Научная статья на тему 'ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В ДЕКОРЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНОГО БАДАХШАНА'

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В ДЕКОРЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНОГО БАДАХШАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ГОРНЫЙ БАДАХШАН / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РУКОДЕЛИЕ / ДЕКОР / ОРНАМЕНТ / МОТИВ УЗОРА / СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Йогибекова Бека Турдибековна

В статье отмечается, что орнамент на памирских рукоделиях (нарядная и праздничная одежда, вышивки, шерстяные чулки) отличается особым отпечатком и стилем горных таджиков. Описанные узоры свойственны высокогорным районам - Рушану, Шугнану, Ишкашиму и долине Вахану. В них встречаются всевозможные мотивы геометрического, растительного, зооморфного и культового орнаментов. Рассмотрена символика некото-рых декоративных мотивов, способы реализации идеи мастерицы-художника и мыслы-теля. Традиционный орнамент Горного Бадахшана при его сравнении с соседними регио-нами, имеет мотивы, как сугубо оригинальные, так и общего характера. Происхождение оригинальных мотивов обусловлено многовековым существованием в условиях относи-тельной изолированности из-за труднодоступности высокогорных долин и сезонных логистических ограничений, а источником формирования отдельных общих декоратив-ных тематик является смешение культур, а также некоторые одинаковые черты в мировоззрении и хозяйственной деятельности населения. Автор заключает, что памирский орнамент - безграничный мир мотивов, символика которых тесно связана с природой, фауной и флорой региона, традиционным образом жизни населения, его мировоззрением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNAMENTAL SYMBOLS IN THE DECOR OF TRADITIONAL CLOTHING OF GORNY BADAKHSHAN

The article notes that the ornament on Pamir needlework (elegant and festive clothes, embroidery, wool stockings) is distinguished by a special imprint and style of mountain Tajiks. The described patterns are characteristic of high-altitude areas - Rushan, Shugnan, Ishkashim, Vakhan. In these patterns there are all kinds of motifs of geometric, plant, zoomorphic and cult ornaments. The symbolism of some decorative motifs, ways of implementing the idea of a craftswoman-artist and thinker are considered. The traditional ornament of Gorny Badakhshan, when compared with neighboring regions, has motives, both purely original and general. The origin of the original motifs is due to the centuries-old existence in conditions of relative isolation due to the inaccessibility of high-altitude valleys and seasonal logistical constraints, and the source of the formation of certain common decorative themes is a mixture of cultures, as well as some identical features in the worldview and economic activity of the population. The author concludes that the Pamir ornament is a boundless world of motifs, the symbolism of which is closely connected with nature, fauna and flora of the region, the traditional way of life of the population, its worldview.

Текст научной работы на тему «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В ДЕКОРЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНОГО БАДАХШАНА»

МАРДУМШИН0СЙ-ЭТН0ГРАФИЯ-ETHN0GRAPHY ♦-♦

УДК 902.7 (575.32)

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В ДЕКОРЕ РУКОДЕЛИЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНОГО

БАДАХШАНА

ЁГИБЕКОВА Б. Т., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Характерной чертой памирских рукоделий (нарядная и праздничная одежда, вышивки, шерстяные чулки) является орнамент, который отличает, как тонко заметил граф А. А. Бобринский, «свой особый отпечаток, свой собственный стиль, стиль горных таджиков» [3,18]. Более изученными являются узоры Дарваза, в то время, как символике орнамента высокогорных районов в исследованиях уделено значительно меньшее внимание.

В узорах рукоделий этих регионов встречаются всевозможные мотивы геометрического, растительного, зооморфного и культового орнаментов. Рассмотрим символику отдельных декоративных мотивов.

Растительные узоры: Один из распространенных мотивов-горошина [9, 10]. Эта бобовая культура составляла один из главных продуктов питания горцев. Из толченного гороха пекли лепешки, в зернах его применяли для приготовления похлебки. Орнамент представляет собой четыре жирные точки (гороха), размещенные внутри ромбовидного боба. Этот мотив повторяется вертикальными рядами, между которыми пропущена пара прямых линий. Горошины изображаются черными и коричневыми цветами. Рисунок стилизованный, если учесть, что вытянутая форма боба лишь отдаленно напоминает ромб.

