Искусствоведение
17
Список литературы:
1. Бачинская Н.М. Роберт Шуман / Н.М. Бачинская. - М.: Музгиз, 1952. -168 с.
2. де Бройн Г. Жизнь Жан-Поля Фридриха Рихтера / Г. де Бройн. - М.: Прогресс, 1978. - 299 с.
3. Галацкая В.С. Великий немецкий композитор Роберт Шуман / В.С. Га-лацкая. - М.: Знание, 1956. - 31 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения / Г.В.Ф. Гегель; пер. Б.Г. Столнера; под ред. А.П. Огурцова. - Т 13. - М.: Государственное социально экономическое издательство, 1940. - 363 с.
5. Гофман Э.Т.Р. Избранные произведения / Э.Т.Р. Гофман. - М.: Музыка, 1989. - 384 с.
6. Гофман Э.Т.Р. Крейслериана. Новеллы / Э.Т.Р. Гофман. - М.: Музыка, 1990. - 400 с.
7. Григ Э. Избранные статьи и письма / Э. Григ. - М.: Музыка, 1966. -448 с.
8. Давыдова М.А. Роберт Шуман, его жизнь и музыкальная деятельность: биогр. очерк М.А. Давыдовой / М.А. Давыдова. - СПб.: Типография высочайше утвержденного товарищества «Общественная польза», 1893. -100 с.
9. Житомирский Д. Роберт Шуман: очерк жизни и творчества / Д. Житомирский. - М.: Музыка, 1964. - 879 с.
10. Кроо Д. Если бы Шуман вел дневник / Д. Кроо. - Будапешт: Изд-во Corvina, 1966. - 223 с.
11. Шуман Р. О музыке и музыкантах: собрание статей: в 2-х т. / Р. Шуман, пер. с нем. А.Г. Габричевского и Л.С. Товалевой. - Т. 2-Б. - М.: Музыка, 1979. - 294 с.
ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УЗОРНЫХ ПРОШИТЫХ ВОЙЛОКОВ «КЫЙЫЛГАН-КИЙИЗОВ» У НОГАЙЦЕВ
© Канокова Ф.Ю.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
В статье рассматривается один из самых распространенных способов орнаментации войлочных ковров у ногайцев - узорное простегивание, получивший название «кыйылган кийиз». Дается описание всех
Доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения.
18
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
этапов технологического процесса, начиная от заготовки сырья и заканчивая принципами построения орнаментальных композиций всех видов кошм, изготавливаемых в данной технике. Исследуется семантика орнаментальных элементов.
Ключевые слова: ногайцы, войлок, ковер, войлочный орнамент, узорное простегивание.
Природные условия Ногайских степей с продолжительным ранним летом и холодной зимой порождали в быту жителей потребность в войлочных коврах, что определялось необходимостью укрыться от снега, дождя, ветра и знойного солнца. Войлочными коврами покрывали юрты, утепляли и украшали стены, полы, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебных обрядов, их преподносили в качестве дорогого подарка. Каждый ковер имел соответствующее название, размеры, расцветки, толщину, принципы композиционного построения и нанесения орнаментальных мотивов.
Самым распространенным способом орнаментации войлочных изделий среди ногайцев было узорное простегивание. Кошмы, изготавливаемые таким образом, носили название «кыйылган кийиз» - прошитый войлок. Этот способ считался наиболее сложным и трудоемким, изделия после узорного простегивания получались качественными, прочными и долговечными.
На изготовление одного кыйылган кийиза уходило до одного года, включая подготовку и обработку шерсти. На полотна прошитых войлоков шла шерсть коричневого или белого цвета весенней стрижки. В степных районах шерсть состригали с грубошерстных курдючных овец мясной породы или волошских овец, а у кубанских ногайцев с тонкорунных мериносовых [3, с. 67].
В основу войлочного производственного цикла положен принцип скрепления волос шерсти между собой посредством клеящих веществ, содержащихся в самой шерсти, поэтому большое значение придавалось промыванию сырья для удаления различных примесей и части жиров. Шерсть мыли в проточной воде, затем высушивали на солнце. Многие ногайцы шерсть не промывали, за счет чего изделие становилось более тяжелым, качество такого войлока оставляло желать лучшего. У караногайцев бытовал сухой способ очистки шерсти от пыли и грязи, когда хорошо просушенную шерсть утрамбовывали в мешки, а затем, в течение часа били по мешку, привязанному к дереву, палкой. Этот с виду примитивный способ, требовал больших навыков, так как при слабом ударе нужного эффекта не достигалось, а при сильном - палка могла просечь ворс, ухудшив качества шерсти. Такой способ очистки давал наиболее эффективный продукт, очищенный от грязи, но не потерявший склеивающих свойств жирового слоя.
