Научная статья на тему 'О длительности уроков в первых классах начальной школы'

О длительности уроков в первых классах начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О длительности уроков в первых классах начальной школы»

X. С. Ривлина

О длительности уроков в первых классах начальной школы

Из отдела гнгиены Центрального научно-исследовательского педиатрического института Министерства здравоохранения РСФСР

К. Н. Попов в статье, помещенной в № 9 журнала «Гигиена и санитария» за 1950 г., внес предложение сократить в начальной школе длительность урока до 35 минут. С целью установить, какая длительность урока является действительно наиболее благоприятной для учащихся первых классов, мы в одной из женских школ Москвы проводили в течение учебного года сравнение трех вариантов уроков: обычного 45-минутного урока, 45-минутного урока с пятиминутным перерывом без выхода из класса и 35-минутного урока с увеличением длительности перемен.

Исследования И. П. Павлова показали, что увеличение интенсивности или длительности раздражителя сопровождается увеличением эффекта только до известного предела. За этой границей наступает торможение, и эффект остается без изменения или уменьшается. Исходя из этого положения, мы для выявления оптимальной длительности урока изучали при всех трех вариантах колебания работоспособности учащихся в различные отрезки урока в течение учебного дня.

В качестве показателей утомления учащихся мы учитывали: 1) способность концентрации внимания (косвенным показателем служило 4iic.no детей, отвлеченных посторонними занятиями); 2) скорость и точность выполнения школьных заданий; 3) способность запоминания.

Для анализа кривой работоспособности были взяты школьные задания, поддающиеся точному учету: складывание слов из букв разрезной азбуки в течение 8—10 минут, решение 12 арифметических примеров, что занимало 15—20 минут, и диктант из 25 слов, который продолжался 20—30 минут.

Чтобы иметь возможность учесть колебания работоспособности учащихся в 10-минутные отрезки урока, каждое из этих заданий делилось на 3 части. Одинаковая трудность заданий обеспечивалась соответствующим подбором слов и примеров, составлением диктанта так, чтобы в разных частях его повторялись одни и те же слова.

Способность запоминания определялась следующим образом: в начале урока педагог зачитывал два однозначных и три двузначных числа. Две лучшие ученицы тут же повторяли эти числа. Детям предлагалось запомнить эти числа, а в конце урока записать в тетрадь.

Одним из показателей допустимости и эффективности той или иной длительности урока служило состояние работоспособности учеников в разные периоды урока.

В табл. 1 приведены данные, характеризующие скорость и точность выполнения заданий в тех случаях, когда одинаковое (или равное по трудности) задание выполнялось то в начале, то в середине, то в конце урока, а также степень напряжения внимания, учащихся (количество невнимательных).

Из табл. 1 видно, что во вторую половину урока скорость и точность работы снижаются. Это снижение особенно резко сказывается в конце урока. В последние 10 минут урока дети подбирают буквы для составления слов и решают примеры в 1У2 раза медленнее, число же ошибок становится в несколько раз больше, чем в начале урока.

Большинство учащихся (по средним данным, 58%) в последние 10 минут не следят за ходом урока, проводят это время без пользы для себя и часто мешают другим. Иначе говоря, ученики 7 лет в последние 10 минут 45-минутного урока проявляют явные признаки утомления.

Таблица 1. Колебания работоспособности в зависимости от длительности

занятий во время урока

(средние данные)

Отрезок урока Число исследований

5-15-я минута 16—25-я минута 26—35-я минута 36 - 45-я минута

3 н О <о <о о. л и * Процент ошибок в повторяющихся в разных частях диктанта словах ....... 9 15 25 248

■о р* о н Процент неправильно решенных примеров ......... 3,5 5,2 8,6 19,5 750

3 н о ю сч О. Длительность решения одного арифметического примера в секундах ......... 68 71,3 82,7 108,1 125

н о о о. о а и Длительность подбора одной буквы при составлении слов в секундах ........ 20 23 26 31 75

Процент детей, отвлеченных посторонними занятиями . . . . 16 33 47 58 30 уроков

Смена заданий в течение урока не снимает вопроса об утомительности типового 45-минутого урока. Это способствует концентрации внимания и некоторому повышению работоспособности лишь в течение первых минут работы над* заданием.

