Научная статья на тему 'ОРИЕНТИРОВКА И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОРИЕНТИРОВКА И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИЕНТИРОВКА / САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сарычев С.В., Хусаинова С.В., Лебедчук П.В.

Актуальность статьи обусловлена проблемой изучения феномена саморегуляции совместной деятельности группового субъекта на основе эмпирически выявленной взаимосвязи ориентировки и саморегуляции деятельности группового субъекта, предпринята попытка соотнести способность группового субъекта к саморегуляции с социально-психологической зрелостью группы, в частности с таким ее свойством, как организованность. В качестве методологической основы исследования ориентировочной части совместной деятельности группы как социально-психологической основы ее саморегуляции рассматривается субъектный подход, дополненный динамическим подходом, который открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон жизнедеятельности группы в различных социальных условиях. Авторами проводится анализ результатов исследования того, как высокоорганизованная группа вырабатывает план совместной деятельности при выполнении задания на приборе «Арка». В результате проведенного исследования выявлено, что на этапе ориентировки группа применительно к условиям изменения производит новое планирование о совместной деятельности или лидер вносит коррективы в созданный ранее план, где учитываются изменения согласно новым условиям. В процессе сборки группа с высоким ориентировочным результатом действует согласно созданному плану. Они тщательнее планируют. Уделяют время на мелочи. Это подтверждает связь с работой контура саморегуляции произвольной деятельности, то есть у участников не только идет планирование, но и закладывается программа исполнительских действий. Выявлено, что дополнение субъектного подхода предложенным нами динамическим подходом открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон жизнедеятельности группы в различных социальных условиях. Статья предназначена для руководителей образовательных организаций, работников научных организаций, исследователей, аспирантов и педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION AND SELF-REGULATION OF THE ACTIVITY OF A GROUP SUBJECT IN STRESSFUL CONDITIONS

The relevance of the article is due to the problem of studying the phenomenon of self-regulation of joint activity of a group subject, on the basis of the empirically revealed relationship of orientation and self-regulation of the activity of a group subject, an attempt is made to correlate the ability of a group subject to self-regulation with the socio-psychological maturity of a group, in particular, with such its property as organization. As a methodological basis for the study of the tentative part of the group's joint activity as a socio-psychological basis for its self-regulation, the subject approach is considered, supplemented by a dynamic approach, which opens up the possibility of obtaining reliable data on the self-regulation of various aspects of the group's life in various social conditions. The authors analyze the results of a study of how a highly organized group develops a plan for joint activities when performing a task on the "Arka" device. As a result of the study, it was revealed that at the orientation stage, the group, in relation to the change conditions, makes a new planning on joint activities or the leader makes adjustments to the previously created plan, changes are taken into account according to the new conditions. During the assembly process, the group with a high estimated result acts according to the created plan. They plan more carefully. Make time for the little things. This confirms the connection with the work of the self-regulation circuit of voluntary activity, that is, private traders not only have planning, but also a program of performing actions is laid. It was revealed that the addition of the subjective approach with the proposed by us dynamic approach opens up the possibility of obtaining reliable data on the self-regulation of various aspects of the group's life in various social conditions. The article is intended for heads of educational organizations, employees of scientific organizations, researchers, graduate students and educational psychologists.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТИРОВКА И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Общая психология

УДК 159.9

Ориентировка и саморегуляция деятельности группового субъекта в напряженных условиях

Orientation and self-regulation of the activity of a group subject in stressful conditions

Сарычев С.В., ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», kursk-psychol@narod.ru Хусаинова С.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», sv_husainova@mail.ru

Лебедчук П.В., ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова», lebedchuk@mail.ru

Sarychev S., Kursk State University, kursk-psychol@narod.ru

Husainova S., FSBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", sv_husainova@mail.ru

Lebedchuk P., Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanova", lebedchuk@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.035

Ключевые слова: ориентировка, саморегуляции деятельности, групповой субъект, обучающиеся, динамический подход.

