Научная статья на тему 'Развитие и совершенствование кадрово-воспитательных аппаратов органов милиции СССР и их деятельность в межвоенный период (1921–1941 гг. )'

Развитие и совершенствование кадрово-воспитательных аппаратов органов милиции СССР и их деятельность в межвоенный период (1921–1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1995
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / МИЛИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / PERSONNEL / POLICE / EDUCATION / CRIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гутман Матвей Юрьевич

В статье на основе фактического материала, почерпнутого из архивных и литературных источников, и нормативно-правовых актов центральных и местных органов власти, рассматриваются проблемы формирования системы подбора, обучения и воспитания кадров милиции, становление и развитие основных институтов работы с кадрами, место и роль советских и партийных органов в организации взаимодействия милиции, граждан и их общественных организаций в укреплении общественного порядка и борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and improvement of educational personnel and spacecraft’s of the police of the USSR and their activities in the inter-war period (1921–1941)

On the basis of the factual material drawn from archival and published sources, and the regulations of the central and local authorities, the problems of formation of the system of selection, training and education of police personnel, formation and development of major institutions work with the staff, the place and role of the Soviet and party officials in the organization of interaction of police, citizens and civil society organizations to strengthen public order and the fight against crime.

Текст научной работы на тему «Развитие и совершенствование кадрово-воспитательных аппаратов органов милиции СССР и их деятельность в межвоенный период (1921–1941 гг. )»

Теория и история государства и права

УДК 94

М.Ю. Гутман*

Развитие и совершенствование

кадрово-воспитательных аппаратов органов милиции СССР и их деятельность в межвоенный период (1921-1941 гг.)

В статье на основе фактического материала, почерпнутого из архивных и литературных источников, и нормативно-правовых актов центральных и местных органов власти, рассматриваются проблемы формирования системы подбора, обучения и воспитания кадров милиции, становление и развитие основных институтов работы с кадрами, место и роль советских и партийных органов в организации взаимодействия милиции, граждан и их общественных организаций в укреплении общественного порядка и борьбе с преступностью.

Ключевые слова: кадры, милиция, воспитание, преступность.

M. Y. Gutman*. Development and improvement of educational personnel and spacecraft's of the police of the USSR and their activities in the inter-war period (1921-1941). On the basis of the factual material drawn from archival and published sources, and the regulations of the central and local authorities, the problems of formation of the system of selection, training and education of police personnel, formation and development of major institutions work with the staff, the place and role of the Soviet and party officials in the organization of interaction of police, citizens and civil society organizations to strengthen public order and the fight against crime.

Keywords: personnel, police, education, crime.

Полиция - в соответствии с федеральным законом «О полиции» 2011 г. - «предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности». Таким образом, в указанном законе важнейшее место занял человек, гражданин, его жизнь, права и свободы, что было обусловлено происшедшими за последние десятилетия коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране, принципиальным изменением системы ценностей. Ведь в условиях сформировавшегося в России к концу 20-х гг. ХХ в. тоталитарного режима человека можно было легко унизить, показать его ничтожество и полнейшее бесправие, раздавить, превратить в «лагерную пыль». И можно представить, какие колоссальные усилия потребовались для того, чтобы записанную в Российской Конституции 1918 г., Конституциях СССР 1924 и 1936 гг., да и в Конституции «развитого социализма» 1977 г. сказку о том, что «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», сделать реальностью.

Однако в той исторической, социально-политической и экономической ситуации в стране, пережившей три революции, Гражданскую войну и иностранную интервенцию, в условиях хозяйственной разрухи целеустремлённая и жестко организованная агитационно-пропагандистская и идеологическая работа большевиков, устранение оппозиции и расправа с открытыми противниками советского режима способствовали утверждению новых коммунистических идеалов и принципов политико-хозяйственного руководства. Коммунистическая политическая идеология стала господствующей, обязательной, инакомыслие не допускалось. Для утверждения и защиты нового общественного и государственного строя были созданы соответствующие государственные органы и общественные организации.

Для охраны революционного порядка и борьбы с преступностью была сформирована Рабоче-крестьянская милиция. Классовый подход к формированию её кадров отстранил от участия в охране общественного порядка значительное количество профессионалов, в то время как криминальная

* Гутман, Матвей Юрьевич, профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-93.

* Gutman, Matthew Yurievich, Professor of Philosophy and Sociology, University of St. Petersburg Russian Ministry of Internal Affairs, JD, Ph.D., Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation. St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 744-70-93.

© Гутман М.Ю., 2013

обстановка в стране резко обострилась и требовала решительной борьбы с преступностью. Проблема кадров милиции - профессионалов, преданных своему делу, воспитанных на коммунистических идеях, - стала важнейшей для утверждения в стране нового революционного порядка, основанного на революционном правосознании, а не на правовых законах, равных для всех. И такая система в основном сформировалась в 1918-1920 гг.

После Гражданской войны обстановка в стране значительно изменилась. В условиях мира и нэпа потребовался иной подход к подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров. Необходимо было разработать нормативно-правовые акты, соответствующие новой социально-экономической и политической ситуации в стране.

Отношение к Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (с 1922 г. СССР) - единственному в мире государству, провозгласившему своей главной целью построение нового общества на коммунистических принципах, - было неоднозначным как внутри страны, так и за рубежом. С одной стороны - неприятие этого общества и его идей властвующей элитой большинства стран мира и стремление уничтожить его, с другой стороны - симпатии трудового народа, поверившего в возможность осуществления этих идей на практике и требовавших оставить Россию в покое. Молодому государству, отстоявшему себя от внешних угроз в борьбе с иностранными интервентами в 1918-1922 гг., было необходимо укреплять свою обороноспособность, проявлять заботу о Вооружённых Силах страны, обеспечить поддержание в стране необходимого общественного порядка, вести решительную борьбу с преступностью, имевшей в те годы устойчивую тенденцию к росту. В решении этих задач значительное место отводилось органам милиции, накопившим определённый опыт организации и деятельности в годы Гражданской войны и интервенции, частично воспринявшим аналогичный опыт и у дореволюционной полиции. Накопленный в тот период опыт решения многих задач, вставших перед правоохранительными органами, в т.ч. и милицией, с учётом изменившейся обстановки может быть творчески использован и в настоящее время. Каков же этот опыт?

