Научная статья на тему 'Опыт правильного распределения учащихся по партам'

Опыт правильного распределения учащихся по партам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт правильного распределения учащихся по партам»

ле отбора пробы воздуха (при помощи бутылей с водой) жидкость фильтровалась через несколько мембран. Аспирационный прибор (главным образом приводная трубка) споласкивался физиологическим раствором, который также фильтровался через мембраны № 1. С каждой мембраны снимались отпечатки на подсушенные чашки со средой Гарро (кровяной агар с генцианвиолетом) и мембраны засевались на среду Гарро, содержащую 1 или 1,2% агара, в зависимости от его качества. Для прибора Шафира также была использована среда Гарро.

Ниже приведена сводная таблица наших опытов.

Число вырос-

Количество аспи- ШИХ КОЛОНИЙ

рированного гемолитиче-

воздуха в л ского стрепто-

№ кокка

опыта • в

• О ^ г * <0 о. = 2 £ = * • (О = о. с. к

5 » 2 3- аз н н 2-е- ¡с г* л О т О а 3 £ £ •&

О о « 0.3 о о « И а-в-3

1 44 125 8 1

2 42 125 4 1

3 50 75 16 5

4 25 125 2 1

5 24 125 7 1

6 24 125 27 4

7 16 125 35 11

Всего . . 225 825 99 24

Как видно из приведенных данных, с помощью этого комбинированного метода улавливается значительно большее количество микробов (гемолитический стрептококк) в воздухе по сравнению с прибором Шафира. Объясняется это, видимо, рядом причин. В воздухе гемолитический стрептококк содержится в мелких капельках и частицах слизи, так как крупные быстро оседают. Но, повидимому, именно наиболее мелкие капельки и пылинки хуже всего улавливаются прибором Шафира и значительно лучше улавливаются из воздуха аспирационной жидкостью. Имеет значение для количественного учета и следующий момент — аспирация воздуха чер-^з жидкий фильтр способствует раздроблению групп микробов на отдельные особи, между тем как при осаждении микробов на плотную среду в приборе — центрифуге одна колония может развиваться из нескольких бактерий, если они находятся в группе. Таким образом, количественный учет микробов при аспирации воздуха через жидкость является более точным.

Следует помнить, что количество микробов, уловленных жидкостью из воздуха, зависит исключительно от конструкции аспирационного прибора, а мембраны способствуют только более точному определению их в аспирационной жидкости.

# # -К

Я. Д. Тарле

Опыт правильного распределения учащихся по партам

Обеспечение учащихся школьной мебелью соответствующего размера является •одним из важнейших моментов, способствующих правильному физическому развитию школьников.

Как показывает опыт школы № 552 (Москва), проводившей в течение 1948/49 г. наблюдение за правильной посадкой учеников, количество детей с круглой спиной уменьшилось на 25%, с плоской грудью — на 50%, с асимметрией плеч — на 41%, с крыловидными лопатками — на 84%. В школе № 557, где проводилась аналогичная работа, также получены хорошие результаты. Между тем вопросам обеспечения учеников партами, соответствующими их росту, не уделяется достаточного внимания ни органами народного образования, ни органами здравоохранения.

В связи с этим Мосгорисполком принял в 1949 г. специальное решение, которым обязал Мосгороно и директоров школ в 1949/50 учебном году распределять

•учащихся по классам с учетом размещения в одной классной комнате в разные смены детей одного возраста или с разницей в возрасте не более 1—2 лет, а также обеспечить распределение учащихся по партам в соответствии с их ростом.

Школьная группа государственной санитарной инспекции Киевского района Москвы поставила перед собой задачу добиться максимального выполнения этого решения. Парты в школах были измерены и маркированы, произведено измерение роста учеников, установлено, какие парты наиболее удобны для учащихся обеих смен, занимающихся в одном и том же классном помещении. После этого из имеющихся в школе парт был составлен набор, наиболее удовлетворяющий указанным выше требованиям.

Разработанные госсанинспекцией для 24 школ схемы распределения парт по помещениям были использованы при перераспределении парт, проведенном в январе 1950 г.

Результаты перераспределения парт были учтены в 10 школах. Выяснилось, что при правильном распределении удается обеспечить партами, точно соответствующими росту учеников или с расхождением между размером парты и ростом учеников на один номер, в среднем 88% всех школьников, обучающихся как в первой, так и во второй смене. 6 школ из 10 могли обеспечить имеющимися партами от 95 до 100% своих учеников.

Ежегодно меняющееся распределение учеников по сменам и сдвиги в их возрастном составе затрудняют более или менее точный подбор парт, необходимых школе, работающей в две смены. Однако если распределение детей, обучающихся в первой и второй смене, производить по принципу двух параллельных потоков, или при максимальном приближении к такому, можно без большой ошибки придерживаться набора парт, необходимого для разных возрастных групп при односменной работе школ.

Школьными госсанинспекторами Москвы Р. А. Корчной, Г. Н. Маковым, Я. Д. Тарле и К. П. Хомутяном собраны и разработаны материалы проведенного в 1949 г. измерения роста 81 000 школьников Москвы. На основании этих материалов выработаны приведенные ниже таблицы необходимого набора парт для женских и мужских школ (табл. 1, 2 и 3).

