УДК 351.741 М.Ю. Гутман*
Политико-правовые факторы формирования нормативной базы деятельности Петроградской милиции (1918-1919 гг.)
В статье анализируется деятельность местных органов власти по совершенствованию нормативной базы организации и деятельности милиции города и губернии в условиях гражданской войны и иностранной интервенции.
Ключевые слова: война, закон, интервенция, милиция, преступность.
M.Y.Gutman*. Political and legal factors of the regulatory framework Petrograd police (19181919). The article examines the activities of local authorities to improve the regulatory framework of the organization and activities of the militia of the city and province in the civil war and foreign intervention.
Keywords: war, law, intervention, police, crime.
Весной-летом 1918 г. обстановка в России резко изменилась. Осуществлявшаяся большевиками социально-экономическая политика [22], формирование политической монополии на власть [6], отказ Советского правительства в выплате долгов государствам-кредиторам и национализация имущества иностранных граждан, стремление стран Антанты не допустить распространение социалистической революции на другие страны и оказание ими непосредственной помощи антибольшевистским силам резко обострили ситуацию в стране. Началась военная интервенция и гражданская война [14]. Создавались первые фронты на Севере, Востоке, на Юге, а затем и на западных рубежах Советской республики.
Одним из важнейших событий, способствовавших повороту к гражданской войне, стал «грабительский, похабный, несчастный», как его называл В.И. Ленин, но необходимый Брестский мир. Да, он нанес колоссальный материальный ущерб, Россия потеряла огромную территорию. Но он очень сильно ударил и по чувствам многих людей и, прежде всего, российского офицерства, обладавшего большим боевым опытом, которое традиционно воспитывалось в духе российского патриотизма. Многие из них рассматривали борьбу с Советской властью как продолжение войны с кайзеровской Германией.
В марте-апреле 1918 г. английские, французские, а затем и американские войска высадились в Мурманске и Архангельске; японские, английские и американские - во Владивостоке; появились англичане в Средней Азии и Закавказье; немцы оккупировали запад страны. Внутри страны поднял восстание против большевиков чехословацкий корпус. Всё это привело к падению Советской власти на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Поволжье.
Одновременно с внешними фронтами формировался и внутренний фронт - фронт борьбы с политическими противниками большевиков, всеми, кто препятствовал утверждению в России новых социально-экономических и политических отношений, боролся за возврат утраченной собственности и сословных привилегий, с деклассированными и преступными элементами. Борьба на этом фронте характеризовалась рядом особенностей: отсутствием линии фронта, масштабностью, остротой и разнообразием ее форм и методов - от клеветы на большевиков и Советскую власть до открытых вооружённых выступлений, заговоров и мятежей, террористических актов и политических убийств. В рядах внутренних врагов были представители свергнутых классов, контрреволюционных партий и белое офицерство - вдохновители и организаторы антисоветской борьбы, имевшие связь с внешним фронтом. Противниками новой власти были иерархи русской православной церкви, а также высшее руководство других конфессий, идеология которых была несовместима с воинствующим атеизмом большевиков.
В борьбе против Советской власти и проводимых ею мероприятий эти силы нередко прибегали к услугам преступных элементов^ вовлекали их в политическую борьбу. Поэтому политический бандитизм, грабежи, разбои и убийства, погромы по своему существу являлись особой формой борьбы свергнутых классов и их пособников против диктатуры пролетариата.
С обострением внутренней обстановки, накалом гражданской войны и военной интервенции в стране начинают осуществляться мероприятия, получившие впоследствии название «политики военного коммунизма». Одним из основных документов, положившим начало политике военного коммунизма, был декрет ВЦИК от 13 мая 1918 г. «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию» [8, с. 264-266]. Согласно декрету, крестьяне, не сдававшие хлеб, объявлялись врагами народа, подлежали осуждению к тюремному заключению на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. С одной стороны, декрет позволил в некоторой степени снизить
* Гутман, Матвей Юрьевич, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик Академии военно-исторических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-93.
* Gutman, Matthew Yurievich, Professor of Philosophy and Sociology, St. Petersburg University, Russian Ministry of Internal Affairs, JD, Ph.D., Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Academician of the Academy of Military History. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-70-93.
© Гутман М.Ю., 2014
остроту продовольственной проблемы, а с другой, привёл к резкому обострению борьбы крестьян против этих мероприятий, к значительному пополнению рядов противников Советской власти [22].
