Научная статья на тему 'Органы внутренних дел в системе предупреждения коррупционной преступности'

Органы внутренних дел в системе предупреждения коррупционной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CORRUPTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / CRIME PREVENTION / CORRUPTION CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Лилия Алексеевна

В настоящей статье рассматривается роль органов внутренних дел в системе предупреждения коррупционной преступности. Автор проводит соответствующий анализ и делает ряд выводов.This article discusses the role of internal affairs agencies in the corruption crime prevention system. The author conducts an appropriate analysis and draws a number of conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел в системе предупреждения коррупционной преступности»



УДК 34 Б01 10.24411/2687-0185-2020-10003

ББК 67 © Л.А. Алексеева, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ1

Лилия Алексеевна Алексеева,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (302027, Орел, ул. Игнатова, д. 2)

Аннотация. В настоящей статье рассматривается роль органов внутренних дел в системе предупреждения коррупционной преступности. Автор проводит соответствующий анализ и делает ряд выводов.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, предупреждение преступлений, коррупционное преступление.

INTERNAL AUTHORITIES IN THE WARNING SYSTEM CORRUPTION CRIME

Lilia A Alekseeva,

Associate Professor of the Department of State Law Disciplines, Candidate of Legal Sciences Orel Law Institute of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov (302027, Orel, ul. Ignatova, d. 2)

Abstract. This article discusses the role of internal affairs agencies in the corruption crime prevention system. The author conducts an appropriate analysis and draws a number of conclusions.

Keywords: corruption, internal affairs bodies, crime prevention, corruption crime.

Citation-инаекс в электронной библиотеке ни ИОН

Для цнтнровання: Алексеева Л.А. Органы внутренних дел в системе предупреждения коррупционной преступности. Криминологический журнал. 2020;(№): 12-14.

Одной из остро стоящих в настоящее время перед Россией проблем выступает коррупционная преступность. Коррупция является одной из угроз национальной безопасности. Она затрудняет нормальное функционирование государства как в целом, так и в отдельных сферах жизнедеятельности. В России активно предпринимаются попытки по созданию как нормативной, так и институциональной системы противодействия коррупции.

Коррупционные проявления являются проблемой не только России. Нет, пожалуй, ни одного современного государства, которое не относит коррупцию к поистине глобальным проблемам. Изучая и анализируя такой феномен, как коррупция, мировое сообщество давно пришло к выводу о том, что эффективно осуществлять борьбу с данным видом преступности возможно только совместными усилиями государств. При этом стоит отметить, что международное сотрудничество является наиболее актуальным направлением в борьбе с рассматриваемым явлением.

Международное сотрудничество осуществляется на различных уровнях и между широким кру-

гом субъектов. Это и государственные органы, и международные правительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации и другие органы и учреждения. Непосредственно само сотрудничество государств заключается в ведении согласованной политики, создании единой антикоррупционной стратегии и заключении международных договоров и соглашений, ведении общих дел и т.д.

За всю историю взаимодействия государств на международной арене сотрудничество в сфере борьбы с преступностью зависело от характера преступлений, угрожающих мировому сообществу Все с большей очевидностью проявляется такая закономерность — чем больше становится рост международной преступности, тем больше возникает потребность в правовой взаимопомощи.

1 Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике научных статей Международной научной конференции «Предупреждение преступлений органами внутренних дел в свете современных угроз национальной безопасности», состоявшейся 28 ноября 2019 г. в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.

12

Криминологический журнал

№ 1 / 2020

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью вообще и с коррупцией в частности является необходимым компонентом в области осуществления и ведения уголовной политики в России. В последние годы в России активно развивается такое сотрудничество, что, в свою очередь, способствует интеграции нашего государства в мировое сообщество прогрессивных государств.

В ст. 4 Федерального закона «О противодействии коррупции», нашли свое отражение цели международного сотрудничества:

1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставление в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмен информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координация деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией [1].

