Научная статья на тему 'Узорчатые кошмы мастериц Памира'

Узорчатые кошмы мастериц Памира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОШМОВОЛЯНИЕ / МАСТЕР-УЧЕНИК / МАСТЕР-ПЕДАГОГ / НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / КОШМЫ НАСЕЛЕНИЯ ПАМИРА / ТРАДИЦИЯ / ВОЙЛОЧНОЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЖЕНСКИЕ РУКОДЕЛИЯ / МАСТЕРИЦЫ / АРХАИЧЕСКИЙ ТИП ОРНАМЕНТОВ / НАРОДНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамадамонов Х. М.

Статья посвящена истории, современному состоянию и развитию кошмоволяния, как одного из основных направлений народно-прикладного творчества жителей высокогорной Горно Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Узорчатые кошмы мастериц Памира»

Мамадамонов Х.М.

Соискатель Таджикского государственного института искусств им. М. Турсунзаде, директор областного Дома народного творчества Горно-бадахшанской автономной

области Республики Таджикистан

УЗОРЧАТЫЕ КОШМЫ МАСТЕРИЦ ПАМИРА

Аннотация

Статья посвящена истории, современному состоянию и развитию кошмоволяния, как одного из основных направлений народно-прикладного творчества жителей высокогорной Горно Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан

Ключевые слова: кошмоволяние, мастер-ученик, мастер-педагог, народные ремесла, кошмы населения Памира, традиция, войлочное орнаментальное искусство,женские рукоделия, мастерицы, архаический тип орнаментов, народно-прикладное творчество

Возникновение первых школ узорного кошмоволяния на территории Памира, по данным исследователей, приходится на начало XVIII века.

В условии семьи создавались первые школы кошмоволяния, где родители обучали своих детей секретам этого ремесла. Как только вырос спрос на узорчатые кошмы многие односельчане решили, что их дети должны обучаться этой профессии у именитых мастеров школ.

Прием в школу «Мастер-ученик» имел свои секреты: родители будущих учеников как это было принято, приходили к мастеру с 7-ю испеченными в масле кулчами (лепёшки) и поговаривали о приеме их дочерей в школу «Мастер-ученик». Продолжительность обучения в школе - 9 месяцев, за этот срок ученик осваивал -секреты подготовки красок из природных материалов, обработка шерсти, крашения шерсти. По истечению срока обучения, ученик должен сдать экзамен. Родители ученика готовили вкусные блюда, приглашали гостей - Пира (старца) цеха ремесленников и их членов, мастера-наставника, муллу, соседей. Ученик в этот день организовывал выставки своих изделий и отвечал на многочисленные вопросы. Мастер - педагог, пожав руку ученика, вручал ему маленькую узорчатую кошму, символический инструмент. А в конце мероприятия, приглашенный Пир (старец) цеха ремесленников давал благословенье юноше в начале своей деятельности. Соответственно юноша в ответ в знак благодарности дарил своему мастеру-наставнику и Пиру в подарок халаты или ценные подарки.

История кошмоволяныя играла в бытовой и культурной жизни населения Памира огромную роль. Учебно-воспитательная работа в школах народных ремесел велась по системы народной педагогики. Первые узорчатые войлоки в провинциях Памира назывались «Бирджанди», видимо его первые экземпляры были привезены из Бирджанской области Исламский Республики Иран.

Производство узорных кошм - это один из древних жанров народного творчества горных таджиков. Оно широко распространено в наше время среди сельского населения республики, имеет давние традиции и перспективы дальнейшего развития, так как глубоко национально и связано со спецификой местного быта. Можно сказать, что этим ремеслом занимаются повсеместно.

Изделия из войлока в прошлом занимали большое место в быту таджиков Памира. Войлок служил основным и единственным материалом для покрытия жилища, им же покрывали полы внутри помещения. Из войлока дехканину делали накидки для полевых работ, одеяло, матрасы, попоны и потники для лошадей. Войлочные изделия и раньше имелись в каждом доме, а в наши дни получили ещё

большее распространение и остаются неотъемлемой принадлежностью и украшением интерьера. В районах Памира и сегодня есть экземпляры войлока, которые называются «Бирждандские», они очень нарядные. В районах Памира и сегодня имеются разновидные кошмы, разные по световым сочетаниям. В зимнее период в горных кишлаках Калаи - Хусейн, Клумбаи боло, Клумбаи поён, Сагирдашт Дарвазского района, Пои-Мазор, Мургитга Старг, Ван-ван, Ванчского района, Рошорв, Савноб, Рухч, Пасор, Нисур, Гудара, Рушанского района, Ванкалъа, Вер, Миёнакух, Челондех, Шитам, Чарсем, Миёншахр, Шугнанского района, Шитхарв, Зогванд, Змудг, Питуп, Вранг, Зонг, Исор, Лангар Ишкашимского района, а так же все жителем кишлаков Мургабского района пользуются кошмами.

