Научная статья на тему 'Коммерциализация инноваций'

Коммерциализация инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1417
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ЛИЦЕНЗИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудашов Валерий

Автор анализирует распространенную форму коммерциализации инноваций торговые лицензии. Он уделяет особое внимание роли центров трансфера технологий в практической реализации нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commercialization of Innovation

The author analyzes a widespread form of commercialization of innovation results such as trade licenses and pays particular attention to the role of technology transfer centers in the practical implementation of innovations.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация инноваций»

Коммерциализация инноваций

Мировой практикой наработаны различные формы и методы коммерциализации результатов инновационной деятельности (РИД). Наиболее важной из них для промышленных предприятий является использование новшеств, в том числе объектов интеллектуальной собственности, созданных белорусскими авторами, и привлечение зарубежных изобретений и ноу-хау на условиях перекрестного лицензирования для создания новых технологий, материалов, технических средств либо налаживания совместного производства новой продукции.

Валерий Кудашов,

завкафедрой

экономики и

управления

производством

Минского института

управления,

доктор

экономических наук, профессор

Процессу освоения РИД и выхода с новым товаром на рынок в этом случае должны предшествовать оценка стоимости и постановка на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности, выполнение конструкторско-тех-нологических работ, изготовление опытного образца-прототипа будущего продукта согласно требованиям конкретного сегмента рынка. При этом важное значение имеет проведение маркетинговых исследований, в результате которых определяется соответствие функциональных и технических параметров, а также цены продукции потребностям покупателей. Ее продвижение на рынок требует широкой рекламы, участия в выставках и ярмарках.

Распространенной формой коммерциализации РИД является торговля лицензиями. В качестве объектов реализации выступают запатентованные изобретения, промышленные образцы, зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, программы для ЭВМ, ноу-хау и научно-техническая документация, которая может быть передана и в виде сопутствующих лицензий в составе других коммерческих сделок, например, на поставку

технологического оборудования или организацию сборочного производства.

Коммерциализация новых технологий на основе лицензионных соглашений предполагает также готовность предоставить пакет услуг по монтажу, наладке, комплектации технологической линии, обучению персонала. Для научных, проектных организаций, технопарков, малых инновационных фирм, венчурных организаций передача прав и необходимого объема научно-технических знаний по лицензиям - наиболее приемлемая и эффективная форма коммерциализации РИД.

Преимущественное использование лицензионных сделок состоит в формировании долгосрочных партнерских отношений, малых финансовых рисках, регулярных поступлениях (доходах) в виде роялти. Этот рынок развивается весьма динамично. Оборот лицензионной торговли в мире вырос с 55,7 млрд долл. в 1990 г. до 150 млрд в 2005 г. и до 375 млрд в 2012 г.

Условиями успешной продажи лицензий, как показывает отечественный и особенно зарубежный опыт, являются:

■ обеспечение правовой охраны объектов промышленной собственности патентами, что позволяет получить монопольное право на коммерциализацию РИД

о

X X

5

X

на рынках стран патентования. К сожалению, отечественными субъектами хозяйствования, в том числе научными организациями, патентуется за границей 5-7% изобретений от числа запатентованных в нашей стране. Основная причина - отсутствие материальной поддержки этой процедуры как со стороны государства, так и самих предприятий. Если изобретение или промышленный образец не запатентованы, то появляются возможности для беспрепятственного их использования или совершения иных недобросовестных действий другими лицами. Кроме того, недостаточное финансирование привело к тому, что почти 90% патентов, имеющихся у белорусских организаций, являются национальными, что не способствует осуществлению их коммерциализации на зарубежных рынках. Эту ситуацию следует исправлять, поскольку патентование изобретений и других объектов промышленной собственности, имеющих наибольший потенциал как с технической, так и с коммерческой точки зрения, будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций, в том числе венчурного капитала для их коммерциализации;

■ оценка технико-экономической значимости и коммерци-ализуемости продуктов научно-технической деятельности (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау и др.), при которой необходимо исходить из критерия прогрессивности, то есть степени совершенствования технических систем, отдельных технических средств, технологий, материалов и других объектов. В этом случае принципиальное значение имеет уровень новизны конкретного созданного объекта (это легко определить, например, по формуле изобретения); перспективности, принадлежности к определенному (новому или известному) направлению развития; информационного эффекта, свидетельствующего об общественном признании результатов исследований и разработок;

возможного масштаба коммерческой реализации. Кроме того, необходимо оценить требуемые ресурсы и возможные технические и коммерческие риски. В зарубежной практике (США, Канада и ряд других стран) широко используется система предварительной оценки на основе многокритериального подхода и двухступенчатой системы отбора перспективных изобретений. На первой ступени устанавливается научно-техническая значимость с учетом влияния на технический уровень, а на второй - рыночные критерии: динамика и оценка рыночного спроса на определенный продукт, требуемые инвестиции, обеспеченность ресурсами. Судить о коммерциализуемости того или иного объекта можно после создания экспериментального образца и его испытаний;

■ наличие финансовой поддержки выполнения этапов разработки необходимой технической документации, изготовления опытных моделей и их доработки применительно к условиям конкретного производства.

