Научная статья на тему 'Стратегия развития региона'

Стратегия развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыкович Сергей

Директивой Президента от 31.12.2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. в качестве приоритетов определены усовершенствование инфраструктуры и системы финансирования малого бизнеса и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development strategy of the region

Directive of the President dated 31.12.2010 No. 4 "On developing entrepreneurial initiative and stimulating business activity in Belarus" and the project of the Program socially-economic development of the Republic of Belarus for 2011-2015 as priorities the improvement of infrastructure and system of financing of small business and creation of favorable conditions for entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития региона»

Стратегия развития региона

директивой президента от 31.12.2010 г. №4 «о развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в республике Беларусь» и проектом программы социально-экономического развития республики беларусь на 2011—2015 гг. в качестве приоритетов определены усовершенствование инфраструктуры и системы финансирования малого бизнеса и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Cергей Эыкович,

директор центра внедрения научно-технических разработок Брестского облисполкома

наиболее оптимальным путем решения поставленных задач является развитая, грамотно функционирующая инновационная инфраструктура, в частности такая ее составляющая, как научно-технологические парки. как свидетельствует мировой опыт, их основная масса работает на базе и с участием крупных университетов или других научных учреждений, так как именно наука — основной поставщик инноваций. на данный момент в республике Беларусь 329 организаций, выполняющих исследования и разработки, 203 расположены в минске. на брестскую область приходится 22 единицы, или 6,7% от общего их числа, в витебской и гомельской их чуть более 8%, от 4 до 6% в гродненской, могилевской и минской областях.

Аналогичная ситуация складывается с территориальным распределением кадрового потенциала науки. наибольшее количество исследователей также сосредоточено в столице — 14,4 тыс. человек, или 78,1% от их общей численности. далее следуют гомельская область — 1,5 тыс. человек, или 8%, минская — 900, витебская — 700, могилевская и брестская — по 400 и 300 человек в гродненской области.

исходя из этого, для создания в регионах беларуси реально действующих научно-технологических парков нужно применять несколько иной подход. а именно организовывать их с участием министерств и концернов в лице крупных промышленных предприятий, министерства

образования на базе региональных университетов, государственного комитета по науке и технологиям через белорусский инновационный фонд, а также с помощью местных органов управления.

данный состав учредителей обусловлен следующими факторами.

• в ведении различных министерств и концернов находится достаточное количество неиспользуемых или неэффективно эксплуатируемых зданий и сооружений, которые могут стать основой материальной базы будущих технопарков. Эти объекты, как правило, имеют выгодное территориальное расположение, и их перепрофилирование требует относительно небольших финансовых и временных затрат. После перепрофилирования рыночная стоимость таких активов значительно возрастает. кроме того, крупные промышленные предприятия располагают оборудованием, относящимся к III и IV технологическим

укладам и работающим не на полную мощность. в то же время резиденты технопарка, специализируясь на выпуске продукции V и VIтехнологи-ческих укладов, безусловно, будут нуждаться в передаче ряда производственных операций (к примеру, таких как металлообработка, гальваника, лакокраска, штамповка, термическая обработка и др.) на крупные предприятия в рамках кооперации и субконтрактации. Это позволит последним увеличить степень загрузки мощностей и объемы производства, обновить ассортиментный ряд.

• Региональные университеты имеют в своих активах нереализованные идеи и патенты с большим коммерческим потенциалом. Участие в создании и работе технопарков даст им возможность ввести в гражданский оборот объекты интеллектуальной собственности. кроме того, научные разработки и патенты будут ложиться в основу создания малого и среднего инновационного бизнеса.

государственный комитет по науке и технологиям в лице белорусского инновационного фонда выполняет функции венчурной организации и является источником финансирования как деятельности самого технопарка на начальной стадии его

работы, так и инновационных, инвестиционных и венчурных проектов его резидентов. Белинфонд также может стать источником средств для внедрения инноваций в производство.

• органы местного управления обеспечивают инновационное развитие региона и оказывают поддержку малому и среднему инновационному бизнесу на государственном уровне.

