Научная статья на тему 'ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД 1917-1918 ГГ'

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД 1917-1918 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ МИЛИЦИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / СОВЕТЫ / НКВД РСФСР / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байкеева Светлана Евгеньевна, Удальцов Андрей Александрович, Бредихин Алексей Леонидович

В настоящей статье авторы рассматривают становление и эволюцию органов внутренних дел советского государства с момента прихода к власти до конца 1918 г. В этот период существенным образом меняется модель организации милиции и круг решаемых ею задач. Авторы отмечают, что декларирование непосредственного подчинения милиции Советам в первые месяцы советской власти, было ошибочным, так как надежда на добровольное и фактически безвозмездное участие самих граждан в работе милиции не сбылась. В результате чего, уже в конце 1918 г. организацией милиции уже начали заниматься штатные должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Байкеева Светлана Евгеньевна, Удальцов Андрей Александрович, Бредихин Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE SOVIET STATE IN THE PERIOD 1917-1918

In this article, the authors consider the formation and evolution of the internal affairs bodies of the Soviet state from the moment they came to power until the end of 1918. During this period, the model of the organization of the police and the range of tasks it solves are changing significantly. The authors note that the declaration of direct subordination of the police to the Soviets in the first months of Soviet power was erroneous, since the hope for voluntary and virtually gratuitous participation of citizens themselves in the work of the police did not come true. As a result, already at the end of 1918 regular positions have already begun to organize the militia.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД 1917-1918 ГГ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_60 УДК 351.74

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД 1917-1918 ГГ. INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE SOVIET STATE IN THE PERIOD 1917-1918.

БАЙКЕЕВА Светлана Евгеньевна,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: baykeeva_sveta@mail.ru;

УДАЛЬЦОВ Андрей Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: oudaltsov@mail.ru;

БРЕДИХИН Алексей Леонидович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: axel_b@mail.ru;

BAYKEEVA Svetlana Evgenievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: baykeeva_sveta@mail.ru ;

UDALTSOV Andrey Alexandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: oudaltsov@mail.ru;

BREDIKHIN Alexey Leonidovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: axel_b@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье авторы рассматривают становление и эволюцию органов внутренних дел советского государства с момента прихода к власти до конца 1918 г. В этот период существенным образом меняется модель организации милиции и круг решаемых ею задач. Авторы отмечают, что декларирование непосредственного подчинения милиции Советам в первые месяцы советской власти, было ошибочным, так как надежда на добровольное и фактически безвозмездное участие самих граждан в работе милиции не сбылась. В результате чего, уже в конце 1918 г. организацией милиции уже начали заниматься штатные должности.

Abstract: In this article, the authors consider the formation and evolution of the internal affairs bodies of the Soviet state from the moment they came to power until the end of 1918. During this period, the model of the organization of the police and the range of tasks it solves are changing significantly. The authors note that the declaration of direct subordination of the police to the Soviets in the first months of Soviet power was erroneous, since the hope for voluntary and virtually gratuitous participation of citizens themselves in the work of the police did not come true. As a result, already at the end of 1918 regular positions have already begun to organize the militia.

Ключевые слова: рабочая милиция, революция 1917 г., советы, НКВД РСФСР, главное управление милиции.

Keywords: workers' militia, revolution of 1917, Soviets, NKVD of the RSFSR, main directorate of militia.

Дата направления статьи в редакцию: 20.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Революционные события 1917 года привели не только к падению самодержавной власти, но и к перестройке всего государственного аппарата. Новая советская власть рассматривала те или иные вопросы общественно-политической жизни под другим углом, нежели царская власть или временное правительство за короткий период своего существования.

Советское государство не могло обойтись без государственного органа, призванного следить за обеспечением правопорядка и выполнением иных функций, относящихся к так называемым «внутренним делам». Поэтому при формировании органов управления, на II Всероссийском съезде Советов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. среди тринадцати народных комиссариатов Совнаркома (аналогов министерств по своей сути) был образован и комиссариат внутренних дел.

