Научная статья на тему 'Законодательная база в поддержку науки'

Законодательная база в поддержку науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянович Ирина

Интервью с председателем Государственного комитета по науке и технологиям Александром Шумилиным о реализации Плана мероприятий по выполнению поручений Президента А.Г. Лукашенко, данных на совещании с ведущими учеными по вопросу о перспективах развития науки в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A legislative base supporting the science

It is the interview with the Chairman of the State Committee for science and technologies Alexander Shumilin about the Schedule of the President A.G. Lukashenko’s commissions fulfillment, which were given at the meeting with leading scholars, related to the future scientific development of the country.

Текст научной работы на тему «Законодательная база в поддержку науки»

ОРУМ

ДЕЙСТВИЙ

база в

Советом Министров Республики Беларусь утвержден План мероприятий по выполнению поручений Президента А. Г. Лукашенко, данных 31.03.2014 г. на совещании с ведущими учеными по вопросу о перспективах развития науки в стране. Узнать, что сделано в этом направлении, мы решили у председателя Государственного комитета по науке и технологиям кандидата экономических наук, доцента Александра ШУМИЛИНА.

Александр Геннадьевич, согласно Плану мероприятий до конца года поручено представить предложения по формированию системы госзаказа для проведения научными организациями наиболее значимых исследований и разработок. Какие шаги предприняты в этом плане?

- ГКНТ совместно с республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными организациями, подчиненными Правительству, проведена работа по формированию перечня научных проектов, наиболее эффективных и важных для развития конкретных отраслей, и организации личного контроля и поддержки их выполнения со стороны руководителей. Кроме того, разработан проект Указа Президента «О государственном заказе наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок», концепция которого основывается на понимании того, что в настоящее время нет необходимости создавать отдельную систему госзаказа в науке, достаточно встроить наиболее значимые для страны изыскания в действующую систему.

Документ как раз таки ориентирован на устранение имеющих место недостатков законодательства в этой сфере и направлен на оптимизацию излишне сложной процедуры отнесения научных исследований и разработок к наиболее значимым. Для них, как правило, предусматривается финансирование полностью за счет средств республиканского бюджета. Наряду с этим проект Указа нацелен на решение проблем с законодательством о государственных закупках, не учитывающим в полной мере специфику научной, научно-технической и инновационной деятельности, что будет способствовать эффективности использования государственных средств, выделяемых на эти цели, и повышению конкурентоспособности отечественной экономики. Сейчас документ проходит процедуру согласования для рассмотрения на Комиссии по государственной научно-технической политике при Совете Министров Республики Беларусь.

- Президент поручил развивать отраслевую науку, активно привлекать ученых в производственный сектор, формировать научные подразделения в холдингах. Что сделано для реализации этого задания?

- В составе большинства холдингов созданы и функционируют научные и научно-технические подразделения. Они созданы в системе Минпрома, Госком-военпрома и других организациях. Государственные органы всячески способствуют вовлечению в их работу специалистов научной сферы, учитывая предложения, разработанные ГКНТ совместно с Минобразования.

К примеру, в научно-технические советы управляющих компаний холдингов системы Минпрома включены ведущие ученые - специалисты НАН Беларуси и Минобразования, из них 6 академиков, 3 члена-корреспондента, 12 докторов наук и более 10 кандидатов наук. В состав холдингов Госкомвоенпрома включены 5 организаций, аккредитованных в качестве научных, одно конструкторское бюро. Создана система генерального и главных конструкторов, которые являются членами научно-технического (экспертного) совета Госкомвоенпрома. В подведомственных Минэнерго ГПО «Белэнерго» и ГПО «Бел-

топгаз» функционируют технико-экономические советы. В холдингах Минторговли, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром» и других такие функции возложены на научно-технические, технологические и производственные отделы, конструкторские бюро, научно-технические и технико-экономические советы, отраслевые лаборатории. Специалисты научной сферы активно работают в научно-технических советах органов госуправления -Минздраве, Минсвязи, Минтрансе, Минлесхозе, концернах «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Белнефтехим», управляющих компаниях холдингов, государственных объединений, отраслевых инновационных структур. В целом можно констатировать, что между перечисленными структурами с одной стороны и научными организациями, учреждениями образования с другой налажено тесное взаимодействие.

- Создаются ли в стране инновационные предприятия для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, инжиниринговые подразделения?

- Безусловно, такая работа ведется. За 9 месяцев текущего года принято решение об образовании 4 инновационных предприятий и 9 инжиниринговых структур, которые находятся в ведении Минздрава, Минобразования, Минсвязи, концерна «Белнефтехим», Госкомво-енпрома, Могилевского облисполкома и Минского горисполкома. Подобные структуры формируются в системах НАН Беларуси и Минобразования, где создается большая часть научно-технических разработок. Указанный вопрос должен решаться в рамках мероприятий по совершенствованию Национальной инновационной системы при реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

- Представлены ли в Правительство предложения об определении статуса малого инновационного предприятия и особенностей его деятельности?