Заслуживает также внимания символика композиции из ромба с точками. В знаковой системе таджиков ромб несет в себе идею плодородия. У земледельческих народов еще в первобытном обществе эта геометрическая фигура ассоцировалась с женским началом [4,83]. Нахождение внутри ромба одной или нескольких точек олицетворяет идею материнства.

Весьма распространен орнамент колосьев пшеницы [9,10]. Согласно народным поверьям, у пшеницы райское происхождение. К этой культуре земледельческие народы проявляли особое отношение. Пшеница и изделия из нее воспринимались как нечто святое. В народном декоративно-прикладном искусстве пшеницу изображали посредством параллельных колосьев, варьируя цвета. Нередко на месте слияния двух противоположно расположенных колосьев показывают крупное зерно. Колосья символизируют сплоченность и богатство, зарождение жизни после гибели. Зерно пшеницы символизирует достаток, плодородие и жизнь.

Достойное применение в декоре рукоделий получила роза как наиболее излюбленный цветок у таджиков [9,10]. Круглая роза и розетка носит

название соответствующего цветка и, кроме того, обозначается через округлые предметы быта (посуду). В этих названиях не отражаются древние магические понятия, вместе с тем нельзя исключить также астральное значение узора. Композиция розы в виде кругов может иметь не только разные диаметры, но и разную разработку (сплошной, ажурный).

На изделиях изображение розы напоминает разделенный пополам цитрусовый плод, в котором четко разделены дольки. Для этого из центрального кружочка исходят меридианы, делящие площадь круга на восемь частей. Розетки разных цветов располаются в поперечный ряд, который сверху и снизу окаймляют полоски с перлами.

Основу мотива деревца [9,11], составляет ромбик, от каждого угла которого отходят усики в форме рогов барана, изогнутых в разные стороны. По сути, это стилизация плана (вид сверху) небольшого деревца, возможно кустарника - шиповника, облепихи, барбариса.

Кусты шиповника и облепихи распространены тут повсюду, растут плотно и во многих местах их ветки густо переплетаются и затрудняют проход для пешеходов и всадников. Разные сорта памирского шиповника имеют цветы различной окраски. Соответственно, это отражается на колорите декора местных рукоделий. Шиповник цветет преимущественно весной, однако разнообразие форм, колорита и запаха цветков особенно примечательно летом. Шиповник произрастает даже там, где другие растения выжить не могут: на ледниках и камнях среди скал.

Кусты барбариса осенью напоминают костры, их ягоды и листья использовались для варки напитка. В древности культ дерева имел тесную связь с эпитетом Ахура-Мазды (авестийский «yazd» - «бог, высокое дерево»). Согласно Дж. Фрезеру, «дерево ассоциировалось с величайшим из богов» [8,331; 12,156]. В «Авесте» Мировое древо служит опорой солнца и воплощением Богини-матери [1, 16, 6, 105].

В декоре рукоделий гриб изображается в виде спаренных наконечников стрелы.Этот мотив символизирует землю и то, что из нее происходит.

Весьма распространенный декоративный мотив - «ёлочка» [9, 11]. Можжевельник, подобно кустарникам, - один из самых распространенных растений, который вносит значительный вклад в предотвращение эрозии горного покрова. Для Памира он считается главным деревом. В высокогорьях встречаются невысокие арчи, растущие над ледниками и выше кустарников и трав. В низинах гор это дерево довольно мощное, нередко его ствол закручен спиралью.

Поражает возраст арчи, которая живет тысячу и более лет. Это дерево традиционно служило топливом, запах дыма горящего в очаге дерева -одна из характерных черт этого региона. Арча часто встречается в археологических памятниках Памира как материал перекрытия могил эпохи бронзы и сакских могилах середины тысячелетия до н.э. Можжевельник является вечнозеленым хвойным деревом, прекрасно оживляющим мест-

ную природу. С другой стороны, в арчовых рощах господствуют прохлада и специфический густой запах. Высохшие стволы деревьев образуют необычные, парадоксальные фигуры, похожие на птиц и зверей.

