Научная статья на тему 'Ориентиры стимулирующего роста'

Ориентиры стимулирующего роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Жанна

Трансформация отечественной экономики и общества за истекшие два десятилетия прошла несколько этапов: от становления до устойчивого экономического роста. Однако в последние годы наблюдается снижение уровня экономической активности. О том, чем обусловлен этот процесс, каким будет императив инновационного развития и внедрения прорывных технологий, рассказывает Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, кандидат экономических наук Александр ШУМИЛИН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The landmarks stimulating growth

The Chairman of the State Committee on Science and Technologies of the Republic of Belarus Aleksandr Shumilin speaks on his view of the innovative development of Belarus.

Текст научной работы на тему «Ориентиры стимулирующего роста»

РУМ

ДЕЙСТВИЙ

Ориентиры

стимулирующего

роста

Трансформация отечественной экономики и общества за истекшие два десятилетия прошла несколько этапов: от становления до устойчивого экономического роста. Однако в последние годы наблюдается снижение уровня экономической активности. О том, чем обусловлен этот процесс, каким будет императив инновационного развития и внедрения прорывных технологий, рассказывает Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, кандидат экономических наук Александр ШУМИЛИН.

Падение темпов экономического роста происходит не только у нас, но и в других странах, в том числе и высокоразвитых. В глобальном масштабе ученые-экономисты объясняют это очередной кондратьевской волной смены технологических укладов. Современная цивилизация находится как раз в преддверии нового цикла развития мировой экономики, когда старые технологии исчерпывают свои возможности, а новые, порожденные научно-техническим прогрессом,- дорогие и зачастую не в полной мере востребованы реальным сектором экономики.

Экономическая модель Беларуси отличается высокой степенью открытости, социальной направленностью, опорой не на богатую сырьевую базу, а на сохранившийся технологический и интеллектуальный потенциал. Страна придерживается многовекторной внешнеполитической стратегии, расширяя взаимовыгодное сотрудничество и с традиционными партнерами - ближайшими соседями, и с государствами так называемой дальней дуги. На уровень экономической активности в зоне наших интересов влияют международные конфликты, взаимные санкции, «цветные революции», миграционные потоки. Соответственно, происходит падение экспорта отечественной продукции, снижение ВВП, сокращение инвестиций, бюджета, выделяемого государством в том числе и на науку.

Для эффективной конкуренции необходимы либо неоправданно низкие цены на экспортируемые товары, либо высококачественная наукоемкая продукция, производить которую можно, только имея передовые технологии. Но они в большинстве отраслей устаревшие, несмотря на прилагаемые усилия по их модернизации. Во многом так и нереализованными остаются замыслы и по импортозамещению -по-прежнему приходится тратить валюту на ряд товарных позиций. Если это действительно ценные, уникальные изделия или оборудование, то это объяснимо, но если ввозится ширпотреб, технологический хлам, то это тормоз для инновационного развития.

Президент Республики Беларусь в Обращении к белорусскому народу и Парламенту в апреле 2016 г. обратил внимание на тот факт, что мы отстаем от передовых стран по уровню производительности труда, затратам энергии, материалов и, в конечном счете, по конкурентоспособности товаров и услуг и что угрозам нашей экономической безопасности мы должны противопоставить организованность и инициативу, мобилизацию всех ресурсов и эффективное хозяйствование.

- Насколько осуществим сценарий инновационного развития в Беларуси?

- Это был один из ключевых вопросов совещания, которое проводил Александр Лукашенко в НАН Беларуси два года назад. Разработанная и одобренная тогда Программа совершенствования научной сферы направлена на то, чтобы придать динамику инновационному процессу. В результате ее реализации начал формироваться институт венчурного финансирования, запущен процесс кластеризации ряда отраслей промышленности, создания национальных лабораторий. Постепенно увеличивается оплата труда научных работников, совершенствуется механизм выплаты авторских вознаграждений, развивается инновационная инфраструктура, технопарки, центры трансфера технологий и коллективного пользования уникальным оборудованием, стартап-движение. Осуществляются мероприятия, направленные на привлечение талантливой молодежи в науку, прежде всего за счет пакета социальных гарантий, в частности льготных условий строительства жилья. В дальнейшем предполагается образование специального фонда, оказывающего помощь изобретателям

в патентовании изобретений. Происходит улучшение координации деятельности всех участников инновационного процесса. Так что намеченные программой решения воплощаются в жизнь, однако идут они медленнее, чем хотелось бы, в том числе и в силу внешних обстоятельств, о которых мы говорили. Предвидеть все повороты на пути развития невозможно. Что касается научной сферы, то она как никакая другая «обречена» на непрерывное совершенствование.