Осенью 1918 г. ситуация в стране еще более обострилась. Крестьянские выступления, активизация антибольшевистского подполья [36], неудачи на фронтах, террор против руководителей партии и государства, рост уголовной преступности еще более усугубили ситуацию. 30 августа в Москве эсерка Каплан тяжело ранила В.И. Ленина. В этот же день был убит М.С. Урицкий -председатель Петроградской ЧК. В этой связи Совет комиссаров Союза коммун Северной области принял чрезвычайные меры. Требовалось принятие адекватных обстановке мер, и они были приняты.
20 августа Совет комиссаров Союза коммун Северной области (далее - СКСК СО) опубликовал декрет, согласно которому контрреволюционеры, шпионы, спекулянты, грабители, налетчики и погромщики, задержанные на месте преступления, подлежали немедленному расстрелу [11].
2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». 5 сентября СНК принял постановление о введении «красного террора», в котором отмечалось, что «при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью».
Усилился красный террор и в Петрограде. Городской ЧК был опубликован большой список взятых заложников «из буржуазии и бывших офицеров» и заявлено: «Если будет убит хотя бы один из советских работников, заложники будут расстреляны» [13, с. 211-212]. В городе участились обходы и облавы, введена обязательная проверка документов у подозрительных лиц. Так, сотрудниками милиции только одного Нарвского района с 1 по 7 сентября 1918 г. были задержаны свыше 800 подозрительных лиц. По приговорам суда и постановлениям ЧК «60 самых активных контрреволюционеров, белогвардейцев, бандитов и налетчиков были расстреляны» [34].
Проблема «красного» и «белого» террора достаточно сложна и неоднозначна. В многочисленной советской литературе традиционно утверждалось, что «красный» террор был вынужденной мерой и являлся ответной мерой на «белый» террор [17, с. 101]. А.И. Семенникова пишет, что «и белые, выйдя на простор гражданской войны, насаждали жестокую диктатуру, подавляя силы, не принимавшие белую идею, широко использовали террор для уничтожения сторонников Советской власти и красных. Расстрелы без суда и следствия, мародёрство и грабежи, жестокость и насилие - всё это было и у белых» [18, с. 344-347]. Подтверждает это на основе зарубежных источников и Н. Верт. «Конечно, - пишет он, - свирепствовали не только чекисты, но и белогвардейцы, которые «огнём и мечом» наводили свой порядок в «красных районах» [1, с. 244].
Особый трагизм и «красного» и «белого» террора заключался в том, что его жертвы отбирались не за совершение конкретных преступлений, а на основе классовой принадлежности. Но его жертвами были и уголовники, дезертиры, деклассированные, люмпенизированные элементы, которые в периоды кризисов и революций играют разрушительную роль, стремятся обрести статус и благополучие за счёт общества. Именно они, как свидетельствует история, первыми начинают погромы, убийства, экспроприации и т.п. Безусловно, «красный» террор сыграл определённую роль в укреплении Советской власти. Но он породил и её новых противников, использовался для оправдания интервенции и «белого» террора [6, с. 134].
Петроградская милиция, выполняя возложенные на неё задачи, обеспечивая поддержание в городе революционного порядка, способствовала выявлению противников нового режима, которые для реализации своих замыслов прибегали к услугам уголовников.
В таких условиях проходило становление и деятельность милиции в Северной области вообще и в Петрограде, в частности. Организационная структура милиции приобрела полувоенную форму, было создано 14 районных и 45 подрайонных комендатур, сформирован конный отряд, выполнявший роль резерва. Служба в основном осуществлялась путём патрулирования. Укрепилась дисциплина, усилилось взаимодействие между подразделениями. Единоначалие и чёткое определение прав и обязанностей руководителей и всех должностных лиц милиции создали необходимые условия для оперативного руководства ее деятельностью, повысили ответственность комендантов за состояние дел. Большую помощь формирующейся милиции оказывали местные партийные органы. Они способствовали созданию партийных ячеек в милиции, которых к концу 1918 г. было 16 [26], контролировали её служебно-оперативную деятельность, организацию военной подготовки, состояние дисциплины и воспитательной работы с личным составом.
Заботой о социальной защищенности сотрудников явилось повышение с 1 сентября 1918 г. их денежного содержания, разрешение выдавать обмундирование и обувь по казенным ценам. В день дежурства милиционерам выдавался выдавать красноармейский паек. Всё это способствовало сокращению текучести кадров, повышению качества несения службы.
