Научная статья на тему 'Формирование университетской инновационной среды'

Формирование университетской инновационной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонов Василий Григорьевич

Автор рассматривает проблемы формирования университетской инновационной среды. Министерством образования проводится значительная работа по совершенствованию структуры и содержания образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating the university innovation environment

The author considers the problems of creative environment at the universities, based on the education, science and production integration, which can provide a higher quality and advanced training of specialists for effectively working economy.

Текст научной работы на тему «Формирование университетской инновационной среды»

Формирование университетской инновационной среды

Высокий уровень исследований, значимость полученных научных результатов и успешность инновационной деятельности становятся сегодня определяющими факторами развития и повышения статуса высшего учебного заведения, гарантом востребованности его выпускников.

Министерством образования и подведомственными организациями проводится значительная работа по совершенствованию структуры и содержания образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования. Она заключается в выполнении научных изысканий по широкому спектру направлений, соответствующих профилю подготовки специалистов; в повышении требований к их уровню; в формировании новых структурных подразделений, обеспечивающих связь с организациями - заказчиками кадров, потребителями продукции; в развитии научно-производственной и инновационной инфраструктуры, привлечении молодежи к научно-инновационной деятельности.

В структуре министерства 34 учреждения имеют статус аккредитованных научных организаций (22 университета, 4 НИИ БГУ, 2 НИИЦ БГУ, НИО, РИПО, РИВШ, АПО, ГИАЦ и технопарк БНТУ «Политехник»). Университеты активно участвуют в государственных программах научных исследований, выполняя в текущей пятилетке свыше 50% заданий, значительная их часть (более 42%) осуществляется совместно со специалистами НАН Беларуси, Минпрома, Минэнерго, Минсельхозпрода, Минздрава. Ежегодно вузами реализуется более 150 заданий государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ.

Полученные результаты имеют важное фундаментальное и прикладное значение, многие из них уже нашли свое применение. Примерами служат последние достижения вузовских ученых в области биотехнологий, химических и нанотехнологий, медицины, лазерных, информационно-коммуникационных и авиакосмических технологий, разработки новых материалов, промышленных и строи-

тельных технологий и др. Так, представителями БГУ в составе коллабораций CMS и ATLAS выполнен комплекс работ по анализу данных, полученных в экспериментах на Большом адронном коллайдере, и установлен ряд новых фундаментальных физических закономерностей. В НИИ прикладных проблем математики и информатики БГУ разработаны математические модели, методы и программное обеспечение пространственно-временного кластерного анализа заболеваемости карциномой щитовидной железы детей и подростков. Национальным научно-исследовательским центром мониторинга озоносферы и ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр» создана система метеорологического прогнозирования с использованием суперкомпьютеров типа «СКИФ». Ученые БГУ разработали новые серии составов композиционных материалов, функционирующих в широких температурных интервалах, на их основе изготовлены текстолиты, обладающие высокими прочностными характеристиками.

В БНТУ созданы новые лазерные активные элементы с улучшенными термооптическими свойствами, ресурсосберегающая технология штамповки и проволочные наплавочные материалы, а в БГУИР - аппаратно-программный комплекс для диагностики потоотделения человека и слуховой аппарат «PETRALEX», бесконтактный радиоволновой вибродатчик, система оперативного дистанционного контроля труб, топливная колонка для большегрузных транспортных средств. В области информационно-коммуникационных и авиакосмических технологий построен терминал, обеспечивающий прием и передачу телевизионного сигнала через спутник, высокоскоростной доступ в Интернет, разработаны программные комплексы обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронной аппаратуры.

Высокий уровень исследований подтверждается участием университетов в выполнении более 100 проектов международных программ, фондов и грантов, публикациями в научных журналах,

Василий Сафонов,

начальник

управления науки

и инновационной

деятельности

Министерства

образования

Республики

Беларусь,

доктор физико-

математических

наук, профессор

Тема номера

имеющих высокий импакт-фактор. На начало 2015 г. суммарное количество статей ученых вузов министерства в Scopus составило около 56% (14,1 тыс.) от общего числа научных публикаций белорусских исследователей (25,3 тыс.).