Keywords: orientation, self-regulation of activity, group subject, learners, dynamic approach.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой изучения феномена саморегуляции совместной деятельности группового субъекта на основе эмпирически выявленной взаимосвязи ориентировки и саморегуляции деятельности группового субъекта, предпринята попытка соотнести способность группового субъекта к саморегуляции с социально-психологической зрелостью группы, в частности с таким ее свойством, как организованность. В качестве методологической основы исследования ориентировочной части совместной деятельности группы как социально-психологической основы ее саморегуляции рассматривается субъектный подход, дополненный динамическим подходом, который открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон жизнедеятельности группы в различных социальных условиях. Авторами проводится анализ результатов исследования того, как высокоорганизованная группа вырабатывает план совместной деятельности при выполнении задания на приборе «Арка». В результате проведенного исследования выявлено, что на этапе ориентировки группа применительно к условиям изменения производит новое планирование о совместной деятельности или лидер вносит коррективы в созданный ранее план, где учитываются изменения согласно новым условиям. В процессе сборки группа с высоким ориентировочным результатом действует согласно созданному плану. Они тщательнее планируют. Уделяют время на мелочи. Это подтверждает связь с работой контура саморегуляции произвольной деятельности, то есть у участников не только идет планирование, но и закладывается программа исполнительских действий. Выявлено, что дополнение субъектного подхода предложенным нами динамическим подходом открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон жизнедеятельности группы в различных социальных условиях.

Статья предназначена для руководителей образовательных организаций, работников научных организаций, исследователей, аспирантов и педагогов-психологов.

Abstract. The relevance of the article is due to the problem of studying the phenomenon of self-regulation ofjoint activity of a group subject, on the basis of the empirically revealed relationship of orientation and self-regulation of the activity of a group subject, an attempt is made to correlate the ability of a group subject to self-regulation with the socio-psychological maturity of a group, in particular, with such its property as organization. As a methodological basis for

the study of the tentative part of the group's joint activity as a socio-psychological basis for its self-regulation, the subject approach is considered, supplemented by a dynamic approach, which opens up the possibility of obtaining reliable data on the self-regulation of various aspects of the group's life in various social conditions. The authors analyze the results of a study of how a highly organized group develops a plan for joint activities when performing a task on the "Arka" device. As a result of the study, it was revealed that at the orientation stage, the group, in relation to the change conditions, makes a new planning on joint activities or the leader makes adjustments to the previously created plan, changes are taken into account according to the new conditions. During the assembly process, the group with a high estimated result acts according to the created plan. They plan more carefully. Make time for the little things. This confirms the connection with the work of the self-regulation circuit of voluntary activity, that is, private traders not only have planning, but also a program ofperforming actions is laid. It was revealed that the addition of the subjective approach with the proposed by us dynamic approach opens up the possibility of obtaining reliable data on the self-regulation of various aspects of the group's life in various social conditions.

The article is intended for heads of educational organizations, employees of scientific organizations, researchers, graduate students and educational psychologists.

Введение. В настоящее время изучению ориентировки как предмета психологического исследования придается большое значение. В научной школе П.Я. Гальперина ориентировочная часть деятельности в основном была отражена в отношении к индивидуальной учебной деятельности субъекта. Основная проблема ориентировки в совместной деятельности группового субъекта заключалась в ее малой изученности и применялась при изучении индивидуальной учебной деятельности субъекта [2].

А.С. Макаренко, говоря об организации, указал, что она невозможна, если у личности и коллектива нет способности к ориентировке [6].

А.С. Чернышев, рассматривает ориентировку личности в ходе сопоставления ею своих индивидуально-психологических возможностей и организационных свойств (направленности, самоуправляемости и т.д.). С одной стороны, обнаруживаются качества, с помощью которых личность выражает себя, усиливая (укрепляя, обеспечивая и т.д.) то или иное организационное свойство, что очень важно для функционирования коллектива в целом. С другой стороны, организационные свойства коллектива выступают как ориентир и основа для самоопределения личности в соответствии с ее индивидуальностью

[3;10].

Таким образом, каждый член коллектива получает возможность внести свой вклад в укрепление организованности коллектива и в то же время самоутвердиться на этой социально значимой основе. Ориентировка выступает в качестве социально-психологического механизма актуализации включенности (организационное самоопределение личности и оценивание коллективом включенности индивидов в совместную деятельность) [10].

Исследуя надежность малых групп в напряженных и экстремальных условиях, мы установили, что развитая ориентировочная часть

совместной деятельности является социально-психологическим механизмом надежности группы [9].

