Проблемы изучения и сохранения языков и культур народов мира
65
елтанымдьщ сездак шыгады. Жумыс дэптердiн эр цикл соцында «Link List» айдарында оцушыга бершген циклда, ол ел мэдениет туралы жаца бшмш жазып 6елгiлейдi, осы мэл1меттерд1 тукан мэдениетлнщ ттсл фактшер1мен салыстырады. Бершген лингвоелтану материалдарын мецгеру бойынша тест болады. Бул жумыс тур1 арцылы, бастысы ел туралы мэл1мет жинацтау гана емес, адамдарды, ез цурбыларын, олардыц ойлау уллсш, мшез -цулыгын, жалпы адамзаттыц цундылыцтарга цатынасын тануга болады.
ПайдаланылFан эдебиеттер:
1. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 223 б.
2. Рогова ГВ. Методика обучения иностранным языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1991. - 287 б.
3. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержание общего оброзования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1. - 58-61 б.
4. Ибраймова Г.К. Шет тшн оцытуда элеуметпк мэдени бшктшктщ мазмуны: магистрл1к диссертация. - Алматы, 2006. - 105 б.
5. Эюмшова Ж.Э. Т1л - мэдениет феномеш мэселес1. - 2010. - 27 б.
НАЗВАНИЯ НОГАИСКИХ ОРНАМЕНТОВ,
КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАРОДА
© Канокова Ф.Ю.*, Карасова С.Я.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,
г. Черкесск
В статье рассматривается традиционный орнамент различных этнических групп ногайцев, используемый в художественном оформлении как твердых, так и мягких материалов, в котором, несмотря на то, что ногайцы проживают в различных субъектах России, сохранились как единые закономерности композиционного построения, технического исполнения, так и названия на ногайском языке. Данный факт свиде-
* Доцент кафедры «Дизайна и декоративно-прикладного искусства» КБГУ им. Х.М. Бербекова, кандидат искусствоведения.
* Доцент кафедры Иностранных языков СКГГТА, кандидат педагогических наук, доцент.
66
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
тельствует о том, что орнаментальное искусство не претерпело иноязычных влияний, не утратило свой семантический и сакральный смысл, в нем нашли отражение кочевой образ жизни, религиозные представления, обряды и обычаи, пронесенные сквозь века, что отрадно указывает на сохранение этнокультурной идентичности народа.
Ключевые слова: орнамент, ногайцы, войлок, геометрический орнамент, одежда, тамга, аппликация.
Радикальные изменения, происходящие как в мире, так и в российском обществе в последнее время, актуализировали тему этнического бытия. В условиях непрерывных социально-культурных трансформаций, переоценки ценностей, универсализации культуры, усиливающихся миграционных процессов, особую актуальность приобретают проблемы сохранения историкокультурного достояния страны, языкового и культурного разнообразия, коренных этнических ценностей и традиций. В этой связи возникает потребность исследования культурного наследия этносов в условиях современного общества. В исчезающей лексике содержится ценнейшая информация об особенностях материальной культуры народов, социальной жизни, так или иначе связанных с духовными ценностями, а ускоряющиеся изменения традиционного быта и народного сознания, диктуют необходимость глубокого и всестороннего изучения отраслевой лексики, обычаев, культуры и искусства бережно сохраненных в народном сознании, но исчезающих в течение последних десятилетий и даже лет.
Одно из уникальнейших исторических и этнокультурных достояний ногайцев - это традиционный орнамент, в котором нашли отражение кочевой образ жизни народа, религиозные представления, социальные и половозрастные различия. Принципы композиционного построения и названия мотивов идентичны у всех представителей этнических групп ногайцев, о чем свидетельствуют как рассказы народных мастеров, бережно хранящих лекала и названия мотивов, передающиеся из поколения в поколение, так и музейные коллекции, демонстрирующие богато орнаментированные войлочные ковры, ювелирные украшения, одежду, изделия из камня, дерева и кожи. При изучении изделий из различных материалов, можно увидеть единую тенденцию в принципах орнаментального декора - крупные читаемые мотивы, свободное пространство, геометризированные элементы, отсутствие мелких деталей, сакральный подтекст, символы окружающего мира, тяга к зооморфным элементам - все это вызывает ассоциацию с широтой ногайских степей.