Зооморфные узоры: «Перо павлина» - так называется очень красивый разноцветный орнамент. Павлин - птица, ставшая знаменитой в легендах, литературе, искусстве и религии, своим видом вызывает восторг и удивление. По всему миру состоятельные люди стремились иметь павлин у себя дома, его наличие воспринималось как обладание предметом роскоши. Перья этой птицы украшали шляпы и шлемы рыцарей, у девушек их наличие среди украшений вызывало зависть подруг. Жители Памира врядь ли имели дело с павлинами, тем удивительнее увидеть эту тему в местном орнаменте. Считается, что данная декоративная тема здесь появилась по рассказам тех местных жителей, которые побывали в Индии. На основе устной информации мастерицы смогли добиться точного востпроизве-дения формы перьев и их цветового оформления [9,13].

В культуре таджиков изображение павлина олицетворяет бесконечное разнообразие мира [7, 28, 42]. Согласно Ш. Шукурову, «если в иранской домусульманской традиции павлин и его изображение символизируют богиню Анахиту, то в мусульманской традиции образ павлина в обеих ипостасях (положительной и отрицательной) привязан к истории грехопадения Адама и Евы...» [16,31-32]. В эпоху средневековья мистики этот символ использовали для выражения своих мистико-философских откровений.

Наиболее популярным из узоров выступает изображения перьев и крыльев павлина. Павлинье перо символизировал высокие нравственные помыслы. Орнаментальные узоры с этой птицей «след павлина», «лапка павлина», «хвост павлина», «павлиньи перья» напоминают пышный цветок, трактованный в профиль, а глазок в конце пера указывает на павлина. Этот узор имеет разнообразные варианты, часто орнамент имеет неопределенную амёбообразную форму, или же принимает вид веточки цветка. Распушенные перья хвоста павлина порой заканчиваются округлыми или ромбовидными завитками. Перья птиц символизируют духовность в материальном образе [13, 108, 124].

«Тигринный коготь» -мотив в виде вертикальных рядов элемента узора в виде летящей птицы с изогнутыми крыльями. Отважный хищник, который зимой решается спуститься с гор и совершить налеты на селения, нападать на людей и домашных животных. Бадахшанские мастерицы в джурабах не воспроизводили фигуру тигра с его гибким мускулистым телом, зато охотно вывязывали форму его сильных когтей.

Орнамент «скорпион» [9,13] олицетворяет опасное насекомое, вызывающее у человека испуг и дрожь. Ядовитое жало скорпиона, несмотря на его маленькие размеры, вызывает мучительную боль, и даже смерть. По сути, это насекомое служит символом зла и смерти, однако издревле к нему проявляли уважение. Появление его изображения на джурабах можно

связать с верой в то, что скорпион отгоняет злых духов, предохраняет от зависти и ненависти [14, 511].

По семантике орнаментальный узор с изображением скорпиона можно отнести к числу зооморфных орнаментов. Стилизованный узор изображает тело скорпиона с отходящими и загибающимися в обе стороны «хвостами». Скорпионы, как и змеи, ящерицы, лягушки, согласно традиционным воззрениям, считались вредными тварями [15,109].

Нередко встречается мотив «след волка» [9,14] - отпечаток стопы волка в виде композиции из пяти деталей. Четыре из них примерно одинаковы по форме (неправильный овал с выступающим когтем), они отстоят от большой опорной подушечки - пятиугольника со сглаженными углами. Изображение следа волка символизировало упорство, дерзость, умелость - похвальные качества, присущие этому животному. На Памире стаи волков постоянно сопровождали стада архаров и истребляли последние в большом количестве [10, 53].

Другой зооморфный мотив - «след кошки» [9,14]. В целом, соответствует узорам «след тигра» и «след волка». Символика кошки довольно противоречива. С одной стороны, она олицетворяет такие положительные качества, как изящество, грация, свобода, проворность, неуязвимость, с другой - неприятные свойства разврата, притворства, гнева.

Вместе с тем, в зороастризме кошка наряду со змеями и насекомыми причислена к нечистым животным. Она - порождение Ахримана - бога зла. Однако в исламе отношение к кошкам благожелательное. Ей дозволено заходить в мечети.