Этапом, следующим за стрижкой и очисткой шерсти был процесс сортировки. Шерсть раскладывали на специально обработанной шкуре и тщательно перебирали, затем полученную массу разрыхляли руками или специ-
Искусствоведение
19
альным инструментом. Сортировали по цвету и тону, отделяли шерсть, снятую с груди, брюха, боков и т.д. На войлок шла шерсть худшего качества, так как лучшие ее сорта шли на изготовление бурок. Полученный полуфабрикат проходил сложную процедуру просушки, его «прокаливали» на солнце, держали в тени, а зимой выносили на мороз. Считалось, что вышеуказанные способы просушки придадут шерсти прочность и красивый блеск. Ногайцы верили, что пройдя сквозь мороз и зной, изделие будет теплым, как весеннее солнце, приятным, как летняя тень, плодородным, как осенний урожай и крепким, как зимний мороз. Для придания шерсти рыхлости и мягкости ногайцы прибегали к разным способам подготовки шерсти. Так, караногайцы, разложенную в мешки шерсть, на два или три дня помещали в кучу подопревшего навоза, а ногайцы, проживающие на Ставрополье, мешки с шерстью помещали в непроточную воду на три дня, после чего мешки подвешивали, когда вся вода стекала, шерсть раскладывали ровным слоем в тени, просушивали и снова, упаковав в мешки, помещали в воду. Данный процесс проводился два-три раза [2, с. 42].
После сортировки шерсть прочесывали на двухрядном треугольном гребне, называемом «юн тарак» - это приспособление, состоящее из трех досок, сбитых в треугольную форму и поставленную на подставку. Сверху было вбито два параллельных ряда стальных игл, на которые нанизывался пучок шерсти. Его растягивали в стороны, тем самым прочесывая сырье до тех пор, пока волокна шерсти не располагались параллельно друг к другу. Станок клали на колени, в связи с чем, размер каждого станка подбирался индивидуально по размеру, соответствующему обхвату ног мастерицы. Разрыхленную шерсть равномерно раскладывали на камышовую циновку в 2-3 слоя, в зависимости от требуемой толщины изделия, так для постилочных войлоков шерсть клали в три слоя, а для настенных - в два. Укладкой шерсти занимались наиболее опытные мастерицы, так как от этого этапа зависело качество конечного результата. Разложенную шерсть обрызгивали горячей водой, затем циновку сворачивали в рулон, после чего начинался процесс валяния.
Изготовление «кыйылган кийизов» требовало от мастериц не только высокого профессионального уровня, но и творческих способностей, необходимых для создания сложных орнаментальных композиций. Как считают мастерицы, это наиболее сложный и трудоемкий способ, но при этом и войлок, и нанесенный орнамент получаются качественными и долговечными. Для нанесения орнамента применялись трафареты «оюв», вырезанные из картона, бумаги, кожи или клеенки, которые прежде чем начать вышивку, раскладывали на ковре, создавая различные композиции, отмечая места их расположения еле заметными линиями. Затем, на намеченные линии пришивали трафарет, фиксируя его по центру, обшивали его по контуру тесьмой, потом аккуратно убирали и, прикладывая этот же элемент или трафарет с другим орнаментом,
20
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
продолжали его обшивать. Каждая мастерица бережно хранила эти трафареты, полученные ею от матери или бабушки, дополняла их новыми и, в свою очередь, передавала их будущему поколению [1, с. 349].
Полученная композиция называлась «кыюв», ее характерной чертой являлось не равенство фона и орнамента, как, например, в казахских войлоках, а такое соотношение фона и орнамента, когда орнамент свободно парит на фоне войлока, создавая впечатление легкости, гармонии, завершенности. Принципы композиционного построения «кыйылган кийизов» были устойчивы. Настенные войлоки имели окантовку, кайму, бордюр, центральное поле и угловые орнаменты, постилочные - только окантовку, кайму и бордюр, а центральное поле и заполнение углов в них отсутствовало. Оканто-вочные орнаменты использовали для придания формы и уплотнения краев войлоков, каймовые орнаменты наносили по краям ковра в один или несколько рядов, заполняя промежуток между окантовкой и бордюром. Центральный орнамент встречался в двух вариантах. В одних орнамент односторонний, с двухсторонней симметрией, направленной как бы с лицевой стороны к центру ковра. Здесь, после простегивания одного орнамента основания центральных узоров соединяются тесьмой, которая отделяет край ковра от центрального поля. В других случаях изредка встречаются центральные орнаментальные мотивы, как бы вписанные в квадрат или ромб с двухсторонней и четырехсторонней симметрией.