Развивая инновационную деятельность, наши университеты участвуют в выполнении мероприятий Государственной программы инновационного развития (ГПИР) по созданию новых высокотехнологичных производств. БНТУ сформирован производственный участок по обработке, модификации и упрочнению поверхностей деталей по технологиям, разработанным его учеными. В БГУИР введено в эксплуатацию опытно-экспериментальное производство радиоэлектронных систем и устройств сантиметрового и миллиметрового диапазонов длин волн в научно-конструкторском центре перспективных радиоэлектронных систем. В Белорусско-Российском университете организован выпуск волоконно-оптических и градиентных эндоскопов по собственным разработкам - изготавливаются 36 модификаций этих изделий партиями до 40-50 штук. В выполнении проектов программы приняли участие более 120 молодых ученых (студентов, магистрантов, аспирантов). При реализации проектов ГПИР за три квартала 2015 г. отгружено инновационной продукции на общую сумму более 8,7 млрд руб.

Работа по усилению прикладной направленности исследований и практической подготовки специалистов расширяет формы взаимодействия университетов с организациями - заказчиками кадров, потребителями научной продукции: создаются учебно-научно-производственные комплексы, отраслевые лаборатории, развивается сеть филиалов кафедр вузов на производстве. Учреждениями высшего образования министерства на промышленных предприятиях и в научных организациях создано более 420 филиалов кафедр и около 140 учебно-научно-производственных комплексов. В текущем году ведется работа по формированию, соответственно, еще 57 и 49 таких структур.

В БГТУ с 2014 г. функционирует 7 отраслевых лабораторий (с участием Минлесхоза - 2, Минстрой-архитектуры - 1, концернов «Беллесбумпром» - 2, «Белнефтехим» - 2), выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в интересах конкретных отраслей. В стадии создания сейчас еще 12 аналогичных лабораторий, в том числе с участием Минэнерго - 3 (БНТУ, ГГТУ, ПГУ), Минпрома - 2 (ГГТУ, БНТУ), Минстройархитектуры - 3 (ПГУ), МЧС - 1 (ВГТУ), концернов «Беллегпром» - 1 (ВГТУ), «Белгоспищепром» - 1 (МГУП), «Белнефтехим» - 1 (ПГУ). В целях правового регулирования относящихся к данной сфере вопросов министерством

разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 г. №357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов», позволяющие направлять финансовые средства этих фондов на развитие материально-технической базы отраслевых лабораторий.

Минобразования с участием других министерств сформирован «Межотраслевой задачник» - перечень проблем развития и модернизации предприятий, которые решаются в исследованиях вузовских ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. В 2015 г. в нем представлено 123 актуальных технологических запроса от 32 компаний и организаций (Минпром - 94, Беллегпром - 13, Белнефтехим - 6, Минэнерго - 4, Минжилкомхоз - 4, Минсельхозпрод - 2). «Межотраслевой задачник» способствует усилению практической направленности курсовых и дипломных работ студентов, магистерских и кандидатских диссертаций, научной тематики университетов.

В вузах создана сеть инновационных подразделений, включающая центры трансфера технологий (при технических, технологических университетах), центры маркетинга научно-исследовательских работ (при университетах классического типа), координацию деятельности которых осуществляет Межвузовский центр маркетинга НИР технопарка БНТУ «Политехник». При четырех учреждениях высшего образования (БНТУ, ВГТУ, ПГУ и ПолесГУ) развиваются научно-технологические парки, имеющие статус субъектов инновационной инфраструктуры. Они не только выполняют функции бизнес-инкубаторов, предоставляя своим резидентам офисные и производственные помещения, но и обеспечивают полный научно-инновационный цикл - от проведения прикладных исследований и создания разработок до организации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, создания малых инновационных предприятий. В этих технопарках в настоящее время зарегистрировано 20 резидентов: БНТУ «Политехник» - 8, ВГТУ - 6, ПолесГУ - 3, ПГУ - 3. В структуре комплекса БГУ работает 6 МИП, при ГрГУ - 1. В технопарке БНТУ «Политехник» функционирует Центр поддержки предпринимательства, оказывающий услуги, направленные на развитие инновационного предпринимательства в университетах. На его сайте www.cpp.metolit.by создан Консультационный центр, предназначенный для вовлечения в инновационный процесс студентов и молодых ученых. Размещенные на сайте базы данных о научно-технических разработках, методические материалы по реализации инновационных проектов, защите интеллектуальной собственности, сведения о субъектах инновационной инфраструктуры,

лабораториях, консультационная работа специалистов центра дают молодежи возможность получить всестороннюю информацию.

