Научная статья на тему 'К вопросу о санитарном состоянии воздуха школ Баку'

К вопросу о санитарном состоянии воздуха школ Баку Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
22
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о санитарном состоянии воздуха школ Баку»

Доц. М. М. ЭФЕНДИ-ЗАДЕ (Баку)

К вопросу о санитарном состоянии воздуха

школ Баку

Из Азербайджанского государственного института охматмлада

В системе мероприятий по гигиене внешней среды одним из важнейших для ребенка факторов является наличие чистого воздуха.

Вопросом об удовлетворительном воздушном режиме занимались многие исследователи: Зубрилин, Эрисман, Ростовцев, Бекарюков, Хло-пин и др. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных вентиляции и аэрации школ, задача эта все же не может считаться окончательно решенной; в частности, применение- в школе сложных вентиляционных приборов, наряду с горячим« сторонниками, находит немало и противников.

Наши исследования велись в разрезе изучения влияния" некоторых ■факторов на порчу воздуха школ в условиях Баку, а также выяснения возможности получения эффективных результатов путем регулярного проветривания классов без применения сложных центральных вентиляционных приборов. Исследования производились в 3 старых школьных зданиях и 3 новых, причем в каждой школе бралось по 3 класса, в которых проведено по 7 исследований в зимний и весенний периоды 1937 г.

Мы остановились на определении количества СОг как мерила химического загрязнения воздуха, на определении количества бактериальных колоний методом оседания на чашки Петри в течение 5 минут и измерении температуры и влажности 1. В весенний период одновременно с изучением . качества воздуха классов при обычном режиме были проведены аналогичные исследования и в двух экспериментальных классах, из которых один во время перемен совершенно не проветривался.^а другой^ регулярно проветридался^}п:ем--^5рьшанйя _о№Р1ч^кна^ПУ?икроф.поря воздуха изучалась, наряду с классами, и в коридоре. Первые же опыты показали, что в коридоре воздух загрязнен бактериями больше, чем в классах, поэтому во время проветривания классов дверь в коридор не открывалась.

В целях учета зависимости между общим санитарным состоянием школ и качеством воздуха мы приводим краткую санитарную характеристику обследованных школ. 77% классов в старых школах имеют площадь менее 47 м2. В 44,4% обследованных классов по старым школам и 22,2% по новым световой коэфиЦиент ниже нормы. Объем воздуха на 1 учащегося в школах недостаточен: в 72,3% случаев он ниже 5 м3. Из 9 классов в старых школах ни в одном не имелось вытяжек, а форточки были только в 4 классах. К отрицательным моментам должен быть отнесен и факт ориентации окон в старых школах в одном случае на север при господствующих в Баку северных ветрах и в 3 случаях — на запад, что вызывает чрезмерную инсоляцию классов весной.

При бактериологическом . анализе воздуха подсчет колоний на чашках делался после 24-часового нахождения их в термостате при температуре 37° (в табл. 1 приводятся средние этих подсчетов).

Приведенные данные указывают на увеличение количества бактерий к концу занятий. Коридоры,_ вследствие недостатотжш ^их зедтшшции, /дали ,более^высркйе^показ§теда загрязнённости воздухаГ^чём^классы^. в>

I стлу^Зе™^

( сов за счет" коридоров. Таким образом, коридоры, призванные служить

' : !

1 В проведении исследований принимали участие д-р Г. И. Белоглазов и -химик В. П. Бондаренко.

Таблица 1

Число бактериальных колоний по сезонам

(чашка Петри диаметром 9 см)

Сезоны До занятий В начале большой перемены В конце занятий В коридоре

Зимний ............ 20 124 144 286

Весенний........... 14 93 100 122

Среднее........... 17 109 122 204

резервуарами чистого воздуха для классов, при неправильном режиме могут дать обратный эффект.

В табл. 1 ясно выражена сезонная разница в количестве бактерий в воздухе классов. Сравнительно меньшая загрязненность воздуха классов весной в значительной мере объясняется хорошей инсоляцией в это ¡¡ре.\гя~«-бакинских условиях как самих классов, так и_ поверхности почвы, oдeжJдьLJL_йбyм_детeй,_т•-^g;, источников -.аанаса бактерий. Влиянием инсоляции надо объяснить и другой факт, отмеченный в нашем исследовании: получение наибольшого количества бактерий при прочих равных условиях в воздухе классов с ориентацией окон на север (до ■занятий — 22, в начале большой перемены 165, в конце занятий—175 колоний) ¡и наименьшего в воздухе классов с западной ориентацией окон (15,98 и 89 колоний).

