ОРУМ
ДЕЙСТВИЙ
база в
Советом Министров Республики Беларусь утвержден План мероприятий по выполнению поручений Президента А. Г. Лукашенко, данных 31.03.2014 г. на совещании с ведущими учеными по вопросу о перспективах развития науки в стране. Узнать, что сделано в этом направлении, мы решили у председателя Государственного комитета по науке и технологиям кандидата экономических наук, доцента Александра ШУМИЛИНА.
Александр Геннадьевич, согласно Плану мероприятий до конца года поручено представить предложения по формированию системы госзаказа для проведения научными организациями наиболее значимых исследований и разработок. Какие шаги предприняты в этом плане?
- ГКНТ совместно с республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными организациями, подчиненными Правительству, проведена работа по формированию перечня научных проектов, наиболее эффективных и важных для развития конкретных отраслей, и организации личного контроля и поддержки их выполнения со стороны руководителей. Кроме того, разработан проект Указа Президента «О государственном заказе наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок», концепция которого основывается на понимании того, что в настоящее время нет необходимости создавать отдельную систему госзаказа в науке, достаточно встроить наиболее значимые для страны изыскания в действующую систему.
Документ как раз таки ориентирован на устранение имеющих место недостатков законодательства в этой сфере и направлен на оптимизацию излишне сложной процедуры отнесения научных исследований и разработок к наиболее значимым. Для них, как правило, предусматривается финансирование полностью за счет средств республиканского бюджета. Наряду с этим проект Указа нацелен на решение проблем с законодательством о государственных закупках, не учитывающим в полной мере специфику научной, научно-технической и инновационной деятельности, что будет способствовать эффективности использования государственных средств, выделяемых на эти цели, и повышению конкурентоспособности отечественной экономики. Сейчас документ проходит процедуру согласования для рассмотрения на Комиссии по государственной научно-технической политике при Совете Министров Республики Беларусь.
- Президент поручил развивать отраслевую науку, активно привлекать ученых в производственный сектор, формировать научные подразделения в холдингах. Что сделано для реализации этого задания?
- В составе большинства холдингов созданы и функционируют научные и научно-технические подразделения. Они созданы в системе Минпрома, Госком-военпрома и других организациях. Государственные органы всячески способствуют вовлечению в их работу специалистов научной сферы, учитывая предложения, разработанные ГКНТ совместно с Минобразования.
К примеру, в научно-технические советы управляющих компаний холдингов системы Минпрома включены ведущие ученые - специалисты НАН Беларуси и Минобразования, из них 6 академиков, 3 члена-корреспондента, 12 докторов наук и более 10 кандидатов наук. В состав холдингов Госкомвоенпрома включены 5 организаций, аккредитованных в качестве научных, одно конструкторское бюро. Создана система генерального и главных конструкторов, которые являются членами научно-технического (экспертного) совета Госкомвоенпрома. В подведомственных Минэнерго ГПО «Белэнерго» и ГПО «Бел-
топгаз» функционируют технико-экономические советы. В холдингах Минторговли, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром» и других такие функции возложены на научно-технические, технологические и производственные отделы, конструкторские бюро, научно-технические и технико-экономические советы, отраслевые лаборатории. Специалисты научной сферы активно работают в научно-технических советах органов госуправления -Минздраве, Минсвязи, Минтрансе, Минлесхозе, концернах «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Белнефтехим», управляющих компаниях холдингов, государственных объединений, отраслевых инновационных структур. В целом можно констатировать, что между перечисленными структурами с одной стороны и научными организациями, учреждениями образования с другой налажено тесное взаимодействие.
- Создаются ли в стране инновационные предприятия для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, инжиниринговые подразделения?
- Безусловно, такая работа ведется. За 9 месяцев текущего года принято решение об образовании 4 инновационных предприятий и 9 инжиниринговых структур, которые находятся в ведении Минздрава, Минобразования, Минсвязи, концерна «Белнефтехим», Госкомво-енпрома, Могилевского облисполкома и Минского горисполкома. Подобные структуры формируются в системах НАН Беларуси и Минобразования, где создается большая часть научно-технических разработок. Указанный вопрос должен решаться в рамках мероприятий по совершенствованию Национальной инновационной системы при реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.
- Представлены ли в Правительство предложения об определении статуса малого инновационного предприятия и особенностей его деятельности?
