«Оазисы»
экономического роста
Инновационная экономика базируется на непрерывном технологическом развитии, разработке и производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Основную прибыль в ней создают интеллект ученых и информационная среда. Но сами по себе перемены в экономическом укладе страны не возникают. О создании инновационной инфраструктуры и о государственных инструментах ее поддержки мы беседуем с председателем Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, кандидатом экономических наук, доцентом Александром ШУМИЛИНЫМ.
- Активизация инновационной деятельности способствует подъему и дальнейшему развитию экономики, ее технологической и социальной модернизации, при помощи инноваций создаются новые и расширяются действующие производства, появляются дополнительные рабочие места, обеспечивается освоение и выход на рынок новых товаров и услуг.
В Беларуси субъектам инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры предоставляются налоговые льготы и выгодный режим таможенного регулирования экспорта товаров и технологий.
- В стране появляются «оазисы» инновационного развития...
- Действительно, заинтересованные предприятия могут использовать выгодные условия
работы в ПВТ, СЭЗ, Китайско-белорусском индустриальном парке. Кроме того, осуществляется господдержка бизнес-проектов в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Таким образом, при производстве высокотехнологичной, наукоемкой продукции субъекты инновационной деятельности вправе использовать достаточно широкий спектр преференций. ГКНТ, как координирующий орган в вопросах развития инновационной деятельности, на постоянной основе совершенствует механизмы ее стимулирования. К примеру, с 1 января 2015 г. в Налоговом кодексе Республики Беларусь оговорены требования к инновационным товарам, прибыль от реализации которых может освобождаться полностью от налога на прибыль, определен порядок предоставления пониженной ставки данного налога субъектам инновационной инфраструктуры и резидентам научно-технологических парков. Также подготовлены предложения для установления последним льготы в виде понижающего коэффициента 0,5 к ставкам за арендуемое имущество, находящееся в госсобственности. Прорабатывается вопрос освобождения с 1 января 2016 г. научно-технологических парков и центров трансфера технологий от налога на недвижимость и земельного налога.
- По какому пути, на ваш взгляд, должно идти развитие инновационной инфраструктуры Беларуси?
Инновационная инфраструктура
- Инновационная экономика нуждается в особой инфраструктуре и различных институтах поддержки инновационного процесса. В мире идет эволюция форм организации инновационной сферы. Эффективными конфигурациями все больше становятся интегрированные образования, которые обеспечивают необходимое взаимодействие научно-технических и производственных возможностей, ускорение инновационного процесса и повышение его результативности. К таким структурам относятся технопарки, которые при соответствующей системе управления и господдержке способствуют воспроизводству инновационного потенциала страны. Опыт их создания и функционирования в Беларуси и за рубежом подтверждает их ключевую роль в создании научно-технической базы для решения социально-экономических задач. Признание государственной важности сохранения и поддержки технопарков как эффективных форм организации инновационной деятельности, на основе которых осуществляется стимулирование экономического роста,- один из ключевых моментов перехода к инновационной экономике. Именно в этом направлении сейчас принимаются необходимые меры со стороны государства. Идея создания и развития технопарков в Беларуси очень своевременна, поскольку позволяет сформировать эффективнейший механизм генерации инновационных предприятий. Очень важно понимать, что в технопарках рождаются не просто технологии и услуги, а те из них, которые востребованы рынком, потребителем и которые помогают решать их проблемы. То есть технопарк - это зона и создания, и продажи ноу-хау, технических изделий, материалов и услуг. В этом состоит основная задача подобных структур и их
отличие от других субъектов инновационной деятельности. Они образуются не только для решения задач ученых, но и для того, чтобы наладить тесное сотрудничество между научными кадрами, промышленниками, предпринимателями, региональными и местными властями, общественностью с целью социально-экономического и технологического развития региона, коммерциализации знаний, изобретений. Технопарк также должен быть явлением региональным, чтобы его деятельность ощущал целый район или город. А это значит, что ему нужно быть детищем ряда субъектов, а не только одного университета или научного центра.
- Каковы текущие показатели деятельности инновационной инфраструктуры республики?
- В качестве ее субъектов действуют 15 юридических лиц, из них 12 научно-технологических парков и 3 центра трансфера технологий. По состоянию на 1 января 2015 г. резидентами технопарков являются 84 организации различной формы собственности. За 2014 г. ими создано 125 новых рабочих мест, общая численность трудовых коллективов составила 1034 человека. Суммарная площадь помещений, занимаемых технопарками, увеличилась на 60,8% - с 53,3 тыс. м2 в 2012 г. до 87,6 тыс. м2 в 2014 г., что, в принципе, также можно рассматривать как существенный прирост потенциала развития. Объем работ и услуг за тот же период возрос с 33,9 млрд руб.
