Научная статья на тему 'Формирование индустриальных парков как инструмент интеграции регионов стран-членов ЕАЭС на инновационной основе'

Формирование индустриальных парков как инструмент интеграции регионов стран-членов ЕАЭС на инновационной основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный парк / индустриальный парк / инновационное развитие / экономическая интеграция / регион / Евразийский экономический союз / инновационная инфраструктура. / agro-industrial park / industrial park / innovative development / economic integration / region / Eurasian Eco- nomic Union / innovation infrastructure.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индустриальных парков как инструмент интеграции регионов стран-членов ЕАЭС на инновационной основе»

Вертинская Т.С.

к.э.н., зав. отделом Института экономики НАН Беларуси, г. Минск

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕАЭС НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ

Ключевые слова: агропромышленный парк, индустриальный парк, инновационное развитие, экономическая интеграция, регион, Евразийский экономический союз, инновационная инфраструктура.

Keywords: agro-industrial park, industrial park, innovative development, economic integration, region, Eurasian Economic Union, innovation infrastructure.

Индустриальные парки чрезвычайно актуальны для экономики регионов Беларуси. Это - эффективный способ локализации конкурентоспособных производств, инструмент диверсификации экономики региона и перевода ее на инновационную основу. Все это создает дополнительные условия для углубления экономической интеграции регионов в области инновационного развития в рамках единого экономического пространства ЕАЭС. Однако указанные преимущества существуют потенциально. Для того чтобы индустриальные парки обеспечивали инновационный рост экономики регионов, в том числе на основе усиления интеграционных связей, требуется задействовать новые механизмы.

В настоящее время в Республике Беларусь созданы и функционируют 13 технопарков, Парк Высоких технологий, а также начал деятельность совместный Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Наиболее проблемными являются действующие 13 научно-технологических парков (общая информация ниже в таблице). По результатам анализа их деятельности выявлены следующие узкие места их деятельности:

- узкий перечень оказываемых услуг;

- пространственная неравномерность распределения технопарков по территории республики, сосредоточение их на уровне областных городов и г. Минска;

- ограниченное количество резидентов технопарков и соответствие технологической структуры парков среднему уровню технологичности;

- невысокий удельный вес высокотехнологичных производств;

- слабая материально-техническая база, финансовая ограниченность;

- преобладание в связях между вузами и инновационными структурами образовательной составляющей и отсутствие крупных научных центров в местах нахождения парков1.

Таблица 1

Перечень технопарков Республики Беларусь и количество их резидентов

Наименование и место размещения Год создания Учредители Количество резидентов

1. РИУП «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», г. Минск 1992 БНТУ 17

2. ЗАО «Технологический парк «Могилев» 1993 Могилевский областной и городской исполкомы 13

3. РИУП «Научно-технологический парк Полоцкого госуниверситета», г. Новополоцк 2005 Полоцкий госуниверситет 3

4. РИУП «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета» 2010 Витебский государственный технологический университет 10

5. КУП «Гомельский технологический парк» 2010 Гомельский облисполком 24

6. ООО «Технопарк Полесье», г. Пинск 2010 Белинфонд 2

7. ЗАО «Брестский научно-технологический парк» 2011 Брестский технический университет, Брестский электромеханический завод, Белинфонд 33

8. ООО «Минский городской технопарк» 2011 БГУ, Белинфонд, Минский горисполком 30

9. КПТУП «Минский областной технопарк», Смолевичский район 2011 Минский облисполком 3

10. КПУП «Научно-технологический парк Гродно» 2012 Гродненский облисполком 1

11. РУСП «Агентство развития и содействия инновациям», г. Гомель 2013 Администрация СЭЗ «Гомель» 2

12. РУП «Учебно-научный производственный центр «Технолит», г. Гродно 2017 Гродненский государственный университет 3

13. Учебно-научно-производственное республиканское предприятие «Унитехпром БГУ», г. Минск 2017 БГУ 3

Источник: ГКНТ Республики Беларусь.

1 Технопарки и их резиденты / Под ред. А.Г. Шумилина. - Минск: ГУ «БелИСА», 2014. - 76 с.

201

Для активизации инновационной составляющей технопарков и усиления их интеграции в мирохозяйственные связи весьма полезной могут оказаться зарубежная практика создания совместных индустриальных парков и заимствование лучших практик.