Еще один мотив такого рода - «след медведя» [9,14]. С медведями жители Памира имели дело на летовках. Нередко женщины там встречали следы этого грозного животного. Здесь довольно часто встречались бурые медведи ростом меньше, чем их российские собратья [10, 53]. На джурабах вывязывается в виде четырех ромбовидных фигурок, скомпонованных внутри большого ромба.

Мотив «четырехглазый» [9,14] олицетворяет собаку местной породы с черными или белыми пятнами над глазами. Эти пятна принято воспринимать как вторая пара глаз. Считали, что у такой собаки есть особое чутье, ее наделяли способностью видеть духов и оберегать своего хозяина. Она - символ защиты, преданности и верности. По преданию, четырехглазая собака никогда не спит. Даже если закрывает глаза, она бдительна, ее вторая пара глаз всегда открыта и видит сверхестественное [5, 227-228].

В зороастризме собака - священное животное, символ правды и очищения. Она отгоняет нечитую силу (дэвов) и трупную скверну (друдж). В Авесте ей посвящен фрагарды (разделы) 13, 14 и 15 «Видэвдата», с этой темой связан отдельные фрагменты и в других фрагардах. Собака считается творением Ахура-Мазды, ее нельзя бить или обижать, отнимать у нее еду или, тем более, убивать. Нарушителя этих заповедей ждет жестокое наказание в аду. Конкретное содержание такого наказания раскрыто

в «Книге праведного Вираза». В фаргарде 8 описывается ритуал «сагдид», связанный с четырехглазой собакой желтого цвета. Ее взгляд на покойного прогонял жуткого дэва трупного разложения. Четырехглазой собаке следовало дать возможность пройти несколько (три, шесть, девять) раз по дороге, которой пронесли покойного. В результате эта дорога вновь становилась чистой [11, 83-86]. Мотив «след воробья» [9,15] в процессе эволюции и стилизации приобрел растительный характер, т.е. их элементы во многом схожи с растительным орнаментом «трилистник».

Мотив «дракон» [9,16,21] имеет вид ромба, углы которого заканчиваются парами усиков, изогнутых в две стороны. Иногда на двух противоположных углах между усиками размещают детали, похожие на прямолинейные побеги. Также встречаются образцы с дополнительными одиночными усиками, расположенными между угловыми усиками. Как правило, посередине ромба размещают свастику.

Культовые узоры: Свастику жители Горного Бадахшана считают символом четырех стихий природы - воздуха, воды, огня и земли, представленные в их вечном движении. Кроме того, свастика символизирует возникновение и круговорот жизни. Как правило, ее изображали в комбинации с другими элементами узора [9,17]. Ваханцы утверждали, что этот узор заимствован от образца, находящегося «под корой на стволе известного дерева» [2, 85].

Один из мотивов по форме напоминает букву Z. Ее мастерицы также называют <^-як» (букв. «похожий на Z»). По всей видимости, что истинные названия и смысль этого узора забыты [9, 19].

Мотив «огонь» [9, 21]. С огнем жителей Памира, как и весь иранский мир, связывают особые отношения. Еще до появления зороастризма в этом обществе было распространено огнепоклонство, отголоски которого дошли до наших дней.

Стилизованное изображение огня на рукоделиях можно было встретить на Памире повсюду, более того, этот узор для местных мастериц был одним из самых излюбленных. Вероятно, это связано с тем, что в этом холодном крае лицезрение явления, напоминающего огонь, согревало и душу и тело.

В изображении огня использовалась комбинация всевозможных цветов, как теплых, так и холодных. Их совместное использование позволяло показать на контрасте яркость и блеск лучей огня.

Мотив «ваханский узор» [9,23] представляет собой рисунок геометрической фигуры, контуры которой повторяют план (вид сверху) буддийской ступы, сохранившейся в селении Вранг Ишкашимского района. Отсюда и название орнамента. Это ступеньчатый восьмиугольник, образованный из горизонтальных и вертикальных линий, внутри которого размещен шестиугольник с точкой посередине, вывязанный из нити другого цвета. С двух сторон шестиугольника показаны горизонтальные отростки.