- ГКНТ совместно с Минэкономики и НАН Беларуси проанализировали действующее законодательство по данному вопросу и направили в Правительство соответствующую информацию. В нашей стране приняты необходимые меры по активизации малого предпринимательства. Дано достаточно полное определение понятия «инновационная организация» в Положении о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. №1. Законом «О поддержке малого

и среднего предпринимательства» предусмотрены благоприятные условия для его развития. Налоговым законодательством введены льготы по налогу на прибыль для производителей инновационных и высокотехнологичных товаров. К тому же для таких субъектов хозяйствования согласно Указу Президента от 21.05.2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» предусмотрено финансирование за счет средств, заложенных в одноименных программах. Кроме того, начиная с нынешнего года в соответствии с постановлением Правительства от 26.01.2010 г. №98 «Об утверждении Положения о республиканском конкурсе инновационных проектов» разработчикам предоставляется возможность приобрести сертификат, дающий право на получение денежных средств в размере 400 тарифных ставок, в целях коммерциализации лучших перспективных продуктов. Наличие необходимой правовой базы для развития МИП принесло свои результаты: в настоящее время в 12 технопарках республики работает около 90 резидентов - малых инновационных предприятий. К слову, за 2013 г. объем новой, высокотехнологичной и (или) инновационной продукции, произведенной резидентами технопарков и центров трансфера технологий, составил более 177 млрд рублей, а общая численность работников организаций-резидентов достигла 1137 человек.

- Как известно, решающую роль в коммерциализации результатов научного труда играет венчурный капитал. Как планируется совершенствовать систему такого финансирования в нашей стране?

- В этих целях изучен опыт подобной деятельности зарубежных стран. Ведутся переговоры с Российской венчурной компанией о создании совместного фонда

с уставным капиталом в эквиваленте 40 млн долл. на паритетных условиях. Его главной задачей является §

формирование венчурного механизма в условиях рес- о.

публики. Это позволит финансировать высокорисковые | инновационные проекты в сфере высокотехнологичного 5 производства. Соучредителем от нашей стороны выступит £ Белорусский инновационный фонд, для чего необходимо расширение его полномочий и увеличение ресурсной | базы. На эти цели предлагается заложить в республикан- § ский бюджет на 2015 г. 20 млн долл. Для нормативно-пра- = вового обеспечения условий и механизмов венчурного 3

финансирования готовится проект соответствующего 5

Указа Президента Республики Беларусь, предусматри-

вающий возложение на Белинфонд дополнительных консалтинговых функций, а также оказания услуг по управлению инновационными проектами, привлечению инвестиций и др. Для этого Белинфонду планируется придать статус субъекта инновационной инфраструктуры и увеличить отчисления из инновационных фондов, формируемых в соответствии с законодательством, до 9,3%.

- Какие меры и решения намечены по обеспечению эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность в научно-технической сфере?

- В целях неукоснительного соблюдения авторского права и смежных прав, защиты интеллектуальной собственности, в том числе в сфере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, Министерством внутренних дел подготовлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений

в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях по вопросам защиты интеллектуальной собственности». В настоящее время положения законопроекта включены в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. В частности, предлагается дополнить ст. 201 Уголовного кодекса нормой о введении административной преюдиции за присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них. В соответствии с действующим законодательством привлечение к уголовной ответственности по части 1 ст. 201 УК возможно только по требованию потерпевшего. Однако ввиду низкой активности правообладателей в нашей стране дел по данному преступлению рассматривается немного, что порождает чувство безнаказанности за присвоение чужого результата интеллектуальной деятельности или разглашение сведений о нем. Согласно законопроекту, в случаях, когда такие действия совершены неумышленно, лица, нарушающие права авторов и иных правообладателей, в зависимости от тяжести правонарушения будут привлекаться правоохранительными органами к административной ответственности, тем самым выполняется предупредительная функция совершения таких преступлений. А вот повторное правонарушение в течение года после наложения административного взыскания будет свидетельствовать о тяжести нарушения, степени вины нарушителя и справедливости привлечения его к уголовной ответственности.

Предложение о введении административной ответственности за плагиат либо принуждение к соавторству

как в отношении объектов авторского права и смежных прав, так и объектов промышленной собственности, а также за разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем - объектов права промышленной собственности, создателям которых принадлежат на них личные неимущественные права, представляется обоснованным, так как данные нарушения достаточно распространены. Поскольку степень вины при совершении таких правонарушений различна, не одинакова и степень их тяжести.

Законопроектом также предусмотрено внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. В связи с введением в часть 1 ст. 201 УК административной преюдиции за перечисленные уголовные преступления в случаях, когда такие действия совершены неумышленно, статья 9.21 КоАП дополняется частью, включающей ответственность за такие деяния. Кроме того, действующая редакция статьи не позволяет должным образом пресекать факты приобретения, хранения и перевозки с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, что дает нарушителям возможность свободно ими распоряжаться и безнаказанно вводить в гражданский оборот. Для более эффективной борьбы с распространением контрафактной продукции законопроектом предлагается введение административной ответственности за указанные действия. К тому же установлена более строгая административная ответственность, по сравнению с действующей редакцией ст. 9.21 КоАП, за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности.

Отмечу также, что 12 июля нынешнего года вступили в силу положения Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности», которые предусматривают наделение нотариусов полномочиями по обеспечению письменных доказательств для рассмотрения дел в судах; отнесение информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет и полученной в результате проведения нотариусами осмотра интернет-страниц, к письменным доказательствам; закрепление возможности обеспечения письменных доказательств нотариусами только до возбуждения производства по делу в суде. Это позволит правообладателям более эффективно защищать свои нарушенные права в информационных сетях, в том числе Интернете. Н

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.