Ни в одном виде народного искусства ногайцев, мы не встретим такого разнообразия и богатства орнаментальных мотивов как в войлочном. Элементами художественного убранства войлочных ковров являются орнаментальные мотивы, названия которых связаны с животным миром: «ат туяк» -
Проблемы изучения и сохранения языков и культур народов мира
67
копыто лошади, «буга муьйиз» - рога быка, «каз мойын» - гусиная шея, «кошкар муьйиз» - бараньи рога, «коян кулак» - заячьи ушки, «культ кулак» -ухо жеребенка, «кус канат» - крылья птицы, «марал муьйиз» - оленьи рога, «оьрмекши» - паук, «табан» - ступня, «теке муьйиз» - козьи рога. В войлочных изделиях ногайцев встречаются узоры, по терминологии связанные с растительным миром: «агаш» - дерево, «акбас» - ромашка, «бай терек» -древо жизни, «боьригоьз» - паслен, «кавын тылим» - кусочек дыни, «каны-вас» - подсолнух, «шешекей» - цветок, «япырак» - листок, а также элементы, названия которых связаны с мифами и религиозными верованиями.
В ранних войлоках вплоть до середины Х1Хв. почти на все изделия наносился узор «дува» - амулет, имеющий магическое, охранное апотропей-ное значение. В войлочных изделиях можно также встретить узоры «ай» -луна и «юлдуз» - звезда, часто встречается изображение солнца «куьн коьзи». Элементы орнаментальных композиций нередко носили названия бытовых предметов: «башкыш» - лестница, «кувыршак бас» - голова куклы, «кармах» - крючок, «кумган бав» - шнурок для кумгана, «шынжыр» - цепь, «булша» - пуговица, «мойыншак» - бусы и т.д.
Как видно по этим мотивам мы можем дать название видам художественного решения войлоков, по аналогии с традицией, существующей в ковровом искусстве. Очевидно, узор войлока образовался из сочетания ряда мотивов, число которых могло доходить до трех, четырех. Крупные медальоны получались путем смыкания двух зигзагообразных линий, образовавших ромб, в центр которого помещался основной мотив. Большие медальоны, занимающие все центральное поле, как в казахских, киргизских, тувинских войлоках в ногайских войлоках отсутствуют. Это ритмический ряд равновеликих ромбовидных или более сложных по очертанию медальонов, раппортность которых не обрывается краями войлока.
Композиция ковров была устойчива, например «кыйылган кийиз» прямоугольной формы имел окантовку (шет тигув), состоящую из следующих окантовочных орнаментов (шет тигув оювлар): «акпан кара шалув» - чернобелая тесьма, «бузав тис» - зуб теленка, «йылан бавур» - змеиное брюшко, «шалув» - тесьма; кайму (шет бети или шалув), состоящую из каймовых орнаментов (шалув оювлар): «арба йол» - дорога телеги, «булша» - пуговица, «дувашык» - талисман, «ийрек» - зигзаг, «илиеп оюв» - цепляющийся орнамент, «канатлы булша» - крылатая пуговица, «кумырска оюв» - муравьиный орнамент, «муьйиз» - рога, «тавык тырнак» - куриные коготки, «туье мойын» - верблюжья шея, «туье оьркеш» - верблюжий горб, «уьш муьйис-лик» - треугольник, «шуалжан оюв», «шетен» - изгородь, «шышкан ыз» -след мышки, «эки япырак» - два листка; бордюр (шет кыюв) или передний узор (алды кыюв), угловой орнамент (муьис оюв) и центральное поле (ор-ташлык) [2, с. 111].
68
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Как и в художественном войлоке, традиции оформления одежды вышивкой и ее названия были едиными у всех этнических групп ногайцев. Любимыми орнаментальными мотивами ногайских вышивальщиц были растительные узоры типа трилистника «уьш япыракъ», веточки с загнутыми вниз листочками, плодами «машпакъ» и другие геометрические, зооморфные и космогонические мотивы. Вышиваемые рисунки у ногайцев именовались часто по предметам одежды, обуви, так, например,«зыбын оьрнек» -рисунок или узор для «зыбына»; «шыба оьрнек» - узор для платья; «енгсе оьрнек» - узор для нарукавника; «машпак оьрнек» - узор для башмака и т.д. Каждый из этих рисунков включал в себя целый ряд узоров в своеобразном сочетании [1, с. 166-167].
В неразрывной связи с костюмом выступают ювелирные украшения, также имеющие традиционные формы и принципы орнаментального декора у всех этнических групп ногайцев, локальные различия встречаются лишь в используемых материалах и технологических приемах. Особенности конструктивного и декоративного решения ногайских художественных изделий из металла (кузнечное, оружейное дело, ювелирное искусство) позволяют говорить о наличии в декоративно -прикладном искусстве ногайцев ярко выраженного национального стиля. Традиции художественной обработки металла у ногайцев позволяют считать эту область народного искусства одной из древнейших в национальной культуре кочевых племен.
Подтверждением давней традиции использования кожаных изделий в ногайском быту свидетельствуют археологические раскопки, письменные источники, произведения фольклора, ногайский эпос. Кожаная обувь, кисеты, детали седла обычно украшались аппликацией. Если в технике тиснения узор образовывался тонкими линиями контура рисунка, то приём аппликации делал орнамент более массивным, вещи приобретали монументальность и особое декоративное звучание. Крупный узор архаического происхождения украшал традиционную мужскую и женскую обувь. В мотивах орнамента аппликации - древнейшие зооморфно-растительные мотивы, знакомые нам по резьбе по камню и золотной вышивке, но сохранившие в большей мере свою первозданность. В отличие от орнамента, выполненного способом тиснения, аппликативные узоры всегда строго симметричны.