- ГКНТ совместно с Минэкономики и НАН Беларуси проанализировали действующее законодательство по данному вопросу и направили в Правительство соответствующую информацию. В нашей стране приняты необходимые меры по активизации малого предпринимательства. Дано достаточно полное определение понятия «инновационная организация» в Положении о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. №1. Законом «О поддержке малого
и среднего предпринимательства» предусмотрены благоприятные условия для его развития. Налоговым законодательством введены льготы по налогу на прибыль для производителей инновационных и высокотехнологичных товаров. К тому же для таких субъектов хозяйствования согласно Указу Президента от 21.05.2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» предусмотрено финансирование за счет средств, заложенных в одноименных программах. Кроме того, начиная с нынешнего года в соответствии с постановлением Правительства от 26.01.2010 г. №98 «Об утверждении Положения о республиканском конкурсе инновационных проектов» разработчикам предоставляется возможность приобрести сертификат, дающий право на получение денежных средств в размере 400 тарифных ставок, в целях коммерциализации лучших перспективных продуктов. Наличие необходимой правовой базы для развития МИП принесло свои результаты: в настоящее время в 12 технопарках республики работает около 90 резидентов - малых инновационных предприятий. К слову, за 2013 г. объем новой, высокотехнологичной и (или) инновационной продукции, произведенной резидентами технопарков и центров трансфера технологий, составил более 177 млрд рублей, а общая численность работников организаций-резидентов достигла 1137 человек.
- Как известно, решающую роль в коммерциализации результатов научного труда играет венчурный капитал. Как планируется совершенствовать систему такого финансирования в нашей стране?
- В этих целях изучен опыт подобной деятельности зарубежных стран. Ведутся переговоры с Российской венчурной компанией о создании совместного фонда
с уставным капиталом в эквиваленте 40 млн долл. на паритетных условиях. Его главной задачей является §
формирование венчурного механизма в условиях рес- о.
публики. Это позволит финансировать высокорисковые | инновационные проекты в сфере высокотехнологичного 5 производства. Соучредителем от нашей стороны выступит £ Белорусский инновационный фонд, для чего необходимо расширение его полномочий и увеличение ресурсной | базы. На эти цели предлагается заложить в республикан- § ский бюджет на 2015 г. 20 млн долл. Для нормативно-пра- = вового обеспечения условий и механизмов венчурного 3
финансирования готовится проект соответствующего 5
Указа Президента Республики Беларусь, предусматри-
вающий возложение на Белинфонд дополнительных консалтинговых функций, а также оказания услуг по управлению инновационными проектами, привлечению инвестиций и др. Для этого Белинфонду планируется придать статус субъекта инновационной инфраструктуры и увеличить отчисления из инновационных фондов, формируемых в соответствии с законодательством, до 9,3%.
- Какие меры и решения намечены по обеспечению эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность в научно-технической сфере?
- В целях неукоснительного соблюдения авторского права и смежных прав, защиты интеллектуальной собственности, в том числе в сфере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, Министерством внутренних дел подготовлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях по вопросам защиты интеллектуальной собственности». В настоящее время положения законопроекта включены в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. В частности, предлагается дополнить ст. 201 Уголовного кодекса нормой о введении административной преюдиции за присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них. В соответствии с действующим законодательством привлечение к уголовной ответственности по части 1 ст. 201 УК возможно только по требованию потерпевшего. Однако ввиду низкой активности правообладателей в нашей стране дел по данному преступлению рассматривается немного, что порождает чувство безнаказанности за присвоение чужого результата интеллектуальной деятельности или разглашение сведений о нем. Согласно законопроекту, в случаях, когда такие действия совершены неумышленно, лица, нарушающие права авторов и иных правообладателей, в зависимости от тяжести правонарушения будут привлекаться правоохранительными органами к административной ответственности, тем самым выполняется предупредительная функция совершения таких преступлений. А вот повторное правонарушение в течение года после наложения административного взыскания будет свидетельствовать о тяжести нарушения, степени вины нарушителя и справедливости привлечения его к уголовной ответственности.
Предложение о введении административной ответственности за плагиат либо принуждение к соавторству
как в отношении объектов авторского права и смежных прав, так и объектов промышленной собственности, а также за разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем - объектов права промышленной собственности, создателям которых принадлежат на них личные неимущественные права, представляется обоснованным, так как данные нарушения достаточно распространены. Поскольку степень вины при совершении таких правонарушений различна, не одинакова и степень их тяжести.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. В связи с введением в часть 1 ст. 201 УК административной преюдиции за перечисленные уголовные преступления в случаях, когда такие действия совершены неумышленно, статья 9.21 КоАП дополняется частью, включающей ответственность за такие деяния. Кроме того, действующая редакция статьи не позволяет должным образом пресекать факты приобретения, хранения и перевозки с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, что дает нарушителям возможность свободно ими распоряжаться и безнаказанно вводить в гражданский оборот. Для более эффективной борьбы с распространением контрафактной продукции законопроектом предлагается введение административной ответственности за указанные действия. К тому же установлена более строгая административная ответственность, по сравнению с действующей редакцией ст. 9.21 КоАП, за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности.
Отмечу также, что 12 июля нынешнего года вступили в силу положения Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности», которые предусматривают наделение нотариусов полномочиями по обеспечению письменных доказательств для рассмотрения дел в судах; отнесение информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет и полученной в результате проведения нотариусами осмотра интернет-страниц, к письменным доказательствам; закрепление возможности обеспечения письменных доказательств нотариусами только до возбуждения производства по делу в суде. Это позволит правообладателям более эффективно защищать свои нарушенные права в информационных сетях, в том числе Интернете. Н
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