Под эгидой министерства университетами проводится большая работа по взаимодействию со специалистами предприятий посредством контактно-кооперационных бирж. С 2007 г. проведено 16 таких мероприятий, в рамках которых продемонстрировано порядка 350 технологий, приборов, комплексных решений, задействовано более 640 субъектов хозяйствования, состоялось более 1100 встреч ученых и производственников.

С целью развития инновационной деятельности вузов министерство выступило инициатором предоставления права учреждениям высшего образования и науки при коммерциализации своих научных разработок осуществлять совместную деятельность с предприятиями на основе простого товарищества, предложив внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2009 г. №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь».

На наш взгляд, требует совершенствования правовое регулирование процедуры создания и организации работы университетских технопарков, вузам необходимо дать право создавать их не только в виде юридических лиц, как это определено в настоящее время, но и обособленных структурных подразделений. В таком случае они получат ряд преимуществ: решение вопросов предоставления офисных и производственных площадей, упрощение процедуры передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, привлечение к работе в технопарке сотрудников университета и студенческой молодежи. Предстоит детально обсудить с научной общественностью разработанный проект Положения об университетском технопарке и подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры».

Министерство образования, высшие учебные заведения ведут активную работу по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности молодежи, создают необходимые условия для формирования у студентов соответствующих умений, навыков труда в научных коллективах. С целью внедрения исследовательского принципа в образовательном процессе в вузах создаются специализированные лаборатории. Обучающиеся привлекаются к работе в НИЛ, студенческих конструкторских бюро и других творческих объединениях, малых инновационных предприятиях и технопарках, на производственных участках, участвуют в ежегодном Республиканском конкурсе научных работ

студентов, конкурсах грантов Министерства образования и БРФФИ, в выполнении инновационных проектов.

Особую роль в развитии научной и инновационной деятельности университетов играют информационно-маркетинговые ресурсы Министерства образования: интернет-портал Межвузовского центра маркетинга НИР www.icm.by, информационно-маркетинговый узел www.imu.metolit.by (ИМУ). Сегодня на площадке ИМУ размещено около 540 технологических предложений высших учебных заведений, в том числе в 2015 г. добавлено 140 таковых в области биотехнологии, пищевой промышленности, охраны окружающей среды, машиностроения, медицины и вычислительной техники.

В БГУ и БНТУ развиваются стартап-центры, успешно работает стартап-школа ПолесГУ. Создание таких площадок для реализации инновационных идей и проектов обучающихся - актуальная задача для каждого университета. Минобразования запланировано в ноябре 2015 г. проведение на базе ПолесГУ I Республиканского форума молодежного стартап-движения. Важную роль в усилении заинтересованности студентов в научной и предпринимательской деятельности играют функционирующие в БГУИР и БГЭУ студенческие бизнес-инкубаторы.

Министерством ведется работа по поддержке и активизации Советов молодых ученых учреждений высшего образования. В сотрудничестве с ними предстоит выработать новые организационные подходы, уточнить функции и механизмы взаимодействия этих структур с администрациями университетов и факультетов. Советы молодых ученых должны принимать активное участие в управлении научной и инновационной деятельностью вузов, определении новых направлений исследований, в создании новой модели развития университетов, иметь возможность осуществлять реальную поддержку молодежной творческой инициативы.

Формирование особой креативной, инновационной среды, основанной на реальной интеграции образования, науки и производства, способной обеспечить новое качество и опережающую подготовку специалистов для эффективной экономики, разработку перспективных научных идей и прорывных технологий,- сегодня приоритетная задача министерства и вузов. Ее успешное решение требует консолидации усилий в самой системе образования, а также активного участия в научно-образовательных процессах организаций производства и науки. Выгода от такой совместной деятельности очевидна: она позволит вырастить новые поколения творчески мыслящих, инициативных специалистов, ученых, руководителей - человеческий «капитал» нашей страны. СИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.