до 99,7 млрд руб., балансовая прибыль технопарков суммарно в абсолютном выражении -с 11,9 млн руб. до 842,1 млн руб. А вот уровень произведенных резидентами товаров, работ и услуг остался неизменным по сравнению с 2012 г. и составил в 2014 г. почти 300 млрд руб. Правда, при этом объем выпущенной инно-
вационной продукции суммарно увеличился с 177,9 млрд руб. до 197,4 млрд руб., то есть прирост составил 111%. Вместе с тем, несмотря на положительный опыт ряда инициатив, приходится констатировать, что существенного влияния на важнейшие макроэкономические показатели Республики Беларусь инновационная инфраструктура пока не оказывает.
- Какие направления деятельности наиболее популярны в технопарках?
- Это приборостроение, машиностроение, электроника, информационные технологии, разработка программного обеспечения, медицина, фармацевтика, производство медицинского оборудования, оптика, лазерные технологии, энергетика, энергосбережение, био- и нанотехнологии.
- Одну из ключевых ролей в развитии малого и среднего инновационного предпринимательства играет Белорусский инновационный фонд. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
- Он образован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 г. № 1739 с целью совершенствования государственного управления в сфере науки, повышения эффективности использования научно-технического потенциала нашей страны и ускорения процессов освоения в производстве высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. Основной задачей деятельности является обеспечение благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства и эффективного функционирования предприятий
и организаций различных форм собственности, разрабатывающих и производящих в нашей стране наукоемкую продукцию. Белинфонд осуществляет финансовую поддержку НИОКР,
работ по организации и освоению производства, венчурных проектов. Они выполняются согласно условиям, определенным Указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда», Положением о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов, а также плану реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Предоставление инновационного ваучера или гранта осуществляется в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 20.05.2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов». В течение 2014 г. Белинфондом выполнялся 21 договор. Из них 15 - по организации и освоению производства и 6 - по венчурным проектам. Государственными заказчиками выступили Министерство промышленности (8 работ и 3 венчурных проекта), Госкомво-енпром (1 и 1), НАН Беларуси (1 и 2), Министерство образования (3 работы), Брестский облисполком (1 работа), а также Витебский облисполком (1 работа). Деятельность велась по точному электронному машиностроению, микроэлектронике, теплоэнергетике, машиностроению. На поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства в прошлом году через Белинфонд направлено 1,89 млрд руб. Открыты представительства БИФ в регионах: ЗАО «Технологический парк Могилев», РУП «Гродненский центр научно-технической и деловой информации», ОДО «Витебский бизнес-центр», РУП «Центр научно-технической
и деловой информации» в г. Гомеле. Фонд является учредителем 4 технопарков и принимает участие в органах их управления: ООО «Минский городской технопарк», ЗАО «Брестский научно-технологический парк», ООО «Технопарк Полесье», научно-технологический парк ООО «Апсель». Для дальнейшего совершенствования деятельности Белинфонда разработаны предложения по внесению в законодательство изменений, которые направлены на формирование венчурных механизмов, увеличение ресурсной базы, в том числе для создания в Беларуси международной венчурной компании, с наделением БИФ полномочиями субъекта инновационной инфраструктуры.
- Фонд ведет активную международную деятельность. Как она развивается?
- В 2014 г. продолжена работа в 7-й Рамочной программе ЕС по проекту ЕМЕБ.21, цель которого - укрепление сотрудничества со странами Европейской политики соседства и сокращение разрыва между исследованиями и инновациями в области энергетики. В этом проекте фонд выступает организатором конкурса инновационных ваучеров для малых и средних предприятий в сфере энергосбережения
и возобновляемых источников энергии. Начата работа по проекту 7-й Рамочной программы ЕС 8иАБШ-ЕРС «Поддержка внедрения агропромышленных исследований в инновации в странах Европейского партнерства». В сентябре прошлого года в датском г. Орхус состоялось 2-е заседание консорциума по проекту с посещением ведущих научно-исследовательских организаций агропродовольственного сектора Дании и тренинг-курсы в области трансфера технологий. Продолжается деятельность Белорусско-чешского и Белорус-
ско-литовского инновационных центров, базовой организацией которых с нашей стороны является Белинфонд. Совместно с Российской венчурной компанией прорабатывается вопрос создания Белорусско-российской венчурной организации.
- Что и как следует делать для усиления инновационной инфраструктуры нашей страны?
- Дальнейшее развитие научно-технической и инновационной деятельности, научной сферы и ее совершенствование будет, в первую очередь, направлено на усиление взаимодействия основных секторов науки - академического, вузовского, отраслевого. Отдельное внимание надо уделить повышению эффективности работы отраслевых и региональных научных организаций, модернизации их материально-технической базы, созданию условий для проведения исследований и разработок, привлечению в науку талантливой молодежи. Задача сбалансированного развития научно-технического потенциала отраслей и регионов должна решаться в контексте общей провозглашенной в Беларуси стратегии наращивания научно-технического потенциала и инновационного пути национальной экономики. Основные усилия необходимо направлять на создание и поддержку малых и средних инновационных предприятий, наращивание числа инновационно активных организаций, а также на ежегодное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства. СИ
Владимир ЛЕБЕДЕВ