DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.92.2.034
КОРРУПЦИЯ КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЧАСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Научная статья
Скаян С.М.1, Васильев А.М.2, *
1 ОМВД России по Отрадненскому району, Отрадная, Россия;
2 ФГКОУ ВО "Восточно-Сибирский институт МВД Российской Федерации", Иркутск, Россия
* Корреспондирующий автор (alexey771977[at]mail.ru)
Аннотация
В этой статье мы попытаемся исследовать причины возникновения и предотвращения коррупционных ситуаций в России. Принятые меры и скоординированная совместная работа правоохранительных органов и теории уголовного права по вопросам более существенного законодательного укрепления правопорядка позволят нам поддерживать весьма позитивное развитие криминальной ситуации в этой области в 2020 году, что, на наш взгляд, уменьшит коррупционные проявления.
Ключевые слова: профилактика преступлений; оперативно-розыскные мероприятия; преступление; коррупционные проявления; служебная деятельность, должностное лицо, ценные подарки.
CORRUPTION AS INTEGRATED PART OF CRIME AND ITS CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS
Research article
Skyan S.M.1, Vasiliev A.M.2, *
1 Ministry of Internal Affairs of Russia of Otradny District, Otradnaya, Russia;
2 FSBEI of HE "East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Irkutsk, Russia
* Corresponding author (alexey771977[at]mail.ru)
Abstract
The authors try to investigate the causes of the emergence and prevention of corruption situations in Russia in this article. The measures taken and the coordinated joint work of law enforcement agencies and the theory of criminal law on issues of more substantial legislative strengthening of the rule of law allows us to support a very positive development of the criminal situation in this area in 2020, which, according to us will reduce the level of corruption.
Keywords: prevention of crimes; operational search measures; crime; corruption manifestations; official activity, official, valuable gifts.
Коррупция сегодня влечет за собой достаточно длинный шлейф законодательных неясностей в решении экономических и политических проблем для современной России, где это все является одной из важнейших направлений развития государства. Коррупционные правонарушения подрывают существующий авторитет властей в глазах общества, как на федеральном, так и на муниципальном уровне и препятствуют эффективному развитию внутренней и внешней политики, экономических и социальных отношений. В своем нынешнем состоянии степень коррупции стала одним из паритетных и общепризнанных проблем в обществе и государстве. 27 января 1999 года в Страсбурге была принята Конвенция об уголовной ответственности в сфере коррупционных проявлений, на основе которой в Российской Федерации был легализован Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Данный Федеральный закон установил основные принципы борьбы с коррупцией, раскрыл правовые и организационные рамки для предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений, а также для минимизации и устранения последствий коррупционных преступлений.
Представленный закон имеет очень сложную конструкцию текста, в котором не в полном объеме мы имеем возможность для себя уяснить терминологию легального понимания коррупционных правонарушений. Хотя в действующем источнике закон относит к таким негативным фактам следующее: это активный подкуп государственных чиновников; пассивный подкуп государственных чиновников и т.д. Чтобы правильно оценивать элементы борьбы с коррупционными проявлениями, необходимо понимать не только ее правовые, но и экономические факторы. Сегодня эскалация преступного насилия и влияние коррупции на социально-экономическую систему общества неоднозначно. С точки зрения организационной структуры коррупция может быть представлена либо как слияние экономических интересов органов государственной власти с экономическими интересами представителей организованных преступных кругов, либо как слияние экономических преступлений с преступниками общего характера [1].
Резюмируя теоретические идеи государства, которым угрожает коррупция, настоящий Федеральный закон создает концептуальное правовое поле для антикоррупционной политики, формируя ее предмет в общем социально-экономическом контексте. Закон начинается с общих понятий, которые подчеркивают, что коррупция демонстрирует антиобщественные проявления, выраженные как злоупотребление полномочиями, отмывание преступных доходов, проявление организованной преступности. Подтверждением этого феномена является создание и развитие банков, контролируемых организованной преступностью, совместных предприятий и других коммерческих структур, используемых для покрытия общественной деятельности и легализации капитала, полученного в результате преступления [2]. Не только инвестиции в экономику закладывают фундамент для глубокой криминализации самой экономики, коррупция может быть проявлена и на уровне политической и социальной сфер жизни государства и общества.
