Педагогика
УДК: 372.882
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и истории Бахор Тамара Андреевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»)
Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности школьников при изучении литературы в 10 классе. Автор статьи показывает, как имена, отчества, фамилии персонажей рассказа «Ионыч» отражают представление писателя о человеке как гармоничной личности, которой свыше дано объединить ценности жизни человека определенного исторического периода и вечные идеалы существования человека, но выбор жизненного пути человек совершает самостоятельно.
Ключевые слова: методика преподавания литературы, учебно-исследовательская деятельность обучающихся, проект, художественный образ, антропонимы, А.П. Чехов, П. Флоренский.
Annotation. The article presents methodical recommendations on the organization of educational and research activities of schoolchildren in the study of literature in the 10th grade. The author of the article shows how names, patronymics and surnames of the characters of the story "Ionich" reflect the writer's idea of a person as a harmonious personality, which is given to combine the values of human life of a certain historical period and the ideals of human existence, but the choice of life path a person makes independently.
Keywords: methodology of teaching literature, educational and research activity of students, project, artistic image, anthroponyms, A.P. Chekhov, P. Florensky.
Введение. Современная российская школа стремится создавать необходимые условия для полноценного развития исследовательского потенциала обучающихся, темпы формирования которого напрямую зависят от навыков овладения школьниками способами самостоятельного приобретения знаний. Это отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) [6] и основной образовательной программы среднего (полного) общего образования [5], в которых акцентируется направленность учебно-исследовательской деятельности на достижение важнейших личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных ФГОС [6].
На уроках литературы в 10-м классе творчество пи сателей конца XI X века ра ссматривается ка к за ключительная ст адия ра звития ру сской ли тературы этого периода. Литературоведы и методисты (Г.Н. Ионин, Н.Н. Скатов, Л.М. Лотман, Ю.В. Лебедев, В.Г. Маранцман и др.), разрабатывающие основные направления в методике обучения школьников литературе [2; 3; 4], подчеркивают важную роль А.П. Чехова в историко-литературном процессе. Как показывает наш опыт работы, методисты и учителя часто не обращают внимание на важнейшие философские и социально-этические проблемы его рассказов.
Нашей задачей является разработка методических рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности в 10 классе при изучении рассказа А.П. Чехова «Ионыч», которые позволяют учителю и обучающимся по-иному взглянуть на проблематику произведения, систему персонажей, финал текста.
Изложение основного материала статьи. Методисты и учителя литературы, работающие в 10-11-х классах, неоднократно указывают, что итогами учебно-исследовательской деятельности являются не столько предметные результаты, специфические для данной предметной области, сколько личностное и интеллектуальное развитие школьников, формирование у них умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. В старших классах при исследовании художественного текста на первый план выдвигается междисциплинарный подход, который преимущественно и определяет успешность/неуспешность исследовательской работы школьников. Безусловно, все это требует специальной углубленной подготовки учителя, обращения к научным и научно-популярным работам, содержащим методологическое обоснование исследовательской работы с произведением литературы как явлением мировой художественной культуры.
Наш опыт работы со старшеклассниками свидетельствует о том, что эффективным средством характеристики персонажа и определения его роли в проявлении авторской концепции произведения являются в эпических произведениях имена, отчества, фамилии персонажей. Недостаточное внимание к антропонимам приводит учителей и обучающихся к неточным и /или неверным выводам. Так, 10-классники одной из школ пришли к выводу о том, что работа с антропонимами не позволяет решить проблемный вопрос исследования: «Почему рассказ А. П. Чехова называется именно «Ионыч»? Учительница поддержала точку зрения школьников как единственно верную:«... прием говорящих фамилий здесь мало что дает и уж, конечно, не решает проблему исследования» [9].
Для того, чтобы избежать таких недостоверных выводов необходимо познакомить ребят с работами специалистов в данной области, в т.ч. с философским трудом начала XX в. «Имена», составленным священником Павлом Флоренским (1882-1937), который рассматривал русские имена в единстве их исторического, литературного и метафизического дискурсов [7, с. 37]. Эта работа во многом отражает социокультурный контекст творчества А.П. Чехова.