Основой успешной деятельности любой организации, сотрудники которой наделены правом в определённых законом случаях применять методы принуждения в отношении лиц, совершающих правонарушения, являются такие качества, как профессионализм, дисциплинированность, исполнительность, честность, преданность делу, верность долгу и другие, которые формируются и закрепляются в течение всей его жизни, становятся непоколебимой основой жизнедеятельности, проявляются и на службе, и в быту. Ослабление внимания к формированию и закреплению этих качеств нередко способствует деформации личности сотрудника, о чём свидетельствуют многочисленные факты прошлого и настоящего, приводящие к падению авторитета милиции (полиции) и потере доверия граждан не только к конкретному сотруднику, но и ко всей полиции страны.

Особое значение в формировании необходимых морально-нравственных качеств, позволяющих сотруднику полиции успешно выполнять возложенные на них обязанности, имеет общеобразовательная и профессиональная подготовка. В начале 20-х гг. прошлого века эти показатели были невысокими. Так, в аппарате Главмилиции РСФСР в 1921 г. лишь 5 % сотрудников имели высшее образование, половина имела среднее, а остальные - начальное образование. В годы Гражданской войны в России был создан ряд учебных заведений для подготовки рядового и начальствующего состава милиции. К началу 1921 г. в милиции РСФСР насчитывалось более 200 школ ликвидации неграмотности, в которых обучались более 5 тыс. сотрудников. В 97 губернских и 287 школах первоначальной подготовки велось обучение вновь принятых в милицию (так называемых «резервов») [1, с. 106]. Таким образом, уже в то время были заложены основы системы учебных заведений, которая реформировалась и совершенствовалась в последующие годы.

В условиях установившейся в стране диктатуры пролетариата требовался особый подход к подбору милицейских кадров. Одним из основных принципов подбора кадров в милицию после Октябрьской революции 1917 г. и в последующий период был классовый подход, отразившийся в её самом названии «Рабоче-крестьянская», в циркуляре «О нейтрализме», постановлении ЦК РКП (б) «О создании действительно коммунистической милиции» [2] и других нормативных актах. В самом общем плане классовый подход к подбору кадров заключался в том, что «первым, основным условием народной советской милиции должно быть, чтобы все начальствующие лица состояли из честных, исключительно преданных Советской власти товарищей (преимущественно большевиков). Никаких отступлений в этом случае не должно делаться, только при таком условии милиция явится испытанной рабоче-крестьянской охраной. Низшие чины милиции также должны подбираться исключительно из сторонников Советской власти. Все остальные элементы подлежат безусловному устранению». И эта линия последовательно и неуклонно осуществлялась. К концу Гражданской войны в органах милиции насчитывалось более 750 коммунистических ячеек, которые играли важную роль в политико-воспитательной работе с личным составом. Но если в те годы такой подход в какой-то мере оправдывался, активная и целенаправленная партийно-политическая работа способствовала формированию коммунистической идеологии в рабочей среде, убеждённости в том, что иные социальные группы - враги нового строя, то после окончания Гражданской войны в этом не было особой необходимости. Однако партийно-классовый подход к отбору кадров в милицию продолжался, гражданским правам человека, принадлежавшего к другой классовой категории, кроме рабоче-крестьянской, не придавалось никакого значения. Расправы, взятие заложников из среды интеллигенции, буржуазии, духовенства, других социальных слоёв по прямому указанию руководителей государства, многочисленные расстрелы, имевшие место в годы Гражданской войны, в последующие годы привели к активному поиску и уничтожению десятков тысяч «врагов народа», ликвидации ростков зарождавшегося гражданского общества в России. В этих жерновах тоталитаризма были уничтожены и тысячи ни в чём не повинных сотрудников милиции.

В предвоенные годы было сделано многое для подготовки из рабочих и крестьян профессионалов высокого уровня, честно выполнявших свои обязанности, патриотов своего Отечества, преданных своему делу, дисциплинированных и исполнительных, служивших закону, защищавших жизнь и свободу граждан страны. Была построена система партийно-политических и культурно-воспитательных учреждений и органов, сформирован штат профессиональных политико-воспитательных работников, которые формировали эти качества у сотрудников милиции. К этому времени сложилась и определённая материальная база для проведения политико-воспитательной работы с личным составом милиции, которая к концу 1920 г. насчитывала 447 библиотек, 246 читален и 96 клубов [3, т. 1, с. 108].

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в политико-воспитательной работе преобладала агитационная деятельность. Наиболее распространёнными формами её проведения были митинги, политические суды, «живые» и стенные газеты, вечера вопросов и ответов, дискуссии, организация деятельности «красных столов» и «уголков», работа агитколлективов милиции. Сотрудники милиции часто принимали участие в проводимых во всероссийском и региональном масштабах мероприятиях, таких как «День ребёнка», «День помощи голодающим Поволжья», «Месячник помощи фронту» и др.

Спонтанность в организации и проведении политико-воспитательной работы, характерная для первых лет Советской власти, всё больше и больше приобретала плановость, совершенствовалась её нормативная база, в соответствии с которой определялись компетенции руководящих органов милиции в осуществлении партийно-политической и культурно-массовой работы, её задачи и основные направления. Положение о Рабоче-крестьянской милиции, утверждённое Декретом ВЦИК 10 июня 1920 г., ведение политической и культурно-просветительной работы возлагалось на губернские, уездные и городские управления милиции. Однако организация этой работы настоятельно требовала четкого планирования, учёта сложившейся обстановки, умелого подбора кадров для её проведения, финансирования, социально-правовой защищённости сотрудников, материального обеспечения и т.д. Для этого был нужен специальный аппарат со штатом сотрудников, умеющих её организовывать и нести ответственность за её эффективность. Необходимость специального органа для усиления политической работы в милиции признавалась еще в начале 1920 г. Так, третий Всероссийский съезд заведующих отделами управления губисполкомов (Москва, 29-31 января 1920 г.) в своей резолюции записал: «Для ведения политической работы признать желательным организацию при отделах милиции политотделов». План организации этого органа поручалось разработать НКВД РСФСР, однако этим поручением дело и окончилось [4, с. 4].

