Научная статья на тему 'Санитарно-гигиеническая оценка школ-новостроек Саратова'

Санитарно-гигиеническая оценка школ-новостроек Саратова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарно-гигиеническая оценка школ-новостроек Саратова»

Выводы

1. Употребляющееся для производства соленой газированной воды еырье (H2S04, N,aCl и мел) — низкого качества и содержит в себе ■осторонние примеси (органические вещества, 1Ч2Об, Fe, As и пр.), могущие вызвать загрязнение воды.

2. При изготовлении соленой газированной воды и ее хранении создаются условия для возникновения разнообразных и чрезвычайно сложных химических процессов, обусловленных в первую очередь аодержанием в такой воде значительных количеств агрессивной углекислоты и ионизацией N,aCl.

3. По указанным обстоятельствам при хранении соленой газированной воды в металлических баллонах процесс коррозии металлов идет более интенсивно.

4. В результате вполне доброкачественная питьевая вода значительно ухудшает свои качества, что выражается в появлении в ней мути и осадка, следов азотистой кислоты и аммиака и повышении екисляемости.

5. Моментами, особенно неблагоприятно отражающимися на качестве воды, являются процесс сатурации и хранение воды в металлических баллонах.

6. Для предотвращения ухудшения свойств соленой газированной «оды необходимо изыскание более рациональных способов ее изготовления и хранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маршак и Клаус, Гигиена труда, № 9, 1927.— 2. Маршак и Дуге л ь с к а я, Гигиена труда, № 1, 1928.— 3. Георгиевская, Дервиз и др., Влияние высокой температуры на животный организм человека (сборник), в. 1, 1934. 4. Миттельштедт и Северин, Гигиена труда, в. 1, 1934, —5. Л ы-■ о в с к н й, Вопросы питания, № 4, 1937. — 6. Г л е с с т о н, Электрохимия растворов, иНТИ, 1936.—7. Проф. К л ют. Исследование воды на месте, Г'МТИ, 1 >31,— 3. Проф. Изгарышев, Болезни металлов и средства их сохранения.—9. Проф. X л о п и н, Основы гигиены, Москва, 1922.—10. О lo v е г D. М., Journ. of industr Hygiene, XIII, 1931.

Д-р Г!. М. КРАПИВИНА (Саратов)

Санитарно-гигиеническая оценка школ-новостроек Саратова

lis кафедры общей гигиены Саратовского медицинского института (зав.—проф. Лось)

Постановление правительства о ликвидации в 1937 г. двусменных занятий в школах крупных городов, выдвинувшее массовую стройку школьных зданий во всех республиках Союза, отразилось и на школьном строительстве в Саратове. В 1935 г. в Саратове было построено 5 школ, в 1936 г. — 8, всего же по области было намечено к строительству в 1936 г. 12 школ. План 1937 г. предусматривал постройку в Саратове 5 школ. Однако хозяйственные организации не отнеслись к этому делу с должным вниманием: они недооценили такие важные вопросы, как планировка, ориентация зданий, благоустройство пришкольных участков, внутреннее оборудование, благоустройство зданий.

Нами были обследованы 5 школ на 880 человек каждая. Общий объем здания—14 575 ма; учебная площадь составляет 60,5°/о. Школы четырехэтажные, с односторонней ориентировкой классных комнат на юг, за исключением школы на площади Фрунзе, где классные комнаты расположены с западной стороны. Фундамент бутовый, глубиной 1,8—2 м. Все школы построены из силикатного кирпича; толщина стен 2 кирпича (54 см). Проведение работ в один строительны* сезон и несвоевременное выполнение плана строительства способствуют недостаточной просушке здания, вследствие чего на стенах и потолке выступают влажные пятна, а местами даже отваливается штукатурка. В зданиях некоторых школ нет водосточных труб, что безусловно способствует развитию сырости в стенах и фундаменте.

Земельный участок, отводимый под школу, должен иметь от 1,6 до 2,5 га, фактически же площадь его в новых школах запроектирована з 1 га и меньше. Большая часть его пока застроена зданиями, предназначенными к сносу, вследствие чего ряд школ (40-я на Соляной ул., 39-я на Садовой и Железнодорожной ул., 37-я на Б. Казачьей ул.) совершенно не имеет земельных участков, на которых можно был» бы организовать оздоровительную работу для школьников. В таблице указан размер территории, отведенной для школ, построенных в 1936 г.

№ Территория, заня-

Месторасположение школы тая школой (в кв.