Таблица 2. Процент ошибок при решении арифметических примеров в зависимости от длительности занятий во время урока

Отрезок урока в минутах 1-4-й пример 9-12-й пример Число исследований

°/0 ошибок

От 5-й ДО 20-Й . . 3,5 4,5 240

, 20-й , 30-й . . 4,0 7,5 250

„ 30-й , 45-й . . 5,5 16,5 26:)

Из табл. 2 видно, что чем больше продолжительность занятий вс время урока, тем отчетливее снижается точность к концу выполнения задания. В начале урока разница в проценте ошибок в первых и последних четырех примерах относительно невелика. В последние же 15 минут урока процент ошибок в последних четырех примерах в три раза больше, чем в первых четырех.

Аналогичные данные получены при анализе итоговой контрольной работы (решения примеров) во всех первых классах Кировского района Москвы.

Резкое снижение работоспособности к концу типового 45-минутного урока становится наиболее заметным в конце учебного дня.

Таблица 3. Колебания работоспособности в течение учебного дня

Скорость работы Точность работы

Урок длительность решения одного процент ошибочно решенных

примера секундах примеров

1-я половина 2-я половина 1-я половина 2-я половина

урока урока урока урока

1-Й '57 6Э 4,0 4,2

2-й 62 70 . 3,0 7,5

3-й 62 89 4,6 12,1

4-й 92 112 10,6 14,1

Из табл. 3 видно, что уже в начале 4-го урока работа замедлена, процент ошибок почти в 2 раза больше, чем на предыдущих. В конце же 4-го урока процент ошибок в З'/г раза больше, чем на первом. Эти данные становятся особенно убедительными при сопоставлении состояния детей в начале и в конце учебной недели (табл. 4).

Таблица 4. Запоминание чисел в зависимости от дней недели (в % к числу заданных чисел)

1-й 2-й 3-й 4-й Число исследований

урок урок урок урок по каждому уроку

Понедельник . . 80 54 42 40 240

Суббота .... 55 28 20 12 250

Все это говорит о значительном утомлении учащихся первых классов при существующем режиме учебного дня.

Утомление есть один из автоматических возбудителей торможения. «У корковой клетки есть предел работоспособности, за которым, предупреждая чрезмерное функциональное израсходование ее, выступает торможение... Это торможение, которое можно было бы назвать запредельным, — иногда выступает сразу, иногда же обнаруживается только при повторении сверхмаксимальных раздражений» (И. П. Павлов)

Не является ли наличие большого процента детей, отвлеченных в конце урока посторонними замятиями, плохо выполняющих задания, доказательством наступления запредельного торможения, доказательством того, что существующая длительность урока при столь кратковременных переменах является повторяющимся сверхмаксимальным раздражителем?

Таблица 5. Процент детей, отвлеченных посторонними & занятиями при различной длительности уроков

Длительность урока Отрезок урока в минутах Число наблюдений

5-15-я 16—25-я 26-35-я 36—45-я

45 минут . . . 16 33 47 58 50

45 минут с пере-

рывом .... 17 33 Перерыв 40 15

35 минут . . . 16 28 29 15

Как показали наши наблюдения (табл. 5), сокращение длительности урока до 35 минут с соответствующим удлинением перемен при-

1 И. П. Павлов, Полное собрание трудов, т. III, стр. 484, изд. Академии наук, М. — Л., 1949.

водит к значительному снижению утомления детей. При 35-минугном уроке значительно меньше также отвлекающихся детей.

Снижение способности запоминания чисел к концу учебного дня также гораздо менее выражено при 35-минутном уроке по сравнению с 45-минутным (табл. 6).

Таблица 6. Процент запоминаемых чисел при различной длительности урока

Длительность урока 1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок Число исследований

45 минут ...... 60 38 27 24 1 568

4Ь мин\т с перерывом 65 42 35 32 850

Зэ МИНУТ ...... 70 50 50 42 850

Приведенные данные говорят о том, что работоспособность учащихся первых классов при 35-минутных уроках сохраняется на более высоком уровне в течение как урока, так и всего учебного дня.

Помимо состояния ряда психических функций, нами учитывалась также электропроводность кожи. Электропроводность кожи, как известно, зависит от интенсивности потоотделения и состояния вегетативной нервной системы. Учитывая неразрывную связь вегетативной нервной системы с центральной, можно было ждать, что колебания работоспособности детей при различной длительности уроков скажутся и на изменении электропроводности кожи. Исследования В. Н. Мясищева показали, что у людей утомленных электропроводность кожи при выполнении интеллектуальных заданий меньше, чем у неутомленных. Следовательно, с нарастанием утомления уровень электропроводности кожи при выполнении одних « тех же заданий должен снижаться.

