Научная статья на тему 'Китайско-белорусский индустриальный парк «Вялiкi камень»'

Китайско-белорусский индустриальный парк «Вялiкi камень» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / ТЕХНОПАРК / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТМАГАЗИН / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжунхуа Ли

Деятельность Китайско-белорусского индустриального парка «Вялiкi камень» позитивно повлияет на развитие логистической инфраструктуры и воздействует на белорусские предприятия, не входящие в него, активизируя процессы модернизации отраслей и сфер деятельности в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Chinese-Belarusian industrial park “Great stone”

The author studies the problem of different Chinese technoparks formation and development in the world, and also speaks on the Chinese-Belarusian industrial park “Great stone” project and its possible influence on the Belarusian economy.

Текст научной работы на тему «Китайско-белорусский индустриальный парк «Вялiкi камень»»

Китайско-белорусский индустриальный парк «Вялш камень»

УДК 338.3+004

Резюме. Деятельность Китайско-белорусского индустриального парка «Вялш камень» позитивно повлияет на развитие логистической инфраструктуры и воздействует на белорусские предприятия, не входящие в него, активизируя процессы модернизации отраслей и сфер деятельности в Республике Беларусь. Ключевые слова: индустриальный парк, технопарк, электронный бизнес, электронная коммерция, интернет-магазин, электронные торговые площадки.

Ли Чжунхуа,

аспирант кафедры

маркетинга Белорусского

государственного

экономического

университета,

магистр экономических

наук

Индустриальный (промышленный) парк - это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией. Он представляет собой промышленную площадку для деятельности ряда предприятий-резидентов из одной или разных отраслей и имеет следующие характеристики: специализированные объекты капитального строительства, инженерная инфраструктура, управляющая компания, юридические условия (категория промышленной земли, вид разрешенного использования земли и зданий, наличие согласований со службами по вопросам пожарной, экологической безопасности, соблюдения установленных законодательством норм и требований).

Создание и функционирование индустриальных парков способствуют развитию регионов, привлечению прямых инвестиций, совершенствованию инфраструктуры в сфере логистики, появлению высокотехнологичных предприятий и новых рабочих мест.

Парки могут быть двух типов: гринфилд или браунфилд.

Гринфилды - это образования, основанные на наличии необходимой территории и коммуникаций и строительстве инфраструктуры за счет привлечения инвестиций резидентов. Браунфилды, в свою очередь, имеют готовую инфраструктуру для деятельности участников, которые вкладывают средства только в производственную часть своего бизнеса.

Китай активно развивает строительство совместных индустриальных парков [1]. Основные из них, которые уже функционируют или проектируются, размещаются в Сингапуре, Индии, Российской Федерации и в Республике Беларусь. Например, Европейский парк создан за счет французских инвестиций с целью продвижения европейского бизнеса в КНР.

Объекты ЕТБ7з - национальные промышленные парки в Китае - стали отправной точкой для привлечения прямых иностранных инвестиций и зарубежных производителей, которые задействовали неиссякаемые национальные природные и трудовые ресурсы с низким уровнем заработной платы.

Китайско-сингапурский индустриальный парк в Сучжоу (сокращенное название - Сучжо-уский индустриальный парк) был создан в 1994 г. и представляет собой город площадью 288 км2 и населением свыше 750 тыс. человек, где расположены офисные здания, озера, торгово-развлека-тельные центры, а также планируется открытие образовательного центра с 400 тыс. студентов. В итоге предполагается построить современный международный парк высоких технологий [2, 3].

Для эффективного развития Сучжоуского индустриального парка были образованы совместный координационный совет правительств Китая и Сингапура, двусторонний рабочий комитет и др. Реализация данного проекта основывается на сочетании сингапурского опыта и китайской специфики.

В парке представлено 4600 международных предприятий, 3 тыс. стартапов, 250 центров по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, 200 венчурных фирм со средствами свыше 5,5 млрд долл. На протяжении 18 лет продемонстрировано среднегодовое увеличение по основным экономическим показателям на 30%, привлечено прямых иностранных инвестиций более 79,5 млрд долл., китайских инвестиций свыше 43 млрд долл., валовой внутренний продукт превышает 27 млрд долл. По совокупному индексу развития этот парк занимает второе место среди национальных зон роста и имеет четыре «миллиардных» достижения: ВВП - 133 млрд

юаней, 165 млрд юаней полученных налогов, 18,9 млрд долл. привлеченного использованного иностранного капитала и 197,2 млрд юаней зарегистрированных отечественных инвестиций [2, 3].