Итоги строительства и деятельности милиции Северной области подвёл съезд заведующих отделами наружной охраны СКСО, проходивший в Петрограде 5-9 сентября 1918 г. Значение съезда заключалось в том, что на нём были подведены итоги строительства милиции, обобщён и одобрен опыт её деятельности, получил одобрение целый ряд нормативных актов, способствовавших её развитию и укреплению как правоохранительного органа государства.
Основными документами, принятыми на съезде, были: Положение о школе дружинников (до марта 1919 г. сотрудников милиции Петрограда и губернии называли дружинниками, гвардейцами охраны - Авт.), Инструкцию по службе дружинников, установил для них форму одежды, определил дисциплинарные права командного состава. Решения съезда оказали большое влияние на ход строительства советской милиции не только в Северной области, но и во всей стране [33].
С 25 сентября 1918 г. в комендатурах охраны вводилось обязательное военное обучение. Инструкторами для его проведения назначались бывшие солдаты и матросы старой армии, участники Первой мировой войны, которых в рядах милиции Петрограда было более 30 процентов. Обучение военному делу способствовало становлению милиции не только как правоохранительного органа государства, но и как военной организации. В условиях развернувшейся иностранной военной интервенции и гражданской войны это имело исключительно важное значение.
Основная задача милиции в этот период заключались в поддержании твердого революционного порядка в стране и обеспечении тыла Красной Армии. 5 октября 1918 г. НКВД РСФСР принял постановление об учреждении Центрального управления уголовного розыска на правах отдела ГУМ РСФСР «для охраны революционного порядка путём негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». В соответствии с принятой Инструкцией, в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек местные Советы должны были создать отделения уголовного розыска (далее - УР), общее руководство деятельностью которых возлагалось на Наркомат внутренних дел [3, с. 9].
В городах с небольшой численностью населения и невысоким уровнем преступности, согласно циркуляру № 35112 от 12 декабря 1918 г., рекомендовалось создавать уголовно-розыскные или уголовно-следственные столы, общее руководство которыми возлагалось на начальников милиции и их помощников. При возникновении необходимости в дополнительных силах для ведения розыска к милиции уезда могли прикомандировываться агенты уголовного розыска [15, с. 87, 96].
На основе постановления НКВД был реорганизован Петроградский отдел уголовного розыска и уголовный розыск губернии. В октябре 1918 г. в 22 районных уголовно-следственных комиссиях города Петрограда насчитывалось 610 человек, в т.ч.: 22 председателя УСК, 60 следователей, 22 инструктора и 220 агентов.
Важнейшим документом, регламентировавшим работу милиции с октября 1918 г., была инструкция «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» (далее - Инструкция). Этот правовой акт готовился как «Положение о милиции», но на расширенном заседании СНК с участием В.И. Ленина было решено переработать обсуждаемый проект Положения в Инструкцию, определив основными направлениями деятельности борьбу с уголовной преступностью, выполнение предписаний местных органов власти и поддержание санитарного порядка [19; 20].
Подписанная наркомами внутренних дел Г.И. Петровским и юстиции Д.И. Курским, Инструкция способствовала координации деятельности этих ведомств в борьбе с преступностью, более глубокой проработке нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой сфере. Поскольку содержание Инструкции достаточно подробно изучено, а её содержание подвергнуто всестороннему профессиональному анализу, в т.ч. и автором этих строк [7, с. 133-137], сосредоточим внимание лишь на её отдельных положениях.
Согласно Инструкции, при отделах управления каждого губернского исполкома учреждались на правах подотдела губернские управления советской рабоче-крестьянской милиции, а в уездах - уездная милиция. Состав и численность сотрудников, их денежное довольствие определялись местными Советами и утверждались губернскими исполкомами Советов и НКВД. Содержание милиции возлагалось на НКВД и местные Советы. Главная обязанность милиции - «охрана революционного порядка и гражданской безопасности». Основными задачами милиции являлись: охрана советского государственного и общественного строя, обеспечение выполнения гражданами федеральных законов и распоряжений местных органов власти; предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка, проведение оперативно-розыскных мероприятий; выполнение поручений судебных и следственных органов по задержанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых или подозреваемых; оказание содействия судебным органам в исполнении приговоров и др.
