Научная статья на тему 'Осенний пролёт краснозобого конька Anthus cervinus в окрестностях Пущино в 2005 году'

Осенний пролёт краснозобого конька Anthus cervinus в окрестностях Пущино в 2005 году Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
72
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Архипов В. Ю., Мурашев И. А.

Второе издание. Первая публикация в 2006 г. Архипов В., Мурашев И. 2006. Осенний пролёт краснозобого конька в окрестностях Пущино, 2005 г. //Новости программы Птицы Москвы и Подмосковья 3: 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осенний пролёт краснозобого конька Anthus cervinus в окрестностях Пущино в 2005 году»

Литература

Лопатин В.В. 1987. Случай кормления туркестанским жуланом двух кукушат //

Орнитология 22: 214. Нумеров А.Д. 2003. Межвидовой и внутривидовой гнездовой паразитизм у

птиц. Воронеж: 1-517. Хабаева Г.М. 1985. О воспитании полевым жаворонком двух птенцов обыкновенной кукушки в одном гнезде // Экология и население птиц. Иркутск: 119-121. Hoffmeister R. 1957. Bachstelze zwei Jungkuckucke // Falke 4, 4: 139.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2006, Том 15, Экспресс-выпуск 318: 463-466

Осенний пролёт краснозобого конька Anthus cervinus в окрестностях Пущино в 2005 году

В. Ю. Архипов, И. А. Мурашев

Второе издание. Первая публикация в 2006*

Краснозобый конёк Anthus cervinus — редкий пролётный вид Подмосковья. В сводке Е.С.Птушенко и А.А.Иноземцева (1968) приводятся крайне фрагментарные сведения о сроках пролёта этого вида и совершенно отсутствуют сведения о численности, поведении и других аспектах его биологии. Упоминается только, что краснозобый конёк часто регистрировался в стайках других видов коньков (лесного A. tri-vialis и лугового A. pratensis), от которых его трудно отличить. За пять лет существования программы «Птицы Москвы и Подмосковья» зафиксированы только 3 встречи в общей сложности 5 птиц в разных частях Московской области (см.: Калякин 2000-2005), что вряд ли отражает реальную картину пролёта этого вида через Московскую область. Мы предполагаем, что краснозобый конёк — обычный пролётный вид, однако остаётся незамеченным орнитологами вследствие определённых трудностей в идентификации коньков вообще, а главное — мАлого знакомства с позывками этого вида.

Наблюдения в окрестностях Пущино

Осенью 2005 г. мы наблюдали довольно выраженный пролёт краснозобого конька в окрестностях Пущино — заокской части Серпуховского района Московской области. До 2005 г. этот вид достоверно здесь

* Архипов В., Мурашев И. 2006. Осенний пролёт краснозобого конька в окрестностях Пущино, 2005 г. // Новости программы Птицы Москвы и Подмосковья 3: 12-13.

не регистрировался (Архипов, Мурашев 2004). Правда, у нас были предположения о возможных встречах одиночных пролётных птиц и до 2005 г., однако эти предположения строились не на визуальном определении, а на регистрациях позывок. Отсутствие у нас опыта в определении коньков по голосу и было основной причиной сомнений. В 2005 г. первых коньков с необычно длинной позывкой мы отметили 27 и 31 августа. Позже, сравнив доступные записи позывок краснозобых и других коньков (Roche 1990; van den Berg et al. 2003), мы однозначно отнесли отмеченных птиц к краснозобым конькам. С этого момента мы стали внимательно прислушиваться к пролетающим конькам, а также внимательно разглядывать присаживающиеся стайки этих птиц. Оказалось, что A. cervinus встречались весь сентябрь 2005 г. и в отдельные дни были даже многочисленны.

Краснозобые коньки появились у нас, когда пролёт лесных коньков был уже в разгаре. По одному краснозобому коньку отмечено 27 и 31 августа 2005 над поймой Оки, три пролетающие одиночные птицы отмечены нами там же 9 сентября. Затем во время экскурсий встречено скопление из 30 птиц, кормящихся на пастбище у дер. Грызлово 14 сентября в отдалении от Оки. Позднее мы ещё 5 раз посещали этот выгон и 4 раза отмечали кормящихся там краснозобых коньков. До 20-х чисел сентября число пролётных A. cervinus возрастало, в то время как интенсивность миграции A. trivialis падала. В безветренный туманный и влажный день 23 сентября на пастбище у Грызлово мы отметили наибольшее число краснозобых коньков — около 300, в этот же день впервые отметили в значительном числе A. pratensis — до 150 птиц. Подробнее приблизительные числа встреченных на выгоне коньков трёх видов приведены в таблице. Площадь пастбища, где мы наблюдали краснозобых коньков, составляет примерно 2 км2.

Результаты учётов коньков на пастбище у дер. Большое Грызлово

осенью 2005 г.

Вид Число встреченных особей

14.09 15.09 18.09 23.09 25.09 9.10

Anthus trivialis >50 >50 20 50 15 0

Anthus cervinus 30 0 50 300 15 0

Anthus pratensis 0 0 0 150 >20 >50

Определение

Как мы уже упомянули, определение летящих коньков производилось по позывке. Долгое чистое, иногда несколько гнусавое «пси-и-и-и» краснозобого хорошо отличается от позывки «псир» или «псит» лесного конька, где в голосе почти всегда слышны хрипловатые или скрипучие

оттенки и позывка в целом короче. Ещё легче отличить по голосу краснозобого конька от лугового, короткое «сит» или «цит» которого часто парное или издаётся сериями «сит-сит-сит».