В экстремальных и напряженных условиях ориентировочная часть по сравнению с исполнительской у надежных групп имеет наибольший вес. Осуществление ориентировки происходит настойчиво и с большой заинтересованностью, в процессе ориентировки основное внимание концентрируется на согласовании будущих совместных действий, где осуществляется разработка плана совместной деятельности и уточняются детали предстоящей деятельности, учитываются вероятные последствия.

Предстоящая совместная деятельность с учетом напряженных и экстремальных условий с точки зрения содержательной части плана отличается тщательностью проработки действий и операций, способностью к этому каждого члена группы, а также стабильностью, обоснованностью и порядком выполнения. Это позволяет отметить улучшение в отличие от осуществления данных действий в оптимальных условиях. Испытуемые в экстремальных условиях уточняют содержание задания, некоторые части инструкции, условия заданий, критерии оценивания, а также начало и завершение процедуры [15-17].

Оценивая ориентировку с точки зрения саморегуляции необходимо утверждать, что ее проявление осуществляется последовательно и согласуется с принципами саморегуляции деятельности человека. В этом направлении работал О.А. Конопкин [4]. Под его руководством, в лаборатории саморегуляции деятельности, учеными были выявлены механизмы саморегуляции произвольной деятельности, найдены связи звеньевых компонентов с особенностями проявления психических процессов, описаны особенности эффективной деятельности и др.

Осознанная саморегуляция деятельности, ее концептуальная модель была предложена О.А. Конопкиным, им показаны скрытые механизмы регуляции целенаправленной активности. Это позволяет отметить регуляторные моменты, взаимосвязанные с предложенной

ориентировочной деятельностью [4].

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, саморегуляция является механизмом,

способствующим обеспечению регуляции целевого действия субъекта [1;14].

Намечающиеся подходы к решению проблемы. Способность субъекта к регуляции психических процессов и состояний отмечалась еще в работах Аристотеля [13]. Изучение саморегуляции имеет свое начало в 20 веке. Отправным пунктом этих исследований послужили работы И.М. Сеченова, К. Бернара и Ч. Шеррингтона о саморегуляции [4;5;8; 13]. И.П. Павлов, разрабатывая теорию И.М. Сеченова, обнаружил, что явления саморегуляции имеют свое развитие в целостных системах, где проходит поэтапное развитие процессов, имеющих важное значение для саморазвития [7;8].

Обращая внимание на проблему нашего исследования, особый интерес представляет динамический ряд свойств, проявляющихся в групповой деятельности и поведении, а это -гибкость, выживаемость, способность к пристраиванию, сохраняющих их эффективность.

Материалы и методы исследования. В исследовании использовались тестовые методы и метод эксперимента: обработка протоколов исследования того, как высокоорганизованная группа вырабатывает план совместной деятельности при выполнении задания на приборе «Арка», а также психологический метод наблюдения и методы статистической обработки результатов.

Для измерения и контроля переменных целесообразно использовать аппаратурные методики, опросные методики, наблюдение, то есть совокупность социально-психологических методов и методик, объединенных в методический блок. В качестве основы для наблюдения можно использовать методику «Карта-схема психолого-педагогической характеристики учебной группы», а также методику экспертной оценки взаимодействия и согласованности действий группы.

Для изучения процесса актуализации совместной деятельности группы возможно использование приборов: «Арка», ГСИ-7 (с приставками «Стрессор» и «Самоорганизация»). Указанный методический блок уже применялся нами в полевом социально-психологическом

эксперименте - лабораторном и естественном [11].

Результаты исследования. Базой проведения исследования выступил Курский

государственный университет. Выборка составила 33 обучающихся в возрасте от 18 до 23 лет.

Целью исследования явилось изучение выработки совместного плана действий высокоорганизованных, средне-организованных и низко-организованных групп.

Одной из задач проведения исследования было уточнение методологической основы ориентировки.

Лидеры высокоорганизованных групп при согласовании совместной деятельности играют важную роль. Они могут целостно и концептуально представлять текущую и предстоящую деятельность. В условиях эмоционального и физического напряжения они стараются создать наиболее совершенную форму организации совместной деятельности, стараясь перестроить взаимодействие.