В табл. 1 приведены основные экономические показатели деятельности парка за 2010-2014 гг. [3].

В прошлом году были подписаны договоры о создании индустриальных парков в Индии в штате Махараштра и Гуджарат с инвестициями 6,8 млрд долл. [4] для развития конкурентоспособного производственного сектора.

В Российской Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области в 2013 г. при участии китайской компании Beijing DingShang Science and Technology начался процесс по организации деятельности индустриального парка «Южные ворота» совмещенного типа браунфилд и грин-филд. Планируется, что он будет включать заводы по выпуску железобетонных изделий, сыпучих смесей и материалов, изготовлению мебели [5, 6].

На основе меморандума о сотрудничестве между Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Народным Правительством провинции Цзилинь КНР был запущен новый проект по совместному созданию Белорусско-китайского технопарка в г. Чанчунь [7]. Он предполагает развитие инновационных высокорентабельных проектов компаний-резидентов в сфере высоких технологий для китайского, белорусского, зарубежных рынков, помощь в разработке информационных баз данных об инновационных проектных предложениях, организацию выставок научно-технических достижений. Основные направления: фотоэлектроника, лазерная техника, новые материалы, строительство и энергетика, технологии сельского хозяйства и биотехнологии, информатика. В Зоне развития

Показатели Единица 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Численность постоянного населения 10 тыс. чел. 69,53 71,32 76,17 78,05 79,46

Валовой региональный продукт 100 млн юаней 1330,19 1589,66 1738,22 1900,02 2001,00

в том числе первичный сектор экономики 100 млн юаней 1,88 2,01 2,14 1,95 1,96

в том числе вторичный сектор экономики 100 млн юаней 879,90 1020,14 1080,92 1142,81 1172,63

в том числе добавленная стоимость в промышленности 100 млн юаней 836,79 968,29 1024,89 1082,84 1106,11

в том числе третичный сектор экономики 100 млн юаней 448,41 567,51 655,16 755,26 826,41

Стоимость валовой продукции промышленности 100 млн юаней 3527,95 4136,96 4285,23 4375,80 4387,11

Количество новых утвержденных проектов с иностранными инвестициями Шт. 367 369 241 211 247

Общий объем инвестиций 100 млн долл. 63,53 79,78 29,91 16,89 33,95

Иностранные инвестиции по договору 100 млн долл. 28,59 29,60 14,52 7,36 15,62

Фактическое использование иностранного капитала 100 млн долл. 18,50 19,35 19,60 19,61 19,61

Общий объем импорта и экспорта 100 млн долл. 738,19 770,06 795,19 804,59 802,84

в том числе импорт 100 млн долл. 395,00 384,27 372,50 379,28 383,66

в том числе экспорт 100 млн долл. 343,19 385,79 422,68 425,31 419,18

Общий объем инвестиций в основной актив 100 млн юаней 550,25 666,28 740,53 742,23 700,60

в том числе производственная отрасль 100 млн юаней 138,06 144,00 148,69 159,86 137,86

в том числе инфраструктура 100 млн юаней 70,97 50,13 58,57 58,13 46,94

в том числе недвижимость (включая здания под снос) 100 млн юаней 190,25 252,83 213,00 175,34 199,58

Общий объем розничной торговли потребительскими товарами 100 млн юаней 171,43 206,81 242,00 278,48 315,90

Валовой доход 10 тыс. юаней 2 633 989 3 219 753 3 678 720 4 150 203 5 523 929

Таможенные доходы и налоговые поступления 10 тыс. юаней 922 133 1 244537 1 286 998 1 166 971 1 319 170

Поступления в государственный бюджет 10 тыс. юаней 1 331 800 1643008 1850006 2069017 2 302 623

Расходы государственного бюджета 10 тыс. юаней 868508 1 036479 1 236 508 1 286 636 1 594909

Общая занятость Чел. 600189 640 338 683 412 694 647 717108

высоких и новеиших технологии в г. Чанчунь выделено более 70 га земли. Освоение территории проводится в три этапа:

■ в 2009-2010 гг. введена в эксплуатацию первая площадка под Российско-китайский технопарк, включающая здания и сооружения для расположения совместных предприятий. Там размещены 5 совместных лабораторий России и Китая, первое белорусско-китайское предприятие «Юнайтед Оптикс», создан белорусско-китайский научно-иссле-

довательский центр по разработке современных агротехнологий для круглогодичного производства семенного картофеля;

■ в 2012 г. застроен второй участок в 120 тыс. м2, где расположены офисные здания, производственные площади для выпуска наукоемкой и другой продукции, складские помещения;

■ в 2013 г. началось освоение третьей очереди общей площадью 60 га. Завершение работ планируется китайской стороной не позднее 2019 г.