Благодаря широкому распространению производства войлочных

орнаментированных изделий оно достигло высокого совершенства. Производством узорных войлоков служившим подстилкой и украшением интерьера дома занимают ся не на всей территории Памир.

Своими войлочными изделиями, прежде всего, славились памирцы

Ишкашима, Мургаба, долины Гунда и Бартанга. И ныне узорное кошмоволяние сохраняется и развивается. Оно распространено среди Памирского населения всех горных кишлаков области, причем в последнее время получило широкое развитие даже в чисто земледельческих долинах, где раньше из за отсутствия мелкого рогатого скота им не занимались.

Памирские кошмы имеют большое сходство с кошмами туркменских мастеров, как своим цветосочетанием, так и технологией. Памирские мастера создают узор цветной шерстью прямо на циновке, затем покрывают его фоновой цветной шерстью и следующими двумя слоями серой или коричневой шерсти, составляющими основу кошмы. И таким способом, узор органически составляет единое целое остальным войлоком, и поэтому узорные кошмы Памир более прочны и долговечны.

На памирских кошмах, кроме белого и естественного тёмно-коричневого цвета, употребляют ещё красный и другие оттенки, в частность чёрный, синий, зелёный, желтый и голубой. Красный с белым, черным цветом обычно преобладают над другими и определяют общий колорит изделия. Кошмы населения Памира выделяются яркостью цветов и необычным сочетанием ярко жёлтого с красным, белым с зелёним и синим.

Производство узорных кошм, как и вязание, и вышивание, у Памирцев -занятие исключительно женское, причем в последнее время приобрел массовой характер ещё более, чем производство других видов женского рукоделия. В каждой семье, мать обучает своих дочерей вязать, вышивать, узорные войлоки. Практически, все женщины могут сделать узорную кошму, однако не каждая из них имеет свои выдуманныю узоры, и зачастую копируют их со старых кошм, а иногда узор копируется не с кошм, а с вышивки на джурабах.

Вместо с тем, каждая из мастериц, выкладывающая узор войлочного ковра имеет возможность проявить индивидуальность и беря за основу понравившийся ей орнаментальный мотив, приносит что-то свое, варьирует в деталях и поэтому может дать узору свое название. Обычно в каждом селении имеются известные мастерицы, которых соседки приглашают для руководства при выкладывание узора и валяния кошмы. До сих пор почти все этнографические группы сохраняют свои особенности орнамента и поэтому, если в селении живёт не одна, а несколько таких групп, у каждой из них есть свои мастерицы. И сегодня в районах Памир многие мастерицы имеют свои семейные школы по кошмоволянью, в которых обучают своих детей, а также детей своих односельчан. Такие семейные школы имеют Исмоилова Ангома (к-Лангар), Завкибекова Фариштамо, Муллоева Лола (к-

Хисор) Кокулшоева Хочибегим, Тайгуншоева Гулчамол (к -Зонг) - и Ишкошимского района, Худобердива Эркаим (к -Мургаб), Хайрияева Радха (к Ранкул), Оинаева Бахтигул, Чумаева Розия ( к-Тохтамуш), Холибекова Чонбиби, Исакова Отимбиби (к-Башгомбез) -и Мургобского района, Миракова Киргизмо (к-Ривак), Хасаншоева Гулноро (к-Дебаста), Рохимбекова Шакархотун, (к-Вебист)-и Шугнанского района, Одилбекова Азалбегим (к-Шикуши) Рошткалъалинского района.

В кошмах Памира широко распространен геометрический мотив кружочек, крестик, свастика, которые обычно располагаются цепочкой. Часто встречается так же полукруг. К архаическому типу орнаментов относятся различные завитки (бараньи рога или веточки деревьев), а так же стилизованные следы животных (паи гург, паи мург, паи мургоби) след волка, курные и утиные лапки. Очень часто в кошмах можно увидеть мотив (мор) извивающаяся змея. Это узор изображается в виде зигзагообразной или волнистой линии и встречается во всех видах декоративно -прикладного искусства таджиков на протяжении многих тысячелетий.

Растительный орнамент в кошмах не многообразен, но отличается большой подвижностью. Особенно распространен мотив цветка и веточки. Все элементы, составляющее орнамент на кошмах, в своем очертании имеют очень простые формы, но они, как правило, воспроизведены в таком оригинальном сочетании и ритме по отношению друг к другу, что производят иногда впечатление сложного оригинального узора.

