детей старшего дошкольного возраста, было выявлено: большинство детей имеют разрозненные и бессистемные представления о потребностях семьи и ее бюджете, о труде родителей и семьи в целом, о том, что такое деньги, как они зарабатываются и как