научно-технологический парк по определению должен иметь на балансе достаточное количество офисных и производственных площадей для предоставления в аренду своим резидентам. для создания и успешного функционирования регионального технопарка площадь предоставляемых в аренду помещений должна составлять порядка 10— 15 тыс. м2. должен также учитываться тот факт, что технопарк не является классической коммерческой организаций и может покрывать расходы на простой и сложный сервис для своих резидентов за счет арендных платежей, в особенности на начальном этапе становления как самого парка, так и его резидентов. не следует забывать, что такие субъекты в соответствии с действующим законодательством (указ Президента республики беларусь от 23.10.2009 г. №518 «о некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» с изменениями и дополнениями) арендуют помещения на льготных условиях.

Создание региональных технопарков на базе неиспользуемых площадей крупных промышленных предприятий отвечает также и текущей

государственной политике, направленной на вовлечение в хозяйственный оборот подобных объектов. такой подход сокращает бюджетные затраты в 3—4 раза и значительно экономит время. что касается финансирования ремонтно-восстановительных работ и подготовки площадей технопарков для размещения резидентов, то в соответствии с указом Президента республики беларусь от 17.05.2010 г. №252 средства, предусмотренные в республиканском бюджете для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, могут использоваться на организацию работы и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в рамках мероприятий государственной программы инновационного развития республики беларусь.

управленческая и организационная структура технопарка могут выглядеть следующим образом: основной руководящий коллегиальный орган — Совет технопарка. в его состав целесообразно включать представителей местных органов власти, руководителей вузов и научных учреждений. непосредственным руководителем технопарка является директор, у него в подчинении находятся один или несколько заместителей, курирующих различные сферы деятельности предприятия; далее следуют начальники подразделений. отметим, что данная архитектура условно может корректироваться исходя из конкретных условий работы и нужд технопарка. необходи-

мость формирования тех или иных подразделений зависит от уже функционирующей в регионе инфраструктуры и приоритетных направлений услуг технопарка. главное, чтобы деятельность всех составляющих звеньев обеспечивала получение максимального эффекта.

весьма целесообразным, и об этом говорит международный опыт, является включение в состав технопарка и размещение на его площадях инкубатора малого предпринимательства.

цель его деятельности — создание благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого бизнеса посредством обеспечения организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность. инкубатор должен предоставлять в аренду

начинающим субъектам малого предпринимательства специально оборудованные под офисы и производство помещения, офисное оборудование и иное движимое и недвижимое имущество. Это позволит стимулировать организацию малого инновационного бизнеса и «выращивать» будущих резидентов для технопарка.

исходя из требований, предъявляемых к технопарку как к субъекту инновационной инфраструктуры, в его составе необходимо предусматривать наличие подразделений, обеспечивающих оказание резидентам технопарка услуг простого и сложного сервиса. Первый осуществляется при помощи административно-хозяйственного отдела. он включает в себя такие услуги, как аренда и текущее содержание помещений с их

охраной и мелким ремонтом, предоставление конференц-залов, комнат для переговоров, оргтехники, услуг связи и интернета.

Сложный сервис — сочетание комплекса услуг, которые призваны обеспечить развитие инновационных предприятий и инновационной деятельности в регионе. для обеспечения оптимального состава сложного сервиса в структуре технопарка следует сформировать центр трансфера технологий, производственной кооперации и субконтрактации, отдел разработки бизнес-планов и проведения маркетинговых исследований, юридический и бухгалтерский отделы, отдел международного технического сотрудничества, центры коллективного пользования, в том числе и ИТ-технологиями.

Хотелось бы более подробно остановиться на функциях каждого подразделения.