Основными источниками финансирования научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь являются средства государственного бюджета, Белорусского инновационного фонда и собственные фонды организаций. Эти источники направляются на фундаментальные и прикладные исследования, научно-технические программы и отдельные инновационные проекты. Коммерциализация результатов этих работ осуществляется, как правило, за счет собственных средств предприятий. Поскольку уровень финансирования недостаточен, многие проекты остаются нереализованными и не окупают понесенных затрат.

Согласно принятому Указу Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 г. №59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» данные результаты, за исключением фундаментальных исследований

и изысканий, имеющих промежуточный или побочный характер, подлежат обязательному введению в гражданский оборот. Его порядок и сроки определены одноименным Положением, в соответствии с которым использование результатов НТД обеспечивается государственными заказчиками и осуществляется обладателем имущественных прав на эти результаты в течение трех лет после их создания. В случае же получения охранного документа на новый продукт, способный к правовой охране в качестве ОПС, - в течение трех лет со дня его получения.

При необеспечении государственным заказчиком обязательной коммерциализации результатов НТД Указом №59 предусмотрены серьезные финансовые санкции, но прописаны также и налоговые льготы в отношении имущественных прав на результаты НТД, сведения о которых содержатся в Государственном реестре прав на результаты научной и научно-технической деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь от 26.05.2011 г. №216 «О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности» установлено, что с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2016 г. прибыль организаций, полученная от реализации (передачи) имущественных прав на объекты права промышленной собственности (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг), освобождаются от налогообложения на прибыль. Согласно нормам данного указа, научным и образовательным учреждениям предоставлено право создавать структуры, использующие РИД, принадлежащие этим учреждениям, за счет превышения остающихся в их распоряжении от осуществления данной деятельности доходов над расходами, в том числе от передачи имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности по договорам.

Оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям, предусматривается Указом Президента Республики Беларусь от 20.05.2013 г. №229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов». Финансирование будет осуществляться Белорусским инновационным фондом и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей для реализации следующих этапов:

■ подготовительного - проведение исследований и доработка проекта;

■ конструкторско-техноло-гического - разработка товара и (или) технологии;

■ производственного - освоение и подготовка производства;

■ коммерческого - изготовление и реализация товара.

При этом поддержка будет оказываться поэтапно в форме инновационных ваучеров и грантов на безвозмездной и безвозвратной основе. Принятие Указа №229 обеспечивает возможность облегченного доступа к финансовым ресурсам для субъектов малого инновационного предпринимательства. Документом фактически реализуется принцип венчурного финансирования с учетом рисков инновационной деятельности.

Упомянутые законодательные акты, несомненно, имеют чрезвычайно важное значение для развития всей инновационной сферы и экономики страны. Однако для эффективного использования возможностей государственной финансовой поддержки необходимо создание действенных коммерческих структур: технологических инкубаторов; организаций по трансферу технологий; инновационных центров при университетах, учреждениях НАН Беларуси, обеспечивающих создание опытных образцов; развитие малого и среднего инновационного предпринимательства; венчурных организаций и фондов, компаний по страхованию инновационных рисков.

Широкомасштабная коммерциализация инновационных разработок неосуществима без привлечения внебюджетных средств. Как показывает мировой опыт, важная роль в развитии новых наукоемких производств принадлежит венчурному капиталу, предоставляемому инвесторами малым инновационным фирмам, демонстрирующим высокий потенциал роста. Указ №229 - это начало зарождения венчурного финансирования инновационных проектов в Республике Беларусь.

Чтобы эффективно развивать венчурный бизнес, необходимо решить ряд проблем законодательного характера по созданию благоприятного климата, в том числе в части налогообложения (на начало текущего года в рейтинге государств по степени экономической свободы, по данным фонда Heritage Foundation, Беларусь заняла 154-е место, Россия находится на 139-м, а Казахстан занимает 68-е). В 2012 г. в России на 100 тыс. жителей приходилось 166 малых предприятий, в Казахстане - 370, в нашей стране - 120 (из них только 4% выполняют научные исследования и разработки). В республике пока нет готовности владельцев денежных средств вкладывать их в инновационные проекты и понимания эффективности венчурного бизнеса, отсутствуют также менеджеры по управлению инновациями и опыт технологического предпринимательства. Чтобы привлечь венчурного инвестора, необходимо иметь детальный бизнес-план инновационного проекта и защищенную интеллектуальную собственность.

В решение проблемы коммерциализации инноваций большой вклад вносят центры трансфера технологий. В Израиле, например, они существуют при каждом университете и отвечают за коммерциализацию инновационных разработок, внедрение и лицензирование технологий, создание стартап-компаний. В США разработаны университетские модели передачи технологий и образованы специальные

агентства по осуществлению этого процесса. Правительством Казахстана утвержден порядок создания центров коммерциализации на базе НИИ, университетов и технопарков в рамках реализации Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации на 2010-2014 гг. Формирование соответствующей инфраструктуры осуществляется в России. В европейских странах имеются также мощные программы по поддержке коммерциализации, которые направлены на финансирование специализированных подразделений по введению ОИС в гражданский оборот, проблемных этапов, в том числе патентования изобретений, финансирование создания стартапов. В Беларуси работает более 30 центров трансфера технологий. Самый крупный из них, имеющий сеть организаций, - Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ). В него кроме головного офиса входят региональные отделения и филиалы при научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях и предприятиях ряда городов республики, зарубежные представительства. Центр активно взаимодействует с зарубежными партнерами в ряде стран.