При организации учебного исследования необходимо учитывать следующие положения указанной работы П. Флоренского: «.имена выражают типы бытия личностного» [7, с. 63]; «Имя действительно направляет жизнь личности по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание. <...> Имя предопределяет личность и намечает идеальные границы ее жизни. Но это не значит, что именем определенная, личность не свободна в своем имени - его пределах. И прежде всего: каждое данное имя есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей» [7, с. 77-78].
На уроке, уже на этапе актуализации знаний (проверки знания и понимания идейно-художественного своеобразия текста), рекомендуем особое внимание уделить размышлениям учащихся не только о том, что
способствовало жизненному выбору Старцева, но и о том, как можно охарактеризовать представленный в рассказе жизненный путь семьи Туркиных, которые хотя и не подвергаются существенным внутренним изменениям, но и не приобретают никаких новых нравственных качеств к концу произведения.
Актуализируя изученное 10-классниками, учитель может провести с 10-классниками беседу об основных функциях имён собственных в художественном произведении. Номинативная функция имени персонажа легко определяется при обращении к героям «Войны и мира» Л.Н. Толстого (Наташа Ростова, Петр Безухов, Андрей Болконский), драмы «Гроза» А.Н. Островского (Тихон, Варвара, Екатерина), комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (Митрофанушка, Софья, Милон и др.).
Семантика имени - распространенное средство, с помощью которого автор стремится передать характер своих героев. Этот способ действенен уже при самом первом появлении того или иного персонажа: познакомившись с первыми страницами текста, читатель, приобретая первое впечатление от героя, может составить самую первоначальную его характеристику, а затем отслеживать по мере чтения произведения, как этот герой меняется в ту или иную сторону. Как видим, обучающиеся легко определяют и характерологическую функцию имени, особенно в произведениях, в которых четко обозначена авторское отношение к герою, основная концепция произведения.
Подобная работа с образами персонажей малой прозы А.П. Чехова вызывает у 10-классников определенные затруднения, объяснением которых может служить высказывание А.М. Гуревича: «В его художественной системе главное свободно смешивается со второстепенным, типическое с атипическим, закономерное со случайным; они попросту неотделимы друг от друга» [1].
Для того, чтобы избежать недостоверных выводов, к которым может привести анализ имени одного персонажа (как это получилось у некоторых учителей [9]), считаем целесообразным организовать в классе исследовательскую работу по группам. Наблюдение над антропонимами 2-х и более персонажей, безусловно, увеличить достоверность полученных выводов.
Класс делится на 3 группы, одна из которых исследует фамилию, имя и отчество главного героя, вторая группа проводит подобную работу с образом главы семьи Туркиных, третья - с женским персонажами этой семьи и т.д.. Группам предлагаем внимательно познакомиться с семантикой антропонимов, используемых в рассказе А. П. Чехова, выписать из энциклопедий имен и фамилий, толковых словарей С.И. Ожегова, В.И. Даля и т.п. значения имен собственных, сделать выводы о том, соотносится или не соотносится антропоним с авторской идеей, воплощенной, по мнению школьников, в образе исследуемого героя/персонажа.
Первая группа обучающихся, обратившись к информационным источникам, определяет семантику имени, фамилии и отчества Дмитрия Ионыча Старцева, главного героя рассказа. Фамилия Старцев относится к распространенному типу русских фамилий и происходит от прозвища Старец. Он призывается на это служение самим Богом, достигает бесстрастия, сердечной чистоты, ему открывается воля Божия. Старец получает особый дар - направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. Обучающиеся, как правило, говорят о несоответствии такой семантики фамилии характеру и занятиям героя, хотя вполне возможно, что в группе найдется ученик, который отметит близость героя и старца по характеру деятельности (врачевание, исцеление).
Рекомендуем учителю направить исследовательскую деятельность обучающихся на проверку и другой версии. Так, в словарях отражено и иное значение слова «старец» - «старый человек», человек преклонного возраста. Традиционно в мировой культуре старый человек является носителем жизненной мудрости, рационального отношения к поступкам и событиям.