школы метрах)

6 Селекционная станция ....... 10 000

Крекингзавод............. 15 000

36 Пролетарский поселок ........ 54 0

37 Б. Казачья и Железнодорожная ул. . - 8 480

38 Садовая и Симбирская ул........ 9 369

29 Садовая и Железнодорожная ул. .... 4 997

40 Соляная и ул. Мичурина ...... 4 848

41 5 000

Таким образом, ни одна из школ не имеет площади, предусмотренной типовым проектом. К началу занятий ни в одной школе не было участка, спланированного согласно существующим требованиям; большинство их еще полностью не очищены от строительного материала и мусора. Такие запущенные, необорудованные участки не могут обеспечить детям здоровый отдых.

Переходя к оценке внутренней планировки здания, остановимся прежде всего на раздевальне. Запроектированные раздевальни совершенно не соответствуют своему назначению как по размерам, так и оборудованию.

Площадь раздевален в школах строительства 1935 г. равна 60 м5 (по 30 м-' с каждой стороны входа), т. е. на одного ученика приходится лишь 0,07 м3, чтв явно недостаточно для хранения одежды. Некоторые школы (4-я) использую* под раздевальню помещение в третьем этаже, отведенное по пл*ану под библиотеку; с гигиенической точки зрения это надо признать недопустимым. Другие школы расширили раздевальню за счет вестибюля, но и этого оказалось мало и одежду приходится складывать на перилах раздевальни или хранить в классах на партах. В проектах строительства 1936 г. площадь раздевальни увеличена до 100 м2 (0,11 м2 на ученика), что все же недостаточно. Вешалки поставлены очень тесно (30—40 см одна от другой), крючки их расположены на расстоянии 10—15 см (вместо 25—30 см). В результате не обеспечивается достаточная просушка и проветривание верхней одежды, а в раздевальне создается значительная скученность.

Помещение буфетов по проекту 1935 г. должно состоять из одной комнаты площадью в 70 м2. Это не удовлетворяет даже минимальным санитарно-гигиеническим требованиям, так как приготовление пищи, раздача ее и мытье посуды производятся в одном месте. Здесь же установлены кипятильники. В строительстве 1936 г. выделено отдельное помещение под кубовую, благодаря чему нем-

иого улучшилось санитарное состояние буфетов, но площадь их все же мала. Наличие такого буфета и недостаток обслуживающего персонала способствуют созданию больших очередей. Данные хронометража показывают, что дети у буфетов затрачивают от 5 до 10 минут времени и многие >из них не успевают в перерыв получить завтрака. Вследствие нехватки в столах и стульях, а также большой тесноты учащиеся во время перемен ходят с завтраками по коридорам.

В планировке классных комнат при строительстве никаких изменений по сравнению с проектом не внесено. Перераспределение классов допущено уже при эксплоатации школ по усмотрению дирекции. Так, например, в 17-й школе физический и химический кабинеты объединены, а освободившееся помещение используется под физкультурные занятия.

Во всех новостройках запроектирована и устроена механическая вытяжная вентиляция, которая за отсутствием моторов нигде не функционирует; это нужно считать основным' недостатком новых школ.

'1 По диагонали По вертикали

л § с от уровня пола

\0.5м 1.5м 2.5м

23 _

22 -—■

2/ *

20 -

13 -

/3 ■— _____ --

17

/6 -

15 -

14 /3 12 --- •

// 10 -

' 4-я школа 7-я школа !7-я школа

1-й этаж

3-й этаж ---

йг 1 До . занятии Перед большой переменой После перемены 5* 5 начапо 2-й смены конец 2-й смены

26 _

25 л

24 23

/

22- - / |

2/ / /"" / г

20 19 - /—- / / —/

18 /7 /5 - '/ / /и / / У/ / 1

/5 _ / / _/

М _

/3 12 II 'А

10 г /

Рис. 1. Колебания температуры Рис. 2. Колебания температуры

по диагонали и вертикали по этажам

Отсутствие вентиляции отражается на физико-химических свойствах воздуха в классах, что подтверждается нашими данными. В трех школах (4-й, 7-й и 17-й) «ами были обследованы по два класса (не угловых) в первом и третьем этажах, причем в течение трех дней нроводились измерения температуры, влажности, скорости охлаждения по сухому кататермометру, а также забирались пробы С02. При работе школы в одну смену исследования проводились до занятий, перед большой переменой, после перемены и в конце занятий, а в двусменных классах, сверх этого, еще в начале и ко«це второй смены. Исследования проводились в середине класса на расстоянии 1,5 м от нола. На том же уровне измерялась температура на расстоянии 0,5 м •т наружного и внутреннего углов класса, а в середине класса—¡на уровне 0,5—1,5—2,5 м от пола. Полученные результаты дали возможность сравнить колебание температуры по горизонтали и вертикали. Исследования во всех школах были проведены в феврале при наруж-