Пример тому может послужить следующий сюжет недавнего коррупционного проявления. Чиновника задерживали в Козульском районе Красноярского края. Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции краевого главного управления МВД России по Красноярскому краю, провели оперативно-розыскные мероприятия и задержали виновного в совершении коррупционных схем. Задержанный оперативными работниками чиновник успел избавиться от пятитысячных денежных купюр путем их сброса в снег не далеко от себя. Вся оперативная работа по его задержанию фиксировалась, и здесь не понятно, на что чиновник надеялся, когда он избавлялся от денежных средств. В полиции предполагают, что данная взятка предназначалась за то, чтобы он обеспечил должным образом выигрыш тендера по госконтракту на ремонт крыши Дома культуры посёлка Козулька Козульского района Красноярского края. В МВД России по Красноярскому краю полагают, что данный чиновник не впервые получал незаконные вознаграждения за победы в тендерах на проведение подобного рода работ. Выброшенные деньги сотрудники МВД России по Красноярскому краю собрали, пересчитали и процессуально закрепили при понятых. В отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки), он помещён под арест. Посредник — нигде не работающий мужчина, также стал фигурантом уголовного дела. До суда он будет находиться под подпиской о невыезде. Ранее чиновникам Приморья запретили получать и делать подарки перед Новым годом. Им напомнили, что подарок на рабочем месте может быть расценен как взятка. Если запрет будет нарушен, госслужащего могут уволить.
Концептуально следует отметить, что превентивные меры играют важную роль в системе антикоррупционных фактов. Однако основное внимание уделяется мерам по обеспечению и соблюдению национального законодательства.
К причинам коррупции многие сотрудники правоохранительных органов относят следующее: серьезные недостатки в организационно-воспитательной работе на местах; недостаточное развитие рыночной системы, что вынуждает хозяйствующих субъектов прибегать к незаконным источникам для обеспечения необходимых ресурсов; необоснованно чрезмерное административное регулирование всех или части сфер общественной деятельности; нестабильность государственной политики в частном секторе экономики. Все приведенные факты свидетельствуют о том, что в России слабо развит не только правовой блок, но и другие значимые категории общественной деятельности.
Пример тому может служить следующий факт, а именно сотрудниками Управлением ФСБ по Челябинской области был задержан директор Челябинского областного медицинского информационно-аналитического центра (ЧОМИАЦ) при получении взятки. Стало известно, что подозреваемый признал свою вину полностью, в содеянном раскаялся и ему избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. По данным, которые раскрывают выявленный факт, говорится, что обвиняемый получил взятку размером 165 тысяч рублей от своего подчиненного сотрудника за оказание общего покровительства на работе. Согласно источника, который поясняет, что сотрудник центра приходит в кабинет директора с кошельком и садится за стол, после чего достает не маленькую сумму денежных средств из кошелька в присутствии своего начальника, пересчитывает их и отдает ему в руки. Полученные купюры директор центра сразу убирает в карман без всякого стеснения. Следственные действия в ЧОМИАЦ прошли в конце декабря 2019 года. В настоящее время органами следствия проводится сбор доказательственной базы в рамках возбужденного уголовного дела по ст. 290 УК России.
Все вышеперечисленные по тексту противоправные факты, а также и иные, часто встречаемые в следственно -судебной практике подобного рода незаконные действия, выражены в покровительстве, превышении должностных полномочий, обещаний, а также часто встречающихся правонарушений в области незаконного использования или умышленного сокрытия имущества, полученного от любой деятельности можно считать как коррупционная деятельность [3]. Но и в данном описываемом Федеральном законе «О противодействии коррупции» мы обнаруживаем неточности и лингвистические ошибки, при конструктивном изменении которых можно было бы говорить о сокращении преступлений подобного рода. Например, само понятие коррупции в законе не точно сформулировано и законодателем упущены такие текстовые элементы как посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество и т.д.
Понимание общественной опасности коррупции и путей борьбы с ней было разработано в Федеральном законе «О противодействии коррупции», в данном нормативно-правовом документе говорится, что коррупционные правонарушения не только создают серьезные моральные и политические проблемы, но также искажают условия международной политической конкуренции.