При выявлении соотношении фамилии и поступков героя рассказа (особенно в 3-4 главах произведения) учащиеся отмечают, что Старцев, прежде всего, руководствуется разумом, а не чувствами. Доказывая это, 10-классники часто цитируют рассуждения Старцева о предполагаемой женитьбе на Екатерине Туркиной: «А приданого они дадут, должно быть, немало... Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач... К тому же, если ты женишься на ней, -продолжал кусочек, - то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе. Ну что ж? - думал он. - В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку...» [8]. Здесь отчетливо виден рационализм Старцева, несмотря на то, что он влюбен в Екатерину Ивановну.
Как известно, Дмитрий (Димитрий) - распространённое имя греческого происхождения, означающее «посвящённый богине Деметре». Деметра - древнегреческая богиня земли и плодородия, поэтому человек, носящий имя Дмитрий является ее служителем. Основными в жизни такого человека становятся земные стремления и переживания, соотносимые с семейными заботами и другими интересы, связанными с телесностью. С Деметрой связана и любовь носителя имени ко всему земному, в т. ч. и к человеку. Все это порождает внутренний конфликт Дмитрия.
Рекомендуем обучающимся найти в рассказе материал, иллюстрирующий обе стороны имени Дмитрий, а также определить, в каком соотношении находятся эти стороны в образе персонажа. Такая работа позволяет учащимся сделать вывод о том, что в жизни Дмитрия Старцева преобладающими оказались его земные (приземленные) интересы.
Как известно, у каждого человека есть небесный покровитель, святой, в честь которого он назван. П. Флоренский советует не соотносить напрямую имя святого с названным этим именем христианином, т.к. первичным, по мнению богослова и культуролога, является имя. Он пишет: «... по имени - житие, а не имя по житию. Имя оценивается церковью, а за нею - православным народом как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея, а святой - как наилучший ее выразитель» [7, с. 32-33].
Учитывая это положение при выборе обучающимися в святцах того Димитрия, в честь которого был поименован Старцев, рекомендуем для такой работы учащимся все же предоставить ранее подготовленный материал по житиям святых Дмитрия Донского и Дмитрия Солунского.
10-классников обычно привлекает, в первую очередь, герой русской истории Дмитрий Донской. Изучив источники, обучающиеся формулируют общую модель жизни святого Дмитрия Донского: это собиратель русских земель, защитник находящегося под монголо-татарским игом русского народа, победивший противника с помощью Божией. Опираясь на сравнение рассказа А.П. Чехова и житие Дмитрия Донского, обучающиеся делают вывод о том, что Старцев не обладает чертами героя этого жития.
Более плодотворным для исследования будет знакомство с житием Дмитрия Солунского, который при жизни проповедовал христианство. После возведения Дмитрия в лик святых, верующие молились ему об
избавлении от болезней, он помогал при эпидемиях тем, кто просил о помощи. Учащиеся обращают внимание на то, что эта деятельность святого близка профессии чеховского героя. Нельзя не заметить работоспособность Старцева. Большая врачебная практика этого персонажа позволяет обучающимся говорить о том, что он востребован, т.е. в профессии он успешен.
Так как главный герой произведения по воле автора к финалу рассказа утрачивает имя и фамилию (горожане его называют просто по отчеству - Ионыч), остается только указание на то, что он сын Ионы, то обучающимся при проведении исследования необходимо выявить семантику и этого имени.
По происхождению имя Иона - древнееврейское. Одно из его значений - «голубь», который, стал символом души и связи с миром божественного. Самым известным Ионой, в честь которого часто называли детей, является ветхозаветный пророк Иона. Современные школьники плохо знают его историю, поэтому рекомендуем напомнить им основные сведение о жизни этого пророка. Господь оживил маленького Иону. Вся последующая жизнь пророка Ионы связана со множеством чудесных событий. Он был послан Богом пророчествовать в город Ниневею, погрязший в пороках, и предупредить его жителей о предстоящем всеобщем наказании божием, если горожане не раскаются в своих грехах. Однако Иона сомневался, что его будут слушать люди, пошел против воли Божьей, попытался избежать своей миссии, за что был наказан. Затем он Иона раскаялся, выполнил волю Господа.
Как правило, первоначально работая с отчеством героя, 10-классники отмечают, что с образом Ионыча можно соотнести мотив метания, неуверенности, присущий и пророку Ионе. Но большая часть юных исследователей обычно приходят к выводу о том, что отчество не участвует в характеристике героя чеховского рассказа: Они утверждают, что Старцев не ничего «не взял» от имени своего отца.