Коммерциализация ноу-хау — достаточно сложный и своеобразный процесс, который требует определенного опыта и принятия взвешенных решений. Особое значение здесь приобретают тщательное и грамотное планирование действий предприятия и владение объективной коммерческой информацией. именно в этой сфере начинающим инновационным предприятиям должен оказывать поддержку отдел разработки бизнес-планов и проведения маркетинговых исследований. на современном этапе без качественного бизнес-плана практически невозможно найти инвестора даже для самого перспективного проекта. кроме того, выведение на рынок новой продукции или

услуг всегда сопряжено с повышенным риском, а значит, требует особенно тщательной проработки маркетинговой и сбытовой стратегии, что не всегда под силу сотрудникам начинающего предприятия.

Центр коллективного пользования должен предоставлять резидентам технопарка широкий спектр новейшего дорогостоящего оборудования. Таким образом, малые инновационные предприятия будут освобождены от необходимости его приобретения в личное пользование и вследствие этого не проиграют в конкурентной борьбе с зарубежными разработчиками.

центр коллективного пользования информационных технологий позволит резидентам технопарка использовать в своей деятельности технологические новинки, которые обеспечивают их функционирование на самом высоком уровне, но слишком дороги для формирующихся предприятий. речь здесь идет, к примеру, о предоставлении интернет-каналов шириной порядка 10 Мбит/сек., лицензионного программного обеспечения, прокладке оптоволоконных кабелей, установке мощных серверов, широкоформатных тестовых мониторов, организации беспроводной локальной сети.

бухгалтерский отдел кроме ведения дел самого технопарка должен осуществлять сопровождение бухгалтерского учета всех его резидентов, вплоть до налаживания системы учета и отчетности на стадии образования предприятия.

основными направлениями работы юридического отдела становятся консультации по вопросам формирования

и деятельности компании, арендные отношения, содействие в сфере патентования и интеллектуальной собственности.

Специалисты бухгалтерского и юридического отделов должны иметь соответствующую подготовку, чтобы обеспечивать не только внутреннее функционирование технопарка, но и оказывать квалифицированные консультационные услуги его резидентам, особенно на начальном этапе. Это позволит малым инновационным предприятиям избежать просчетов и критических ошибок в сфере интеллектуальной собственности, что очень важно при создании инноваций.

Отдел международного технического сотрудничества призван налаживать международные контакты, осуществлять поиск потенциальных зарубежных партнеров для резидентов технопарка и всех заинтересованных организаций. важным направлением деятельности отдела должны стать консультирование и активная работа с предприятиями по вопросам участия и получения финансирования из средств различных международных фондов и программ. К примеру, только в рамках инструментов внешней помощи Европейского союза беларусь может принимать участие в 11 программах. Ежегодно международные доноры готовы предоставлять организациям беларуси десятки миллионов евро. Однако активность потенциальных участников в регионах не достигает должного уровня в связи с низкой осведомленностью, затруднениями в поисках международных

партнеров, элементарной неуверенностью в собственных силах в процессе подготовки заявительных документов, реализации и отчетности по проектам. Устранение всех этих сложностей и должно входить в сферу деятельности технопарков.

В обязанности центра трансфера технологий, субконтрактации и производственной кооперации входит решение вопросов по коммерциализации ноу-хау, консультированию в сфере инновационной деятельности, научно-техническому сопровождению инновационных проектов, содействию в поиске источников финансирования.

инновационные структуры на стадии формирования, как правило, являются малыми предприятиями с ограниченными финансовыми и людскими ресурсами, в то время как для любого производства требуется определенный набор материалов и комплектующих. в такой ситуации инновационные предприятия - резиденты технопарка могут воспользоваться услугами центра производственной кооперации и субконтрактации. Его специалисты смогут сформировать состав надежных поставщиков из числа других резидентов или субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями заказчика. в этом смысле расположение технопарка в промышленном районе и наличие в непосредственной территориальной близости индустриальных гигантов позволит, с одной стороны, обеспечить инновационное производство материалами белорусского происхождения, сократить транспортные расходы на их

доставку, с другой стороны, будет способствовать загрузке мощностей крупных промышленных комплексов.