В первую очередь в контексте интеграционной политики ЕАЭС важно учесть мировые тенденции развития индустриальных парков. Анализ специальной литературы показал, что к числу основных мировых тенденций развития индустриальных парков можно отнести:

• рост числа частных управляющих компаний (за последние годы увеличилась доля частных управляющих компаний (более70% создаваемых парков находится под управлением частных УК);

• рост числа и диверсификация услуг, в частности, растущая конкуренция между парками и глобализация вынуждают постоянно увеличивать число оказываемых в парках услуг, повышать их качество и разрабатывать новые виды услуг, замещая тем самым традиционную концепцию упора на налоговые и таможенные преференции;

• использование парков для тестирования реформ (все больше стран следуют успешному примеру Китая и используют парки для тестирования новых моделей управления и регулирования, распространяя затем режим парков на всю территорию);

• четкое позиционирование парков (с точки зрения возможных клиентов, рынков сбыта, конкурентных преимуществ; региона, привлекательности для участников).

Оценка зарубежной практики создания и функционирования индустриальных парков позволила определить основные концептуальные положения, определяющие эффективную работу индустриальных парков и способствующие оптимальному сочетанию интересов бизнеса и государства на национальном и местном уровнях, а также усилению экспортной составляющей их деятельности1. Такими ключевыми концептуальными положениями являются следующие.

Во-первых, развитие государственно-частного партнёрства и обеспечение сбалансированности, пропорциональности и комплексности социально-экономического развития регионов. Именно в реализации механизмов государственно-частного партнерства достигается максимальный синергетический эффект деятельности индустриального парка для экономик региона и его интеграции в мировую экономику. Возникает механизм привлечения инвесторов для строительства объектов бизнеса и телекоммуникационной инфраструктуры и возможность формировать и реали-зовывать долгосрочные планы развития территории.

Во-вторых, сохранение и улучшение качества окружающей среды в регионе. Этот принцип связан с выбором модели функционирование Парка. В мировой практики с точки зрения критерия экологичности выделяют индустриальный парк типа «Гринфилд» (Greenfield) и типа браунфилд (brownfield). Индустриальный парк типа «Гринфилд» (Greenfield) - парк, созданный на ранее незастроенном земельном участке, как правило, не обеспеченном на момент начала реализации проекта инженерной и транспортной инфраструктурой. Промышленный объект браунфилд (brownfield) - это объект, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция и (или) капитальный ремонт, в соответствии с его промышленной специализацией, а также потребностями его резидентов. Следует особо отметить, что функционирующие в Беларуси технопарковые структуры представляют собой промышленные объекты браунфилд (brownfield).

Преимуществами индустриального парка типа «Гринфилд» (Greenfield) являются: комплексное решение всех административных и земельных вопросов для резидентов; инженерная инфраструктура возводится с учётом всех современных требований и в соответствии с потребностями резидента.

В то же время наиболее типичными недостатками индустриального парка типа «Гринфилд» (Greenfield) являются следующие:

• проведение организационных работ, связанных с переводом сельскохозяйственных земель в другую категорию;

• необходимость строительства инженерной инфраструктуры с нулевого цикла;

• необходимость изыскания дополнительных энергетических мощностей;

• осуществление организационных работ по поиску необходимых кадровых ресурсов.

В-третьих, отработка на территории парка механизмов коммерциализации научных разработок и развития рыночных условий деятельности. Технопарки и специальные зоны стимулируют трансфер технологий и привлечение инвестиций, а также выступают в качестве катализаторов формирования региональных рынков высокотехнологичных товаров и услуг.

Передача технологий рассматривается как одна из главных задач технопарка, а её решение осуществляется на основе выполнения как минимум пяти требований - возможность прямой коммерциализации результатов научных исследований; проведение совместных исследований и разработок; использование передовых зарубежных технологий; внутрифирменные исследования и разработки; разработка только таких технологий, которые могут быть коммерциализированы в сжатые сроки.