Миссия РЦТТ - коммерциализация законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных, прежде всего, за счет государственного бюджета, содействие сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами, методическое обеспечение деятельности отделений и филиалов.

Основное направление работы центров трансфера технологий - создание информационных баз данных, обеспечение доступа к международной сети трансфера технологий и оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов.

Анализ деятельности РЦТТ, его филиалов и других центров

о

X X

5

X

трансфера технологий показывает, что основное внимание их сосредоточено на формировании информационной базы инновационных проектов, осуществлении посреднических функций между организациями, выполняющими научные исследования и разработки и потенциальными потребителями новых технологий, материалов, технических средств, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

Представляется, что помимо выполняемых исключительно важных функций, центры трансфера технологий могли бы участвовать в проведении переговоров, подготовке проектов лицензионных договоров и оказании помощи изобретателям в поиске инвесторов, заинтересованных в доведении их технических решений до стадии создания конкретного продукта или технологии. Тем не менее основная роль в решении проблемы коммерциализации инноваций остается за производителями продукции (услуг) и собственниками инновационных разработок, в том числе ОПС. В европейских странах ответственность за осуществление коммерциализации однозначно налагается на владельца прав собственности на результаты научных исследований. Главный же двигатель процесса коммерциализации - стимулы, предоставляемые участникам, включая учреждение, авторов и посредников, способствующих достижению успеха путем долевого участия в прибыли. Кроме того, для большинства европейских научных организаций и университетов создание новых организационных структур (стартапов) стало наиболее привлекательным направлением в коммерциализации новшеств. Однако, по оценкам ряда специалистов, желаемый эффект может быть достигнут в том случае, если разработан новый продукт или технология. Практика же доказывает, что образование новых стартапов является одним из важных источников экономического развития.

Для решения проблемы коммерциализации результатов научно-технической деятельности существует множество возможностей, и хотя этот процесс в разных странах индивидуален, некоторые из применяемых механизмов могут быть адаптированы к белорусским реалиям. Прежде всего это создание благоприятных правовых и экономических условий как для разработчиков новшеств, так и для организаций, заинтересованных в использовании инновационных продуктов. И хотя в этом направлении принят ряд мер, необходимо усиление государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь. Наиболее существенными мерами могут быть: государственные гарантии и налоговые льготы на получение банковских кредитов, стимулирование частных инвестиций, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса; развитие технопарков, венчурных организаций, кластерных научно-технических объединений, государственно-частного партнерства путем предоставления гарантий безопасности вложений частного капитала; вовлечение в процесс коммерциализации крупных национальных холдингов; субсидирование услуг по коммерциализации технологий; предоставление стартового капитала для стар-тапов; поддержка зарубежного патентования объектов промышленной собственности и др.

О реальном переходе экономики Республики Беларусь на инновационный путь развития можно будет судить по состоянию производственной базы и ее модернизации на основе использования инноваций, развитию наукоемких производств, росту кадрового потенциала как в научной, так и в производственной сферах.

Выставка

интеллектуальных продуктов

XIII

международная специализированная выставка «И^ОШУЕМТ» пройдет с 19 по 22 ноября 2013 г. в Кишиневе в выставочном центре «МоШехро». Мероприятие проводится каждые два года Государственным агентством по интеллектуальной собственности Республики Молдова (ДСЕР1> совместно с Агентством по инновациям и трансферу технологий (Д1ТТ) и представляет собой платформу для обмена опытом и передовой практикой в деле разработки, охраны, освоения и внедрения научных и инновационных достижений. Здесь собираются специалисты в области интеллектуальной собственности, новаторы, исследователи и представители реального сектора экономики, заинтересованные в развитии рынка новых объектов промышленной собственности, инновационных продуктов и услуг.

На выставке будут представлены изобретения, сорта растений и промышленный дизайн; инновационные проекты, а также продукты и услуги, бизнес-среда страны - инновационные предприятия малого и среднего бизнеса, банки и другие категории предприятий; творчество молодежи; культурные и творческие индустрии.

Цели выставки - продвижение лучших достижений из различных областей науки и техники на национальный и международный рынки, оказание помощи местным новаторам и обладателям прав на объекты промышленной собственности в коммерциализации их продукта, ознакомление широкой общественности с последними научно-техническими и культурными достижениями.

Форум направлен на оказание поддержки и содействия инновационной деятельности, привлечение инвестиций, совершенствование процесса передачи технологий, внедрение изобретений, новых технологий и материалов в национальную экономику, развитие регионального и международного научно-технического сотрудничества, поощрение партнерства бизнеса и науки.

Информация об условиях участия в конкурсе размещена на сайте www.infoinvent.md/ru/expo.

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.