Интересно, что бросающаяся в глаза цветовая контрастность техники аппликации, подчёркивает как многовековую выверенность встречающихся здесь мотивов, так и чрезвычайную отработанность форм самих предметов. В украшениях способом аппликации нередко встречается изображение тамг, место расположение которых всегда выбиралось безошибочно, благодаря чему она органично вписывалась в порой сложную форму изделия.
Проблемы изучения и сохранения языков и культур народов мира
69
Родовые знаки-тамги встречаются по всем регионам прежних ногайских кочевий и на надгробных камнях. Червонная С.М. пишет, что «... насыщенность Ногайской степи подобными памятниками так велика, что если бы к ним относились хоть немного более бережно, Ногайская степь могла бы считаться самым крупным в Евразии естественным музеем таких камней с родо-племенными тамгами» [4, с. 298]. Изображение родовой тамги, свидетельствует о принадлежности к определенному роду, напоминая абазинские, кабардино-черкесские, карачаевские надмогильные памятники. Кстати, такие каменные надгробия с изображением тамг встречаются как на кладбищах Карачаево-Черкесии, так и на кладбищах Астраханской области, особенно много таких памятников расположено в с. Татаро-Башмаковка. Семантика знаков ногайской тамги весьма разнообразна. Многие из них, в частности, изображения колеса, круга пересеченного внутри крестом, перекладиной, имеющего «рога», «лепестки», «лучи», ответвления в виде прямых и зигзагообразных линий, связаны с солярной и астральной символикой [5, с. 32]. Тамга каждого рода имеет свое название: «шомишли ас», «ко-баншы, байата», «казан кулак кыпшак», «ак суьек кыпшак», «оьтекай кыпшак», «тогыншы», «костамгалы», «мойнапа, келаул», «шурша, калмар-дан» [3, с. 125].
Помимо родовых знаков-тамг в орнаментальном оформлении надмогильных стел ногайцев всех этнических групп встречается эпиграфический декор, геометрическая орнаментика, символы мусульманской веры, растительные мотивы и фигуративные элементы.
Таким образом, рассмотрев орнаментальное искусство ногайцев в художественном оформлении изделий как из мягких, так и из твердых материалов, можно прийти к выводу о том, что принципы орнаментального декора и названия мотивов остались едиными у всех этнических групп. Несмотря на раздробленность, народные мастера, хранители традиций и языковой памяти сквозь тысячелетия донесли до нас в первозданном и неизменном виде орнаментальные мотивы и сохранили их исконно ногайские названия. Это очень отрадный факт, ведь народ, как и дерево жив, пока живы его «корни», пока из уст в уста, от мастера к мастеру, от отца к сыну кочуют культура и незабвенные традиции предков, в этом и заключается непреходящая ценность, самобытность и этнокультурная идентичность не только ногайцев, но и каждого народа.
Список литературы:
1. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - началеХХ в. -М.: Наука, 1976.
2. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - Москва, 2012.
70
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
3. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. - Ставрополь, 2009.
4. Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России. -М., 2008
5. Яхтанигов Х.Х. Северокавказские тамги. - Нальчик, 1993.
СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЕДИНОГО ЯЗЫКА ОБЩЕНИЯ1
© Маскарова Т.А.* *
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов
Данная статья представляет собой попытку краткого анализа системы народного образования в Республике немцев Поволжья и ее роли в сохранении культуры и единого языка общения среди поволжских немцев.
Ключевые слова: поволжские немцы, иноязычное окружение, единый язык общения, народное образование, литературный язык.
Изучение изменений, происходящих в системе образования, приобретает особую актуальность в переломные моменты общественного развития. Формируя ментальность народа, система образования в значительной степени определяет перспективы развития общества. В связи с этим исследование процессов, происходивших в образовательных учреждениях немецких колонистов в Поволжье в 1917-1941 гг., представляет особый научнопрактический интерес.
В силу решения вопросов первоочередной важности в экономической, социальной и политической сферах система образования оставалась на заднем плане и испытывала недостаток внимания со стороны руководства АССР НП (Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья) [1].
Годы Первой мировой войны, революционной смуты, гражданской войны и голода нанесли сокрушительный удар по сложившейся в дореволюци-
1 Статья выполнена в рамках проекта «Социолингвистические предпосылки формирования единого языка общения российских немцев в условиях иноязычного окружения» РГНФ № 14-04-00281.
* Ассистент кафедры Немецкого языка и методики его преподавания.