Как показывает зарубежный опыт, коммерциализация и выпуск высокотехнологичной продукции на базе технопарков могут обеспечиваться несколькими инструментами. В их числе следующие:

• отбор компаний для включения в состав парков на основе жестких критериев;

• стимулирование малого инновационного предпринимательства;

1 China Knowledge. 2017. - http://www.chinaknowledge.com; Free trade zones in export strategies. - http://documents.worldbank. org/curated/en/879681468741015724/pdf/multi0page.pdf; Министерство коммерции Китая. 2017. - http://ezone.mofcom.gov.cn/

• активное формирование объектов инновационной инфраструктуры, в том числе бизнес-инкубаторов, образование исследовательских альянсов с крупными международными корпорациями, изыскание новых источников поддержки инновационной деятельности - бизнес-ангелы и венчурные инвесторы;

• формирование исследовательской инфраструктуры на базе индустриальных парков, в том числе на совместной основе между университетами, исследовательскими институтами и частными компаниями путем создания соответствующих филиалов и кафедр на территории парков;

• внедрение в практику и правовое обеспечение различных методов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности субъектами инновационной инфраструктуры (технологические контракты, трансфер технологий (патентование) и лицензирование, а также деятельность в рамках проектов, реализуемых созданными при университетах технопарками, совместными исследовательскими центрами и предприятиями-резидентами).

В-четвертых, рациональность использования научно-промышленного потенциала, земельных, природных и трудовых ресурсов регионов страны и формирование с учетом имеющегося научно-технического потенциала специализации парка. При принятии решения о создании индустриального парка и выборе направлений экономической деятельности важна предварительная оценка научно-технического и социально-экономического потенциала региона с точки зрения наличия соответствующих условий.

Наиболее существенными предпосылками, обеспечивающими успешность реализации проекта по созданию индустриального парка, являются следующие:

• наличие научных и образовательных центров в регионе;

• соответствие выбранных направлений деятельности приоритетным направлениям научно-технической деятельности в стране и мировым технологическим трендам;

• уровень образования и наличие квалифицированной рабочей силы по выбранному профилю экономической деятельности парка;

• наличие инновационно-активных предприятий;

• опыт работы в регионе с иностранными инвесторами;

• развитая бизнес-среда, в том числе для развития инновационного предпринимательства;

• инфраструктурное обустройство территории соответствующими видами инфраструктуры;

• наличие кластерных или сетевых связей либо предпосылок для их формирования;

• инициативные и профессиональные работники местных органов власти.

В-пятых, возможность развития рыночных механизмов взаимодействия между резидентами парками и уровнем специализации, которая может иметь отношение в целом к парку (в этом случае речь идет о специализированных парках) или уровне специализации отдельных резидентов, а также взаимодополняемости развиваемых на территории парка видах экономической деятельности.

Перечисленные условия позволяют резидентам формировать кластерные или сетевые связи, которые сокращают издержки производства, повышают конкурентоспособность производств, обеспечивают гибкое сочетание принципов конкуренции и сотрудничества в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка.

В-шестых, обоснование оптимальной модели управления индустриальным парком. Исходя из зарубежного опыта, можно выделить несколько подходов к механизму управления развитием индустриального парка:

- экстенсивный рост (предусматривает расширение инфраструктурных мощностей; привлечение новых резидентов; увеличение площадей парка);

- интенсивный рост (расширение льгот и преференций; увеличение количества и качества услуг, предоставляемых управляющей компанией на территории парка, в том числе за счет развития социальной инфраструктуры);

- создание сети филиалов индустриальных парков (тиражирование опыта и концепции).

Опыт зарубежных стран, в том числе Китая, показывает, что развитие успешных индустриальных парков связано с выработкой комбинированной модели управления, которая учитывает интересы всех участников реализации инвестиционного проекта, а именно: органов государственного управления; местных органов власти; управляющей компании индустриального парка; резидентов парка; инвесторов; общественности1.

Например, управление индустриальными парками в Китае представляет собой двухуровневую систему. Высший уровень - это Совет развития парка, членами которого являются представители государственного и местного управления и представители крупных (якорных) инвесторов парка. Совет развития парка отвечает за стратегические вопросы развития парка, а также отвечает за решение спорных вопросов между резидентами парка и администрацией парка. Строительством и текущим управлением, а также поиском потенциальных инвесторов занимается администрация парка. При этом, работа администрации парка как управляющей компании, строится на принципах максимальной автономии при решении внутренних управленческих задач; на принципах «одно окно» и дебюрократизации в работе с резидентами; на прозрачности в формировании тарифной политики. Также широко применяется принцип кураторства, когда за одним резидентом закреплено несколько сотрудников администрации парка, отвечающих за решение текущих правовых и хозяйственных вопросов.

