С.Ф. Денисов, доктор юридических наук, доцент (Черниговский государственный институт экономики и управления)
Органы внутренних дел Украины как субъекты противодействия молодежной преступности
Молодежная преступность при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. Управление процессом деятельности органов внутренних дел по предотвращению молодежной преступности включает в себя криминологическое прогнозирование количественнокачественных показателей молодежной преступности, криминологическое программирование противодействия молодежной преступности, координацию деятельности субъектов противодействия молодежной преступности во времени и пространстве.
Ключевые слова: молодежная преступность, криминологическое прогнозирование, противодействие преступности
Изменения в политической, экономической, социальной и духовной жизни нашего общества обусловили необходимость всеобщей реформы правовой системы Украины, главной целью которой является укрепление основ гуманизма, социальной справедливости. Прогрессивное развитие общества невозможно без надежного обеспечения охраны прав и свобод членов такого общества на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности и особенно такой её части, как молодежь. В Украине проживает около 11 млн молодых граждан, составляющих около 5-ой части населения. Государство и общество обязаны предпринимать максимальные усилия для обеспечения лицам молодёжного возраста достойных условий жизни, содействовать их полноценному психическому, физическому развитию и моральному благополучию. Именно при таких условиях государство и общество могут рассчитывать на будущее.
В последнее время, особенно после провозглашения независимости Украины, ученые и практики в области уголовного права наблюдают тенденцию роста преступности и ее «омоложение». Молодежная преступность отличается интенсивностью роста, негативными структурными изменениями, относится к наиболее масштабным и опасным криминальным феноменам. Молодые преступники чаще всего формируют организованные преступные группы и совершают тяжкие и опасные преступления. Настораживает рост молодежной преступности возрастных категорий 14-18 лет, которыми в течение 2011 г. совершено 8669 преступлений (2457 - в возрасте от 14 до 16 лет; 6212 - от 16 до 18 лет). По сравнению с 2010 г. увеличилось количество преступлений (на 8,7%), совершенных в группе, особенно в Киевской, Николаевской, Херсонской и Черкасской областях. Наблюдаются
случаи участия несовершеннолетних в составе организованных групп (13) и преступных организаций (3) [1]. По состоянию на 01.01.2012 г., в соответствии со статистическими данными Государственной судебной администрации Украины, наибольшую численность составляли преступления против собственности (ст.ст. 185-198 УК Украины), особенно среди молодежи 14-18 лет, а именно 7019 (2225 -в возрасте от 14 до 16 лет; 4794 - от 16 до 18 лет). Среди них: кража (ст. 185 УК Украины) - 5695 (1927 - от 14 до 16 лет; 3768 - от 16 до 18 лет); грабеж (ст. 186 УК Украины - 1026 (236 - от 14 до 16 лет; 781 - от 16 до 18 лет); разбой - 263 (51 - от 14 до 16 лет; 212 - от 16 до 18 лет). Остается высоким показатель совершения тяжких и особенно тяжких преступлений. Наибольшее количество преступлений против жизни и здоровья совершается возрастной категорией от 18 до 29 лет (58% от общей массы совершенных преступлений данного вида), однако такие преступления не исключение и для несовершеннолетних (14-16; 16-18 лет). Так, несовершеннолетними совершено преступлений против жизни и здоровья (ст. 115-145 УК Украины) - 271 (58 - от 14 до 16 лет; 213 - от 16 до 18 лет). Из них, 23 умышленных убийства, нанесено 207 тяжких либо средней тяжести телесных повреждений, 35 случаев изнасилований [2]. Также наблюдается тенденция увеличения преступности среди лиц от 10 до 14 лет. В основном это преступления, направленные на завладение чужим имуществом, хотя встречаются и случаи группового хулиганства, нанесения легких и средней тяжести телесных повреждений и др. Характерно, что преступления против жизни и здоровья, совершаемые лицами молодежного возраста, отличаются повышенной агрессией, жестокостью и цинизмом.
Криминологическая теория предупреждения преступности определяется сегодня как учение о «совокупности разнообразных видов деятельности и мер в государстве, направленных на усовершенствование общественных отношений с целью устранения негативных явлений и процессов, порождающих преступность либо способствующих ей, а также недопущения совершения преступлений на разных стадиях преступного поведения» [3].
Как отражение различных подходов, понятийный аппарат криминологии отличается исключительным многообразием. Стратегия воздействия на преступность предлагается в терминах «борьба с преступностью», «комплексное воздействие на преступность», «предупреждение преступности», «деятельность по предупреждению преступности», «социально-правовой контроль над преступностью», «правоохранительная деятельность». Различное содержание вкладывается и в определение понятий «предупреждение», «профилактика», «пресечение» и «упреждение», поскольку авторы разделяют данные понятия в зависимости от видов, направлений, этапов и уровней превентивной деятельности. Многозначность понятийного аппарата не случайно является причиной частых дискуссий в сфере криминологических знаний, относящихся к предупреждению преступности. На практике, как отмечает В.В. Голина, теоретические понятия «материализуются в соответствующей деятельности, позволяют очертить их внешние рамки, конкретизировать характер, сферу приложения, компетенцию субъектов деятельности, ресурсное обеспечение и т.п.» [4]. В этой связи часть криминологов отдает приоритет термину «предупреждение преступности» как родовому и более емкому понятию.