В эксперименте на выявление особенностей выработки плана совместной деятельности принимали участие три группы обучающихся -группа «Ювента», группа «Смена», группа «ГКШ». Сарычевым С.В. [12] были составлены протоколы исследования. На основании проведенных наблюдений составлены критерии наблюдения, подтверждающие конкретные действия на необходимом этапе ориентировки.

Приводим примеры критериев протоколов экспериментального исследования в выработке плана совместной деятельности на приборе «Арка», см. таблицы 1, 2.

Из протокола становится понятно, что этап ориентировки связан с процессом создания нового плана совместной деятельности, а также то, что вносятся коррективы в уже созданный план действий в изменяющихся условиях.

Согласование функций для членов среднеорганизованных групп представляет трудность, т.е. групповая саморегуляция не является достаточно гибкой, что приводит к снижению эффективности совместной деятельности.

Таблица 1. -Протокол 1. Группы «Ювента»

Планирование. Критерии Процесс сборки. Критерии Результат

Первая проба Задают вопросы на уточнение действий, опрашивают товарищей, уточняют позиции членов группы, решают положение о позиции сборки элементов, опрашивают о готовности, докладывают о готовности экспериментатору «Члены группы следуют намеченному ранее плану действий. Но не все проходит успешно. У одного из участников в руках рассыпаются блоки из элементов, им собранных. Ошибка исправляется быстро. Группа завершает задание» Время ориентировки - 130 секунд, время сборки -35 секунд

Вторая проба Задают вопросы, опрашивают товарищей, уточняют позиции членов группы, решают положение о позиции сборки элементов, проявляется новый лидер, опрашивают о готовности, докладывают о готовности экспериментатору «Лидер раздает задания и изменяет план действий. Участники активно участвуют в части планирования ориентировки, уточняют. Все выполняют задачи, которые взяли на себя. Еще один участник берет на себя роль лидера, командует завершением выполнения. Группа суетливо и торопясь завершает задание» Время ориентировки - 105 секунд, время сборки -33 секунды

Третья проба Задают вопросы, опрашивают товарищей, быстро устанавливают позиции членов группы, решают положение о позиции сборки элементов, опрашивают о готовности, докладывают о готовности экспериментатору Убрали лидера, помогающего завершить сборку. В процессе сборки реализуется план лидера. Все члены группы выполняют данные им задания прежде, сохраняя свои функции. Два члена группы берут на себя функции второго лидера, которого убрали из команды. Помогают оставшемуся лидеру завершить задание, подавая элементы» Время ориентировки - 52 секунды, время сборки -38 секунд»

Таблица 2. -Протокол 2 группы «Смена»

Планирование. Критерии Процесс сборки Результат

Первая проба Очень быстро задают вопросы, опрашивают товарищей, уточняют позиции членов группы, мало уделяют внимания решению положения о позиции сборки элементов, опрашивают о готовности, докладывают о готовности экспериментатору «В работе выработан порядок - один собирает свои элементы, потом помогает другим» Время ориентировки -77 секунд, время сборки - 38 секунд

Вторая проба Задают вопросы, мало уточняющие инструкцию выполнения задания, опрашивают товарищей, плохо уточняют позиции членов группы, решают положение о позиции сборки элементов, докладывают о готовности экспериментатору «Когда группа начинает собирать элементы, начинают нервничать, запутались в дальнейших действиях. Лидер кричит на участников для сохранения позиций. Сохраняется микрогруппа, они могут начать выполнять задания, им не знакомые» Время ориентировки -62 секунды, время сборки -45 секунд

Даже то, что участники эксперимента, находясь на среднем уровне организованности, осознают, что действия недостаточно согласованы, они не стараются согласовать действия и усовершенствовать их для выработки более совершенного способа действий и улучшения результата.

Преобладание исполнительской части совместной деятельности над ориентировочной частью и в оптимальных, и в напряженных условиях присуще низкоорганизованным группам. В напряженных условиях совместной деятельности в сравнении с оптимальными условиями снижается удельный вес ориентировки в структуре совместной деятельности. План

предстоящей деятельности отсутствует или характеризуется низким качеством. Даже если план имеется, то в напряженных условиях уровень выраженности эмпирического референта «соответствие деятельности плану» снижается. Члены низкоорганизованных групп не стремятся к упорядочению и согласованию действий и функций. Таким образом, их согласование и в оптимальных, и в напряженных условиях совместной деятельности (и, следовательно, групповая саморегуляция) осуществляется стихийно [11].