г

ной температуре от—5 до—10°. Колебания температуры в классах как по горизонтали, так и по вертикали не превышают 1—2° (рис. 1),т. е. находится в пределах гигиенических норм. Что касается колебания температуры по этажам, то из рис. 2 видно следующее: температура в нижних этажах до начала занятий в каждой школе равна 10—11,5* (средняя из трех дней наблюдений), причем минимум в отдельные дни падает ниже 10°. В конце второго урока, перед большой переменой, температура повышается на 4—5°, снижается на 0,5° после перемены и снова повышается к концу занятий первой смены на 3—4°, а к концу второй смены еще увеличивается на 1—2°. В верхних этажах

7—10° выше, чем в нижних, и увеличи-чивлется к концу занятий на 4 —5е.

Влажность воздуха в классах (рис. 3) в нижних этажах колеблется от 36 до 56%, в верхних—от 32 д» 50%, повышаясь везде к концу

температура до занятий на

4-я школа 7-я шкот /7-я школа

J-й этаж --

3-й этаж ---

6 До . занятии Перед большой переменой После перемены ? 1 -?> 1 ч ^ 1 н ад ■' п к!

3.2

3.0 / /, :

2.8 - :

2.6 - у •

2/, _ А ?

2.2 _ ^У/у V J

2.0 1.8 1.8 - ! N х/

1.4 1.2 /.0 - г У г

0.8 0.6 : Л

1 ---'

\

Рис. 3. Колебания относительной влажности

Рис. 4. Количество Со. (в процентах)

занятий на 10—1 б19/©. Низкая температура в нижних этажах и более высокая в верхних зависит главным образом от недостаточной репУ' лировки' центрального отопления. Высокая температура в верхних этажах при пониженной величине охлаждения сухого кататермометра (3—3,5 мм/кал) неблагоприятно отражается на самочувствии детей. В классах верхних этажей дети жаловались на духоту, головную боль и утомление к концу занятий. Проветривание классов в течение десятиминутного перерыва не давало большого снижения температуры воздуха, да к тому же не везде имеется возможность открывать форточки и окна.

Количество углекислоты в воздухе классов до занятий колеблется от 0,6 до 0,8'% (рис. 4). К концу второго урока, перед большой переменой, оно доходит до 2—2,4% {определение углекислоты производилось по Робергу). После большой перемены отмечается небольшое снижение СОг (до 1,7%), а к концу занятий первой смены —

увеличение до 2,6—3,Р/о. В начале второй смены, хотя и наблюдалось снижение углекислоты до 1,4%, но все же дети второй смены приводят в мало проветренные классы. Это объясняется тем, что .перерывы межД,у сменами почти отсутствуют, так как учащиеся второй смены приходят в школу, когда первая смена еще не кончила занятий.

Наши исследования показали, что недостаточный приток свежего воздуха и отсутствие вытяжной вентиляции значительно ухудшают физико-химические свойства воздуха уже к концу второго урока, а это безусловно влияет на самочувствие детей. Здесь сказывается также слабое наблюдение за проветриванием классов во время перемен.

В отношении режима проветривания надо отм,етить, что ни одна школа не осознала всей важности данного процесса, имеющего не только санитарное, но и педагогическое значение.

Не везде открываются окна или фрамуги во время перемен, коридоры во время занятий также не проветриваются, что безусловно повышает процент СО», так как непроветриваемый коридор теряет свое назначение «резерва» чистого воздуха. Этому способствует также плохое устройство фрамуг и форточек, которые в зимнее время не открываются (замыкание), а в некоторых школах их совсем нет в некоторых помещениях. Так, 4-я школа :на площади Фрунзе была принята без форточек в коридорах, уборных, буфетной и библиотеке.

На чистоту воздуха существенно влияет санитарный режим. Приходится отметить, что помещения убираются недостаточно — сухим способом'. Во всех новостройках чувствуется недостаток хозяйственного инвентаря (ведер, тряпок, щеток). Поэтому весьма серьезным вопросом, требующим скорейшего разрешения, является устройство вентиляции в школах и снабжение школ приспособлениями по борьбе с пылью.

Отопление школ центральное, водяное. Недостаточная отрегулировка его вызывает значительные колебания температуры по этажам, в нижних этажах снижающейся до 7° (школы 17-я, 37-я, 38-я, 39-я).