Народным комиссар по внутренним делам РСФСР вновь созданного правоохранительного органа был назначен А.И. Рыков, входивший тогда в состав ЦК РСДРП (б). Свою должность он занимал недолго, и 16 ноября 1917 г. (по новому стилю) сложил с себя полномочия наркома. Однако за столь короткий период был принят основополагающий документ для работы советской милиции - Постановление НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции». В дальнейшем эта дата стала отмечаться как День милиции, а с 2011 г. именуется днем

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно названному документу, советы рабочих и солдатских депутатов образовывали рабочую милицию, к ведению которых она и должна была относиться. Таким образом, служба в милиции и ее комплектование строились на добровольных началах. Такое подчинение милиции явно выражало ее классовый характер, защищало интересы рабочих и трудового крестьянства, что отразилось даже в самом названии «рабоче-крестьянская милиция»[2, С. 117].

Уже 17 (30) ноября 1917 г. Наркомом внутренних дел РСФСР назначен Г.И. Петровский, который также вместе с Ф.Э. Дзержинским, М.Я. Лацисом, И.С. Уншлихтом, М.С. Урицким входил в созданную при НКВД РСФСР коллегию.

В структуру НКВД РСФСР в 1917 г. входили следующие подразделения: секретариат, коллегия НКВД, отдел местного управления, центральный статистический отдел, финансовый отдел, контрольно-ревизионная комиссия, отдел управления Медицинской частью, ветеринарный отдел, отдел местного хозяйства, беженский отдел, иностранный отдел, бюро печати.

Наркомат внутренних дел РСФСР основной своей функцией видел участие в руководстве советским строительством. Направлениями деятельности НКВД РСФСР в первые годы советского государства становятся кадровая работа и контроль за функционированием местных советов; мониторинг исполнения распоряжений центральной власти на местах и соответствующее реагирование; обеспечение безопасности населения и охрана правопорядка («революционного порядка»). К НКВД также были отнесены вопросы исполнения наказаний, пожарной охраны и коммунального хозяйства.

Рабочая милиция непосредственным образом была задействована в охране революционного порядка, хотя ни четкой структуры, ни направлений ее работы в законодательстве не было определено. Многие вопросы организации и деятельности решались на местах Советами Рабочих и Солдатских Депутатов. Комплектование рабочей милиции происходило из пролетариата, трудящихся, крестьян. В некоторых местностях существовала «милицейская повинность», когда в качестве обязанности «наиболее сознательные граждане» должны были периодически выходить на дежурство.

Нужно сказать, что установление советской власти далеко не всегда принималось населением благосклонно. Нередко наблюдался саботаж распоряжений советской власти государственными служащими и иные формы противодействия и непринятия советской власти. Такие факты оценивались советской властью как «контрреволюционные» действия.

Для противодействия «контрреволюции» 20 декабря 1917 г. постановлением Совета Народных Комиссаров была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), председателем которой был Ф.Э. Дзержинский. Исходя из названия, основными задачами этого органа были не только борьба с саботажем и контрреволюцией, но и также разведка, контрразведка, политический розыск.

С момента своего создания рабочая милиция и ВЧК по многим направлениям работали сообща. В Положении о всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях от 28 октября 1918 г. прямо указано, что ВЧК работает в тесном контакте с милицией.

В феврале 1918 г. приняты декреты «О суде» № 1,2,3. Организация предварительного следствия советского государства связана с появлением Декрета СНК РСФСР «О суде» № 2 от 15 февраля 1918 г., где обозначено, что по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, оно производится следственными комиссиями из трех лиц, избираемых, впредь до назначения прямых выборов, Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Эти же комиссии получали право обращаться к милиции за содействием в расследовании преступлений.