Все государства на основании принятой Конвенции 27 января 1999 года в Страсбурге об уголовной ответственности в сфере коррупционных проявлений, согласились участвовать в искоренении такого серьезного преступления, обязались принять все необходимые меры для интеграции своих правовых систем с правилами и принципами существующих документов в сфере коррупционной направленности. Пытаясь охватить всю категорию людей, которые могут быть причастны к коррупции, на основании изучения нормативно-правовых документов при этом, ссылаясь на терминологию, которая раскрывается законодателем и дает право называть подобных лиц как «чиновник», «государственный служащий», «мэр». «Министр», «судья», которые отражают соответствующий статус, можно подчеркнуть, что присутствует оговорка и она существенна, а именно: «... договаривающиеся стороны принимают только обязательства, если они совместимы с их конституциями и основополагающими принципами системного права, включая принцип федерализма, если применимо".
Все это приводит к многочисленным коррупционным правонарушениям. Нет сомнений в том, что коррупция оказывает пагубное влияние на все аспекты жизни общества. Приведем пример следующего содержания. Всероссийская антикоррупционная общественная приемная «Чистые руки» опубликовала следующий цифры за 2018 год, которые в действительности подчеркивают о негативных факторах коррупции. В период с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года Общественной организацией "Чистые руки" было получено и обработано информации о коррупции порядка 12 174 обращений, включая телефонные звонки, письма и личный прием. По словам Общественной организации «Чистые руки», важную роль в борьбе с коррупцией на территории РФ играет активность граждан, которые готовы не только сообщать о нарушениях своих прав, но и бороться за их восстановление[4].
Поэтому следует отметить, что правовые документы, принятые на территории нашего государства, закрепляют принципы и международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, и мы этого придерживаемся и пытаемся искоренить это преступное проявление.
Основные из них включают в себя:
- максимально возможное использование существующих многосторонних и двусторонних международных договоров;
- оказывать взаимную правовую помощь государствам-участникам;
- выдача преступников;
- обмен информацией о коррупционных правонарушениях;
- взаимодействие центральных органов и их прямые контакты.
Рассматривая коррупцию и ее последствия, следует остановиться на некоторых моментах, касающихся социальных вопросов:
1) увеличение и закрепление резкого имущественного неравенства, рост бедности. Зависимость бедных от богатых от коррупции определяет не только несправедливое, но и иногда незаконное перераспределение средств олигархам и приравненным к ним группам людей из-за преступности, скупки денег, роста цен на потребительском рынке, в сфере ЖКХ, что вызывает нарушения экономические отношения и цены;
2) снижение способности власти решать социальные проблемы в связи с обострением бюджетного кризиса и его последствий не только в сфере производства, но и в сфере потребления [5].
Есть много примеров этого неправомерного действия. Поэтому, если мы оценим убытки от коррупции в результате того, что коммерческие операции осуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе «подарков» и взяток, то, согласно приблизительным оценкам, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15% [6].
Российское антикоррупционное законодательство и коррупционные отношения имеют несколько уровней институционального воздействия на правовые системы - доктринальный, концептуальный, нормативный [7].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, учитывая масштабы современной коррупции, глубину ее проникновения в различные сферы общественной жизни, степень ее социальной опасности, необходимо подчеркнуть важность создания эффективного правопорядка в этой области и интеграцию в него национальных государственных программ. Сегодня такая законодательная концепция коррупции рассматривается в национальном законодательстве очень поверхностно, и только деяния, связанные с незаконной передачей денежных средств, признаются коррупционными [8].
Соответственно только активное применение всех правовых мер против всех граждан, независимо от их социального положения в обществе, может привести к желаемому результату в борьбе с коррупцией, и здесь мы считаем, что необходимо приравнять факторы коррупции к государственной измене. На наш взгляд, это должно значительно повысить эффективность борьбы с таким проявлением в России.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Баева Л.Ю. Криминологические проблемы борьбы с преступностью в РФ / Баева Л.Ю., Васильев А.М. // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2015. С. 7.
2. Васильев А.М. Типология и особенности криминологической характеристики личности преступника, совершившего сопряженное с исчезновением человека преступление / Васильев А.М. // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 4. С. 629-639.
3. Pelevin S. The participation of youth of western countries in political life of the society. the youth in the political life of the society / Pelevin S., Vasiliev A., Taubaev B., Tileubergenov Y. // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. V. 9. № 11. С. 2226-2233.
4. Гайдай М.К. Нарушители и нарушения установленного порядка отбывания наказания как форма пенитенциарной девиантности / Гайдай М.К., Герасимова Ю.Р. // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2014. № 4 (71). С. 37-42.