Как ни парадоксально, но и эта мысль важна для представления о творчестве Чехова в целом, так как в его произведениях мы не видим образцовых отцов, а детям нечего перенять от своих родителей. Рекомендуем обратить внимание 10-классников на то, что в анализируемом рассказе автор не упоминает о связи Ионыча с родителями, но также нет информации и о том, что Ионыч сирота. Подобный мотив «безотцовщины», своеобразного сиротства, позже отчетливо проявляется, например, в драмах Чехова, с которыми 10-классники познакомятся на следующих уроках.
Проведя поиск информации, группа приходит к следующему выводу: в рассказе А.П. Чехова имя и фамилия способствует характерологии героя, а вот отчество героя, соотносимое с представлением о душе человека, его связи с Богом-отцом, никак не проявляется в рассказе «Ионыч», что отражает свойственное тому времени стремление отказаться от традиций, в т. ч. и семейных, и найти новые формы существования человека в социуме.
Задачей второй группы является поиск значений имени, фамилии и отчества главы семейства Туркиных.
По одной из версий, фамилия Туркин образована от прозвища Турка: так в старину называли турков. Скорее всего, такое прозвище указывало либо на национальную принадлежность человека, либо на особенности его внешнего вида (например, черные волосы, смуглая кожа). Известно, что такие прозвища, как Турок и Немец особенно в Малороссии, использовали по отношению к человеку, который, подобно иностранцу, не знающему русский язык, не понимает очевидного. Исходя из полученной информации, учащиеся обобщают значение слова «турок»: это человек, отличающийся от других, выделяющийся из общей массы. Это соответствует тому, как в рассказе характеризуют Туркиных горожане: «И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую» [8].
Если обратиться к историческому контексту, то можно предположить, что у семьи Туркиных предки могли быть выходцами из Турции. Особый интерес данное исследовательское задание вызывает у школьников, увлекающихся историей России. Они могут найти много исторических фактов о том, что после русско-турецких войн, в том числе и в 1877-1878 гг., в Турции было много русских пленных, а в России соответственно - много пленных турков. Таким образом, этот аспект школьного исследования отражает внимание Чехова к страницам российской истории, воплощая мысль о том, что обычной рядовой человек так же связан с мировой историей, как и государственный деятель высокого ранга.
Имя главы семейства Туркиных Иван - это распространенная в русскоязычной среде форма церковнославянского имени Иоанн. В привычном для нас виде имя Иван появляется в 14 веке. Имена Иоанн и Иван полностью идентичны по своему значению и соотносятся с иудейским, обозначающим «Яхве милостив», где Яхве - это имя бога в Ветхом завете, а значит общее значение имени «Бог милостив».
Размышляя о соответствии этого значения имени персонажа, школьники отмечают, что, действительно, к Ивану Петровичу, да и вообще к семье Туркиных «Бог милостив». Доказывают это утверждение 10-классники тем, что Туркины на протяжении всего рассказа остались единой семьей, члены которой понимают друг друга и поддерживают, они занимаются творчеством и привносят искусство в жизнь других жителей города. Многие годы они сохраняют любовь к друг другу, уважение и привязанность.
Древнегреческое происхождение имеет и отчество героя. Имя Пётр в переводе означает «камень», «скала», а также трактуется как «твёрдый», «надёжный», «непоколебимый». Важно отметить, что Иван Петрович является основой семьи Туркиных, Если Ионыч не имеет связи с отцом, то в этой семье, основанной на традиционном отношении родителей и детей, существует крепкая связь поколений, которую не может ослабить и своеволие младших.
Подобную работу третья группа может провести по выявлению авторской идеи на основе имен других членов семьи Туркиных - Катерины и Веры Иосифовны Туркиных.
Подводя итог исследования, обучающиеся приходят к выводу том, что антропонимы в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» не только выполняют характерологическую функцию, но и отражают авторскую идею каждого образа. Следует иметь в виду, что в рамках реалистического произведения, в отличие от классицистического, антропонимы не прямо характеризуют персонажей, а указывают на то, какими они могли быть, какой путь был возможен для них, тогда как их настоящая жизнь - результат собственного выбора каждого из героев. Углубленное исследование имени позволяет обучающимся понять, что автор не только характеризует личность, но в образе персонажа отражает своего современника как человека, воплощающего особенности определенного этапа истории России.