Резкое увеличение загрязненности бактериями воздуха классов, окна которых выходят на север, по сравнению с прочими классами можно объяснить в условиях Баку также большей запыленностью этих классов за счет заноса в них наружной пыли господствующими в Баку северными ветрами.

Разработка материалов по младшим (1-й, 2-й и 3-й) и старшим (7-й, 8-й и 9-й) классам в отдельности показала неодинаковые результаты загрязненности воздуха. Младшие классы дали во всех фазах исследований относительно большую загрязненность воздуха (до занятий 15 колоний, в начале большой перемены—128,5, в конце занятий — 115,8, в коридоре — 228), чем старшие (соответственно 14,5, 83,8, 80,5 и 190,3 колоний). Факт этот может быть объяснен и сравнительно большей запыленостыо воздуха младших классов в связи с повышенной подвижностью детей мшадшего возраста.

Таблица 2 Среднее число бактериальных колоний в воздухе

Время исследования В проветриваемом классе В непроветриваемом классе

До занятий........... В конце занятий ......... 19 56 20 93

Сопоставление средних данных результатов исследований воздуха ».классов представлено в табл. 2. Ц£щйе^нщкщие--^ш^честв^--бак1фий~] в воздухе проветриваемого класса по сравнению с непроветриваемым/ свидетельствует о благоприятном влиянии воздухообмена между клас-.1

сом и наружной атмосферой. Однако при атом необходимо отметить, что влияние проветривания может быть изменено в ту или другую сторону в зависимости от движения в классе: при отсутствии такого движения или незначительности его пыль, находящаяся во взвешенном состоянии, оседает и тем самым уменьшает количество бактерий в воздухе. Иллюстрацией может служить сопоставление в табл. 2 среднего числа бактерий в воздухе непроветриваемого класса, куда дети переходили во время перемены, и класса, в котором они частично ¡оставались на переменах.

Качественный состав микрофлоры воздуха классов довольно пестрый, но преобладают стафилококки — желтый и белый (от 25 до 50%) — и сарцины —• желтая и оранжевая (от 20 до 45%). Из других видов встречалась кишечная палочка, протей вульгарный, плесень белая,, черная и сенная палочка.

Содержание углекислоты в воздухе классов колеблется до уроков от 0,56 до 1,29%о; повышаясь к началу большой перемены до 2,26 — 5,20%о, оно несколько падает к концу занятий. Наличие в воздухе классов 1,29%о СОг до начала уроков говорит о плохом проветривании после занятий.

Таблица 3

Количество СОз в воздухе классов по старым и по двум новым школам (в »/00)

Зимний сезон Весенний сезон

Школьные здания до занятий в начале большой перемены в конце занятий до занятий в начале большой перемены в конце занятий

максимум среднее о М 3 03 >! 2 5 среднее в о „ ТО а 2 среднее максимум среднее макси-| мум среднее | максимум а> О) о а. и

Старые ........ 1,29 0,97 4,50 3,48 5,20 3,44 1,21 0,99 3,71 2,45 2,97 1,8

Новые ......... 1,28 0,90 4,16 3,13 4,00 2,85 0,91 0,80 3,39 2,39 2,20 1.6

Сравнивая содержание углекислоты в воздухе классов новых и старых школ (табл. 3) мы можем констатировать относительно более низкие показатели в первых. Сопоставление этого фактора с наличием вытяжек в классах (из 9 классов в старых школах ни один не имел вытяжек, по новым же школам 67% обследованных классов обеспечены вытяжками) дает основание говорить о положительной роли вытяжного отверстия как фактора, способствующего улучшению воздуха в классах.

В табл. 3 довольно рельефно выступает сезонная разница в содержании углекислоты в воздухе классов. Относительно низкие показатели СО» весной надо связать со сравнительно лучшим проветриванием классов в это время, так как весной окна открываются гораздо чаще, чем зимой.

Заметных различий между содержанием СОг в воздухе старших и младших классов .нам обнаружить не удалось.

При сопоставлении результатов пятикратного исследования воздуха на содержание углекислоты по классам' с направлением окон на север, юг, запад и восток получены несколько повышенные показатели дла класса с северной ориентацией окон.

Анализы воздуха коридоров (24 исследования), произведенные вес~

ной в одни и те же дни с исследованием воздуха классов, показали колебание ССЬ в воздухе коридоров от 0,48 до 1,13%о перед занятиями и от 1,13 до 2,85°/со к большой перемене. Хотя в воздухе коридоров несколько меньше углекислоты, чем в воздухе классов за те же дни, все же абсолютные цифры СО2 довольно высоки, что свидетельствует, как и данные о бактериологической загрязненности, о плохом проветривании коридоров.

