Научная статья на тему 'Осадочная площадка для изучения степени бактериального загрязнения воздуха'

Осадочная площадка для изучения степени бактериального загрязнения воздуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осадочная площадка для изучения степени бактериального загрязнения воздуха»

Таблица 3. Процент распределения парт по классам, согласно росту учеников. Составлена для смешанных школ по данным госсанинспекции Бауманского, Киевского, Первомайского и Фрунзенского районов Москвы

Класс Размеры пар г

№ 5 № 6 № 7 1 № 8 »9 № 10 М 11 Л* 12 № 13

I 2,5 42,2 48,5 6,6 0,2

II 0,2 13,5 57,2 26,8 2,3

III 3,3 37,3 48,2 10,5 0,7

IV 0,5 14,4 51,1 28,1 5,5 0,4

V 0,1 4,2 32,5 45,5 15,9 1,8

VI 0,8 11,6 40,3 37,4 9,7 0,2

VII 0,3 2,8 17,6 46,8 28,2 4,2 0,1

VIII 0,2 2,1 6,2 36,9 40,8 12,6 1,2

IX 1 ,1 3,6 29,1 43,8 20,6 1,8

X 2,1 25,6 46,5 23,9 1,9

Полученные данные являются приближенными, так как часто в параллельных: классах имеются значительные расхождения в требуемых размерах парт. Кроме: того, физическое развитие школьников с каждым годом улучшается, поэтому таблицы надлежит периодически проверять.

Наши наблюдения показывают, что имеется полная возможность обеспечить-подавляющее большинство школьников соответствующей школьной мебелью, но для этого необходимо, чтобы как директоры, так и школьные врачи серьезно занялись этим вопросом. Между тем в процессе нашей работы мы натолкнулись на безразличное, несерьезное отношение со стороны некоторых директоров школ к указанному мероприятию. Что касается школьных врачей, которым принадлежит ведущая роль в проведении этого важного оздоровительного мероприятия, то большинство-из них оказалось совершенно неподготовленным к его осуществлению. Так, из 25—26 школьных врачей только врач школы № 79 М. М. Садовская подробно ознакомилась с техникой подбора парт и самостоятельно провела эту работу в своей школе. Лишь 6—7 школьных врачей не ограничились измерением роста учеников, участвовали в перераспределении парт и контролировали правильность его проведения, большинство же врачей самоустранилось- от этой работы. В распределении учеников по сменам школьные врачи, как правило, не принимали участия.

Подготовка квалифицированных кадров школьных педиатров-гигиенистов и руководство ими во всех вопросах, касающихся оздоровительной работы в школе, являются одной из важнейших задач.

Поликлиники, к которым прикреплены школьные врачи, не спрагились и н& могли справиться с этой задачей, ввиду отсутствия там, как правило, лиц, достаточно знакомых с работой школьного медицинского персонала. В настоящее время, когда происходит реорганизация всей лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической сети, необходимо учесть это обстоятельство и обеспечить создание высококвалифицированных кадров школьных педиатров-гигиенистов, в которых так нуждаются наши школы.

* # *

П. Н. Матвеев

Осадочная площадка для изучения степени бактериального загрязнения воздуха

Наблюдения показывают, что обычное пользование чашками Петри при определении степени бактериальной загрязненности воздуха осадочным методом не всегда дает правильные результаты. Результаты зависят от расположения чашек по отношению к току воздуха, проходящего в различных направлениях.

Ввиду того, что обычно направление тока воздуха меняется благодаря его турбулентному состоянию, и при бактериологическом исследовании не < всегда удается быстро определить направление тока, имеющее большое значение для результатов изучения, мы предлагаем осадочную площадку из нескольких чашек, обеспечивающую возможность исследования воздуха, проходящего в любом направлении, с любой скоростью как в помещении, так и вне его.

Осадочная площадка состоит из легкого проволочного моющегося и дезинфицируемого каркаса с гнездами для чашек (рис. 1). Чашки располагаются на площадке средой кнаружи. При этом четыре чашки находятся в верти-

хальном положении или, вернее, почти в вертикальном по отношению к плоскости земли или пола, а одна чашка расположена сверху, как >5ы закрывая образовавшуюся из четырех чашек камеру. Таким образом, на верхнюю чашку осаждается бактериальная микрофлора с пылью от токов воздуха, имеющих направление сверху вниз. Питательная среда вертикально расположенных чашек, встречая токи воздуха со всех сторон, способствует осаждению пыли с бактериями, двигающейся во всех направлениях по горизонтали и по вертикали.

Увеличение количества чашек и некоторое усложнение подсчета вполне оправдываются значительно более точными результатами исследования, что облегчает и проведение последующих санитарно-гигиенических мероприятий.

Методика исследования. Придя на избранное для исследования место, лаборант устанавливает с соблюдением всех правил каркас и располагает закрытые чашки. Затем двумя руками снимает крышку сначала с чашек, расположенных друг против друга, а затем с верхней чашки и оставляет чашки открытыми на определенное время. После экспозиции закрытые перенумерованные чашки укладывают в ящик, и лаборант продолжает дальнейшие исследования.

Рис. 1. Осадочная площадка из 5 чашек

Рис. 2. /—чашка Петри; 2— каркас; 3— флюгер

После роста колоний в термостате производится обычный подсчет с последующим выведением средних цифр. Например, на чашке № 1 было 15 колоний, на чашке № 2—40 колоний, на чашке № 3—200 колоний, на чашке № 4—10 колоний и на чашке № 5 — 5 колоний, всего 270 колоний во всех направлениях; среднее количество колоний на чашке равно 55. При пересчете по Омелянскому (осаждение колоний на 100 см2 за 5 минут равно количеству бактерий в 10 л воздуха) мы получим среднее бактериальное загрязнение 1 м3 воздуха при любом его движении в любых направлениях.

Для изучения степени бактериального загрязнения атмосферного воздуха, двигающегося со значительной скоростью, рекомендуется устанавливать одну чашку Петри, подвижно укрепленную на проволочном каркасе под углом в 45° (рис. 2). Вся установка состоит из каркаса, чашки и флюгера. При таком устройстве обеспечивается возможность осаждения частиц с бактерийной микрофлорой, летящих с током воздуха, и частиц, оседающих под действием тяжести и вследствие завихрения. Такая установка целесообразна для изучения загрязнения наружного движущегося воздуха и воздуха в помещениях (машинные отделения с быстро движущимися механизмами, тоннели, наземные железные дороги, тоннели и станции метро и т. п.).

# #

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.