Другая часть ученых не видит смысла в разделении указанных понятий и предлагает использовать их как синонимы, считая терминологическую дискуссию нецелесообразной и надуманной, лишенной теоретического и практического смысла
[5].
Существуют различные причины и условия совершения преступления молодым преступником: возникновение реального социального неравенства и внутренних противоречий в связи с рыночными реформами, усиленное влияние на сознание образами и сюжетами преступности через СМИ, с учетом социальной и психологической нестойкости, восприимчивости к различным формам наследования, общего ухудшения социально-экономической ситуации и политической нестабильности в Украине и др. Поэтому в центре внимания криминологов, как отечественных, так и зарубежных, постоянно находятся проблемы противодействия молодежной преступности. Отображение этих проблем можно найти в работах таких ученых, как М.М. Бабаев, В.В. Голина, Б.Н. Головкин, И.Н. Даньшин, А.Н. Джу-жа, А.И. Долгова, В.Н. Дремин, А.П. Закалюк, А.Ф. Зелинский, А.Г. Кальман, И.И. Карпец, А.Н. Костенко, М.С. Крутер, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Г. Лекарь, В.А. Лелеков, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковський, А.Б. Сахаров, С.Л. Сибиряков , И.К. Туркевич, В.И. Шакун и других [6]. Вообще, противодействие молодежной преступности - это многоэтапный процесс, который состоит из стратегического и оперативно-тактического планирования, научного прогнозирования, ресурсного обеспечения и координации деятельности соответствующих субъектов, которые в силу своих полномочий, социального статуса, гражданской обязанности во взаимосвязи и согласованности исполняют эту работу во времени и пространстве. Криминологическое прогнозирование молодежной преступности, криминологическое программирование противодействия молодежной преступности, координация деятельности субъектов противодействия молодежной преступности во времени и пространстве - это три базовых этапа в организации и управлении процессом противодействия молодежной преступности.
Криминологическое прогнозирование состоит из обработки и анализа криминологической информации с целью получения знаний о будущем состоянии молодежной преступности, отдельных ее видов и групп или совершение преступления отдельными молодыми людьми и состоит из следующих вопросов: какие категории лиц могут стать на преступный путь; какое существует соотношение между самыми близкими и отдаленными заданиями противодействия преступности и какие мероприятия наиболее пригодны для их достижения; какие именно факторы, позитивные или негативные, влияют на молодежную преступность и с какой силой; какая существует вероятность изменений в видах и категориях молодежной преступности; как будут выглядеть с заданной вероятностью на соответствующий срок определенные показатели молодежной преступности. После ответов на эти вопросы составляется факторно-криминологическая матрица. Для анализа состояния молодежной преступности, ее групп и отдельных видов, в процессе криминологического прогнозирования, используются три базовых метода: метод моделирования, метод экстраполяции и метод экспертных оценок.
Центральные и местные органы власти при участии правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, которые исполняют правоохранитель-
ные и правоприменительные функции, разрабатывают программу противодействия молодежной преступности. Программа противодействия молодежной преступности - это отдельный документ (или его часть), определяющий систему противодействия молодежной преступности путем определения задач, способов, этапов механизма реализации соответствующих мероприятий, а также контроля и прогноза результатов по исполнению программы. Программа включает в себя: концепцию противодействия, организационно-правовое обеспечение, кадровое обеспечение, систему противодействия отдельным видам преступлений и фоновым явлениям, участие негосударственных объединений в противодействии молодежной преступности, финансирование программы, сроки и контроль за реализацией программы.
Концепция противодействия состоит из совокупности приоритетов, которые могут базироваться на четырех основополагающих моделях профилактики преступлений молодежи: репрессивно-превенционной, превенционно-надзорной, социально-педагогической и пропагандистско-идеологической, которые сложились в мировой и национальной практике правоохранительных органов.
Организационно-правовое обеспечение - это совокупность ссылок на нормативные правовые акты (законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, типовые положения и др.), которые могут касаться отраслей конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского, семейного, трудового административного и др., обеспечивающие практическое внедрение приоритетов репрессивно-превенционной, превенцион-но-надзорной, социально-педагогической и пропагандистско-идеологической профилактики молодежной преступности.
Кадровое обеспечение - это структурный блок программы, который содержит перечень государственных органов (учреждений), негосударственных организаций. Общесоциальные, специально-криминологические и индивидуальные превенции обязаны выполнять государственные органы и общественные организации, взаимодействуя с органами внутренних дел.