Вопрос о влиянии режима проветривания на качество воздуха классов был разрешен путем систематического исследования воздуха в одно и то же время' в 2 классах, находящихся в одинаковых условиях, но с различным режимом: один из опытных классов регулярно проветривался во время перемен путем открывания одного окна, второй же класс совершенно не проветривался. Результаты анализов представлены в табл. 4, из которой ясен весьма положительный эффект проветривания.

Таблица 4

Содержание СОз в воздухе классов (в %0)

До занятий В начале большой перемены В конце занятий

• минимум максимум среднее я Я а 3 5 I О среднее я 2 ^ 5 Е максимум среднее

■Класс проветривался....... 0,53 1,20 0,96 1,50 2,84 2,14 1,28 3,48 2,05

Класс не проветривался . . . . . 0,60 1,21 1,00 2,11 3,40 3,40 2,09 4,38 3,38

В наших исследованиях не удалось отметить зависимости содержания углекислоты в воздухе классов от колебаний наружной температуры.

Анализ, данных о состоянии температуры воздуха классов показал следующее: 6 первой серии опытов зимой при наружной температуре от 0 до 8,8° в классах было от 9,7 до 13,4° до занятий и от 12,6 до 19,8° в конце занятий; весной же температура колебалась от 15,3 до 20,3° до занятий и от 17,7 до 249° в конце их. В течение занятий, как правило, идет нарастание температуры классов, причем зимой она в среднем! повышается к началу большой перемены на 3,2б° (от 0,6 до -5,6°) и к концу занятий па 4,45° (от 1,2 до 6,9°), весной же несколько меньше: к началу большой перемены на 2,17° (от 0,3 до 3,7°) и к концу занятий — на 2,5 (от 0,7 до 4,3°).

О благоприятном влиянии проветривания на температуру классов говорят следующие данные (табл. 5).

Таблица 5

Средние показатели повышения температуры воздуха опытных классов

(в градусах)

Время измерения температуры Кла сс проветривался * Класс не проветривался

среднее максимум среднее максимум

В начале большой перемены .... 1,48 3,2 3,2 5,1

В конце занятий ......... 2,38 5,0 3,86 6,8

Относительная влажность воздуха классов при наружной температуре от 7 до 19,7°, относительной влажности от 64 до 90°, ветрах средних и выше средних и температуре классов от 15,3 до 24,9° колеблется от, 45 до 81%. При этом для воздуха регулярно проветриваемого класса максимальный процент относительной влажности выражается цифрой 67, в то время как в непроветриваемом классе он доходит до 81.

Таким образом, наше исследование позволяет притти к следующим выводам:

1. Неудовлетворительное состояние воздуха в школах является следствием недостаточного проветривания классов, а также коридоров.

2. Учитывая чрезвычайно важную роль коридора как запасного резервуара воздуха, ¡необходимо обратить серьезное внимание на вопрос о правильном! и тщательном! его проветривании во время уроков и в другие периоды, когда он свободен.

3. Благоприятное влияние наличия вытяжек на качество воздуха класса говорит о необходимости при строительстве новых школьных зданий и перекладке печей в старых предусматривать устройство хотя бы простых вытяжных приспособлений.

4. В целях получения полноценного воздуха (как в отношении его химического состава, так и физических свойств) необходимо широко практиковать проветривание классов во время перемен путем открывания окон при постоянном контроле температуры термометром'.

Г. П. САЛЬНИКОВА (Москва)

Опыт изучения микроклимата класса с лучистым отоплением и притоком ееподогретого воздуха через фрамуги

(Предварительное сообщение)

Из кафедры школьной гигиены I Московского медицинского института (дир.—

проф. А. В. Мольков)

Опыт работы американских школ на крыше, французских классов «аэре», лесных школ, а также практика физической культуры, подкрепленная наблюдениями лечащих врачей (главным образом физиотерапевтов и фтизиатров) показали, что длительное пребывание детей на открытом воздухе оказывает благотворное влияние на состояние их здоровья и на весь ход развития организма ребенка.

Ряд педиатров и гигиенистов (Сперанский, Колтыпин, Кисель, Шенк, Вир, Киш, Цондек, Дегвиц и др.) в своих работах пришли к выводу, что широкое использование открытого воздуха является одним из могучих лечебных факторов й прекрасным способом закаливания детского организма. Отсюда понятно стремление гигиенистов к созданию такого воздушного режима в детских учреждениях, который максимально приближал бы детей к условиям открытого воздуха.

Работами главным образом. английских и американских авторов установлена возможность широкого использования открытого воздуха при системе лучистого отопления.

Задачей данной работы является изучение микроклимата классной комнаты с лучистым отоплением при длительной аэрации в наших климатических условиях.

----

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.