25 апреля 1921 г. НКВД РСФСР и Главполитпросвет утвердили «Положение о политико-административных органах в рабоче-крестьянской милиции республики». Они создавались при губернских управлениях милиции и имели целью усиление политической и просветительной работы среди её личного состава. 26 апреля был создан Политпросвет ГУМ НКВД РСФСР, работавший под непосредственным руководством ЦК РКП (б). В Петроградской милиции политсекретариаты были созданы еще в августе 1920 г. [5]. Одновременно были введены должности комиссаров и политических руководителей, на которых возлагался контроль за командным и хозяйственно-административным составом милиции, организация и проведение партийно-политической и культурно-просветительной работы, поднятие боеспособности частей и подразделений, укрепление дисциплины и развитие классового самосознания у личного состава. Начальники политсекретариатов одновременно являлись помощниками начальников управлений милиции по политической части. В крупных городах, имевших районное деление, в уездах, районных управлениях транспортной милиции вводились должности помощников начальников по политической части (комиссаров, если руководитель милиции был беспартийный), а в уездно-городской милиции и участках милиции учреждались должности политических руководителей. Их работа регламентировалась утвержденными приказом начальника ГУМ НКВД 7 июня 1921 г. «Положением о комиссарах и помощниках по политчасти в Рабоче-крестьянской милиции» и «Положением о политических руководителях (политруках) в частях милиции республики».

24 августа 1921 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О проверке численности состава милиции и разработке для нее новых штатов», которое было направлено на совершенствование структуры милиции, улучшение качественного состава ее кадров и более рациональное их использование. Следует обратить внимание на то, что низкий уровень профессионализма сотрудников милиции требовал привлечения на службу в органы милиции и старых специалистов, многие из которых честно служили новой власти. Потребность в старых специалистах оставалась и после Гражданской войны, но требования к ним значительно повысились. В соответствии с постановлением 13 апреля 1922 г. НКВД РСФСР издал приказ «О порядке принятия на службу в милицию и уголовный розыск лиц, служивших ранее в полиции и жандармерии». Согласно приказу, на работу в органы милиции разрешалось принимать лиц, служивших ранее в полиции и жандармерии, но восстановленных в гражданских правах, а таких было немного. Поэтому из милиции и уголовного розыска были уволены многие старые специалисты, «чтобы не дискредитировать Советскую власть в глазах трудящихся масс». Мы считаем, что это решение стало серьёзным препятствием на пути распространения накопленного опыта организации борьбы с преступностью.

24 мая 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение о народном комиссариате внутренних дел», которым чётко определялся правовой статус милиции и её сотрудников. На Главное управление милиции, являвшимся структурным элементом НКВД, возлагалась обязанность определения мероприятий по укреплению дисциплины в милиции и проведения их в жизнь. Согласно Положению, все служащие милиции приравнивались к военнослужащим, что требовало

организации и проведения в органах милиции мероприятий, связанных с повышением боевой выучки, воспитательных мероприятий, мер по укреплению дисциплины и исполнительности.

В этом отношении значительную роль сыграло празднование 5-й годовщины советской милиции, к проведению которого тщательно готовились на местах. Так, в республике Татарстан к приказу о проведении праздника прилагались тезисы, которые рекомендовалось использовать при проведении митингов и других форм работы с личным составом. «Милиционер - носитель власти... должен быть наиболее сознательным гражданином рабоче-крестьянской республики. Шестой год существования советской милиции должен сделаться годом напряженной и внимательной учёбы, каким был пятый год для Красной Армии, должен ликвидировать не только общую, но и строевую и военно-милицейскую безграмотность». Также рекомендовалось в этот день «при общем параде празднования привести весь ком состав и всех милиционеров к даче торжественного обещания (по сути - приведение к Присяге) путём прочтения такового во всеуслышание и повторением присутствующими с поднятием правой руки невооруженными, вооруженными - взятием ружей наперевес» [1, с. 109, 111].

Немногим более двух лет функционировали политсекретариаты милиции. За этот небольшой период времени они накопили определённый опыт культурно-просветительной и политико-воспитательной работы, показали, что цели воспитания кадров милиции наиболее эффективно достигались при условии существования специального аппарата политико-воспитательной и культурно-просветительной работы.

27 июля 1923 г. Оргбюро ЦК РКП (б) приняло решение о ликвидации политсекретариатов милиции и возложении их обязанностей на губернские (областные) комитеты партии, губполитпросветы и культотделы Союза совработников. В губкомах партии вводились должности инструкторов по работе в милиции и уголовном розыске, которые были обязаны выяснять состояние политического воспитания кадров милиции и повышать уровень партийной работы [6, с. 14].

После окончания Гражданской войны криминогенность в стране оставалась очень высокой, особенно в крупных городах. На их долю (Москва, Петроград, Киев, Харьков, Одесса, Ростов и др.), как отмечалось в «Административном вестнике», «выпала нелестная задача быть рассадниками и поставщиками преступников, новых методов и изобретательности в совершении преступлений в СССР» [7, с. 377]. Безусловно, на успешность борьбы с преступностью влияли такие факторы, как качество личного состава милиции, его материально-техническая обеспеченность и социально-бытовая защищённость. Тут было множество проблем, порождавших большую текучесть и некомплект кадров, доходившего до 40 %. К концу Гражданской войны личный состав милиции был обеспечен винтовками старых образцов на 50-55 %, а револьверов не хватало даже для лиц командного состава и сотрудников уголовного розыска. Обмундированием была обеспечена 1/3 милиции. Нередко вместо положенных сапог выдавали лапти. Денежное содержание сотрудников было недостаточным. На 5-м Всероссийском съезде заведующих отделами управления (март 1922 г.) отмечалось, что они сами и их семьи влачили полуголодное существование [8]. Более того, в годы Гражданской войны произошло массовое засорение кадров милиции лицами, уклонявшимися от мобилизации в армию, морально нечистоплотными, пренебрегавшими службой, стремившимися к наживе любой ценой. Всё это требовало пересмотра системы подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров. И она была значительно изменена. В её основе, как и прежде, лежал классовый принцип. Кандидат на службу заполнял учётную карточку с множеством вопросов, а затем подвергался проверке начальником соответствующего органа милиции на уровень общей и военной подготовки, политического сознания. Всё это фиксировалось в специальном акте, который хранился в личном деле. В 1919-1921 гг. письменных рекомендаций для поступления на службу в милицию, как правило, уже не требовалось.