Первоначальная идея большевиков о добровольном характере создания и деятельности рабочей милиции не оправдала себя. На добровольной основе привлечь людей к несению службы было весьма проблематично, а милицейская повинность приводила к непостоянству состава милиции, что не способствовало профессионализации сотрудников. В связи с этим, реализуется идея создания организованной системы правоохранительных органов, где бы существовал постоянный штат сотрудников - советской рабоче-крестьянской милиции.

Согласно постановлению СНК, НКВД и НКЮ 13 октября 1918 г. издана Инструкция «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Согласно данному документу, советская рабоче-крестьянская милиция (РКМ) провозглашалась органом рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящей в непосредственном ведении местных Советов (поэтому и называлась «советской» [3, С. 58]), но подчинялась «общему руководству» НКВД.

На уровне губернских исполкомов советов депутатов, как подотдел, создавалось Губернское управление советской РКМ, возглавляемое заведующим, на уровне уездов - уездная милиция. А на уровне больших городов могла быть создана городская организация РКМ. Уездную и городскую РКМ возглавляли начальники.

Этим же нормативным актом устанавливается порядок привлечения граждан к несению службы в Советских Отрядах Милиции, а именно: на основе добровольческой службы, либо, если это необходимо по местным условиям, и в форме повинности. Отряды эти стояли на учете, подчинялись Начальнику Советской Милиции, и по вызову должны были являться для обучения и несения службы. При этом, служба осуществлялась, как правило, на безвозмездной основе. Лишь при исполнении специальных поручений допускалась плата за время.

Сотрудникам советской РКМ положен было носить форму и отличительный знак, а вооружались они револьверами и холодным оружием.

Чтобы стать сотрудников Советской Милиции, необходимо было соответствовать целому ряду требований. Такие лица должны были достигнуть возраста 21 года, быть грамотными, а их классовая благонадежность должна была подтверждаться соответствующими характеристиками от профсоюзов, местных советов, либо партийных организаций советского толка. В сложное время, когда еще сохранялись не лояльные со-

ветской власти общественные силы, таким отбором удавалось обеспечить политическую однородность штатного состава милиции, поставив ее на защиту интересов конкретного класса - «рабочих и крестьян».

Здесь же определялось, что «советская РКМ стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства», а главной обязанностью обозначена «охрана революционного порядка и гражданской безопасности». Кроме того, довольно подробно расписывались предметы ведения Советской милиции. Руководство деятельностью советской РКМ возлагалось на особое Управление Советской Рабоче-Крестьянской милицией, образованное в составе НКВД РСФСР. Указанное управление в дальнейшем преобразовано в главное управление милиции (ГУМ).

Помимо общего руководства деятельностью Советской милиции, названный орган издавал инструкции и приказы по вопросам политической и технической деятельности милиции, а также осуществлял надзорную деятельность за нижестоящими органами милиции, проводил ревизии финансовой деятельности и составлял сметы на их содержание. В названной инструкции далеко не все вопросы были четко урегулированы, некоторые вопросы передавались на усмотрение местных Советов. Впрочем, уже в самом начале Инструкции обозначено, что она является временной мерой в чрезвычайных условиях, поэтому некоторая нестройность структуры и отдельные пробелы и неясности вполне объяснимы.

В октябре 1918 г. создается и система уголовного розыска, а именно в составе Главного управления милиции учреждается Центральное управление уголовного розыска (Центррозыск). Действовавшие до этого в крупнейших городах децентрализованные органы уголовного розыска, организуемые при местных советов, не оправдали ожидания.

Правовым основанием для реорганизации системы советского уголовного розыска стало Положение НКВД РСФСР об организации отдела уголовного розыска от 5 октября 1918 г. Органы уголовного розыска создавались фактически заново, но уже под общим руководством НКВД РСФСР и при содействии местных Советов. Отмечается, что «сотрудники уголовного розыска проводили не только негласные оперативно-розыскные мероприятия, но и непосредственно производили осмотры мест происшествий, делали обыски, выемки, задержания, допросы и проводили сбор вещественных доказательств, оформляя доказательную базу, тем самым производили дознание по уголовному преступлениям» [1, С. 14].