Электропроводность кожи измерялась на ладонной поверхности кончиков II и III пальца каждые 10 минут, т. е. 4 раза в течение урока. Напряжение тока составляло 0,75 V, оба электрода были диаметром 1 см. Для каждого отрезка урока отдельно учитывалось количество случаев повышения или понижения электропровод ноет.: кожи от первого измерения к последующим. Оказалось, что число детей, обнаруживших понижение электропроводности кожи, значительно меньше при 35-минутных, чем при 45-минутных, уроках (табл. 7).

Таблица 7. Измерения электропроводности кожи при различной длительности уроков

1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок С X

Длительность урока отрезок урока в минутах « 03 с с

26- 35-я 36 - 45-я 2Н—35-я 36 - 45-я 26—35-я! 36 — 45-я 26—35-я. 36-45-я !§

45 минут ....... 39 43 42 55 56 70 73 80 150

45 минут с 5-минутным перерывом . . 35 минут...... 35 32 38 40 35 48 £>. СП 62 65 55 72 140 150

Чем ближе к концу учебного дня, тем более заметно положительное влияние сокращения длительности уроков. Менее выраженное утомление учащихся при 35-минутном уроке, удлинение перемен способствуют сохранению работоспособности на относительно высоком уровне в течение всего учебного дня и всей учебной недели.

Процент запоминаемых чисел в конце недели при 35-минутном уроке незначительно меньше (93), чем в начале, тогда как при 45-ми-

нутном уроке в субботу на 4-м уроке дети запоминают 30%, а при 45-минутном с перерывом — 46% того, что запоминают на том же уроке в начале недели.

Таким образом, полученные нами данные показывают, что введение 5-минутного перерыва менее эффективно, чем сокращение длительности уроков до 35 минут с соответствующим удлинением перемен. Последний вариант режима учебного дня создает наиболее благоприятные условия для концентрации внимания и лучшего усвоения материала. Все это позволяет считать, что сокращение длительности урока до 35 минут будет способствовать успешному прохождению программы и отпадет необходимость в организации дополнительного пятого урока.

В условиях нашего эксперимента, где чередовались три варианта уроков и в течение одной трети учебного года проводились уроки длительностью 35 минут, успеваемость учащихся, по данным итоговой контрольной работы, была не ниже учащихся других первых классов района.

Затруднения, возникающие в связи с тем, что в разных классах перемены бывают в различное время, могут быть устранены путем размещения первых классов в отдельном коридоре или путем организации двух перемен по 25—30 минут. В течение одной из них дети могут позавтракать в буфете, в течение другой побыть на воздухе.

* *

ИЗ ОПЫТА . МЕСТ

. П. Ф. Милявская

Исследование гемолитического стрептококка в воздухе палат скарлатинозного отделения больницы1

Из лаборатории капельных инфекционных заболеваний Центрального научно-исследовательского дезинфекционного института

Нами в свое время был разработан комбинированный метод исследования микрофлоры воздуха2. Представляло интерес применить данный метод для определения патогенной микрофлоры воздуха и сравнить его эффективность с выпускаемым промышленностью аппаратом — центрифугой Шафира.

Исследование воздуха производилось в палатах летом при условии хорошего проветривания помещений (круглосуточно открытые окна). Этим объясняется сравнительно небольшое содержание в воздухе гемолитического стрептококка. Параллельно воздух исследовался центрифугой Шафира согласно инструкции. Для комбинированного метода были применены аспирационные приборы с мелкими отверстиями в приводной трубке. Приводная трубка имела диаметр 1,5 см. Более узкую трубку брать не рекомендуется, так как на стенках ее может задержаться много микробов. Учитывая это обстоятельство, мы не сгибали верхний конец трубки под прямым углом и следили за тем, чтобы после стерилизации ее внутренняя поверхность >5ыла сухой. С этой целью аспирационная жидкость стерилизовалась отдельно, и прибор наполнялся перед взятием пробы. В качестве жидкости в аспираторе применялся физиологический раствор, к которому добавлялся сахарный бульон. Добавление последнего создает благоприятные условия для сохранения в жидкости патогенных микробов, а также увеличивает ее вязкость. Чтобы пена, образующаяся при аспирации воздуха, не попадала в отводную трубку, верхняя половина прибора должна быть широкой (см. рисунок). Целесообразнее наливать в прибор немного жидкости, но высота столба жидкости должна быть достаточной, поэтому нижнюю часть прибора рекомендуется делать узкой. В прибор наливалось 20—25 мл жидкости. Через аспирационную жидкость воздух засасывался по 0,5—1 л в минуту. Пос-

1 Статья печатается в сокращенном виде.

2 П. Ф. Милявркая, Труды ЦНИДИ, вып. 3, сообщение 3.

4 Гигиена н санитария, № 3

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.