В Инструкции подчеркивалось, что советская рабоче-крестьянская милиция является исполнительным органом рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящей в непосредственном ведении местных Советов, и подчиняется общему руководству НКВД. Таким образом, она находилась в двойном подчинении. В Инструкции был чётко сформулирован механизм назначения на должность, перемещения, закрепления и увольнения руководящего состава. Особо подчёркивалась недопустимость приёма на службу в милицию бывших служителей и агентов жандармских отделений и чинов. Не должны были служить в милиции и «члены бывшего императорского дома». Комплектование милиции, согласно инструкции, осуществлялось на добровольных началах из представителей трудящихся классов. Устанавливался обязательный срок службы - 6 месяцев.
Видимо, переработка проекта Положения о милиции в Инструкцию была обусловлена рядом причин. Во-первых, правотворчество является специфической формой интеллектуальной деятельности, требующей особых знаний и умений. Таких специалистов у Советской власти было мало, а старых, имевших опыт разработки нормативных актов в сфере правоохранительной деятельности, не привлекали по политическим соображениям. В этой связи многие важнейшие правовые акты Советской власти имели форму инструкций практической направленности. В.И. Ленин говорил: «Декреты - это инструкции, зовущие к массовому практическому делу» [17, с. 199].
Во-вторых, сравнительный анализ основных положений, сформулированных в проекте Положения о милиции, и обязанностей полиции (милиции) досоветской России свидетельствует об их идентичности. На полное заимствование текста Положения о милиции, разработанного в период Временного правительства, или дублирование задач царской полиции разработчики нового Положения не могли пойти по идейным соображениям.
И, в-третьих, к этому времени большевики еще не отказались от идеи всенародной милиции. Поэтому строительство штатной милиции считалось временной мерой. В преамбуле Инструкции было записано, что она издаётся «в виду чрезвычайных условий, переживаемых в настоящее время Россией» Этот вывод подтверждается и тем, что Инструкцией предусматривалась возможность формирования резервных отрядов милиции «целях организованного привлечения граждан к несению обязанностей советской милиции». Эти отряды могли формироваться на добровольной основе, а при необходимости и на основе милицейской повинности. При этом служба в них должна быть безвозмездной и оплачиваться лишь в исключительных случаях [19]. Уже 15 октября ГУМ НКВД направило на места Инструкцию с указанием впредь руководствоваться только этим документом, отменяющим все другие, выработанные и принятые на местах [4, с. 8].
17 октября 1918 г. коллегией НКВД РСФСР был утвержден текст «Обязательства милиционера советской милиции», которое, по существу, было первой присягой [9, с. 50-51].
Ко времени выхода в свет Инструкции милиция Петрограда имела достаточно стройную и чёткую организационную структуру. В соответствии с принципом двойного подчинения, она подчинялась отделу наружной охраны Комиссариата внутренних дел СКСО и находилась в ведении Петроградского Совета. В оперативном управлении Центральной комендатуры города (Управление Петроградской милиции) находились полк по охране Петрограда и рабоче-крестьянский полк Комиссариата внутренних дел СКСО. С октября 1918 г. функционировала школа дружинников (милиционеров). 72% командного состава комендатур были членами правящей коммунистической партии, 82 % милиционеров были приняты на службу по рекомендациям партийных и советских органов, воинских частей и производственных коллективов [24, 30].
Военная обстановка значительно осложнила проблему кадров. Уход в Красную Армию по мобилизациям и добровольно приводил к значительным трудностям в организации службы, пришлось переходить от трёхсменной постовой службы к двухсменной. В феврале 1919 г. для пополнения комендатур был расформирован полуторатысячный резерв центральной комендатуры [34]. В этот период довольно успешно работала школа дружинников, переменный состав которой комплектовался из милиционеров губерний Северной области. При этом рекомендовалось отбирать коммунистов и сочувствующих РКП (б). Слушатели находились на полном обеспечении и получали оклад в 400 рублей, при выпуске полностью обмундировывались [31, 23]. В отзывах и отчётах проверявших работу школы и преподавателей подчёркивалось, что «курсанты относились к занятиям чрезвычайно добросовестно. Отзывы с мест, откуда дружинники были посланы и куда возвратились, заняв более или менее ответственные посты, были в высшей степени благоприятны, что отмечено и в докладе комиссара внутренних дел СКСО тов. С. Равич» [25].