- Тем не менее пока не так много успешных практик внедрения научных разработок в реальный сектор экономики. Как придать ускорение этой работе?

- В Беларуси ведется государственный реестр прав на результаты научной и научно-технической деятельности. Указом Президента Республики Беларусь №59 определены дополнительные требования к обязательной коммерциализации научных разработок, порядок и сроки освоения НИОКР, созданных за счет государственных средств. На повестке дня вопрос об образовании новых венчурных фондов, финансирующих проекты с высокой степенью риска, создание консалтинговых структур, инжиниринговых центров, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами, формирование бизнес-инновационных структур, которые будут предоставлять предприятиям производственные площади, оборудование для проведения НИР, предлагать юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные

и другие услуги.

Основной вопрос при реализации технологических решений - прогнозирование. Именно поэтому страны с развитой рыночной экономикой уделяют особое внимание этому

инструменту, способному указать на научные и технологические приоритеты, оценить возможный и необходимый объем инвестиций, а также их своевременное обеспечение.

Для производителей качественный прогноз - исключительно ценная информация, позволяющая проводить серьезную подготовку к выпуску инновационной наукоемкой продукции. Можно со всей уверенностью сказать, что в Республике Беларусь созрела потребность в такого рода прогнозах и их использовании в управленческой и практической деятельности.

Первостепенное значение приобретает совершенствование системы образования и подготовки кадров. Помимо присущей отечественной высшей школе фундаментальности необходимо обеспечить и ее подвижность, гибкость, мобильность, адаптивность к быстро меняющимся внешним условиям. Пришло время нивелировать границы между образованием, научной средой и производством. Хорошим решением в этом вопросе могут стать развитие университетской науки, научно-образовательные комплексы, республиканские научно-практические центры.

Серьезно ускорить инновационные процессы мог бы и более совершенный мониторинг хода выполнения инновационных проектов, предусматривающий для определенной их части дифференцированное налоговое стимулирование в зависимости от практической направленности, стадии реализации, промежуточных результатов. Создание такой под-держивающе-премиальной системы для новаторов дало бы толчок и в развитии стартапов - ростков инновационных производств импортозамещающей и ориентированной на экспорт продукции.

- Что может «спровоцировать» потребность в инновациях у отечественного производителя и бизнеса?

- Потребность в инновациях часто появляется как ответ на действия конкурентов, предлагающих новые продукты, методы производства, технологические и технические решения и пр. Мир не стоит на месте. Он постоянно в движении,

в переменах во всем: в моде, вкусах, предпочтениях. В этой связи можно сказать, что сама рыночная среда заставляет производителя и весь бизнес в целом быть инновационными. Они вынуждены реагировать на изменения рынка, на запросы потребителя, а значит, постоянно совершенствовать свою продукцию, предлагать абсолютно новые товары, которые на некоторое время способны вывести их на уровень монополистов в своем сегменте. Это позволяет получать преимущества по цене, качеству, потребительским свойствам либо способствует сохранению рыночных ниш, привлечению новых клиентов.

Вместе с тем, когда речь идет о прорывных инновациях, требуются солидные вложения - в разработку, оборудование, освоение, продвижение. Если посмотреть на прогнозы, аналитиков, к примеру в рамках технологии «Форсайт», то главные прорывы следует ожидать в биотехнологиях, в повсеместном внедрении ИКТ. Вот где сфера приложения для науки и бизнеса.

- Кто может стать мотиватором инноваций?

- В первую очередь, научно-технический прогресс обусловлен творческой деятельностью людей, профессиональным чувством долга, жаждой познания и перемен.

А это удел не только ученых, исследователей, изобретателей, рационализаторов, но и каждого человека. Государство создает условия для качественного образования, выражения инициативы, научно-технической и инновационной деятельности, стремится направить проявления творчества в нужное русло. Во-вторых, инновации стимулируются спросом, конкурентной борьбой, стремлением к лидерству и увеличению прибыли. Это законы рыночной экономики, где государство не устраняется от регулирования важных для всего общества процессов, а заботится об устойчивом росте и безопасности страны. В Беларуси органы госуправления снимают регуляторные барьеры, препятствующие развитию, проектируют дорожную карту структурных реформ, определяют задачи экономических преобразований на среднесрочный период.