С 1922 г. приём на службу в милицию осуществлялся комиссионным порядком, что усилило требования к кандидатам. Удалению из милиции сотрудников, не пригодных для службы по различным причинам, способствовали «чистки» милиции специальными комиссиями при широком участии общественности. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 ноября 1922 г. «О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции» через комиссии различного уровня прошли более 45 тыс. работников милиции и уголовного розыска. Из них по разным причинам были уволены 23 % лиц командного состава, 10 % политработников, 15 % административно-хозяйственного состава милиции [9]. В соответствии с приказом НКВД № 152 1923 г. в милиции начало проводиться аттестование командного и административного состава. За 1923 г. из милиции были уволены 20 % младших милиционеров и 25 % сотрудников уголовного розыска, в т.ч. за взятки 10,78 %, за пьянство и дебоширство - 22,29 %, за рукоприкладство и грубость к гражданам - 9,22 %, за политическую неблагонадёжность - 12,57 %, за несоответствие занимаемой должности - 45,14 % [10, с. 127]. 22 февраля 1922 г. ЦК РКП (б) в циркуляре «О мерах воздействия за нарушения партийной дисциплины» осудил практику вывода из-под ответственности за совершение правонарушения членов компартии [11, с. 38]. Таким образом, большинство уволенных оказались профессионально непригодными. Значительную часть уволенных сотрудников составляли нарушители дисциплины, а также уволенные за пьянство. Начальник Петроградской милиции в приказе от 25 июля 1922 г. писал, что из наиболее часто встречающихся проступков сотрудников милиции губернии, требующих дисциплинарного наказания, является «исполнение служебных обязанностей в нетрезвом виде» [12, с. 60-61].

Признанием важности, сложности и опасности милицейской службы явилось постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 2 января 1922 г. «О награждении работников милиции» [13, с. 478]. В приказе ГУМ республики № 135 от 31 марта 1922 г. разъяснялось, кто и за что мог быть представлен к награждению орденом Красного Знамени, денежной премией и ценным подарком. К этим наградам

могли представляться работники милиции, проявившие особую храбрость и мужество в боевой обстановке, за проявленную инициативу и находчивость в борьбе с бандитизмом, проявившие отвагу и мужество при выполнении задач по охране общественного порядка, личной и общественной безопасности граждан, а также за оказание помощи во время стихийных бедствий и катастроф, при спасении погибающих и предотвращении преступлений. В приказе также подчёркивалось, что этих наград могли быть удостоены сотрудники милиции «за продолжительную и усердную службу» [14, с. 14], т.е. за выслугу лет, что стимулировало длительные сроки службы в милиции, способствовало сокращению текучести кадров милиции, формированию её профессионального ядра.

После завершения Гражданской войны появилась возможность уделять больше внимания профессиональной подготовке сотрудников. В 1923 г. была открыта Школа высшего командного состава милиции, проводилась реорганизация губернских милицейских школ, создавались школы среднего командного состава. Всё это способствовало повышению эффективности деятельности милиции, однако проблемы оставались. По-прежнему социально-правовая защищенность сотрудников милиции была недостаточной: уровень денежного довольствия был ниже среднего уровня зарплаты квалифицированного рабочего, остро стояла жилищная проблема. Текучесть кадров доходила до 50 % и более, имели место нарушения дисциплины и законности, преступления. Невысок был и уровень общей культуры сотрудников. Низкая правовая и общая культура сотрудников нередко являлись первопричиной многочисленных нарушений законности, порождая конфликты между сотрудниками милиции и гражданами. Всё это требовало усиления воспитательной работы с личным составом, повышения общеобразовательной и профессиональной подготовки, культурного уровня, усиления ответственности за нарушения дисциплины и службы.

На качество отбора кадров в милицию определённое влияние оказывал испытательный срок, в течение которого кандидаты должны были показать свою профессиональную пригодность. Так должно было быть. Однако в условиях огромного некомплекта милиции и текучести кадров для приёмно-испытательных комиссий принципиальность и требовательность «были скорее исключением, нежели нормой, которые во многих местах существовали лишь на бумаге или вовсе не были созданы. Поэтому руководители милиции всех уровней закрывали глаза на деловые и моральные качества лиц, проходивших испытательный срок, и принимали практически всех» [15, с. 15; 16, с. 24].

На решение этих и других проблем были направлены принятые в предвоенные годы нормативно-правовые акты, важнейшими из которых стали «Положение о службе Рабоче-крестьянской милиции» (1925 г.) и Дисциплинарные уставы Рабоче-крестьянской милиции (1923, 1926 и 1931 гг.). В них были сформулированы правовые основы дисциплины, её цели и задачи, основы единоначалия, комплекс воспитательной работы по её усилению; Инструкция об укомплектовании РК милиции и регулировании её социального состава; приняты меры для повышения зарплаты работникам милиции и надбавок за выслугу лет, а также введены льготы в области их социального обеспечения. Циркуляром Управления милиции от 26 ноября 1929 г. разрешалось принимать на службу в милицию наравне с мужчинами и женщин. К этому времени был накоплен достаточно большой положительный опыт привлечения женщин к несению милицейской службы. Еще в 1919 г. более 600 женщин успешно выполняли милицейские обязанности в Петрограде. Этот опыт был изучен и ГУМ НКВД и рекомендован для внедрения в других регионах России. И женщины служили в милиции на различных должностях, однако предпочтение всегда отдавалось мужчинам. В Инструкции НКВД № 437 от 27 декабря 1928 г. и приказе начальника милиции республики № 13 от 20 марта 1929 г. отмечалось, что «опыт привлечения женщин в милицию себя оправдал, приём женщин в милицию не ограничивать, а производить наравне с мужчинами». Целесообразно их назначать на должности дежурных в отделениях милиции и на внутренние посты, проводить с ними занятия по военной подготовке и владению оружием, направлять в школы младшего и среднего начсостава милиции [17].

Усилению политико-воспитательной работы с личным составом способствовало утверждение Инструкции «О работе политорганов милиции» и положения «О ленинских уголках и красных столах», а также регулярное проведение в подразделениях милиции политчасов.

Стратегическим направлением профилактики нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками милиции являлось «повышение общего профессионально-милицейского уровня подготовки кадров, ликвидация правовой безграмотности и создание единообразных методов работы на основе законов».

Одним из составляющих элементов содержания дисциплины в милиции являлась культура поведения ее работников при общении с гражданами и коллегами по службе. Данный подход получил правовое закрепление в приказе Главмилиции № 35С от 22 июня 1922 г. «О вежливом обращении милиции с народонаселением». Впервые в практике советской Рабоче-крестьянской милиции был принят нормативный документ, который регулировал сферу этических взаимоотношений работников государственных органов с гражданами. В приказе говорилось, что «человек, поставленный блюсти общественную нравственность, собственную должен иметь безупречную». В приказе нормативно закреплялся перечень средств и методов воспитательного и дисциплинарного воздействия на сотрудников со стороны начальствующего состава, а также меры, направленные на повышение авторитета милиции, на искоренение грубости, бестактности и других поступков сотрудников милиции, создающих отрицательное мнение о ней. «Понятие и представление о милиции у населения, отмечалось в приказе, должно быть связано с честностью, справедливостью, законностью, культурой и прочими лучшими качествами безупречных людей».