Значительно сложнее была кадровая проблема в сельской местности. Начальник отдела наружной охраны Петроградской губернии сообщал, что укомплектовать милицию губернии в соответствии с утверждённым штатом не удалось [27]. Рост потребностей в кадрах привел к ослаблению требований при приеме в милицию, росту жалоб на грубость, насилие, взяточничество и бездеятельность работников милиции. ГУМ НКВД РСФСР потребовало усилить борьбу с этими позорными явлениями [5]. Безусловно, меры принимались. Комендант 2-го Городского района Петрограда В.Я. Аузин доложил районному Совету, что количество самочинных обысков и грабежей самими сотрудниками сократилось, когда «для борьбы с темными личностями, проникшими в комендатуру, была образована своеобразная чрезвычайная комиссия, которая тщательно фильтрует всех гвардейцев» [28].
Укреплению дисциплины и законности в деятельности милиции способствовало создание в октябре 1918 г. инспекторского отдела ГУМ и губернских инспекторских подотделов на местах. Они учреждались, согласно «Положению об инспекции милиции» для более тесной связи между центральными и местными учреждениями милиции; для контроля над деятельностью местных органов милиции; для укрепления правосознания и дисциплины в рядах сотрудников милиции и служащих, и наконец, для наблюдения за поднятием культурной и политической работы в милиции.
Инспекторский подотдел губернской милиции состоял из губернского инспектора - заведующего подотделом и одного помощника инспектора на 5 уездных управлений милиции. Задачи подотделов были более конкретизированы. Они включали руководство политико-воспитательной работой в школах и на курсах милиции, организацию лекций для милиционеров, устройство библиотек, распространение литературы, контроль за соблюдением социалистической законности, изучение особенностей организации службы на местах, проверку боеготовности, состояния дисциплины и политико-воспитательной работы с личным составом, разбор жалоб и заявлений граждан на работу милиции [32].
Принимались меры по усилению социальной защищенности сотрудников милиции. Так, постановлением НКВД 19 сентября на них было распространено «Положение о страховании на случай безработицы» и «Положение о страховании на случай болезни» [16]. В соответствии с декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. «О муниципализации», в Петрограде было национализировано 2900 домов [10, с. 92]. Это позволило улучшить жилищные условия многих сотрудников милиции, организовать общежития. Управлением милиции города на места был разослан циркуляр, который предписывал «вселить всех гвардейцев охраны в буржуазные кварталы... Для этого в кратчайший срок подыскать в каждом районе один из лучших домов» [29]. С 1 января 1919 г. в день службы гвардейцам выдавали дополнительно по 3/4 фунта хлеба.
К концу 1918 г. в значительной мере удалось обеспечить милицию оружием. В подразделениях центральной комендатуры имелось 7760 трёхлинейных винтовок, 964 шашки, 66 пулемётов, 299 револьверов и 560 винтовок иностранного образца, что обеспечивало потребность милиции в оружии [2, с. 378].
Таким образом, милиция Петрограда и Петроградской губернии была в определённой степени обеспечена самым необходимым, в т.ч. и нормативной базой для выполнения возложенных на неё задач в условиях военного времени. Этот опыт был использован и в период Великой Отечественной войны.
Список литературы
1. Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991. - М.: Прогресс-Академия, 1995.
2. Вестник Комиссариата внутренних дел. - 1918. - № 4.
3. Вестник Народного комиссариата внутренних дел. - 1918. - № 24.
4. Вестник Народного комиссариата внутренних дел. - 1918. - № 26.
5. Вестник НКВД. - 1919. - № 5. - Ст. 447.
6. Гимпельсон, Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. - М.: Наука, 1995. - 232 с.
7. Гутман, М. Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны в России (1917 - 1920 гг.) : монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.
8. Декреты Советской власти. - Т. 2. - М.: Политиздат, 1957.
9. Еропкин, М. П., Попов, Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. -Л., 1973.
10. Кизилов, И. И. НКВД РСФСР (1917-1930 гг.). - М., 1969.
11. Красная газета. - 1918. - 20 августа.
12. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. - Т. 38.
13. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. - Т. 45.
14. Медведев, В. Г. Несостоятельность отечественного парламентаризма - одна из важнейших причин возникновения белого движения и гражданской войны в России в 1917 - 1920 гг. // История государства и права. - 2000. - № 3. - С. 25-30.