- Структурные реформы относятся к разряду тонкой настройки инструментов рыночного и государственного регулирования. Какому из них отдается предпочтение?

- Более корректно, на мой взгляд, выражение «государственное регулирование рыночной экономики». Государственное регулирование экономики было, есть и будет всегда. При этом государство, осуществляя его, использует широкий набор средств и методов воздействия, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, законодательные инструменты. Их гармоничное сочетание

с запросами рынка - залог успешного функционирования экономики.

Реформы, понимаемые как эволюционные, системные и управляемые преобразования, в Республике Беларусь идут. Без деструктивных проявлений в обществе, потрясений и криминального передела собственности, шумихи в прессе. Так, если в 1996-2000 гг. сельское и лесное хозяйства обеспечивали в среднем 13% ВВП, то в 2011-2014 гг.-8%, а доля промышленности сократилась с 28 до 25%. Зато заметно возросло участие в производстве ВВП сферы услуг, частного, иностранного бизнеса. Прямые зарубежные инвестиции ежегодно приходят в страну, в том числе путем реинвестирования прибыли уже имеющихся предприятий.

Говоря об Академии наук, стоит напомнить о преобразовании целого ряда организаций в научно-практические центры, создании системы кластеров по приоритетным направлениям, которые нацелены на достижение научно-технологического лидерства республики в фармацевтике,

био- и нанотехнологиях, поддержании и развитии национальных научных школ, фундаментальных исследований и прикладных разработок.

На границе пятилеток существенно меняются социально-экономические приоритеты и стимулирующие механизмы, проводятся структурные преобразования в системе управления научно-инновационным процессом. Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 г. №78 определены меры по повышению эффективности социально-экономического комплекса страны. Сформированы и утверждены Правительством перечни новых государственных научно-технических программ. Реформы проводятся, но, как говорят белорусы, «памяркоуна» и достаточно осторожно, сохраняя основные ценностные ориентиры нашего общества - безопасность страны, устойчивость развития, заботу о социальном благополучии населения.

Руководство республики готово к структурным преобразованиям, которые нашли отражение в принятой Программе деятельности Правительства на 2016-2020 гг. и плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 г. №3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». Эту готовность подтверждает и Глава Представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким, который в презентации нового экономического обзора заявил, что экономика республики имеет все необходимые составляющие для повышения уровня благосостояния, в том числе сильную научную и производственную базу.

- На современном этапе развития многие государства обращаются к необходимости налаживания государственно-частного партнерства.

- В июле текущего года вступает в силу Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». Он формирует правовую основу гармонизации отношений бизнеса и государства, позволяющих создавать конкурентную среду и совместно противостоять внешним вызовам, строить надежное и эффективное партнерство. Это важный правовой акт, который направлен в том числе и на привлечение инвестиций в экономику страны.

Однако не будем забегать вперед, определяя правовые нормы и механизмы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения и расторжения соответствующих соглашений о государственно-частном партнерстве. Надеюсь, что на их основе постепенно будут сформированы гармоничные взаимоотношения между патриотически и инновационно настроенным бизнесом и государственной властью.

- Крупные предприятия традиционно в центре внимания власти, между тем сообщество отечественных предпринимателей, занимающихся производством,

в целом недооценен, что существенно снижает шансы страны на ускоренную и полнокровную модернизацию. Как встроить средний и малый бизнес в инновационный цикл?

I

6

ФОРУМ ДЕЙСТВИЙ II

- Действительно, за рубежом малые предприятия

в борьбе за выживание охотнее идут на применение новых технологий и разработок, а существенная часть фирм прямо ориентируется на коммерциализацию технологий. В нашем случае полезно воспользоваться иностранным опытом, который свидетельствует о том, что господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и малых предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости. Особое место в развитых странах занимает сфера НИОКР, которая представлена четырьмя основными институциональными секторами: государственным, частным, «некоммерческим» - исследовательскими учреждениями и организациями, которые практически не имеют прибыли и поэтому освобождаются от уплаты налогов, и вузами. Продолжительность инновационного процесса в передовых странах составляет 5-6 лет, в то время как в среднеразвитых и развивающихся - 15-25. По данным США, Германии, Японии, эффективность затрат на НИОКР в малых инновационных фирмах выше, чем в крупных корпорациях. Главное, малый инновационный бизнес часто, осваивая новшества, рискует, но действует быстрее и эффективнее, чем крупный.