Таким образом, в середине 20-х гг. на основе обобщения практики были разработаны основы системы профилактики правонарушений со стороны сотрудников милиции. Её основными элементами

являлись: ликвидация неграмотности и малограмотности среди личного состава; первоначальная подготовка лиц, принимаемых на службу в милицию; расширение тематики служебной подготовки с включением в неё тем, формирующих общую культуру и этические и эстетические качества; расширение проблематики культурно-просветительной и политико-воспитательной работы. Профилактика также включала усиление уголовной и дисциплинарной ответственности работников за проступки и правонарушения, а также повышение ответственности должностных лиц за нарушения, совершенные их подчинёнными. В настоящее время это положение нашло воплощение в практике поручительства и личной ответственности руководителей за своих подчинённых.

Безусловно, сокращению нарушений дисциплины и законности сотрудниками милиции способствовало постановление 2-й сессии ВЦИК «Об учреждении дисциплинарных судов», которое повышало ответственность должностных лиц за упущения по службе, проступки и неправомерные действия [18].Были значительно расширены меры поощрения личного состава за проявленные героизм и мужество при исполнении служебных обязанностей. Постепенно формировалась и система вручения нагрудных знаков к юбилейным датам. Так, к 10-й годовщине милиции был учреждён нагрудный знак «Х лет рабоче-крестьянской милиции. 1917-1927». К 15-летнему юбилею милиции был учреждён нагрудный знак «Почётный знак работника РКМ». В последующем к юбилеям милиции учреждались нагрудные знаки и медали.

В начале 20-х гг. Советским государством были приняты меры по улучшению работы государственного аппарата, его упрощению и удешевлению, «построению на научных основах, исключающих возможность бюрократических извращений и излишеств» [19, с. 444]. В августе 1923 г. в составе НКВД было создано Центральное административное управление, включавшее три отдела: милиции, центрального административного управления и уголовного розыска. Реорганизация привела к тому, что наполовину сократился штат аппарата этих органов, на 30 % расходы на их содержание, устранялось дублирование в руководстве местными органами [3, с. 178]. Но столь резкое сокращение численности сотрудников не могло не сказаться на деятельности милиции в целом.

Сокращение численности сотрудников милиции могло не повлиять на качество службы лишь в том случае, если оно сопровождалось ростом профессионализма оставшихся или вновь принятых в милицию, повышением социально-правовой защищённости, заинтересованности их в службе, лучшей организацией воспитательной работы с личным составом. И для этого делалось многое. Повышению заинтересованности личного состава в овладении профессиональными знаниями и навыками способствовало Положение ЦАУ НКВД РСФСР о возможности смещения работника милиции на нижестоящую должность ввиду его неспособности освоить в полном объёме содержание программы повторно-инструкторских занятий. С этой целью была проведена централизация профессиональной подготовки, которая осуществлялась по единым учебным планам и программам. В ряде школ НКВД были созданы специальные подразделения по подготовке оперативно-начальствующего состава из представителей «коренных» наций для национально-государственных образований, устанавливался комиссионный приём экзаменов от каждого слушателя после окончания обучения. С образованием в 1929 г. Высших курсов усовершенствования начальствующего состава система подготовки кадров милиции приобрела чёткую и цельную структуру. Таким образом, к концу 20-х гг. в органах милиции функционировала широкая сеть учебных заведений, в которых обучались все должностные категории административных работников НКВД РСФСР.

Во второй половине 20-х гг., когда индустриализация страны приняла широкие масштабы, вопрос об экономии средств встал очень остро, экономили на всём. В декабре 1927 г. в целях более рационального расходования средств и сокращения управленческого аппарата было упразднено ЦАУ НКВД и созданы Управление милиции, Отдел уголовного розыска и Отдел административного надзора, непосредственно подчинённые НКВД. Вместе с тем принимались меры по улучшению материально-бытового обеспечения сотрудников милиции. В 1927-1928 гг. был установлен минимум зарплаты милиционерам в сельской местности, введены периодические надбавки за выслугу лет, усилилось внимание к решению жилищной проблемы, вводились различные льготы, что способствовало сокращению текучести кадров. Но серьёзных положительных сдвигов в работе милиции не произошло.

В июне 1930 г. СНК РСФСР обсудил доклад НКВД о состоянии и работе рабоче-крестьянской милиции и уголовного розыска. Работа была признана удовлетворительной, курс на привлечение общественности к работе с кадрами милиции был оценён как правильный. Серьёзными недостатками были названы низкое качество расследования и раскрытия преступлений, высокая текучесть кадров, неудовлетворительное состояние дисциплины (так, например, в Брянске за I полугодие 1930 г. были подвергнуты дисциплинарным взысканиям 94,2 % строевого состава [20]) и др. Отмечалось, что на качество службы отрицательное воздействие оказывало низкое денежное содержание сотрудников, которое, несмотря на некоторое повышение, значительно отставала от средней зарплаты промышленных рабочих; что милиция перегружена не свойственными ей обязанностями; что сеть учебных заведений слаба, а новые научно-технические методы и средства внедряются медленно. Таким образом, недостатки в работе милиции были аналогичны тем, которые выявлялись как в предыдущие годы, как и в первое десятилетие XXI в.

К концу 20-х гг. политическая обстановка в стране изменилась. Практически завершился процесс формирования командно-административной системы, активизировалась борьба с «классово чуждыми элементами». На основе решений XVI конференции ВКП (б) и постановления ЦИК и СНК СССР от 1 июня 1929 г. была проведена чистка государственных органов, кооперативных и общественных

организаций во всесоюзном масштабе, в результате которой по разным причинам из милиции было уволено 10-15 % личного состава, попавших под категорию «классово чуждых», причем были «вычищены» не только действительно плохие работники, но и те, кто оказался неугодным, не вписывался в рамки репрессивной политики командно-административной системы правящего режима [16, с. 62].