- муаррих-историк-historian -

Орнамент «рошорвский» назван в честь селения, расположенного в долине Бартанг Рушанского района, откуда он происходит. Представляет собой парные цветочки, расположенные внутри вытянутого шестиугольника с двумя противоположными длинными сторонами, вогнутыми посередине. Цветочки имеют общий корень и направлены в противоположные стороны. Каждый цветок имеет два симметричных листика и бутон.

Мотив «читральский» [9, 23] назван в честь долины Читрал в Северном Пакистане. Две системы прямых линий, пересекаясь между собой, образуют косоугольную сетку. Места пересечения этих линий занимают ромбики другого цвета с точкой посередине. Внутри каждой ячейки сетки четыре змеевидно изогнутых линии вместе образуют фигурный прямоугольник, посередине которого размещен ромбик указанного вида.

Орнамент «лук» [9,24] имеет несколько значений. Различные виды лука находили применение в качестве орудия охоты, инструмента для трепания шерсти, приспособления для приоткрывания лица невесты во время свадебного ритуала, а также детского игрального оружия. Рисунок в какой-то степени напоминает стилизованный лук, хотя в такой же мере его можно считать изображением цветка или даже человека, кисти согнутых и расставленных рук которого находятся у бедер.

Таким образом, памирский орнамент - безграничный мир мотивов, символика которых тесно связана с природой, фауной и флорой региона, традиционным образом жизни населения, его мировоззрением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев М. С. Орнамент горных таджиков верховьев Аму-Дарьи и киргизов Памира//М. С. Андреев. -Ташкент: Типолитография № 2. Казгиза, 1928. -41 с.

2. БобринскийА.А. Горцыверховьев Пянджа (ваханцыиишкашимцы). Очерки быта по путевым заметкам//А.А. Бобринский. -М., 1908. -150 с.

3. Бобринский А. А. Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара)//А.А. Бобринский. -М.: Типолит. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1900. -47 с.

4. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X - XX вв//В. М. Василенко. -М.: Советский художник, -1974. -294 с.

5. Вовк О. В. Энциклопедия знаков и символов//О. В. Вовк. -М.: Вече, -2006. -528 с.

6. Дьяконов М.М. Росписи Пянджикента и живопись Средней Азии//Живопись древнего Пянджикента. -М., Изд-во АН СССР, 1954. -С. 83-158.

7. Иерусалимская А.А. К сложению школы художественного шелкоткачества в Согде// Средняя Азия и Иран. -Л, 1972. -С. 5-56.

8. Кагаров Е. Г. Мифологический образ дерева, растущего корнями вверх//Доклады АН СССР. -Серия В. -№ 15. -М., 1928. -С. 331-335.

9. Киматшоев П. Wedhipch: падающая звезда или тайны узоров Памира//П. Киматшоев, В. Алидодов. -2-е изд. -Хорог, -2011. -28 с.

10. Серебренников А. Очерк Памира//А. Серебренников. - СПб., 1900. -97 с.

11. Успенская А. Зороастризм за 90 минут//А. Успенская. -М. -СПб:, 2006. -С. 83-86.

12. Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. -М., 1986. -704 с.

13. Хакимова Н. История развития производства абровых тканей таджиков в Худ-жанде в конце XIX-XX веках//Н. Хакимова. -Душанбе, 2016. -186 с.

14. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве//Джеймс Холл. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 656 с.

15. Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. - С.109-112.

16. Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана: Формирование принципов изобразительности. - М.: Наука, 1989. - С. 31-32.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В ДЕКОРЕ

ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ГОРНОГО БАДАХШАНА

В статье отмечается, что орнамент на памирских рукоделиях (нарядная и праздничная одежда, вышивки, шерстяные чулки) отличается особым отпечатком и стилем горных таджиков. Описанные узоры свойственны высокогорным районам - Рушану, Шугнану, Ишкашиму и долине Вахану. В них встречаются всевозможные мотивы геометрического, растительного, зооморфного и культового орнаментов. Рассмотрена символика некоторых декоративных мотивов, способы реализации идеи мастерицы-художника и мыслы-теля.

