Научная статья на тему 'Оригинальное исследование истории студенческой газеты'

Оригинальное исследование истории студенческой газеты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оригинальное исследование истории студенческой газеты»

Оригинальное исследование истории студенческой газеты

Читатель, бегло просмотрев брошюру Г. А. Набереж-нова, может предположить, если он не знает, кто ее автор, что перед ним мистификация, академическая шутка наподобие диссертации «Бабизм-Ягизм в русских народных сказках». Предположение может возникнуть из-за несоответствия очень скромного предмета исследования — обстоятельства выпуска и содержание 35 номеров студенческой газеты «Двадцатый корпус» и внешней атрибутики, характерной для капитального научного труда — монографии, диссертации (обоснование актуальности темы, характеристика предмета исследования, указание задач исследования, характеристика базы источников и т. д.). Однако, ознакомившись с содержанием работы и узнав, что ее автор — студент IV курса факультета социальных наук, читатель придет к заключению, что при несколько юношески преувеличенном стрем-лении представить себя в качестве автора академического исследования Г. А. На-

бережнов опубликовал интересное и, подчеркнем, весьма полезное сочинение.

Отнеся академический антураж на счет молодости автора, читатель поймет, что Г. А. Набережнов выступает одновременно в разных ролях: летописца, поскольку часть книги написана по его собственным недавним наблюдениям и впечатлениям (он уже несколько лет участвует в издании газеты), историка, который умело пользуется разными приемами источниковедческого анализа, и публициста, работающего в жанре журналистского расследования.

Нельзя не согласиться с автором и мнением научного редактора книги профессора А. Б. Николаева в том, что пятилетняя история газеты студентов факультета социальных наук «Двадцатый корпус» (а факультет расположен в корпусе № 20 университетского комплекса) заслуживает интереса, причем не только студентов и преподавателей факультета, но и более широкого круга читателей. Для первых — это

описание их недавнего прошлого, для вторых — история своеобразного социального явления.

В брошюре воссоздается история зарождения газеты (по типу она близка к стенной газете, хотя издается тиражом 20 экземпляров), охарактеризованы процесс становления принципов ее организации и деятельности, раскрыт вклад каждого из сменявших друг друга главных редакторов (Н. Базиной, Е. Наймарк, К. Смирновой и Г. Набережнова) в издании газеты. Нашла отражение журналистская работа многих студентов — членов редколлегии и корреспондентов, проанализировано содержание многих номеров газеты, выявлены тенденции в эволюции тематики, характера публикаций, уделено внимание поискам удачного подхода к оформлению газеты. Все это позволило показать газету «Двадцатый корпус» как выразителя студенческого общественного мнения и в то же время раскрыть ее влияние на формирование общественного

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

мнения. В освещении всех этих сюжетов Г. А. Набереж-нов проявил свои способности в качестве исследователя студенческой печати, овладевшего многими методами и приемами анализа и оценки содержания газеты. Из рассказа о деятельности членов редколлегии, корреспондентов газеты вытекает вывод о том, что общественно-журналистская работа делает жизнь студентов более содержательной и одухотворенной. Книга Г. А. Набережнова — это кусочек истории факультета социальных наук и в целом Герценовского университета — истории, показанной в «лицах», в деталях, и этим особенно интересной.

Практическая ценность брошюры Г. А. Набережнова определяется тем, что в ней обобщен опыт издания факультетской студенческой газеты — опыт удачный, а потому и поучительный. Думается, что брошюра окажется полезной и новым сотрудникам газеты «Двадцатый корпус», и студентам других факультетов, издающих свои газеты. Она поучительна как пример уважительного отношения к истории студенческого творчества, в данном случае журналистского. По

прочтении книги Набережно-ва у меня возникло сожаление, что не написана история газеты математического факультета «Жизнь зовет», которая намного богаче, чем у сравнительно молодой газеты «Двадцатый корпус».

Сочинение Г. А. Набереж-нова особый интерес представляет для тех педагогов, ученых и практиков, которые разделяют идеи Н. П. Иванова (1923-1992), большая часть жизни которого была связана с Герценовским университетом. Игорь Петрович на основе выдвинутых им оригинальных педагогических идей разработал очень эффективную «методику коллективных творческих дел», т. е. такой организации совместного решения творческих проблем (научных, преподавательских, административных, проведение досуга, праздничных акций и т. п.), которая создает условия для формирования активной личности. В России идеи И. П. Иванова пропагандируются, к сожалению, все меньше и меньше, а во многих странах они очень популярны. Возможно, что редакторы и корреспонденты газеты «Двадцатый корпус» по-настоящему не знают об иде-

ях выдающегося герценовца, об истории созданного им творческого объединения студентов, аспирантов, учителей «КИМ» (Коммуна имени Макаренко), но искренний рассказ Г. А. Набережнова о жизни нескольких десятков студентов факультета социальных наук (а всего, по подсчетам автора словаря Л. С. Бороду-линой, газету «делали» 126 человек), регулярно работавших в газете «Двадцатый корпус», служит прекрасной иллюстрацией эффективности «методики коллективных творческих дел».

Брошюра об истории газеты «Двадцатый корпус» — серьезная заявка Г. А. Набе-режнова на занятие научно-исследовательской деятельностью. Можно порадоваться вместе с преподавателями факультета социальных наук, прежде всего историков: их работа по приобщению студентов к научной и общественной деятельности в данном случае демонстрирует положительные результаты.

Надеюсь, что книга Г. А. На-бережнова найдет своих читателей, а удача ее автора стимулирует творческую активность студентов, проявляющих интерес к изучению истории нашего университета.

В. С. Волков,

профессор кафедры истории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.