Табл. 1.

Основные

экономические

показатели

деятельности

Сучжоуского

индустриального

парка

в 2010-2014 гг.

Организационный механизм вхождения в технопарк - это открытие на его территории совместных предприятий.

В 2010 г. Президент А.Г. Лукашенко подписал Указ о создании Китайско-белорусского индустриального парка на территории Республики Беларусь, который получил название «ВялМ камень» [8]. Он располагает площадью около 80 км2 в 25 км от Минска и имеет особый правовой режим на 50 лет для комфортного ведения бизнеса. Планируется построить производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлекатель-ные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры. Прообразом данного проекта стал упомянутый Китайско-сингапурский индустриальный парк в Сучжоу. Китайскими и белорусскими институтами подготовлен генеральный план парка, который утвержден Советом Министров Республики Беларусь 4 июня 2013 г. [9].

Трехуровневая система управления парка включает Межправительственный координационный совет (постановка стратегических целей, решение вопросов на уровне Правительств Республики Беларусь и КНР), администрацию (процедурные вопросы и текущее управление), а также совместную белорусско-китайскую компанию по развитию (строительство инфраструктуры и поиск инвесторов) [10]. Уставной капитал ЗАО «Компания по развитию индустриального парка» составляет 10 млн долл. с долей Беларуси 40%, Китая - 60%:

■ 30% предприятия принадлежит Минскому облисполкому,

■ 10% - холдингу «Горизонт»,

■ 60% - китайской корпорации CAMC Engineering Co.

Предполагается, что основными направлениями работы индустриального парка станут: тонкая химия; электроника (микроэлектроника, изготовление фотоэлектронов, электронных

компонентов, программного обеспечения, вычислительной техники); биотехнологии, производство медицинского оборудования, предоставление медицинских услуг, фармацевтическая отрасль (химическая и биогенетическая фармацевтика, традиционная китайская медицина и др.); машиностроение.

Для резидентов парка предложены льготные условия [11]:

■ освобождение от всех корпоративных налогов на 10 лет с момента регистрации (от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства; налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка; земельного налога за земельные участки в парке). На последующие 10 лет предусмотрено снижение действующих ставок налогов на 50%;

■ отсутствие необходимости уплаты таможенных пошлин

и НДС при ввозе в Республику Беларусь товаров для реализации инвестиционных проектов (оборудование; комплектующие и запасные части к нему; сырье и материалы, которые не производятся в странах Таможенного союза или производятся в недостаточном количестве либо не соответствуют требуемым техническим характеристикам;

■ режим свободной таможенной зоны, дающий право ввоза товаров (сырья, материалов) без уплаты таможенных платежей (пошлин, НДС, акцизов) при условии последующей переработки и экспорта за пределы Таможенного союза;

■ преимущества для сотрудников предприятий, работающих в парке: ставка индивидуального подоходного налога фиксированная и составляет всего 9%;

■ резиденты парка, а также их работники из числа иностранных граждан освобождаются от уплаты обязательных

страховых взносов с фонда их заработной платы. На часть дохода тружеников - граждан Беларуси, превышающую однократный размер среднемесячной заработной платы в республике, обязательные страховые взносы не начисляются;

■ освобождение от уплаты пошлины за выдачу, продление срока действия разрешений

на привлечение иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в стране и за выдачу разрешений на временное проживание;

■ вычет в полном объеме НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), использованных для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений в парке;

■ освобождение в течение 5 лет с года возникновения валовой прибыли резидента парка от налога на прибыль по дивидендам, начисленным учредителям;

■ ставка налога на доходы иностранных организаций без постоянного представительства в Республике Беларусь по роялти, начисленным участникам парка в виде вознаграждения за ноу-хау, лицензию, патент, полезную модель, процесс, составляет 5% (в 3 раза меньше общереспубликанской);

■ при установлении в стране новых налогов и сборов обязанность их уплаты для резидентов не возникает;

■ земельные участки на территории парка инвестор может получить в пользование сроком до 99 лет либо приобрести в частную собственность.

На создание инфраструктуры индустриального промышленного парка белорусская сторона планирует выделить более 0,5 млрд долл., Госбанк развития Китая - 1,5 млрд долл. Предполагаемый объем прямых инвестиций составит около 2 млрд долл.