Таблица 1. Процент распределения парт по классам, согласно росту

учеников. Составлена для мужских школ по данным госсанинспекции Бауманского, Киевского, Первомайского и Фрунзенского районов Москвы

Класс Размеры пар т

№ 5 >66 МТ №8 № 9 № 10 № 11 № 12 >6 13

I 1,8 40,8 50,4 6,9 0,1

11 0,1 11,9 57,3 28,5 2,2

III 3,1 34,9 51,9 9,7 0,4

IV 0,3 12,1 51,5 31,3 4,7 0,1

.V 0,1 2,3 32,4 49,7 13,9 1,6

VI 0,4 12,4 45,9 35,5 7,4 0,4

VII 2,7 21,4 39,4 28,5 7,8 0,2

VIII 7,0 3 1,2 38,8 20,5 3,5

IX 0,3 0,6 11,7 37,6 44,5 5,3

X 2,1 39,9 52,1 5,9

Таблица 2. Процент распределения парт по классам, согласно росту учеников. Составлена для женских школ по данным госсанинспекции Бауманского, Киевского, Первомайского и Фрунзенского районов Москвы

Класс Размеры парт

№ 5 №6 №7 №8 № 9 № 10 № 11 | >6 12 № 13

1 3,3 43,9 46,3 6,2 0,3

II 0,2 15,4 57,2 24,8 2,4

111 3,5 40,2 43,8 11,3 1,1 0,1

IV 0,6 17,6 5 1,5 23,9 6,6 0,8

V 0,2 6,2 32,5 41), 8 18,2 2,1

VI 1,1 10,8 34,9 41,2 11,9 0,1

VII 0,6 2.9 14,3 52,7 28,1 1.4

VIII 3,3 3,1 5,9 4 1,3 41,9 8,5

IX 1,5 5,2 38,5 47,0 7,8

X 3,1 36,6 49,6 10,7

Таблица 3. Процент распределения парт по классам, согласно росту учеников. Составлена для смешанных школ по данным госсанинспекции Бауманского, Киевского, Первомайского и Фрунзенского районов Москвы

Класс Размеры пар г

№ 5 № 6 № 7 1 № 8 »9 № 10 М 11 Л* 12 № 13

I 2,5 42,2 48,5 6,6 0,2

II 0,2 13,5 57,2 26,8 2,3

III 3,3 37,3 48,2 10,5 0,7

IV 0,5 14,4 51,1 28,1 5,5 0,4

V 0,1 4,2 32,5 45,5 15,9 1,8

VI 0,8 11,6 40,3 37,4 9,7 0,2

VII 0,3 2,8 17,6 46,8 28,2 4,2 0,1

VIII 0,2 2,1 6,2 36,9 40,8 12,6 1,2

IX 1 ,1 3,6 29,1 43,8 20,6 1,8

X 2,1 25,6 46,5 23,9 1,9

Полученные данные являются приближенными, так как часто в параллельных: классах имеются значительные расхождения в требуемых размерах парт. Кроме: того, физическое развитие школьников с каждым годом улучшается, поэтому таблицы надлежит периодически проверять.

Наши наблюдения показывают, что имеется полная возможность обеспечить-подавляющее большинство школьников соответствующей школьной мебелью, но для этого необходимо, чтобы как директоры, так и школьные врачи серьезно занялись этим вопросом. Между тем в процессе нашей работы мы натолкнулись на безразличное, несерьезное отношение со стороны некоторых директоров школ к указанному мероприятию. Что касается школьных врачей, которым принадлежит ведущая роль в проведении этого важного оздоровительного мероприятия, то большинство-из них оказалось совершенно неподготовленным к его осуществлению. Так, из 25—26 школьных врачей только врач школы № 79 М. М. Садовская подробно ознакомилась с техникой подбора парт и самостоятельно провела эту работу в своей школе. Лишь 6—7 школьных врачей не ограничились измерением роста учеников, участвовали в перераспределении парт и контролировали правильность его проведения, большинство же врачей самоустранилось- от этой работы. В распределении учеников по сменам школьные врачи, как правило, не принимали участия.

Подготовка квалифицированных кадров школьных педиатров-гигиенистов и руководство ими во всех вопросах, касающихся оздоровительной работы в школе, являются одной из важнейших задач.

Поликлиники, к которым прикреплены школьные врачи, не спрагились и н& могли справиться с этой задачей, ввиду отсутствия там, как правило, лиц, достаточно знакомых с работой школьного медицинского персонала. В настоящее время, когда происходит реорганизация всей лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической сети, необходимо учесть это обстоятельство и обеспечить создание высококвалифицированных кадров школьных педиатров-гигиенистов, в которых так нуждаются наши школы.

* # *

П. Н. Матвеев

Осадочная площадка для изучения степени бактериального загрязнения воздуха

Наблюдения показывают, что обычное пользование чашками Петри при определении степени бактериальной загрязненности воздуха осадочным методом не всегда дает правильные результаты. Результаты зависят от расположения чашек по отношению к току воздуха, проходящего в различных направлениях.

Ввиду того, что обычно направление тока воздуха меняется благодаря его турбулентному состоянию, и при бактериологическом исследовании не < всегда удается быстро определить направление тока, имеющее большое значение для результатов изучения, мы предлагаем осадочную площадку из нескольких чашек, обеспечивающую возможность исследования воздуха, проходящего в любом направлении, с любой скоростью как в помещении, так и вне его.

Осадочная площадка состоит из легкого проволочного моющегося и дезинфицируемого каркаса с гнездами для чашек (рис. 1). Чашки располагаются на площадке средой кнаружи. При этом четыре чашки находятся в верти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.