По итогам исследования группа может подготовить доклад для школьной или городской конференции, участие 10-ков в образовательном форуме, статья, выступление на диспуте и др.
Выводы. Учебно-исследовательская деятельность на уроках литературы может способствовать разрешению спорных вопросов интерпретации обучающимися образов персонажей и позиции автора в произведении, совершенствованию у школьников умений обосновывать собственную позицию.
Обращение к семантике имени персонажа, житиям святых, с которыми это имя соотносится, привлечение историко-культурного контекста позволяет учителю подвести юных исследователей к выводу о том, что имена собственные в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» отражают представление писателя о человеке как гармоничной личности, которой дано объединить ценности жизни человека определенного исторического периода и вечные идеалы существования человека, отражающие его стремление к гармонии взаимоотношений личности и общества, вневременного и сиюминутного и т.д.
Литература:
1. Гуревич А.М. Три стадии русского реализма: К спорам о литературных направлениях. URL: http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/ kritika/ostrovskij-chehov-sbornik/gurevich-tri-stadii-russkogo-realizma.htm (дата обращения 05.08.2019).
2. Литература. 10 класс. Учебник в 3-х частях (базовый и профильный уровни). / Авт.-сост. Ионин Г.Н., Скатов Н.Н., Лотман Л.М. - М.: Мнемозина, 2013.
3. Литература. 10 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 2. 14-е изд. / Авт.-сост. Лебедев Ю.В. -М., 2012 - 383 с.
4. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2-х ч. Часть 2. / Авт.-сост. Маранцман В.Г. - М.: Просвещение, 2011. - 398 с.
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). URL: http://fgosreestr.ru/registry/ primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения 05.08.2019).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). URL: httpsV/минобрнауки.рф/ документы/2365 (дата обращения 05.08.2019).
7. Флоренский П. Имена: Ономатология. Словарь имен. // Промысел Божий в имени христианина. Тайный смысл имен. / Сост. Казаков О. Отв. ред. Блинский А.В. - М.: Изд-во «САТИСТЪ», 2003. - С. 30-229.
8. Чехов А.П. Ионыч. URL: https://ilibrary.ru/text/437/p.1/index.html (дата обращения 05.08.2019).
9. Эйхенбаум Т.И. Использование технологии решения исследовательских задач при изучении рассказа А.П. Чехова "Ионыч"/ Открытый урок. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1% 82%D1%8C%D0%B8/537050/ (дата обращения 05.08.2019).
Педагогика
УДК: 372.882
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и истории Бахор Тамара Андреевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Брагина Анастасия Олеговна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Смагина Вероника Юрьевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕТАЛИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А. АХМАТОВОЙ В ШКОЛЕ)
Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по организации изучения лирического стихотворения посредством выявления художественных деталей, способствующих эффективному смысловому восприятию литературных произведений, в т.ч. и лирических стихотворений, а также более полному представлению обучающихся о концепции текста. Опираясь на работы современников А. Ахматовой, оценивших своеобразие художественного мира ее ранней поэзии, авторы статьи рекомендуют учителю литературы активно использовать на всех этапах урока визуализацию (кластеры, диаграммы, таблицы, схемы и др.).
Ключевые слова: методика преподавания литературы, художественная деталь, стихотворение, лирическая героиня, художественный мир, визуализация учебной информации, А. Ахматова.
Annotation. Methodical recommendations on the organization of the study of lyrical poems by identifying artistic details that contribute to the effective perception of literary works, including lyrical poems, as well as a more complete representation of students about the concept of the text are presented in this article. Based on the works of Akhmatova's contemporaries, who evaluated the originality of the art world of early poetry, the authors of the article recommend the teacher of literature to use actively visualization at all stages of the lesson, using the iconography (clusters, diagrams, tables, schemes, etc.).
Keywords: methodology of teaching literature, artistic detail, poem, lyric heroine, artistic world, educational information visualization, A. Akhmatova.
Введение. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки № 1577 от 31.12.2015 г., предметные результаты по учебному предмету «Литература» (базовый уровень) в старших классах должны отражать:
- «формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на ур овне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления ...;