Каждый композиционный компонент имел определенное название и орнаментальное заполнение. Так, для окантовки «шет тигув» использовали четыре вида орнамента «шет тигув оювлар» - это тесьма - «шалув», черно-белая тесьма - «акпан кара шалув», зуб теленка - «бузав тис», змеиное брюшко - «йылан бавур». Для каймы «шет бети» состоящую из каймовых орнаментов «шалув оювлар», использовали орнамент «арба йол» - дорога телеги, «булша» - пуговица, «дувашык» - талисман, «ийрек» - зигзаг, «илиеп оюв» - цепляющийся орнамент, «канатлы булша» - крылатая пуговица, «кумырска оюв» - муравьиный орнамент, «муьйиз» - рога, «тавык тырнак» -куриные коготки, «туье мойын» - верблюжья шея, «туье оьркеш» - верблюжий горб, «уьш муьйислик» - треугольник, «шуалжан оюв», «шетен» - изгородь, «шышкан ыз» - след мышки, «эки япырак» - два листка [4, с. 108].
Характерной чертой всех типов «кыйылган кийизов» являлось наличие бордюра «шет кыюв» или, как его еще по-другому называли переднего узора «алды кыюв». Его ширина была различной и зависела от размеров орнаментальных мотивов, его заполняющих. Внутреннее заполнение бордюра было результатом творческого полета мастериц и содержало самые разнообразные виды орнаментов и их модификации, ритмический строй их расположения также был различен. Элементы бордюрных орнаментов, в увеличенном или уменьшенном виде повторялись в мотивах угловых орнаментов, носящих у ногайцев название «муьис оюв».
Искусствоведение
21
Заполнение центральной части «кыйылган кийизов», встречается, как указывалось выше, в основном, в настенных войлоках, являясь основным ключевым акцентом всей ковровой композиции центральное поле «орташ-лык» имело довольно крупный размер. Орнамент располагался по одной, двум или четырем осям симметрии, в горизонтальном и вертикальном положении, привлекая зрителя своей неповторимостью, декоративностью и монументальностью.
Пропорциональные соотношения прошитых войлочных ковров отражены в композиции небольших ковриков (80 х 120 см) для совершения молитв «намазлыков». Богато украшенные вышивкой, они декорировались, в основном, по кайме орнаментом «йылан бавыр», «дуажык», «туье оьркеш», во всех структурных элементах присутствовала мусульманская символика, растительные и геометрические мотивы, а также изображение ритуального сосуда кумгана и четок. Отличительной особенностью является и обозначение треугольником места преклонения головы. Этот вид войлока из шерсти белого или коричневого цвета, украшенный орнаментом, вышитым синими, зелеными или черными нитками использовался не только в молитвенном, но и в свадебном обряде. Такой коврик дарился стороной невесты старшему родственнику жениха, в данном случае, «намазлык» выбирался с особо богатой орнаментикой из самого лучшего сукна белого цвета.
Из постилочных ковров, предпочтение отдавалось вышивке войлочных ковров из шерсти коричневого цвета, известного под названием «куба кий-из». Композиционное расположение орнамента диктовалось его основным предназначением. «Куба кийизы», использующиеся для покрытия пола, декорировались лишь окантовкой, каймой и бордюром, иногда, крупный бордюр отсутствовал вовсе, а «куба кийизы», свалянные для украшения нар орнаментировался и по центру.
Коричневый пестрый ковер размером 200 х 140 см, 180 х 120 см, 150 х 110 см, богато расшитый белыми нитками по всему полю и окантованный шнуром из белых и коричневых ниток, носил название «Алабай кийиз», только на его вышивку уходило от четырех до пяти месяцев. В орнаментации каймы «алабай кийизов» использовался орнамент пуговица «булша», крылатая пуговица «канатлы булша», куриные коготки «тавык тырнак», а в декоре бордюров, угловых мотивов и центрального поля зооморфные и растительные орнаменты [4, с. 110].
Прошитые узорные войлоки, являясь неотъемлемой частью культуры ногайцев, бытуют и сегодня. Отрадным является факт сохранения традиций изготовления «кыйылган кийизов», мастерицами Ногайского района республики Дагестан, которые сумели воссоздать их композиционный строй и орнаментальное оформление в первозданном виде, создавая поистине самобытные произведения войлочного искусства.
22
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
Список литературы:
1. Акбердиева А.У Кийиз (войлок) в традиционной культуре ногайцев // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков - к грядущему: Матер. Первой Междунар. науч.-практ. конф., г. Черкесск, 14-16 мая 2014. -Черкесск, 2014. - С. 348-351.
2. Казакбиева О.М. Войлочное производство у ногайцев в XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук. - Махачкала, 2006. - 195 с.
3. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. - Ставропольское книжное издательство, Карачаево-Черкесское отделение, 1988.
4. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.04 / Ф.Ю. Канокова; место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г Строганова. - М., 2012. - 192 с.