15. Нормативные акты о советской милиции в 1917-1920 гг. - С. 87, 96.
16. Петроградская правда. - 1918 г. - 1 сентября.
17. Потоков, Н. Н. К вопросу о «красном» терроре в годы гражданской войны // Актуальные проблемы социально-правовой подготовки и перспективы совершенствования системы комплектования органов внутренних дел : сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. -Краснодар, Краснодарский юридический институт МВД России, 1997.
18. Семенникова, А. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций : учеб. пособ. для вузов. -М.: Интерпракс, 1994.
19. СУ. - 1918. - № 75. - Ст. 813.
20. Гольдман, В. С. В.И. Ленин и становление советской милиции. - М.: Академия МВД СССР, 1967.
21. СУ. - 1918. - № 68. - Ст. 735.
22. Харченко, К. В. Власть. Имущество. Человек: передел собственности в большевистской России 1917 - начала 1921 гг. - М.: Русский двор, 2000. - 264 с.
23. ЦГА СПб. - Ф. 142. - Оп. 8. - Д. 182. - Л. 3; Ф. 73. - Оп. 1. - Д. 90. - Л. 85.
24. ЦГА СПб. - Ф. 142. - Оп. 8. - Д. 297. - Л. 36-38.
25. ЦГА СПб. - Ф. 142. - Оп. 8. - Д. 305. - Л. 87.
26. ЦГА СПб. - Ф. 148. - Оп. 1. - Д. 151. - Л. 210, 222.
27. ЦГА СПб. - Ф. 33. - Оп. 2. - Д. 31. - Л. 36-37, 148.
28. ЦГА СПб. - Ф. 33. - Оп. 2. - Д. 32. - Л. 1; Ф. 55. - Оп. 1. - Д. 52. - Л. 8.
29. ЦГА СПб. - Ф. 73. - Оп. 1. - Д. 272. - Л. 146-147.
30. ЦГА СПб. - Ф. 73. - Оп. 2. - Д. 21, 31, 42, 44, 45.
31. ЦГАРФ. - Ф. 393. - Оп. 1. - Д. 58. - Л. 267.
32. ЦГАРФ. - Ф. 393. - Оп. 23. - Д. 8. - Л. 21.
33. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. - Ф. 1817. - Оп. 1. - Д. 108. - Л. 27.
34. Центральный государственный архив Российской Федерации (ЦГАРФ). - Ф. 393. -Оп. 3. - Д. 284. - Л. 189.
35. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. (ЦГА СПб.) - Ф. 100. - Оп. 1. -Д. 3а. - Л. 18.
36. Чекисты Петрограда на страже революции. - Л.: Лениздат, 1987.
Literature
1. Vert, N. Istoriya Sovetskogo gosudarstva. 1900-1991. - M.: Progress-Akademiya, 1995.
2. Vestnik Komissariata vnutrennih del. - 1918. - № 4.
3. Vestnik Narodnogo komissariata vnutrennih del. - 1918. - № 24.
4. Vestnik Narodnogo komissariata vnutrennih del. - 1918. - № 26.
5. Vestnik NKVD. - 1919. - № 5. - St. 447.
6. Gimpelson, E. G. Formirovanie sovetskoy politicheskoy sistemyi: 1917-1923 gg. - M.: Nauka, 1995. - 232 s.
7. Gutman, M. Y. Militsiya Petrograda i Petrogradskoy gubernii v godyi revolyutsiy i grazhdanskoy voynyi v Rossii (1917 - 1920 gg.) : monografiya. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2001.
8. Dekretyi Sovetskoy vlasti. - T. 2. - M.: Politizdat, 1957.
9. Eropkin, M. P., Popov, L. L. Administrativno-pravovaya ohrana obschestvennogo poryadka. - L., 1973.
10. Kizilov, I. I. NKVD RSFSR (1917-1930 gg.) - M., 1969.
11. Krasnaya gazeta. - 1918. - 20 avgusta.
12. Lenin, V. I. Poln. sobr. soch. - T. 38.
13. Lenin, V. I. Poln. sobr. soch. - T. 45.
14.Medvedev, V. G. Nesostoyatelnost otechestvennogo parlamentarizma - odna iz vazhneyshih prichin vozniknoveniya belogo dvizheniya i grazhdanskoy voynyi v Rossii v 1917 - 1920 gg. // Istoriya gosudarstva i prava. - 2000. - № 3. - S. 25-30.