Краснозобые коньки, кроме долгой позывки, иногда в хорошую погоду, играя и гоняясь друг за другом, издают мелодичный щебет. Летят они как одиночно, так и парами или маленькими стайками до 10-15 птиц. В подходящих местообитаниях они останавливаются на кормёжку и тогда могут образовывать довольно крупные скопления, в том числе с коньками других видов, а также белыми трясогузками Mota-cilla alba. В нашей местности для краснозобых коньков наиболее привлекательным биотопом оказалось выбитое коровье пастбище с кочками, многочисленными ямками от копыт и нарушенным травяным покровом. В то же время, лесные коньки предпочитали луга с хорошими травостоями и опушки лесов, а луговые коньки — более ровные и оголённые участки почвы, например, берега рек или поля.

На осеннем пролёте мы отмечали в основном молодых птиц, у которых нет охристого или кирпичного зоба. Однако, сравнивая кормящихся птиц, отличить молодых A. cervinus от A. trivialis и A. pratensis довольно легко. Во-первых, у краснозобых коньков тёмная спина с выраженными тёмными и светлыми полосами (две полосы на спине почти белые); важно обратить внимание на низ спины и надхвостье — только у краснозобых они с небольшими тёмными пестринами.

Во-вторых, у краснозобых коньков нет контраста между грудью и брюшком — они светлые с выраженными тёмными пестринами, расположенными по всей груди и бокам брюшка. У луговых и лесных хорошо заметен контраст между желтоватыми грудью и боками и белым низом брюшка, при этом по бокам груди и брюшка пестрин меньше, чем у краснозобого, а у лесного конька пестрины ещё и совсем тонкие. Отсутствие контраста между грудью и брюшком также надёжно отличает краснозобого от очень близкого по окраске сибирского конька A. gustavi, который в Московской области ещё пока не отмечался.

Литература

Архипов В.Ю., Мурашев И.А. 2004. Окрестности Пущино. Заочье (Серпуховский район Московской области). Списки видов отдельных районов // Птицы Москвы и Подмосковья - 2002. М.: 162-169. Калякин М.В. (сост.) 2000. Птицы Москвы и Подмосковья - 1999. М.: 1-93. Калякин М.В. (сост.) 2002. Птицы Москвы и Подмосковья - 2000. М.: 1-134. Калякин М.В. (сост.) 2003. Птицы Москвы и Подмосковья - 2001. М.: 1-221. Калякин М.В. (сост.) 2004. Птицы Москвы и Подмосковья - 2002. М.: 1-268. Калякин М.В. (сост.) 2005. Птицы Москвы и Подмосковья - 2003. М.: 1-310. Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1968. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-461.

Van den Berg A.B., Constantine M., Robb M.S. 2003. Out of the blue. Flight calls

of migrants and vagrants. CD. Dutch Birding. Amsterdam. Roche J.C. 1990. All the bird songs of Britain and Europe. 4 CD. Sittelle. Mens.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2006, Том 15, Экспресс-выпуск 318: 466-467

Явление коллективного хищничества сорок Pica pica и чёрных ворон Corvus corone

Н. Н. Березовиков

Лаборатория орнитологии, Институт зоологии Центра биологических исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан, проспект Аль-Фараби, 93, Академгородок, Алматы, 480060, Казахстан. E-mail: InstZoo@nursat.kz

Поступила в редакцию 15 февраля 2006

Во время посещения ущелья реки Орта-Тентек у села Бибикан (бывш. Успеновка) в северо-восточных отрогах Джунгарского Алатау 24 июля 2005 я проводил наблюдения за серпоклювами Ibidorhyncha struthersii, державшимися на обширном галечнике. По соседству, на верхней террасе противоположного берега реки, обильно усеянной аллювием, находилась отдыхавшая отара овец и коз. Время от времени со стороны этой отары доносилось оживленное стрекотание сорок Pica pica, и вскоре я обратил внимание на то, что их собралось там уже 11 особей. С соседнего кустарникового склона сюда же с тревожным карканьем одна за другой прилетели 15 чёрных ворóн Corvus corone orientalis и расселись на вершине земляного вала арыка. В зрительную трубу удалось рассмотреть, что сороки собрались в небольшом понижении около этого вала, где лежала домашняя коза, у которой происходили роды. В полуметре от неё неподвижно лежал родившийся накануне козлёнок, около которого, высоко подняв хвосты, оживлённо и суетливо скакали сороки, издававшие как стрекотание, так и пронзительные визгливые крики. Несколько птиц, приближаясь вплотную, клевали козлёнка, в основном в область живота, отскакивали в сторону, снова приближались и вновь наносили клевки. Более осторожно действовало несколько ворóн, которые ограничивались лишь одним-двумя осторожными клевками. Остальные ворóны наблюдали за действиями нападавших с расстояния 2-5 м. Козлёнок уже не подавал видимых признаков жизни. Коза иногда поднимала голову, но предпринять каких-либо действий по защите козлёнка не могла. Остальные животные были безучастны к происходящему. В это время около отары поя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.