В Республике Беларусь один из путей более интенсивного встраивания средних и малых предприятий в инновационный цикл - предоставление дополнительных преференций для новаторов, берущихся за проекты с высокой долей риска, а также расширение возможностей использования ими средств новых венчурных фондов.

- Достаточно ли для построения экономики знаний того потенциала, которым мы располагаем сегодня?

- Задача формирования кадрового потенциала, отвечающего по своим количественным и качественным параметрам современным потребностям ускоренного развития наукоемких производств и инновационного развития, одна из важнейших.

По состоянию на 1 мая 2016 г. в качестве научных организаций в республике аккредитовано 219 юридических лиц. Исследованиями и разработками занимается свыше 20 тыс. человек, в их числе 648 докторов и более 2,8 тыс. кандидатов наук. Традиционно преобладают работы в области технических наук. Основные кадровые и финансовые ресурсы сосредоточены в НАН Беларуси, министерствах образования, здравоохранения и сельского хозяйства.

Система послевузовского образования - источник обеспечения кадрового потенциала инновационной экономики страны. Подготовка осуществляется через аспирантуру и докторантуру, организацию научной деятельности студентов. Созданы условия для аттестации соискателей ученых степеней и званий. Приоритетом в деятельности Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, как и прежде, является сохранение высокого качества экспертизы диссертаций на всех ее этапах. В прошлом году более 120 научных организаций и учреждений образования занимались подготовкой аспирантов и 59 вели программы докторантуры. В аспирантуре на начало текущего года

числилось около 5 тыс. человек, в докторантуре - 342 человека, из них соответственно 4 тыс. и 320 чел. обучались за счет госбюджета.

В отраслевой структуре подготовки аспирантов и докторантов наблюдается устойчивое соотношение социально-гуманитарных наук и наук, ориентированных на реальный сектор экономики.

Правительство Республики Беларусь занимает четкую и ясную позицию: наука - это та основа, благодаря которой можно обеспечить устойчивое инновационное социально-экономическое развитие нашей страны, рост благосостояния всех социальных групп населения.

- Александр Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, об инновационных проектах, получивших господдержку в последние годы.

- Прежде всего это два крупнейших инфраструктурных проекта, где поддержка государства наиболее естественна. По линии Министерства энергетики ведется проектирование и строительство Белорусской атомной электростанции. Министерство транспорта и коммуникаций выполняет электрификацию участков двух железнодорожных линий: Гомель - Жлобин - Осиповичи - Калинковичи и Молодечно -Гудогай - государственная граница Республики Беларусь.

Заказчиком трех масштабных работ выступило Министерство промышленности. Оно отвечает за создание производства оборудования технологического уровня до 65 нанометров для промышленного применения в микроэлектронике нового поколения, организацию и выпуск сортового проката со строительством мелкосортно-проволочного стана на Белорусском металлургическом заводе и средств на-нодиагностики, используемых в технологическом процессе изготовления наноматериалов и микроэлектронике.

НАН Беларуси - не только ведущая научная организация республики, но и государственный заказчик проекта по созданию производства полупроводниковых генераторов и индукционных установок для нагрева металла под пластическую деформацию и термообработку. Исполнитель - Физико-технический институт. Господдержку получило Министерство образования на создание научно-конструкторского центра перспективных радиоэлектронных систем сантиметрового и миллиметрового диапазона длин волн. Минский городской исполнительный комитет выступил в роли государственного заказчика проекта по формированию инновационно-промышленного кластера высоких технологий в области сложной медицинской техники, систем обеспечения безопасности, оборудования неразрушаю-щего контроля и аналитического приборостроения. В его рамках будут разрабатываться инновационные технологии, выпускаться высокотехнологичная наукоемкая продукция. Кстати, исполнитель - частное предприятие «АДАНИ».

Эти примеры - свидетельство того, что, объединив усилия ученых, промышленников и бизнесменов, можно обеспечить экономический рост страны и превратить Беларусь в державу с высокотехнологичной интеллектуальной экономикой. СИ

Жанна КОМАРОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.