В-седьмых, приоритетность и этапность создания промышленных (индустриальных) парков. В качестве возможных этапов развития могут рассматриваться следующие:

1 Рудый К. 10 вопросов о Китайско-Белорусском индустриальном парке // Банковский вестник. - Минск, 2012. - № 28. -С. 47-52; Industrial Synergies between Baden-Wuerttemberg and Suzhou Industrial Park / Ed. by Lanza G.; Kinkel S.; Ruhrmann S. -Karlsruhe: Institute of Technology (KIT), 2016. - https://www.wbk.kit.edu/downloads/SIP-Studie.pdf

первый этап (стартовая стадия): создание инфраструктуры и определение условий преференциального режима для деятельности резидентов индустриального парка;

второй этап: ускоренное развитие высокотехнологичного сектора;

третий этап: стабилизация развития, уход не выдержавших конкуренцию предприятий, формирование конкурентных преимуществ в основном за счет сетевого взаимодействия и взаимодополняемости в деятельности резидентов;

четвертый этап: смещение акцентов с производственных направлений на устойчивое эко-дружественное развитие территории, создание благоприятной среды для жизни и развития, социокультурное развитие, преимущественное развитие сферы услуг, высоких технологий и инноваций, «зеленый» рост.

Помимо указанных принципиальных положений при создании и функционировании индустриальных парков необходимо следующее:

- эффективность размещения производительных сил на перспективных территориях развития и промышленных (индустриальных) парков для социально-экономического развития республики;

- сочетание инновационных предприятий новых технологических укладов и традиционных видов экономической деятельности;

- создание необходимых условий для обеспечения инвестиционных проектов высококвалифицированными кадрами;

- разграничение полномочий и ответственности всех участников процесса создания, управления и функционирования промышленных парков;

- государственная поддержка развития индустриального парка.

Какие практические выводы для совершенствования деятельности существующих технопарков и создания новых совместных индустриальных парков в Беларуси можно сделать?

Первое, необходимо усилить специализацию парков на выпуске высокотехнологичной продукции исходя из имеющегося научно-технического потенциала. Проведенный анализ инновационной деятельности в регионах Беларуси и оценка товарной и географической структуры экспорта высокотехнологичных товаров в разрезе регионов Беларуси позволили выявить ряд тенденций. Это - высокая региональная концентрация высокотехнологичного экспорта Республики Беларусь (удельный вес г. Минска в республиканских поставках такой продукции на протяжении длительного периода стабильно превышает 60%); единственным регионом Беларуси с ярко выраженной положительной динамикой в части инновационной активности предприятий в 2016 г. стала Брестская область. Наметилась тенденция к специализации регионов в части высокотехнологичных товаров по следующим направлениям: Брестской области на производстве и экспорте электротехнической продукции; Гродненской области - оптической и измерительной аппаратуры, Могилевской области - электротехнической продукции, Минской области - на производстве и экспорте фармацевтической продукции.

Второе, важна разработка стандарта совместного парка ЕАЭС, где нашли бы отражение единые требования и перечень документов для создания технопарков. Такой стандарт включает цель и задачи создания совместного Парка, его признаки, состав ключевых участников, основные факторы, определяющие месторасположение совместного индустриального парка. Стандарт предлагает возможные варианты модели управления парком, в том числе функции и структура администрации парка, основные этапы создания и развития совместного парка, ключевые меры политики по привлечению резидентов, а также государственной поддержки развития парка. Помимо этого, выделяются возможные риски функционирования совместного индустриального парка ЕАЭС.

Третье, в качестве одной из перспективных и инновационных форм может быть предложено создание на белорусско-российском пограничье агропромышленных парков (АПП). Как известно, агропромышленный парк — новая производственно-экономическая система для развития любых форм бизнеса в агропромышленном комплексе. В агро-промпарке могут быть сосредоточенны перерабатывающие, сервисные и иные производства, работающие в общих интересах производителей сельскохозяйственной продукции и экономики региона в целом, в единой технологической цепочке. АПП может стать центром формирования агропромышленного кластера, содействовать модернизации АПК региона, а также способствовать социальному развитию сельских территорий.