История становления и развитие органов советской милиции в первые годы советской власти показала, что для эффективной деятельности первоначальная идея о добровольном характере службы не реализовалась. Созданная система милицейских формирований не справлялась с задачами борьбы с преступностью и охраной правопорядка, и организационное, техническое и профессиональное обеспечение не могло быть обеспечено без создание единой государственной системы. Поэтому вполне логичным было перейти к организации профессиональной штатной службе Советской милиции под контролем центральных органов власти. Надо сказать, что это сыграло важную роль при сдерживании нарастающих крестьянских волнений осенью 1918 г.

За период с осени 1917 по осень 1918 г. советскому правительству не удалось успокоить ситуацию в стране, поставить ее на мирный и поступательный путь развития. Далеко не все политические силы и общественные группы приняли революцию, многие в ней разочаровались, не получив желаемого результата.

Помимо этого, существовали внутри- и внешнеполитические причины, ставшие спусковым крючком для перехода противостояния в горячую фазу и фактического начала гражданской войны. Такими причинами была политика большевиков по упразднению права частной собственности; т.н. «продовольственная разверстка», фактически разорявшая крестьян; заключение Брестского мирного договора, означавшего окончание Первой мировой войны для советского государства, но в тоже время приведшая к потере территорий страны и появление международных финансовых обязательств.

Уже 2 сентября 1918 г. ВЦИК принимает постановление «Советская республика - военный лагерь», где всем гражданам (независимо от различий) вменяется в обязанность беспрекословно выполнять все обязанности по обороне страны, возлагаемые на них советской властью. Фактическое начало гражданской войны отразилось и на внутренних делах государства, изменения коснулись и органов милиции.

В таких чрезвычайных условиях было принято постановление СНК, НКВД и НКЮ 13 октября 1918 г. (Инструкция) «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», что существенно повысило эффективность обеспечения правопорядка в стране и обеспечения исполн е-ния властных распоряжений. Милиция стала вооруженным формированием в системе исполнительных органов РСФСР, получившим широкие полномочия в деле обеспечения охранительных задач. Тенденции к повышению роли милиции в общественной жизни проявились и в создании специализированных видов милиции, а также вспомогательных подразделений.

Таким образом, молодое советское государство, несмотря на негативное отношение к государственным институтам царской России, вынуждено было организовать органы правопорядка по похожей модели. Идея рабочей милиции, подчинявшейся Советам на местах и строящейся на добровольных началах, не воплотилась в жизнь, что потребовала вводить штатные должности для координации и повышения эффективности деятельности органов внутренних дел.

Библиогра фия:

1. Панфилец А.В. Из истории становления дознания советской милиции (1917-1924 гг.) (к 300-летию российской полиции)// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 14-16.

2. Токарева С.Н. Нормативно-правовые основы организации советской милиции в 1918 году// Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2016. № 17. С. 110-124.

3. Хлусов Т.М. Советская рабоче-крестьянская милиция в годы гражданской войны и ее функции// Мир политики и социологии. 2015. № 8. С. 57-63.

References (transliterated):

1. Panfilec A.V. Iz istorii stanovleniya doznaniya sovetskoj milicii (1917-1924 gg.) (k 300-letiyu rossijskoj policii)// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Ros-sii. 2017. № 3 (75). S. 14-16.

2. Tokareva S.N. Normativno-pravovye osnovy organizacii sovetskoj milicii v 1918 godu// Istoriko-pravovye problemy: novyj rakurs. 2016. № 17. S. 110-124.

3. Hlusov T.M. Sovetskaya raboche-krest'yanskaya miliciya v gody grazhdanskoj vojny i ee funkcii// Mir politiki i sociologii. 2015. № 8. S. 57-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.