Проиллюстрируем эти выводы фрагментом из протокола испытаний на «Арке» группы «ГКШ» в

особомотивированной деятельности в напряженных условиях.

Таблица 3. -Протокол 3. Группа «ГКШ»

Планирование. Критерии Процесс сборки Результат

Первая проба Долго задают вопросы, не касающиеся выполнения задания, опрашивают товарищей, уточняют позиции членов группы, решают положение о позиции сборки элементов поверхностно, опрашивают о готовности, докладывают о готовности экспериментатору Действия выполняют молча, сосредотачиваются только на своих движениях. Согласованности добиться не удается. Один из участников, ворча, собирает из элементов блок. Результат низкий. Говорят, что выполнять совместную деятельность они не любят Время ориентировки -135 секунд, время сборки - 43 секунды

Вторая проба Быстро задают вопросы, запрашивают информацию о готовности товарищей, уточняют позиции членов группы, решают положение о позиции сборки элементов, опрашивают о готовности, докладывают о готовности экспериментатору Также работают в процессе сборки, молча сосредоточившись на своих заданиях. Появившийся лидер подгоняет членов группы. Задание выполнено быстро. Но яростно набрасываются на помощника экспериментатора, заявившего о спорности результата Время ориентировки -48 секунд, время сборки - 30 секунд»

Напряженная ситуация на лиц, не желающих работать согласованно, вызывает у них агрессию. Получено, что данная ситуация, способствовавшая исполнению совместной деятельности групп с низким уровнем ориентировки, имеет противоположный результат с высоким уровнем ориентировки. В оптимальных условиях наблюдается отсутствие плана совместной деятельности или он недостаточно проработанный.

Все действия осуществляются спонтанно в соответствии с целью направленной на результат.

Для групп низкого уровня организованности ориентировка совместно организованной деятельности не является необходимым инструментом. Совместная деятельность групп с низкой организацией не проявляется в соответствии с требованиями ситуации или возможностям группы.

Группы с разным уровнем организованности в экстремальных условиях имеют отличия по типу актуализации ориентировки.

Заключение. Изучение феномена

саморегуляции совместной деятельности группового субъекта предпринято с целью соотнести способность группового субъекта к

саморегуляции и социально-психологической зрелостью группы в частности. Проведенный анализ результатов исследования, а именно как высокоорганизованная группа вырабатывает план совместной деятельности при выполнении задания на приборе «Арка». В результате выявлено, что на этапе ориентировки группа применительно к условиям изменения производит новое планирование совместной деятельности. Они тщательнее планируют. Уделяют время на мелочи. Это подтверждает связь с работой контура саморегуляции произвольной деятельности, то есть у частников не только идет планирование, но и закладывается программа исполнительских действий.

Таким образом, в качестве методологической основы изучение ориентировочной части в проведении совместной деятельности группы как социально-психологической основы ее саморегуляции выступает субъектный подход. Дополнение субъектного подхода предложенным нами динамическим подходом открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон

жизнедеятельности группы в различных социальных условиях.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Субъект - символ российской самосознания / К.А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995.

- С. 10-27.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М., 1999. - 327 с.

3. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / В.К. Калин.

- Тбилиси, 1989. - 36 с.

4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Наука, 1980. - 316 с.

5. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Сенсор, 2000. - 364 с.

6. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1988. - 259 с.

7. Павлов И.П. Избранные труды / И.П. Павлов. -М.: Медицина, 1999. - 447 с.

8. Сеченов И.М. Психология поведения: избр. психол. тр. / И.М. Сеченов. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 364 с.

9. Сарычев С.В. Надёжность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы) / С.В. Сарычев. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 30 с.

10. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и

коллективов): автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / А.С. Чернышев. - М., 1980. - 50 с.

11. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. - 188 с.

12. Чернышев А.С., Сарьгчев С.В. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков, В.И. Скурятин. - Воронеж: Кварта, 2007. - 213 с.

13. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - М.: Мысль, 1985. - 585 с.

14. Khusainova S.V. Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of

teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. -Seville, Spain. - 2019. - P. 3670-3675.