Усилению политико-воспитательной работы в подразделениях милиции и дальнейшей её политизации способствовало утверждённое 14 октября 1930 г. начальником милиции РСФСР Г. Киселевым «Положение о ленинских уголках и красных столах», согласно которому ленинские уголки создавались при райотделах и городских отделениях милиции, командах, школах и курсах милиции со штатом свыше 50 человек. При наличии штата менее 50 человек организовывались красные столы. Идеологическая составляющая этого мероприятия прослеживается достаточно чётко. Но в тот период это направление политико-воспитательной и не могло быть иным. Мы согласны с авторами статьи «Организационные, правовые и кадровые основы прохождения службы в милиции НКВД СССР», считающими, что выдвинутая правящей партией в её программе задача государственной пропаганды коммунизма решалась в то время комплексно. Она охватывала работу не только партийных ячеек, парткомов различного уровня и руководящий состав, но и деятельность контролируемых государством средств массовой информации и различных государственных ведомств.

Вся проводимая в этот период воспитательная работа среди личного состава милиции была крайне политизирована. Деятельность милиции рассматривалась большевистской партией как особая политической функция, главным содержанием которой являлась борьба с врагами социалистического строя. Такую задачу могла выполнить лишь милиция, состоящая лишь из беспредельно преданных коммунистическим идеалам сотрудников. Поэтому политико-воспитательная работа считалась составной частью управленческой деятельности руководителя милиции любого уровня, что было юридически закреплено в Положении о рабоче-крестьянской милиции. Основными субъектами воспитательной работы являлись партийные ячейки, руководители органов и подразделений милиции, административно-политические органы, политсостав и профсоюзные организации работников милиции. Политико-воспитательная работа в тот период имела свои особенности: её содержание соответствовало идейной направленности и задачам, решаемым органами милиции; формы массово-политической работы преобладали над индивидуальными; приоритетным являлось политическое воспитание, сотрудники милиции активно участвовали в политическом просвещении населения.

Таким образом, в процессе политико-воспитательной работы осуществлялось коммунистическое воспитание личного состава, укреплялась дисциплина, соблюдалась законность в работе милиции, и на этой основе совершенствовалась её оперативно-служебная и боевая деятельность, повышался общеобразовательный и культурный уровень сотрудников. Политико-воспитательной работе в милиции уделял повышенное внимание и Центральный комитет РКП (б) - ВКП (б). В связи с тем, что коммунисты милиции систематически отзывались партийными органами на другие виды деятельности, сокращая тем самым партийное ядро милиции и ослабляя партийное влияние на сотрудников, ЦК РКП (б) принял решение об освобождении от партийных мобилизаций работников милиции, а затем и вовсе запретил местным партийным органам отзывать коммунистов милиции без согласия НКВД. В свою очередь, ГУМ НКВД РСФСР установило ежемесячную отчётность местных органов милиции о количестве партийных ячеек и численности коммунистов.

В 1930 г. наркоматы внутренних дел союзных и автономных республик были ликвидированы, а милиция и уголовный розыск переданы под руководство ОГПУ. В 1932 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР при ОГПУ СССР для общего руководства работой милиции было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции - первый общесоюзный орган по руководству милицией страны.

До 1930 г. в милиции не было политико-воспитательных аппаратов. Ответственность за состояние политико-воспитательной и культурно-просветительской работы несли начальники органов милиции. Активно к её проведению привлекались партийные, профсоюзные и комсомольские организации милиции. В октябре 1930 г. по решению ЦК ВКП (б) в штаты краевых, городских и районных административных управлений и городских отделений милиции для руководства политпросветработой были введены должности политинструкторов. В декабре 1930 г. по решению ЦК ВКП (б) в Главных управлениях милиции и уголовного розыска союзных республик были образованы политотделы, а в краевых и областных управлениях милиции - политинспекции, преобразованные в 1931 г. в политотделы. Таким образом, в милиции в начале 30-х гг. ХХ в. были восстановлены политорганы, сумевшие активизировать воспитательную работу, существенно повлиять на состояние дисциплины, охватить значительную часть сотрудников партийно-комсомольской учёбой, оживить деятельность профсоюзных организаций, организовать выпуск многотиражных газет. Всё это позволило значительно усилить партийно-политическую и культурно-просветительную деятельность в милиции, существенно повлиять на качество службы и укрепление дисциплины. Политотделы многое сделали для популяризации деятельности и героики милиции среди населения, для сбора материалов о её истории.

25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил «Положение о рабоче-крестьянской милиции» [21, с. 69-76]. Оно впитало в себя те элементы, которые были проверены на практике в предшествующие годы, и повышало эффективность её деятельности. Данное Положение определяло предназначение милиции, её права и обязанности. Согласно ему, в милиции вводились воинская дисциплина и единая форма одежды, подотчётность руководителей вышестоящим органам, разрешалось создавать специализированные учебные заведения, были организованы обязательные политические занятия и

обучение милиции специальным и военным предметам. Целый ряд статей документа определял порядок приёма сотрудников на службу, условия её прохождения и увольнения. Положением предусматривалась и социально-правовая защита сотрудников. Так, устанавливались надбавки за выслугу лет, льготы для сотрудников и их семей, аналогичные тем, что были положены военнослужащим.

В циркулярном письме ГУМ НКВД РСФСР, направленном начальникам управлений милиции в связи с принятием Положения, подчёркивалось, что оно «является актом крупнейшего принципиального значения, создающим совершенно новые условия для организации и работы милиции». Вместе с тем ГУМ обратило внимание на то, что Положение окажет серьёзное влияние на укрепление дисциплины лишь в том случае, если меры дисциплинарного и судебного порядка будут правильно сочетаться с политическим воспитанием милиции, «которое является основным средством повышения дисциплины и сознательности».

В начале 30-х гг. во многих Управлениях РКМ были созданы Особые инспекции, занимавшиеся укреплением законности внутри милицейских коллективов, расследованием отдельных правонарушений, совершенных сотрудниками, и т.д. Всё это, отмечалось в циркуляре, создавало условия для повышения «политической сознательности, квалификации и боевой выучки милиции, превращению её в действительно боеспособный, чётко работающий орган» [21, с. 69-76].