В систему противодействия отдельным видам преступлений и фоновым явлениям входит
ранняя профилактика, которая направлена на предотвращение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания молодежи, нормализацию условий оздоровления среды жизни и воспитания конкретных лиц или определенных подгрупп молодежи, целенаправленную коррекцию в развитии личности на начальном этапе;
непосредственная профилактика, направленная на оказание социальной помощи нормализацию условий жизни и воспитание молодежи, защиту в разных формах, поддержку;
профилактика на момент предпреступного поведения, которое включает в себя осуществление мер общественного воздействия, применение гражданско-правовых мер, постановку на учет в соответствующих органах и учреждениях после совершения преступления и отбывания определенного наказания, устройство в спортивно-трудовые лагеря, клубы и секции и др.;
предотвращение рецидива, к которому можно отнести деятельность по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, трудовое и бытовое устройство, и др.
Противодействие молодежной преступности, в большей степени, реализуется через органы внутренних дел в следующих направлениях:
1. Распространение и изучение перспективных форм позитивного опыта, что приводит к правильному пониманию сущности профилактической деятельности.
2. Проведение с молодыми людьми, которые были поставлены на профилактический учет и систематически нарушали общественный порядок, индивидуальной профилактической работы.
3. Содействие укреплению в обществе атмосферы стабильности, слаженности и нетерпимости к противоправному поведению молодежи.
4. Выявление неблагополучных семей с асоциальным поведением и привлечение общественности к профилактической деятельности в сфере преодоления криминогенных условий в отношении несовершеннолетних, ученической и студенческой молодежи.
5. Создание необходимых организационных предпосылок для существования действенной взаимосвязи между общей организацией борьбы с молодежной преступностью и правоохранительной деятельностью.
6. Современная социально-экономическая, политическая, духовноидеологическая ситуация в Украине актуализирует проблемы взаимодействия органов внутренних дел со СМИ в формировании правосознания молодежи. Совершенствование всей системы отношений в обществе невозможно без ориентации молодежи на социально-полезное поведение, повышения эффективности системы предупреждения преступного поведения.
Негосударственные объединения и организации могут осуществлять культурно-воспитательные, социальные и психологические меры по предотвращению молодежной преступности:
формировать доверие к правоохранительным органам, информировать о способах снижения криминальной виктимности, демонстрировать положительные результаты противодействия преступности, защищать представителей молодежи из числа малообеспеченных слоев населения, сирот, безработных, бездомных и т.д.
Финансирование программы содержит указание относительно источников финансирования субъектов предупредительной деятельности и является структурным блоком программы.
Сроки реализации программы противодействия молодежной преступности подразделяются на оперативные (срок действия до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 15 лет), долгодействующие (свыше 15 лет).
Структурный блок программы, содержащий перечень центральных органов власти и управления, на которые возложены, согласно действующему законодательству, оценка текущих и заключительных результатов реализации программы
противодействия молодежной преступности - это контроль за реализацией всей программы.
Таким образом, молодежная преступность при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности молодежи, недопущении разлагающего влияния молодых преступников на своих сверстников и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям молодежи.
Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой(например, программой противодействия молодежной преступности).
Литература:
1. Офіційні статистичні данні МВС України // Офіційний сайт Міністерства внутрішніх справ України [Електронний ресурс]. - Режим доступу ресурсу: http://www.mvs.gov.ua/mvs/control/main/uk/publish/article/ 48496.
2. Статистичні дані Державної судової адміністрації України.
3. Кримінологія: Загальна та Особлива частини / за ред. проф. І.М. Даньшина. -Х., 2003.- С. 94.
4. Голіна В.В. Попередження злочинності: конспект лекції.- Х., 1994.- С. 4; Зелінський А.Ф. Кримінологія: навч. посібник.- Х., 2000. -С. 130; Алексеев А.И. Криминология: курс лекций.- М., 2004.
5. Кримінологія: Підручник / за заг. ред. О.М. Джужи: У 2 кн. - К., 2002.- С. 107; Филонов В.П. Состояние, причины преступности в Украине и ее предупреждение: Монография. - Донецк, 1999. - С. 272-275.
6. Теоретические основы предупреждения преступности / отв. ред. В.К.
Звирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский. - М., 1977; Лекарь А.Г.
Профилактика преступлений. - М., 1972; Голина В.В. Специально-
криминологическое предупреждение преступлений (теория и практика): дис. ... д-ра юрид. наук. - Х., 1994; Туркевич І.К. Злочинність: навч. посіб. - К., 1999. - 47 с.; Крутер М.С. Методологические и прикладные проблемы изучения и предупреждения преступности молодежи: автореф. дис. ...д.ю.н.: 12.00.08 / ВНИИ МВД России. - М., 2002. - 54 с.; Лелеков В.А. Молодежная преступность: Проблемы и опыт регионального исследования: монография. - Воронеж: ВВШ МВД РФ, 1998. - 119 с.; Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи: (методологические и прикладные проблемы). - Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т., 1998. - 154 с. и др.