Как было отмечено выше, сотрудничество происходит на различных уровнях и между разными органами. Одним из наиболее ярких примеров сотрудничества является взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными органами зарубежных стран. Для осуществления взаимодействия в 2006 г. было создано Главное управление международно-правового сотрудничества при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. В рамках СНГ функционирует Координационный совет, на котором решают наиболее важные задачи по противодействию коррупционной преступности. Особенностью данного взаимодействия является то, что органы могут обмениваться информацией только лишь при наличии возбужденных уголовных дел. Для обеспечения такого взаимодействия была разработана специальная форма запросов. Данные запросы бывают разного характера, например, о наличии и количестве собственности и проверяемого лица за рубежом. В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации активно развивает связи с партнерами из иностранных государств, и практически все государства

имеют многочисленные двусторонние соглашения и иные договоренности.

Что касается органов внутренних дел, то они выступают в качестве основного субъекта профилактики и борьбы с преступностью, включая ее коррупционную составляющую. При этом борьба с коррупцией ведется органами внутренних дел как в масштабах всей страны, так и в самой системе. Основными формами сотрудничества органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран в области противодействия коррупции, осуществляемой органами внутренних дел, являются: направление запросов (поручений, ходатайств); проведение рабочих встреч, конференций и консультаций; систематический обмен оперативной информацией; проведение совместных широкомасштабных мероприятий и операций [2].

Непосредственно сама Россия является участницей договоров с Китайской Народной Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Албанией и другими государствами по вопросам, касающимся взаимодействия борьбы с преступностью. Также в России существует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В 2006 г. Президент Российской Федерации подписал закон о ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Тем самым Россия выразила свое согласие на принятие западноевропейских норм права. Соответственно, сразу после ратификации Россия стала членом группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Целью создания данного сообщества выступал взаимный контроль государств за соблюдением принятых на себя обязательств. Данные обязательства закреплены в документе «Двадцать руководящих принципов борьбы с коррупцией».

В 2012 г. вступил в юридическую силу Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» от 1 февраля 2012 г. № З-ФЗ. Принятие данного закона способствовало совершению большого шага России вперед в области борьбы с коррупцией и установлению более тесного контакта с иностранными государствами.

Большое значение в международной борьбе с коррупцией, в решении глобальных проблем играют различные общественные организации. Одной из ве-

№ 1 / 2020

Криминологический журнал

13

дущих организаций, на наш взгляд, самой эффективной и рентабельной, является «Трансперенси интернешнл» (Transparency International). Данная организация является одним из ведущих общественных движений, относящихся к неправительственным организациям. Филиалы данной организации распространены по всему миру, в том числе и в России: здесь такой филиал существует с 1999 г. В конце каждого года подводятся итоги и публикуется индекс восприятия государствами коррупции. Именно данная международная организация определила, что в современной России институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией.

27 сентября 2017 г. в Казани прошло собрание межгосударственного Совета по борьбе с коррупцией. В нем приняли участие делегации из России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и исполнительного комитета СНГ. Участники данной встречи сошлись во мнении, что для успешной борьбы с коррупцией нормативную правовую базу каждого государства необходимо обновлять. Также на собрании был обсужден ряд планируемых совместных проектов.

Можно резюмировать, что нормативная составляющая антикоррупционной работы в России создана и почти приведена в соответствие международным стандартам. Однако стоит отметить то, что в осуществлении международного сотрудничества существуют и некоторые практические проблемы. Вести борьбу по преодолению этих проблем согласны все страны, но как только дело доходит до конкретных мер, участники сотрудничества начинают затягивать с предложениями.

В настоящее время перед Россией стоит задача по дополнению антикоррупционного законодательства нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции, задача ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в национальное законодательство.

В настоящий момент российские власти изучают зарубежный опыт государств по борьбе с коррупцией, идут на увеличение количества совместных проектов в этой сфере. Благодаря оценке зарубежных наработок и сравнения их с российским опытом борьбы с коррупцией, вносятся соответствующие коррективы в законодательство нашей страны. Обсуждение антикоррупционных вопросов России с другими государствами позволит нашей стране планомерно и с учетом требований выстроить национальную систему противодействия коррупции.

В будущем принятие и использование зарубежных способов борьбы с коррупцией может привести Россию к глобальным изменениям в антикоррупционной политике.

Литература

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (последняя редакция) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».

2. ГузовЛ.Л., ШейшеевА.Д. Сотрудничество оперативных подразделений ОВД на международном уровне в противодействии организованной преступности и коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2003. № 4. С. 131.

14

Криминологический журнал

№ 1 / 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.