Традиционный орнамент Горного Бадахшана при его сравнении с соседними регионами, имеет мотивы, как сугубо оригинальные, так и общего характера. Происхождение оригинальных мотивов обусловлено многовековым существованием в условиях относительной изолированности из-за труднодоступности высокогорных долин и сезонных логистических ограничений, а источником формирования отдельных общих декоративных тематик является смешение культур, а также некоторые одинаковые черты в мировоззрении и хозяйственной деятельности населения.

Автор заключает, что памирский орнамент - безграничный мир мотивов, символика которых тесно связана с природой, фауной и флорой региона, традиционным образом жизни населения, его мировоззрением.

Ключевые слова: Таджикистан, Горный Бадахшан, материальная культура, рукоделие, декор, орнамент, мотив узора, символика.

РАМЗИ НАКШ ДАР ОРОИШИ ЛИБОСИ АНЪАНАВИИ КУДИСТОНИ БАДАХШОН

Дар макола кайд карда мешавад, ки накши махсулоти дастии занонаи помирй (либоси ороста ва идона, гулдузихо ва чуробх,о) нишона ва услуби хоси точикони кухистониро дорад. Накшу нигори тавсифшуда ба нохияхои баландкух - Рушон, Шугнон, Ишкошим ва водии Вахон хос мебошад. Дар онхо мавзуъхои гуногуни геометрй, растанигй, зооморфй ва динй-парастишй мушохида мешаванд. Рамзи баъзе мавзуъхои ороишй дида баромада шуда, тарзхои баёни фикру гояи хунармандони мардумй хамчун рассом ва мутафаккир тахлил карда шудааст.

Хангоми мукоиса кардани накшу нигори анъанавии мардуми Кухистони Бадахшон бо минтакахои хамсоя хам мавзуъхои умумй ва хам аломатхои фарккунанда ба назар ме-расанд. Сарчашмаи пайдоиши мавзуъхои умумиро омезиши фархангхо ва баъзе пади-дахои якхела дар чахонбинй ва тарзи хочагидорй ташкил менамоянд. Пайдоиши мавзуъхои фарккунанда бо он алокаманд мебошанд, ки нохияхои баландкух тули асрхои зиёд дар чудой вучуд дошта, дар муошират бо сарзаминхои хамворй махдудиятхои мавсимй низ чой доштанд.

Муаллифон натичагирй мекунанд, ки накшхои хунармандони помирй-олами беканори мавзуъхое мебошанд, ки рамзи онхо тарики зич аз табиат, олами наботот ва хайвоноти минтака, тарзи хаёт ва чахонбинии сокинон марбут аст.

Калидвожах,о: Точикистон, Кухистони Бадахшон, фарханги моддй, махсулоти дастй, ороиш, накшу нигор, мавзуи ороиш, рамзнокй.

- муаррих-историк-historian -

ornamental symbols in the decor of traditional clothing of gorny badakhshan

The article notes that the ornament on Pamir needlework (elegant and festive clothes, embroidery, wool stockings) is distinguished by a special imprint and style of mountain Tajiks. The described patterns are characteristic of high-altitude areas - Rushan, Shugnan, Ishkashim, Vakhan. In these patterns there are all kinds of motifs of geometric, plant, zoomorphic and cult ornaments. The symbolism of some decorative motifs, ways of implementing the idea of a craftswoman-artist and thinker are considered.

The traditional ornament of Gorny Badakhshan, when compared with neighboring regions, has motives, both purely original and general. The origin of the original motifs is due to the centuries-old existence in conditions of relative isolation due to the inaccessibility of high-altitude valleys and seasonal logistical constraints, and the source of the formation of certain common decorative themes is a mixture of cultures, as well as some identical features in the worldview and economic activity of the population.

The author concludes that the Pamir ornament is a boundless world of motifs, the symbolism of which is closely connected with nature, fauna and flora of the region, the traditional way of life of the population, its worldview.

Key words: Tajikistan, Gorny Badakhshan, material culture, needlework, decor, ornament, pattern motif, symbolism.

Маълумот дар бораи муаллиф: Ёгибекова Бека Турдибековна - унвончуйи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А^мади Дониши АМИТ. Телефон: (+992) 93-98-78-711.

About the authors: Yogibekova Beka Turdibekovna - Candidate of the A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Телефон: (+992) 93-9878-711.

♦-♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.