27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР и утвердили Положение о Главном управлении, возложив на него обязанность по руководству милицией союзных республик. Тем самым управление милицией было изъято из ведения СНК союзных и автономных республик. В 1934 г. создаётся Общесоюзный НКВД, в подчинение которому были переданы органы государственной безопасности и милиция. При НКВД СССР предусматривалось создание Особого совещания, наделённого широкими полномочиями, что сделало его одним из самых полномочных наркоматов страны, наделённым выходящими за конституционные рамки правами. Создавалась возможность для внесудебной расправы с инакомыслящими, в т.ч. и сотрудниками милиции. Из 23 тыс. сотрудников милиции, репрессированных в период «большого террора», около тысячи были руководящими работниками [22, с. 20]. И эти рычаги беззакония активно использовали в полной мере в 1937-1938 гг. Н.И. Ежов и Л.П. Берия. К началу 1940 г. были репрессированы свыше 44 тыс. военнослужащих, из которых 39 тыс. были приговорены к смертной казни. Репрессии в полной мере коснулись и работников НКВД вообще, и милиции, в частности [3, т. 2, с. 187-188].

С середины 30-х гг. значительно обострилась международная обстановка. Установление в Германии фашистского режима и нарастание военной угрозы СССР требовали повышения обороноспособности страны, его Вооружённых Сил, боевой выучки сотрудников милиции, усиления борьбы с преступностью. В этой обстановке был осуществлен ряд мероприятий, оказавших существенное влияние на повышение эффективности деятельности милиции, укрепление дисциплины, повышение боеготовности личного состава. В середине 30-х гг. был издан приказ ГУРКМ № 37 «Об устранении имеющихся недостатков в работе по борьбе с преступностью среди работников РКМ», а затем совместный с Прокуратурой СССР, отдельные приказы и циркуляры госбезопасности по этим проблемам. С созданием НКВД СССР требования к сотрудникам милиции резко возросли. В 1935 г. к уголовной ответственности были привлечены 13,7 тыс. человек [3, т. 2, с. 216].

В 1935 г. в милиции была проведена аттестация всего начальствующего состава, установлены специальные звания и знаки различия. В 1936 г. принято Положение о прохождении службы начальствующим составом Рабоче-крестьянской милиции, в соответствии с которым к начальствующему составу относились работники оперативно-строевого состава милиции, имевшие специальную подготовку и выполнявшие руководящую или оперативную работу. Эти должности комплектовались лицами, окончившими школы начсостава Главного управления милиции НКВД СССР, направляемыми партийными и советскими органами на руководящую работу в милицию и прошедшие установленный стаж работы в ней. Положение определяло права и обязанности лиц начсостава, предельные сроки пребывания их на службе. За это время значительно расширилась сеть учебных заведений НКВД, продолжала совершенствоваться их учебно-материальная база, поднялся уровень обучения, усилилась боевая, служебная и физическая подготовка личного состава.

Улучшению работы с кадрами и сокращению их текучести способствовало образование в 1936 г. Отдела кадров НКВД СССР, и принятое в мае 1939 г. Положение об отделе кадров НКВД СССР. Отдел занимался подбором, расстановкой, выдвижением, перемещением и увольнением личного состава центрального аппарата НКВД, формированием начсоставом аппарата НКВД на местах; руководил подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников в учебных заведениях НКВД; разрабатывал структуру и штаты органов милиции; решал вопросы материального и правового обеспечения личного состава [23, с. 24-27]. Приказом НКВД СССР от 18 марта 1941 г. было организовано Управление учебными заведениями (УУЗ) НКВД СССР, сыгравшее большую роль в подготовке кадров в период Великой Отечественной войны и в последующие годы.

В августе 1937 г. были утверждены новые штаты политических органов ГУМ СССР и УМ республик, что позволило активизировать партийно-политическую работу в милиции, сделать её более конкретной и целенаправленной [6, с. 60]. Политические органы явились организаторами социалистического соревнования в органах внутренних дел. Наиболее распространёнными формами соревнования были стахановское движение и ударничество. Регулярно подводились итого соревнований, изучался и распространялся передовой опыт, проводились слёты отличников.

Победителям вручались переходящие Красные Знамёна, выдавались денежные премии. Наиболее отличившиеся сотрудники награждались нагрудным знаком «Заслуженный работник НКВД».

Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в органах милиции произошли большие изменения. Еще в марте 1937 г. в составе ГУМ НКВД СССР был создан Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), а также отделы и группы ОБХСС на местах. В этом же году были сформированы отделы железнодорожной милиции, а в 1940 г. создан дорожно-транспортный отдел НКВД. В 1939 г. в отделениях милиции формируются военно-учётные столы. В соответствии с введённым в 1939 г. «Наставлением по мобилизационной работе на случай военного времени» в милиции активизировалась военная подготовка, проводились различные военные учения, изучалось новое оружие.

15 сентября 1940 г. ЦК ВКП (б) утвердил «Положение о политическом отделе ГУ РКМ НКВД СССР» и «Инструкцию о работе политотделов главных управлений и отделов НКВД СССР», в соответствии с которыми политические отделы были созданы во всех областных, краевых и республиканских управлениях, а в школах милиции, в железнодорожных отделах и курсах милиции -политические части. В приказе наркома внутренних дел от 30 сентября 1940 г., которым эти документы вводились в жизнь, была поставлена задача решительной перестройки деятельности политических органов. Сформулировано требование повысить эффективность проводимых мероприятий, которые должны обеспечивать укрепление дисциплины среди личного состава, сознательное отношения к труду, большевистский стиль в работе и высокую чекистскую бдительность» [3, т. 2, с. 22].

Требование приказа о «решительной перестройке» свидетельствовало о серьёзных проблемах в организации партийно-политической и культурно-воспитательной работы, что в условиях надвигающейся войны было недопустимо. В пропагандистской работе приоритетным направлением было формирование марксистско-ленинского мировоззрения, осуществлявшееся в таких формах, как проведение теоретических конференций, партийная учёба коммунистов, политические занятия и учёба в школах политграмоты, занятия в различных кружках и курсах. Таким образом, главным было формирование убеждённых сторонников Советской власти, готовых в любое время с оружием в руках её защищать.

В феврале 1941 г. НКВД СССР был разделён на два комиссариата: Народный комиссариат внутренних дел СССР, в который вошла и милиция, и Народный комиссариат государственной безопасности СССР. Но в условиях начавшейся Великой Отечественной войны было признано необходимым вновь объединить усилия двух наркоматов. И 20 июня 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был вновь создан единый НКВД СССР.

В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. сотрудники милиции воевали на всех фронтах в составе различных воинских формирований, в партизанских отрядах в тылу врага, в истребительных батальонах и диверсионно-разведывательных группах, вели борьбу с диверсантами, охраняли тыл действующей армии, охраняли общественный порядок, успешно вели борьбу с преступностью. И немалую роль в решении возложенных на милицию задач сыграла воспитательная работа с личным составом, их патриотическое воспитание, осуществлявшееся политическими органами и партийными организациями.