15. Normativnyie aktyi o sovetskoy militsii v 1917-1920 gg. - S. 87, 96.
16. Petrogradskaya pravda. - 1918 g. - 1 sentyabrya.
17. Potokov, N. N. K voprosu o «krasnom» terrore v godyi grazhdanskoy voynyi // Aktualnyie problemyi sotsialno-pravovoy podgotovki i perspektivyi sovershenstvovaniya sistemyi komplektovaniya organov vnutrennih del : sbornik materialov mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. -Krasnodar, Krasnodarskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 1997.
18. Semennikova, A. I. Rossiya v mirovom soobschestve tsivilizatsiy : ucheb. posob. dlya vuzov. -M.: Interpraks, 1994.
19. SU. - 1918. - № 75. - St. 813.
20. Goldman, V. S. V.I. Lenin i stanovlenie sovetskoy militsii. - M.: Akademiya MVD SSSR, 1967.
21. SU. - 1918. - № 68. - St. 735.
22. Harchenko, K. V. Vlast. Imuschestvo. Chelovek: peredel sobstvennosti v bolshevistskoy Rossii 1917 - nachala 1921 gg. - M.: Russkiy dvor, 2000. - 264 s.
23. TsGA SPb. - F. 142. - Op. 8. - D. 182. - L. 3; F. 73. - Op. 1. - D. 90. - L. 85.
24. TsGA SPb. - F. 142. - Op. 8. - D. 297. - L. 36-38.
25. TsGA SPb. - F. 142. - Op. 8. - D. 305. - L. 87.
26. TsGA SPb. - F. 148. - Op. 1. - D. 151. - L. 210, 222.
27. TsGA SPb. - F. 33. - Op. 2. - D. 31. - L. 36-37, 148.
28. TsGA SPb. - F. 33. - Op. 2. - D. 32. - L. 1; F. 55. - Op. 1. - D. 52. - L. 8.
29. TsGA SPb. - F. 73. - Op. 1. - D. 272. - L. 146-147.
30. TsGA SPb. - F. 73. - Op. 2. - D. 21, 31, 42, 44, 45.
31. TsGARF. - F. 393. - Op. 1. - D. 58. - L. 267.
32. TsGARF. - F. 393. - Op. 23. - D. 8. - L. 21.
33. Tsentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv istoriko-politicheskih dokumentov Sankt-Peterburga. - F. 1817. - Op. 1. - D. 108. - L. 27.
34. Tsentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv Rossiyskoy Federatsii (TsGARF). - F. 393. - Op. 3. - D. 284.- L. 189.
35. Tsentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv Sankt-Peterburga. (TsGA SPb.) - F. 100. - Op. 1. - D. 3a. - L. 18.
36. Chekistyi Petrograda na strazhe revolyutsii. - L.: Lenizdat, 1987.
УДК 351.85 В.М. Кузьмина*
Взаимоотношения органов ОГПУ-НКВД с творческой интеллигенцией в период проведения индустриальной модернизации в стране
В статье рассматриваются взаимоотношения карательных органов внутренних дел с творческой интеллигенцией, которые были направлены на недопущение «разброда и шатания» в умах интеллигенции, чье влияние на идеологию населения было значительным. Также в статье освещается такое направление деятельности как цензура уже созданных художественных произведений, которые не могли быть напечатаны без соответствующего разрешения представителей НКВД
Ключевые слова: деятельность ОГПУ-НКВД, управление идеологической сферой, творческая интеллигенция, цензура, художественные произведения, индустриальная модернизация
V.M. Kuzmina*. Interrelations of organs the OGPU-NKVD with the creative intelligentsia in the period of conducting industrial modernization in the country. In the article they are examined the interrelation of the punitive organs of the internal affairs concerning the creative intelligentsia, which were
* Кузьмина, Виолетта Михайловна, доцент Юго-Западного государственного университета, кандидат исторических наук, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94. Телефон: (4712) 50-48-00. E-mail: [email protected].
* Kuzmina, Violetta Mikhailovna, Associate Professor of the department for state and municipal administration Southwest State University, Ph.D., PhD. Address: Russia, 305040, Kursk, str. 50 October, 94. Ph.: (4712) 50-48-00. E-mail: [email protected].
© Кузьмина В.М., 2014