Можно сказать, что в узорах Памирских кошм, можно встретится и с геометрическими, и с растительными, и с зооморфными мотивами. Наиболее искусные мастерицы не ограничиваются умением выкладывать традиционные узоры, многие из них создают свой рисунок, по - новому осмысляя традиционные элементы узора.

Таким образом, в наши дни изготовление узорных кошм у Памирских таджиков стало самостоятельным, широко распространенным видом народного искусства, продолжающим свое развитие. Основой тому служит широкое применение войлочных ковров в современном быту таджикского народа, преемственность мастерства.

В настоящее время Правительство Республики Таджикистан уделяет огромное внимания развитию народно - прикладного творчества. В многих районах организованы студии, школы народно - прикладного творчество, при школах искусств горных районов организованны классы вышивке, резьбы, вязание, и кошмоволяние.

На основе взаимодействия традиционного - национального и современного можно предугадать наиболее перспективные пути и способы развития кошмоволяного творчества. Это прежде всего традиционный путь - организация работы на основе традиций народных школ и педагогики, способствующих развитию прикладного творчества на местах. Такой путь развития представляется важным еще и потому, что клубы не в состоянии «объять» все виды и жанры народного творчества. Следовательно, необходимо искать другие возможности за пределами клубных учреждений, т.е. в тех местах, где испокон веков развивались эти виды творчества и где можно их развить сейчас. В этом деле следует использовать опыт и знания местных народных мастеров, которые, как правило, живут в традиционных домах с двориками, приспособленных для занятий (домашние мастерские) избранным видом творчества. Отыскав старых мастеров, следует предложить им отобрать для обучения учеников - (шогирдов) для развития своего творчества и передачи им опыта и знаний предков. Условия обучения заранее обговариваются, составляется график занятий (аналогично занятиям в кружках это может быть 2-4 раза в неделю), определяется время, решаются другие организационные вопросы.

Система обучения в школе «устод - шогирд» (мастер-ученик) особенно важна в деле сохранения редких, ценных, а также находящихся на грани исчезновения жанров

прикладного творчества, ибо если мастер передаст свой опыт и знания своим учениками, то его творчество будет продолжено и не исчезнет бесследно. В этих же целях можно привлекать местных народных умельцев к работе в кружках, студиях, объединениях в самих учреждениях культуры: клубах и т. д. Основой такой деятельности могут стать принципы организации современных самодеятельных коллективов, однако их следует обогатить элементами традиционной школы, продолжателями которой выступают народные мастера, способные стать руководителями любительских объединений.

Важную роль в стимулировании и поощрении работы народных мастеров, любителей прикладного творчества играет организация смотров, конкурсов, выставок, где каждый может продемонстрировать то, на что он способен.

Выставки и смотры, организованные в рамках все республиканских фестивалей народного творчества в павильонах ВДНХ Республики Таджикистан и в выставочном зале Союза художников, где были представлены работы народных умельцев, из народа, выявили разнообразие и богатство цветовой гаммы народного прикладного искусства. Каждый экспонат - это образец таланта, творчества и умения: тончайшие кружева и причудливой формы гончарные изделия, расписная игрушка и красочная вышивка, ложки с затейливой резьбой, яркие кошмы и ковры, испещренные узорами двери и золотошвейные изделия - все это бесценные творения народных мастеров, работой которых нельзя не восхищаться и любоваться.

Народное декоративно - прикладного творчество имеет большое разнообразие видов и жанров. Их разновидности трудно сосчитать, ибо каждый предмет, исполненный в традиционном стиле, может быть рассмотрен как произведение прикладного искусства. Наиболее активно ныне идет процесс восстановления и развития таких национальных видов прикладного творчества, как гончарное дело художественная керамика, ручное ковроделие, ткачество и кошмоволяние.

Бесценные образцы народно-прикладного искусства Таджикистан, расширяя национальные рамки, становятся достоянием других народов. Этим, в частности, вызван большой интерес иностранных туристов, посещающих Памира, и традиционным видам народного творчества. В качестве сувениров они с большим желанием приобретают предметы декоративно-прикладного творчества (тюбетейки, носки, национальные ножи, вышивку, глиняные игрушки, ювелирные изделия и т.д.).

Литература

1. М.С.Андреев. Таджики долины Хуф. // Изд. Академии наук Таджикской ССР, Сталинобод, 1958.- с.366-68.

2. Л.Ф. Моногарова Преобразования в быту и культуре при Памирских народностей, изд. «Наука» М,.1972.- с.73-75.

3. Народные мастера традиции, школы, под редакцией М.А. Некрасовой. Москва, Изобразительное искусство 1985.- с.270-271.

4. УХ.Карабаев. Традиционное народное творчество: проблемы возрождения и развития // изд.«ФАН» Академии наук Узбекистана 1991,- с. 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.