15. Blattman C., J.C. Jamison, and M. Sheridan (2017, April). Reducing crime and violence: Experimental evidence from cognitive behavioral therapy in liberia. American Economic Review 107(4), 1165-1206.

16. Gottfredson, D. C., S. A. Gerstenblith, D. A. Soul'e, S. C. Womer, and S. Lu (2004). Do After-School Programs reduce delinquency? Prevention Science 5(4), 253-266.

17. Heller S.B., Shah A.K., Guyan J., Ludwig J., Mullainathan S., and Pollack H.A. (2017). Thinking, fast and slow? Some field experiments to reduce crime and dropout in Chicago. The Quarterly Journal of Economics 132(1), 154.

References:

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. The subject is a symbol of Russian identity / K.A. Abulkhanova-Slavskaya // Personality consciousness in a crisis society. - M., 1995. - S. 10-27.

2. Halperin P.Ya. Introduction to psychology / P.Ya. Halperin. - M., 1999. - 327 p.

3. Kalin V.K. Volitional regulation of activity: author. dis. ... Dr. psychol. Sciences: 19.00.01 / V.K. Kalin. - Tbilisi, 1989. - 36 p.

4. Konopkin O.A. Psychological mechanisms of regulation of activity / O.A. Konopkin. - Moscow: Nauka, 1980. - 316 p.

5. Levin K. Field theory in social sciences / K. Levin. -SPb.: Sensor, 2000. - 364 p.

6. Makarenko A.S. About education / A.S. Makarenko. - M.: Politizdat, 1988. - 259 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Pavlov I.P. Selected works / I.P. Pavlov. - M.: Medicine, 1999. - 447 p.

8. Sechenov I.M. Psychology of behavior: fav. psychol. tr. / THEM. Sechenov. - M.: Inst. Pract. psychology; Voronezh: MODEK, 1997. - 364 p.

9. Sarychev S.V. The reliability of the group in stressful and extreme situations of joint activity (socio-psychological foundations) / S.V. Sarychev. - Kursk: Kursk. state un-t, 2007. - 30 p.

10. Chernyshev A.S. Socio-psychological foundations of the organization of the primary team (based on research materials of youth groups and teams): author. dis. ... Dr. psychol. Sciences: 19.00.05 / A.S. Chernyshev. - M., 1980. -50 p.

11. Chernyshev A.S., Sarychev S.V., Lunev Yu.A. Apparatus methods of psychological diagnostics of a group in joint activity / A.S. Chernyshev, S.V. Sarychev, Yu.A. Lunev. - M.: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2005. - 188 p.

12. Chernyshev A.S., Sarychev S.V. Socially gifted children: a path to leadership (experimental approach) / A.S. Chernyshev, S.V. Sarychev, Yu.L. Lobkov and V.I. Skuryatin. - Voronezh: Kvarta, 2007. - 213 p.

13. Yaroshevsky M.G. History of psychology / M.G. Yaroshevsky. - M.: Mysl, 1985. - 585 p.

14. Khusainova S.V. Palekha K. Generation Z: ways, methods and forms of training (the question of increasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. -Seville, Spain. - 2019. - P. 3670-3675.

15. Blattman C., J.C. Jamison, and M. Sheridan (2017, April). Reducing crime and violence: Experimental evidence from cognitive behavioral therapy in liberia. American Economic Review 107 (4), 1165-1206.

16. Gottfredson, D. C., S. A. Gerstenblith, D. A. Soul'e, S. C. Womer, and S. Lu (2004). Do After-School Programs reduce delinquency? Prevention Science 5 (4), 253-266.

17. Heller S.B., Shah A.K., Guryan J., Ludwig J., Mullainathan S., and Pollack H.A. (2017). Thinking, fast and slow? Some field experiments to reduce crime and dropout in Chicago. The Quarterly Journal of Economics 132 (1), 154.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Сведения об авторах:

Сарычев Сергей Васильевич (г. Курск, Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Курского государственного университета, e-mail: kursk-psychol@narod.ru

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, ученый секретарь Института педагогики, психологии и социальных проблем, e-mail: sv_husainova@mail.ru

Лебедчук Петр Васильевич (г. Курск, Россия), кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального обучения Курской государственной сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова», e-mail: lebedchuk@mail.ru

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.