5. Tileubergenov Y. The role of social memory in reconstruction of the historical past. social memory and historical past / Tileubergenov Y., Pelevina N., Taubaev B., Vasiliev A. // Astra Salvensis. 2018. V. 6. № 12. P. 67-72.
6. Мошкин С.В. Участие органов местного самоуправления в создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг / Мошкин С.В., Васильев А.М. // Человек и закон. 2014. № 1. С. 4-11.
7. Вартанян Х.С. Актуальные вопросы реализации назначения и освобождения несовершеннолетних от наказания по уголовному законодательству России / Вартанян Х.С., Васильев А.М. // В сборнике: Тенденции развития науки материалы XXXIII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. 2013. С. 64-67.
8. Васильев А.М. Профессиональные навыки лиц, совершающих преступления / Васильев А.М., Скаян С.М. // Юридическая наука. 2019. № 7. С. 55-58.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Baeva L.Yu. Kriminologicheskiye problemy bor'by s prestupnost'yu v RF [Criminological problems of fight against crime in Russian Federation] / Baeva L.Yu., Vasiliev A.M. // V sbornike: Integratsiya nauki i praktiki v kontekste realizatsii pravovoy politiki gosudarstva: istoricheskiye i sovremennyye problemy prava i pravoprimeneniya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [In the collection: Integration of science and practice in the context of the implementation of the legal policy of the state: historical and modern problems of law and law enforcement. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Edited by E.V. Korolyuk. - 2015. - P. 7. [in Russian]
2. Vasiliev A.M. Tipologiya i osobennosti kriminologicheskoy kharakteristiki lichnosti prestupnika, sovershivshego sopryazhennoye s ischeznoveniyem cheloveka prestupleniye [Typology and features of criminological characteristics of personality of criminal who committed the crime associated with disappearance of person] / Vasiliev A.M. // Kriminologicheskiy zhurnal Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava [Criminological Journal of Baikal State University of Economics and Law]. - 2015. - V.9. - No.4. - P. 629-639. [in Russian]
3. Pelevin S. The participation of youth of western countries in political life of the society. the youth in the political life of the society / Pelevin S., Vasiliev A., Taubaev B., Tileubergenov Y. // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. V. 9. No. 11. P. 2226-2233.
4. Gaidai M.K. Narushiteli i narusheniya ustanovlennogo poryadka otbyvaniya nakazaniya kak forma penitentsiarnoy deviantnosti [Violators and violations of established procedure for serving sentences as form of prison deviance] / Gaidai M.K., Gerasimova Yu.R. // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia]. - 2014. - No. 4 (71). - P. 37-42. [in Russian]
5. Tileubergenov Y. The role of social memory in reconstruction of the historical past. social memory and historical past / Tileubergenov Y., Pelevina N., Taubaev B., Vasiliev A. // Astra Salvensis. 2018. V. 6. No. 12. P. 67-72.
6. Moshkin S.V. Uchastiye organov mestnogo samoupravleniya v sozdanii mnogofunktsional'nykh tsentrov predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [Participation of local governments in creation of multifunctional centers for provision of state and municipal services] / Moshkin S.V., Vasiliev A.M. // Chelovek i zakon [Man and the Law]. -2014. - No. 1. - P. 4-11. [in Russian]
7. Vartanyan H.S. Aktual'nyye voprosy realizatsii naznacheniya i osvobozhdeniya nesovershennoletnikh ot nakazaniya po ugolovnomu zakonodatel'stvu Rossii [Actual issues of implementation of the appointment and release of minors from punishment under criminal law of Russia] / Vartanyan H.S., Vasiliev A.M. // V sbornike: Tendentsii razvitiya nauki materialy XXXIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po filosofskim, filologicheskim, yuridicheskim, pedagogicheskim, ekonomicheskim, psikhologicheskim, sotsiologicheskim i politicheskim naukam [In collection: Trends in the development of science, materials of the XXXII International scientific and practical conference on philosophical, philological, legal, pedagogical, economic, psychological, sociological and political sciences]. - 2013. - P. 64-67. [in Russian]
8. Vasiliev A.M. Professional'nyye navyki lits, sovershayushchikh prestupleniya [Professional skills of persons committing crimes] / Vasiliev A.M., Skayan S.M. // Yuridicheskaya nauka [Jurisprudence]. - 2019. - No 7. - P. 55-58. [in Russian]