Запроектированные уборные малы (12 м'-') и слабо изолированы от классных комнат. Размещение их против классов, а по другим проектам1 — пропив буфетной комнаты при отсутствии вытяжной вентиляции способствует загрязнению лоздуха в коридоре и классах. Предуборные также тесны. Имеется 1—2 крана для мытья рук. Неудовлетворительно и оборудование уборных. Бачки плохого качества и протекают, вызывая излишнюю утечку воды; в целях экономим воды промывка производится ведрами, что сопряжено с значительным загрязнением уборных. Этому способствует также и плохое качество приспособлений к бачкам (ручки, рычаги), которые быстро1 ломаются.

Часть новостроек к открытию школ не была канализирована', 'и дети пользовались примитивными дворовыми уборными, загрязнявшими школьный участок. Школы на окраинах не канализированы. >

Считаем необходимым отметить и те «мелочи», допущенные строительными организациями, которые в общей сложности ухудшают санитарное 'состояние школ: рамы окон сделаны из сырого леса (отчего форточки не открываются), гак же, как и двери, плитки паркета при просушке выпадают, плинтусы отходят от стен, двери плохо закрываются, полы дают большие трещины. Электропроводка установлена небрежно, местами нет выключателей, и электроэнергия тратится зря. В коридорах и классах некоторых школ панели не покрыты масляной краской, что ведет к быстрому загрязнению стен и затрудняет их очистку. Лестничные площадки у пол'а не имеют ограждений, отчего во время игр различные ийфщеты скатываются вниз и травмируют детей. Не блещут новые школы и хорошим оборудованием. Ни одна из них не имеет показательного пр.ибора для питьевой воды. Вода содержится в баках, часто ржавых, имеется лишь одна -кружка. Нехватает столов и стульев для преподавателей. При входе в школу нет матов и скреб для ¡ног, нет приборов для уборки и чистки помещения, мало вешалок.

Выводы

1. Земельные участки школ-новостроек Саратова не отвечают даже минимальным требованиям школьной гигиены как по своей площади, так и по благоустройству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В типовых проектах школ занижена площадь раздевален, буферов и уборных; установленные нормы надо увеличить при дальнейшем строительстве.

Э®

3. Отсутствие вытяжной вентиляции в школах и недостаточный режим проветривания в классах и рекреационных способствуют ухудшению физико-химических свойств воздуха.

4. Низкая температура в нижних этажах и резкое колебание температуры по этажам зависят от плохой предварительной проверки отопления.

5. Отсутствие канализации в некоторых школах и наличие примитивно устроенных уборных вызывают значительное загрязнение почвы пришкольного участка.

6. Неудовлетворительный стройматериал и недостаток внимания к вопросам оборудования и режима школ ухудшают их санитарное состояние.

Н. Д УСПЕНСКИЙ (Ленинград)

Дезинсекция квартир жидким сернистым газом

Из лаборатории Ленинградской дезинфекционной бригады (зав. дезинфекционной бригадой—проф. П. А. Пацановский, зав. научно-исследовательской частью дезинфекционной бригады — проф. Я. Л. Окуневский)

Обеззараживание жилищ после инфекционных заболеваний (дезинфекция) и мероприятия, направленные на борьбу с имеющимися в помещении паразитами (дезинсекция), в зависимости от применяемых средств делятся на влажные, газообразные и парообразные. Выбор того или иного дезинфекционного агента зависит от характера обеззараживания и обстановки жилищ.

Для дезинфекции помещений существует ряд средств, позволяющих производить обеззараживание любого жилища с самой разнообразной обстановкой при любой инфекции. В отношении же дезинсекции жилищ (особенно квартирного типа) выбор эффективных дез-средств весьма ограничен.

Это побудило нас заняться изысканием такого способа обеззараживания жилищ, который, обладая энергичной способностью уничтожать паразитов, в то же время был бы прост в применении, общедоступен и минимально токсичен для человека, и не портил бы ни жилища, ни обстановки.

В проведении этой работы нам была оказана всесторонняя поддержка Всесоюзной государственной санитарной инспекцией НКЗдрава.

Прежде всего мы решили тщательно изучить существующие дезинфекционные средства, способы их применения и действие, оказываемое ими на паразитов (в основном на клопов) и предметы домашней обстановки.

В ряду таких средств 'первое место по эффективности занимают газообразные и парообразные вещества (хлорпикрин, сернистый ангидрид, хлор), затем — растворы (нафтализол, лизол, фенол, сольвент, смеси, содержащие керосин, скипидар и др.).

Влажным способам обработки помещений, зараженных паразитами, справедливо отводится второе место. Гибель паразитов наступает здесь лишь при смачивании их инсектицидом, который часто не может проникнуть в щели обстановки, за обои и в различные, углубления самого помещения, где скрываются насекомые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.