Функционирование парка будет способствовать развитию логистической инфраструктуры в Республике Беларусь, а также будет влиять на субъекты хозяйствования, находящиеся за его пределами. В этом контексте необходимо проанализировать как положительный эффект, так и отрицательные моменты воздействия на отечественные предприятия-конкуренты и оценить возможные риски. Следует отметить, эффективная организация бизнес-процессов промышленного парка может негативно повлиять на них и привести их к окончательному банкротству, что вызовет еще и социальные проблемы.

Чтобы предупредить негативные эффекты, рекомендуется провести соответствующие исследования и разработать план адаптации таких организаций к возможным отрицательным последствиям. На наш взгляд, одним из возможных решений может стать активная приватизация данных аутсайдеров на основе обоснованной возможности сохранения рабочих мест. При этом цена продажи собственности должна быть адекватной рынку и основываться на учете последствий в случае отсутствия покупателей, иначе это может неблагоприятно сказаться на будущем предприятий.

Если тот или иной субъект не отвечает современным технологиям производства и управления, это приведет к его закрытию. Но и в случае модернизации, в зависимости от примененных технологических инноваций, число его сотрудников может сократиться в разы. Ключевой проблемой является социальный аспект, поэтому важно совершенствовать прогнозирование данных процессов и оптимально перераспределять человеческие ресурсы между различными отраслями и сферами деятельности для получения максимального положительного эффекта.

Если предприятие обладает современной технологической базой, но остается неконкурентоспособным, необходимо проанализировать причины, почему так происходит. В портфеле компании должны быть уникальные технологии (которые отсутствуют у других), минимум базовых и хотя бы одна возникающая (ноу-хау будущего). Наряду с ними необходимо активно задействовать инструменты маркетинга.

Для оценки эффективности организации и управления предприятием целесообразно привлечь сторонние независимые агентства с опытом в данной области, которые смогут разработать соответствующие рекомендации. Здесь имеется в виду, что необходим новый взгляд на ту или иную проблему. Кроме того, надо учитывать время и принимать различные нестандартные решения с точки зрения существующего мышления в той или иной стране.

Также органам государственного управления следует более детально оценивать принимаемые решения на основе всесторонней экспертной оценки и учета последствий и их влияния на экономические процессы и на образ страны в целом, так как информация распространяется очень быстро. Неполнота, необоснованность ее подачи могут негативно отразиться на имидже той или иной организации, а также и государства в целом. Грамотное, на первый взгляд, решение одной проблемы может впоследствии стать причиной появления других, и даже более существенных.

Для модернизации и повышения эффективности управления белорусским субъектам хозяйствования нужно создать промышленную сеть предприятий, включающую индустриальный парк и отечественные компании за его пределами, разрешить проблемы, связанные с логистикой и др. В эту эффективную систему

будут вовлечены организации, соответствующие определенным критериям участия в подобном симбиозе и обладающие потенциалом развития.

Финансирование сети могут осуществлять китайские банки при соответствующих условиях. В этом контексте они могут существенно повлиять на повышение конкурентоспособности белорусской продукции за счет более низких ставок, что уменьшит себестоимость и розничную цену. Следует отметить, что Президент А.Г. Лукашенко заявил на встрече с министром иностранных дел Китая о заинтересованности в появлении на местном рынке китайских банков. В Беларуси осуществляется около 20 программ за китайские кредиты, и их общий объем составил около 5,5 млрд долл. Создание и развитие Китайско-белорусского индустриального парка будет способствовать переходу от кредитов к прямому инвестированию.

Для продвижения продукции чрезвычайно важно использовать электронную коммерцию в виде следующих интернет-проектов:

■ электронного гипермар-кета, в котором будут представлены продукция и услуги предприятий;

■ электронной торговой площадки для В2В бизнеса;

■ интернет-магазинов предприятий индустриального парка и посредников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные торговые площадки являются одним из важных каналов распределения товаров. Роль электронной коммерции в развитии бизнеса быстро растет. Многие компании, предлагающие на различных рынках товары под эксклюзивными брендами, напрасно не используют ее возможности, благодаря которым покупатель может приобрести нужный товар без посредников и получить его по почте практически в любой стране мира.

Успешное функционирование промышленного парка сможет кардинальным образом повлиять на регионы Беларуси. Среди положительных эффектов - развитие конкурентоспособности предприятий, формирование логистической структуры, но следует учесть и возможные риски субъектов хозяйствования, не входящих в данное объединение, модернизация которых без эффективного маркетинга и менеджмента не принесет желаемого результата. НИ

Литература

1. China Industrial Parks. Electronic resource: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/Fast-Facts/China-

I ndustria l-Parks/ff/en/1 /IXOOOOOO/lXOeBOSe.htm.