Список литературы

1. Халиуллина, Л. Г. Летопись кадровых служб органов внутренних дел: «Личное дело» : исторический очерк / под общ. ред. В.Ю. Попкова, Ф.К. Зиннурова. - М., 2004.

2. Известия ЦК РКП (б). - 1920. - 2 марта.

3. История советской милиции: в 2 тт. - М.: Академия МВД СССР, 1977.

4. Власть Советов. - 1920. - № 2-3.

5. Гутман, М. Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и Гражданской войны в России. 1917-1920 гг. : монография. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2001.

6. Зыбин, С. Ф. Аппараты по работе с личным составом в органах внутренних дел Российской Федерации (историко-правовой аспект) : монография. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.

7. МВД России: страницы истории. - СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2001.

8. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАрФ). - Ф. 393. - Оп. 37. - Д. 3. - Л. 181.

9. ЦГА СПб. - Ф. 83. - Оп. 2. - Д. 869. - Л. 2.

10. Рабоче-крестьянская милиция. - 1923. - № 8.

11. Известия ЦК РКП (б). - 1922. - № 2.

12. Маюров, Н. П. Основы дисциплинарных правоотношений в советской милиции (октябрь 1917 - июнь 1941 гг.). - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2004.

13. Тематический сборник действующих руководящих приказов, циркуляров, инструкций. -М.: НКВД РСФСР, 1926.

14. Рабоче-крестьянская милиция. - 1924. - № 5.

15. Малыгин, А. Я. Развитие кадровой функции органов милиции в период строительства социализма в СССР (1917-1936 гг.) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1978.

16. Шамаров, В. М. Кадровая работа в милиции НКВД РСФСР. - М., 1997.

17. Бюллетень НКВД РСФСР. - 1929. - № 42.

18. Известия ВЦИК Советов. - 1923. - № 159. - 18 июля.

19. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1984.- С. 444.

20. Бюллетень НКВД РСФСР. - 1930. - № 28.

Макогон Б.В. Система ограничительных ресурсов для субъектов публичной власти

21. Сборник приказов и циркуляров Главного управления Рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР. - 1931. - № 1.

22. Проценко, Е. Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России (историко-правовой анализ) : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 1998. С. 20.

23.Малыгин, А. Я., Мулукаев, Р. С. Развитие системы подбора, расстановки и обучения кадров в органах внутренних дел. - М., 1978.

Literature

1. Haliullina, L. G. Letopis kadrovyih sluzhb organov vnutrennih del: «Lichnoe delo» : istoricheskiy ocherk / pod obsch. red. V.Yu. Popkova, F.K. Zinnurova. - M., 2004.

2. Izvestiya TsK RKP (b). - 1920. - 2 marta.

3. Istoriya sovetskoy militsii: v 2 tt. - M.: Akademiya MVD SSSR, 1977.

4. Vlast Sovetov. - 1920. - # 2-3.

5. Gutman, M. Y. Militsiya Petrograda i Petrogradskoy gubernii v godyi revolyutsiy i Grazhdanskoy voynyi v Rossii. 1917-1920 gg. : monografiya. - SPb: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zyibin, S. F. Apparatyi po rabote s lichnyim sostavom v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii (istoriko-pravovoy aspekt) : monografiya. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 1997.

7. MVD Rossii: stranitsyi istorii. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy un-t MVD Rossii, 2001.

8. Gosudarstvennyiy arhiv Rossiyskoy Federatsii (dalee GARF). - F. 393. - Op. 37. - D. 3. - L. 181.

9. TsGA SPb. - F. 83. - Op. 2. - D. 869. - L. 2.

10. Raboche-krestyanskaya militsiya. - 1923. - # 8.

11. Izvestiya TsK RKP (b). - 1922. - # 2.

12. Mayurov, N. P. Osnovyi distsiplinarnyih pravootnosheniy v sovetskoy militsii (oktyabr 1917 -iyun 1941 gg.). - SPb.: Izd-vo SPb un-ta, 2004.

13. Tematicheskiy sbornik deystvuyuschih rukovodyaschih prikazov, tsirkulyarov, instruktsiy. - M.: NKVD RSFSR, 1926.

14. Raboche-krestyanskaya militsiya. - 1924. - # 5.

15. Malyigin, A. Y. Razvitie kadrovoy funktsii organov militsii v period stroitelstva sotsializma v SSSR (1917-1936 gg.) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 1978.

16. Shamarov, V. M. Kadrovaya rabota v militsii NKVD RSFSR. - M., 1997.

17. Byulleten NKVD RSFSR. - 1929. - # 42.

18. Izvestiya VTslK Sovetov. - 1923. - # 159. - 18 iyulya.

19. KPSS v rezolyutsiyah i resheniyah s'ezdov, konferentsiy i plenumov TsK. - M.: Politizdat, 1984. - S. 444.

20. Byulleten NKVD RSFSR. - 1930. - # 28.

21. Sbornik prikazov i tsirkulyarov Glavnogo upravleniya Raboche-krestyanskoy militsii pri SNK RSFSR. - 1931. - # 1.

22. Protsenko, E. D. Gosudarstvennaya obrazovatelnaya politika v sisteme MVD Rossii (istoriko-pravovoy analiz) : avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. - SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 1998. S. 20.

23. Malyigin, A. Y., Mulukaev, R. S. Razvitie sistemyi podbora, rasstanovki i obucheniya kadrov v organah vnutrennih del. - M., 1978.

УДК 34.01(470+571)

Б. В. Макогон*

Система ограничительных ресурсов для субъектов публичной власти

В статье представлена авторская позиция по поводу системы ограничительных ресурсов для субъектов публичной власти. Особое внимание уделено характеристике правовых процессуальных ограничений, адресованных государственным служащим в различных отраслях. Осуществлен анализ законодательства на предмет закрепления соответствующих ограничений; подготовлены предложения по совершенствованию данного вида правовых норм.

Ключевые слова: ограничение, правовое ограничение, процессуальное правовое ограничение, запрет, приостановление, обязанность.

B. V. Makogon*. Restrictive system resourses to subjects of public authorities. The article presents the author's position of limiting resources for public power entities. Particular attention is paid to

* Макогон, Борис Валерьевич, докторант кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected].

* Makogon, Boris Valerievich, Ph.D. student, department of state and law St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, candidate of legal science. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].

© Макогон Б.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.