Научная статья на тему 'Исследование гемолитического стрептококка в воздухе палат скарлатинозного отделения больницы'

Исследование гемолитического стрептококка в воздухе палат скарлатинозного отделения больницы Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование гемолитического стрептококка в воздухе палат скарлатинозного отделения больницы»

нутном уроке в субботу на 4-м уроке дети запоминают 30%, а при 45-минутном с перерывом — 46% того, что запоминают на том же уроке в начале недели.

Таким образом, полученные нами данные показывают, что введение 5-минутного перерыва менее эффективно, чем сокращение длительности уроков до 35 минут с соответствующим удлинением перемен. Последний вариант режима учебного дня создает наиболее благоприятные условия для концентрации внимания и лучшего усвоения материала. Все это позволяет считать, что сокращение длительности урока до 35 минут будет способствовать успешному прохождению программы и отпадет необходимость в организации дополнительного пятого урока.

В условиях нашего эксперимента, где чередовались три варианта уроков и в течение одной трети учебного года проводились уроки длительностью 35 минут, успеваемость учащихся, по данным итоговой контрольной работы, была не ниже учащихся других первых классов района.

Затруднения, возникающие в связи с тем, что в разных классах перемены бывают в различное время, могут быть устранены путем размещения первых классов в отдельном коридоре или путем организации двух перемен по 25—30 минут. В течение одной из них дети могут позавтракать в буфете, в течение другой побыть на воздухе.

* *

ИЗ ОПЫТА . МЕСТ

. П. Ф. Милявская

Исследование гемолитического стрептококка в воздухе палат скарлатинозного отделения больницы1

Из лаборатории капельных инфекционных заболеваний Центрального научно-исследовательского дезинфекционного института

Нами в свое время был разработан комбинированный метод исследования микрофлоры воздуха2. Представляло интерес применить данный метод для определения патогенной микрофлоры воздуха и сравнить его эффективность с выпускаемым промышленностью аппаратом — центрифугой Шафира.

Исследование воздуха производилось в палатах летом при условии хорошего проветривания помещений (круглосуточно открытые окна). Этим объясняется сравнительно небольшое содержание в воздухе гемолитического стрептококка. Параллельно воздух исследовался центрифугой Шафира согласно инструкции. Для комбинированного метода были применены аспирационные приборы с мелкими отверстиями в приводной трубке. Приводная трубка имела диаметр 1,5 см. Более узкую трубку брать не рекомендуется, так как на стенках ее может задержаться много микробов. Учитывая это обстоятельство, мы не сгибали верхний конец трубки под прямым углом и следили за тем, чтобы после стерилизации ее внутренняя поверхность >5ыла сухой. С этой целью аспирационная жидкость стерилизовалась отдельно, и прибор наполнялся перед взятием пробы. В качестве жидкости в аспираторе применялся физиологический раствор, к которому добавлялся сахарный бульон. Добавление последнего создает благоприятные условия для сохранения в жидкости патогенных микробов, а также увеличивает ее вязкость. Чтобы пена, образующаяся при аспирации воздуха, не попадала в отводную трубку, верхняя половина прибора должна быть широкой (см. рисунок). Целесообразнее наливать в прибор немного жидкости, но высота столба жидкости должна быть достаточной, поэтому нижнюю часть прибора рекомендуется делать узкой. В прибор наливалось 20—25 мл жидкости. Через аспирационную жидкость воздух засасывался по 0,5—1 л в минуту. Пос-

1 Статья печатается в сокращенном виде.

2 П. Ф. Милявркая, Труды ЦНИДИ, вып. 3, сообщение 3.

4 Гигиена н санитария, № 3

49

ле отбора пробы воздуха (при помощи бутылей с водой) жидкость фильтровалась через несколько мембран. Аспирационный прибор (главным образом приводная трубка) споласкивался физиологическим раствором, который также фильтровался через мембраны № 1. С каждой мембраны снимались отпечатки на подсушенные чашки со средой Гарро (кровяной агар с генцианвиолетом) и мембраны засевались на среду Гарро, содержащую 1 или 1,2% агара, в зависимости от его качества. Для прибора Шафира также была использована среда Гарро.

Ниже приведена сводная таблица наших опытов.

Число вырос-

Количество аспи- ших колоний

рированного гемолитиче-

воздуха в л ского стрепто-

№ кокка

опыта • в

• О ^ г * <0 о. = 2 £ = * • (о = о. с. к

5 » 2 3- аз н н 2-е- ¡с г* л О т О а 3 £ £ •&

о о « 0.3 о о « И а-в-3

1 44 125 8 1

2 42 125 4 1

3 50 75 16 5

4 25 125 2 1

5 24 125 7 1

6 24 125 27 4

7 16 125 35 11

Всего . . 225 825 99 24

Как видно из приведенных данных, с помощью этого комбинированного метода улавливается значительно большее количество микробов (гемолитический стрептококк) в воздухе по сравнению с прибором Шафира. Объясняется это, видимо, рядом причин. В воздухе гемолитический стрептококк содержится в мелких капельках и частицах слизи, так как крупные быстро оседают. Но, повидимому, именно наиболее мелкие капельки и пылинки хуже всего улавливаются прибором Шафира и значительно лучше улавливаются из воздуха аспирационной жидкостью. Имеет значение для количественного учета и следующий момент — аспирация воздуха чер-^з жидкий фильтр способствует раздроблению групп микробов на отдельные особи, между тем как при осаждении микробов на плотную среду в приборе — центрифуге одна колония может развиваться из нескольких бактерий, если они находятся в группе. Таким образом, количественный учет микробов при аспирации воздуха через жидкость является более точным.

Следует помнить, что количество микробов, уловленных жидкостью из воздуха, зависит исключительно от конструкции аспирационного прибора, а мембраны способствуют только более точному определению их в аспирационной жидкости.

# # -К

Я. Д. Тарле

Опыт правильного распределения учащихся по партам

Обеспечение учащихся школьной мебелью соответствующего размера является •одним из важнейших моментов, способствующих правильному физическому развитию школьников.

Как показывает опыт школы № 552 (Москва), проводившей в течение 1948/49 г. наблюдение за правильной посадкой учеников, количество детей с круглой спиной уменьшилось на 25%, с плоской грудью — на 50%, с асимметрией плеч — на 41%, с крыловидными лопатками — на 84%. В школе № 557, где проводилась аналогичная работа, также получены хорошие результаты. Между тем вопросам обеспечения учеников партами, соответствующими их росту, не уделяется достаточного внимания ни органами народного образования, ни органами здравоохранения.

В связи с этим Мосгорисполком принял в 1949 г. специальное решение, которым обязал Мосгороно и директоров школ в 1949/50 учебном году распределять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.