Не менее важная задача центра трансфера технологий — работа по привлечению предприятий, и не только инновационных, к участию в государственных научно-технических программах. Правительством нашей страны выделяются крупные средства на финансирование научно-технических разработок. В республике реализуется 28 государственных, 9 отраслевых и 6 региональных научно-технических программ. но малый и средний инновационный бизнес практически не пользуется предоставляемыми возможностями. Причины аналогичны: низкая активность, слабая осведомленность, отсутствие актуальной информации. Основную массу участников программ составляют крупные предприятия в основном государственной формы собственности.

Стоит отметить, что сбор сведений о научно-технических программах, а также подготов-

ка и согласование заявительных документов — процесс достаточно кропотливый и трудоемкий. Кроме того, вообще весь инновационный цикл — от возникновения идеи до серийного производства — требует сопровождения опытных специалистов, услуги которых и должен предоставлять технопарк. они должны подобрать соответствующую нуждам предприятия программу, а также научное учреждение или коллектив ученых и разработчиков, которые могут выполнить требуемые разработки. При этом финансирование НИОКР может частично осуществляться за счет государства. Бюджетные ассигнования направляются на научные исследования и оплату труда научных сотрудников, а собственные средства предприятия — на создание опытных производств, выпуск образцов и зарплату сотрудников, занятых в проекте.

Специалисты технопарка должны разработать бизнес-план проекта и обязательно провести маркетинговое исследование потенциального рынка сбыта будущей продукции.

При оптимальном кадровом составе технопарк будет иметь возможность сопровождать инновационный продукт и после завершения стадии НИОКР, вплоть до его выхода на внутренний и зарубежные рынки.

Ориентировочный срок создания технопарка по описанной схеме составляет 2—3 года. На третьем году реализации проекта выручка его резидентов может составить до 25, а на пятом и до 50 млн долл.

Прогноз основных экономических показателей по проекту представлен в таблице.

Таким образом, формирование региональных научно-технических парков по предложенной схеме позволит при оптимальных бюджетных затратах активизировать инновационные процессы в регионах. Малый бизнес будет обеспечен профессиональными и качественными финансовыми и коммерческими услугами, такими как оценка и отбор предпринимательских проектов, поиск партнеров и инвесторов, информационное обслуживание, проведение

маркетинговых исследований, содействие внедрению современных технологий, укрепление связей научно-исследовательских и учебных учреждений с производством. Система активно действующих технопарков может стать основой развития в Республике Беларусь новейших производств V и VI технологических укладов, обеспечить инновационным предприятиям трансфер технологий, способствовать венчурному финансированию, наладить международные контакты, повысить осведомленность и заинтересованность компаний в научно-технических процессах.

Не стоит упускать из виду и тот факт, что технопарк и его резиденты будут аккумулировать в своем составе молодых и талантливых специалистов в различных отраслях народного хозяйства, обучать и готовить инновационные кадры, которые впоследствии займут ответственные посты и внесут вклад в формирование наукоемкой экономики регионов.

таблица. прогноз основных экономических показателей

Наименование показателя По периодам (годам)реализации проекта

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год Всего по проекту

Выручка резидентов технопарка, млрд руб.: 0 21,4 79,6 116,3 153,0 370,3

внутренний рынок 0 10,7 39,8 58,1 76,5 185,1

ближнее зарубежье 0 5,4 19,9 29,1 38,2 92,6

дальнее зарубежье 0 5,4 19,9 29,1 38,2 92,6

Количество резидентов технопарка 0 10 30 40 50

Общее число работников у резидентов технопарка 0 150 540 770 1000

Налоги, уплачиваемые в бюджет в результате деятельности резидентов технопарка 0 7,8 28,6 41,7 54,5 132,3

Ориентировочная суммарная потребность в инвестициях на площадь технопарка 15 тыс. м2 6,5 4,5 4 0 0 15,0

Количество вновь создаваемых рабочих мест 0 70 220 230 230

Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работающего (по резидентам технопарка в целом), млн руб. 0 143 147 151 153

Удельный вес экспортных поставок, % (по резидентам технопарка в целом) 0 50% 50% 50% 50% 50%

Динамический срок окупаемости государственной поддержки

1 кв.третьего года реализации проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.