2. China-Singapore Suzhou Industrial Park (including Suzhou Industrial Park Export Processing Zone). Electronic resource: http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/ Fast-Facts/China-Singapore-Suzhou-Industrial-Park-including-Suzhou-Industria l-Park-Export-Processing-Zone/ff/ en/1/1XOOOOOO/1XO9WGSW.htm.

3. China-Singapore Suzhou Industrial Park. Electronic resource: http://www.sipac.gov.cn.

4. China to set up industrial parks in Maharashtra and Gujarat // Hindustantimes.com. Electronic resource: http://www. hindustantimes.com/asiantigersmeet/china-to-set-up-industrial-parks-in-maharashtra-and-gujarat/

artic le1 —1265189.aspx.

5. Индустриальный парк «Южные ворота» // SoGate.ru. Электронный ресурс: http://sogate.ru/.

6. Китайцы построят индустриальный парк вЛенобласти за миллиард // RussiaindustrialPark.ru. Электронный ресурс: http://russiaindustrialpark.ru/knr_kitaiskie_industrialnye_ parki_rossiya_promzony.

7. Справочная информация о Белорусско-китайском технопарке в г. Чанчунь // ВИТи.Ьу. Электронный ресурс: http://rep. bntu.by/bitstream/handle/data/2197/1.pdf?sequence=3.

8. Положение о Китайско-белорусском индустриальном парке // China.mfa.gov.by. Электронный ресурс: ^УД^ш. mfa.gov.by/ru/industrial_park/polozenie_o_parke/.

9. Генеральный план Китайско-белорусского индустриального парка // М^^д™^. Электронный ресурс: http://www. smolevichi.minsk-region.by/ru/ip/genplan.

10. Указ Президента Республики Беларусь № 253 от 5 июня 2012 г. // Belta.by. Электронный ресурс: http://www.belta.by/ ru/articles/officially?cat_id=1516.

11. Китайско-белорусский индустриальный парк // Industrialpark.by. Электронный ресурс: http://www. industrialpark.by/investor/benefit/tax/.

Минский технопарк

зажигает «звезды»

ООО «Минский городской технопарк» (МГТ) создано в конце 2011 г. для систематической поддержки тех предприятий и предпринимателей, которые плотно завязаны на активном внедрении научно-технических разработок белорусских исследователей. О том, каких успехов удалось добиться резидентам за столь непродолжительное время, рассказывает директор предприятия Владимир ДАВИДОВИЧ.

Потребность в коммерциализации крупнейшего в республике научно-технического потенциала, сосредоточенного в столице, назрела давно. Руководство города, хорошо осознавая эту проблему, поставило перед администрацией технопарка задачу в кратчайший срок организовать производственную деятельность инновационно активных предприятий Минска. Для этого был выделен участок 5,5 га по улице Солтыса, 187, где находилось 9 зданий общей площадью 40 тыс. м2. На момент создания технопарка большинство сооружений были в непригодном для эксплуатации состоянии, поэтому было приложено немало усилий для того, чтобы в течение этого относительно короткого периода сделать первые конструктивные шаги.

- С чего пришлось начинать запуск новой экосистемы?

- Прежде всего с приведения в порядок помещений, которые нам достались. И делали мы эту работу и своими силами, и силами наших резидентов. В это же время Мингорисполком запустил реализацию инвестиционного проекта по реновации инфраструктуры на территории технопарка. В начале 2014 г. утверждены графики реконструкции и строительства семи очередей технопаркового комплекса. В результате появятся новые офисные, лабораторные, производственные и иные помещения. Параллельно ведется работа по их незамедлительному заполнению. В настоящее время уже осуществляется реконструкция на площади порядка 9 тыс. м2, начато возведение нового здания. Ввод в эксплуатацию намечен на нынешний год - планируется обустроить 18,5 тыс. м2. Графики очень напряженные, но это того стоит, надеемся уже в ближайшей перспективе увидеть счастливые лица наших потенциальных клиентов, которые получат возможность осуществить свою мечту, начать свой бизнес и карьерный рост в Минске, здесь и сейчас.

- Каждому ли предприятию достается такой шанс -стать полноправным членом МГТ?

- Далеко не всякий субъект хозяйствования может быть нашим резидентом. У технопарка есть наблюдательный совет и утвержденный им экспертный совет, который осуществля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.