В настоящее время в Беларуси реализуется проект по оказанию поддержки в развитии агропромышленного комплекса Гродненской области, который сфокусирован на взаимодействии фермерских хозяйств, предприятий пищевой промышленности и потребителей. Планируется создать агропромышленный парк, участниками которого уже стали Гродненский областной исполнительный комитет, Гродненская ассоциация фермеров, Гродненский аграрный университет, ЮНИДО. Перспективными площадками выбраны в Гродненской области Лида, Скидель, территории Аульс и Колбасино - г. Гродно. Планируется включить агропромышленный кластер, действующий с СЭЗ «Гродно», и создать на базе Гродненского университета центр по обучению и развитию1.

Еще одной белорусской инициативой является создание белорусско-израильского агропромышленного парка, размещение которого планируется на территории Оршанского и Толочинского районов. Парк создается для обеспечения эффективного развития сельскохозяйственного производства, повышения его экспортного потенциала на основе новых технологий и формирования современного агротехнологического кластера, а также развития комбикормовой промышленности по израильским технологиям, создания производства новых типов высокоэффективных кормов, разработанных с учетом современных требований по безопасности.

1 http://www.gaip.by/

С учетом наработанной практики новой инициативой может стать создание на совместной основе на белорусско-российском пограничье агропромышленного парка, основной задачей которого может стать реализация экологически чистой продукции, научные исследования в этой области и коммерциализация научно-технических разработок.

Четвертое, для усиления интеграционного эффекта в формате евразийской интеграции целесообразно создать ассоциацию индустриальных парков ЕАЭС. Здесь может быть полезен опыт Китая по формированию Ассоциации научно-технологических парков, зон высоких и новых технологий «Шелковый путь» (8Я8РЛ), в которую вошло более 110 субъектов научно-инновационной деятельности из 10 стран мира (Китая, Беларуси, России, Украины, Грузии, Армении, Казахстана, Литвы и др.). Главная штаб-квартира 8Я8РЛ располагается в г. Яньтай, провинция Шаньдун, Китай. В состав 8Я8РЛ входят научно-технологические организации, агентства, оказывающие сопутствующие специализированные услуги, научно-исследовательские учреждения стран и регионов, являющиеся участниками сотрудничества в рамках стратегических проектов Экономического пояса Шёлкового пути. 8Я8РЛ является платформой, основанной на принципах инноваций, развития, сотрудничества и взаимной выгоды, главной целью которой является усиление кооперации и взаимных связей между организациями стран и регионов, примыкающих к Шёлковому пути1.

Основными целями Ассоциации индустриальных парков ЕАЭС могут стать:

- содействие всестороннему научно-техническому сотрудничеству: проведение мероприятий по научно-техническому обмену и сотрудничеству (организация визитов и обменов между членами ассоциациями, проведение лекций, форумов), принятие мер по сопряжению средних и малых высокотехнологичных предприятий, оказание различных услуг в научно-инновационной сфере;

- формирование эффективных каналов связи: создание и поддержка всесторонней коммуникационной сети для обеспечения постоянного взаимодействия специалистов индустриальных парков стран-членов ЕАЭС, научно-исследовательских учреждений, университетов для обмена информацией, опытом и укрепления взаимовыгодного сотрудничества;

- объединение ресурсов для реализации совместных проектов: содействие объединению интеллектуального, научно-технического, финансового, промышленного капиталов партнеров Ассоциации для качественной реализации совместных проектов в научно-инновационной сфере.

Пятое, на наднациональном уровне в рамках скоординированной промышленной политики и формирования единого инновационного пространства необходима разработка дорожной карты создания в регионах стран-членов ЕАЭС, имеющихся высокий научно-технический потенциал и рассматриваемых как точки интеграционного роста, совместных индустриальных парков как локомотивом экономической интеграции регионов Евразийского экономического союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 II форум Ассоциации научно-технологических парков, зон высоких и новых технологий «Шелковый путь». - М1р://8гера. park.bntu.by/ru/about_association

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.