Научная статья на тему 'ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КАК СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КАК СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикоррупционная политика / органы внутренних дел / субъекты / реализация антикоррупционной политики / государственное управление / anti-corruption policy / internal affairs bodies / subjects / implementation of anti-cowuption policy / public administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лелетова Марина Владимировна, Алексашкин Илья Николаевич

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся понятия, сущности органов внутренних дел, как субъектов антикоррупционной политики; определяются их цели и задачи по реализации антикоррупционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лелетова Марина Владимировна, Алексашкин Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal Affairs Bodies as Subjects of Anti-Corruption Policy

The article deals with issues related to the concept, essence of the internal affairs bodies, as subjects of anti-cowuption policy; their goals and objectives for the implementation of anti-corruption policy are determined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КАК СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

Уголовно-правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _429 УДК 343.2.7

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КАК СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Internal Affairs Bodies as Subjects of Anti-Corruption Policy

ЛЕЛЕТОВА Марина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовной политики Академии управления МВД России. Россия, г. Москва, проезд Янтарный, 11-45. E-mail: leletova@list.ru;

АЛЕКСАШКИН Илья Николаевич,

слушатель факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)

Академии управления МВД России.

Россия, г. Москва, 5-й Новоподмосковный пер., 1.

E-mail: iliya2208@yandex.ru;

Leletova Marina Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Policy of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Moscow, Yantarny passage, 11-45. E-mail: leletova@list.ru;

Aleksashkin Ilya Nikolaevich,

student of the faculty (training of heads (chiefs) of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia) of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Moscow, 5th Novopodmoskovny lane, 1. E-mail: iliya2208@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся понятия, сущности органов внутренних дел, как субъектов антикоррупционной политики; определяются их цели и задачи по реализации антикоррупционной политики.

Abstract: the article deals with issues related to the concept, essence of the internal affairs bodies, as subjects of anti-corruption policy; their goals and objectives for the implementation of anti-corruption policy are determined.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, органы внутренних дел, субъекты, реализация антикоррупционной политики, государственное управление.

Keywords: anti-corruption policy, internal affairs bodies, subjects, implementation of anti-corruption policy, public administration.

Для цитирования: Лелетова М.В., Алексашкин И.Н. Органы внутренних дел, как субъекты антикоррупционной политики // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 429-430. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_429.

For citation: Leletova M. V., Aleksashkin I.N. Internal affairs bodies as subjects of anti-corruption policy // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 429-430. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_429.

Статья поступила в редакцию: 12.10.2023

В современной России, на всех уровнях государственного управления все большее значение уделяется вопросам борьбы с коррупцией. Связано это с тем, что данное негативное явление по своим масштабам и последствиям намного превышает сведения, содержащиеся в официальной статистике и является угрозой национальной безопасности России.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, говорится о необходимости усиления борьбы с коррупцией [1].

Для реализации этой задачи в различных властных структурах и в первую очередь, в правоохранительных органах, создаются подразделения по борьбе с коррупцией. Однако их деятельность сталкивается с рядом серьезных трудностей, нередко возникают проблемные ситуации в процессе применения действующего законодательства.

В связи с чем, рассмотрение вопросов организации и функционирования субъектов, реализующих данные задачи - субъектов антикоррупционной политики, представляется в настоящее время особенно актуальным.

Говоря о системе субъектов антикоррупционной политики возможно предложить множество их классификаций с учетом различных оснований. Например, их можно разделить на:

1. Государственные органы (государственные органы, органы местного самоуправления, работающие в них должностные лица);

2. Общественные органы (учреждения, организации, общественные объединения, состоящие в них граждане и отдельные лица).

Исходя из содержания деятельности по борьбе с коррупцией субъектов антикоррупционной политики можно разделить на:

- субъекты, определяющие антикоррупционную политику на директивно-политическом уровне;

- субъекты антикоррупционной политики, обеспечивающие ее на законодательном уровне;

- субъекты управления реализацией антикоррупционной политики;

- субъекты, непосредственно реализующие уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые меры борьбы с коррупцией;

- субъекты информационного, аналитического, методического и ресурсного обеспечения антикоррупционной политики;

- субъекты, формирующие среду функционирования антикоррупционной политики;

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

- неспециализированные субъекты, содействующие реализации антикоррупционной политики1 [2].

Субъекты антикоррупционной политики могут быть полностью или частично специализированы на деятельности по борьбе с коррупцией.

К первым необходимо отнести тех, для которых борьба с коррупцией является единственной либо основной функцией (Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ).

К числу частично специализированных субъектов антикоррупционной политики следует отнести службы и подразделения Министерства юстиции РФ, Федеральной таможенной службы РФ.

Особое место среди субъектов реализации антикоррупционной политики занимают органы внутренних дел. Такое место органов внутренних дел определяется ст. 2 Федерального закона «О полиции» и ведомственными нормативными правовыми актами. В данных нормативных актах указывается, что структурные подразделения МВД России в пределах своей компетенции, выполняют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативного правового регулирования в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, в том числе коррупционного характера [3].

Органы внутренних дел осуществляют специально-профилактическое и уголовно-правовом воздействии на коррупцию (с этой целью они реализуют оперативно-разыскную и процессуальную деятельность). Кроме того, органы внутренних дел осуществляют аналитическую работу и прогнозирование развития коррупционной преступности, по результатам которых, разрабатываются и реализуются ведомственные и региональные нормативные правовые акты, программ борьбы с коррупцией.

Федеральным законом № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года определено, что указанные субъекты осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий:

- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [4].

В целях антикоррупционной политики органы внутренних дел, как ее субъекты решают следующие задачи:

- разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы для реализации антикоррупционной политики;

- анализ и прогнозирование состояния коррупции в целом, по видам, по территории;

- разработка стратегии упреждающего реагирования на негативные изменения в состоянии коррупции;

- оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с криминальными посягательствами;

- непосредственное осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности граждан, общества и государства от криминальных коррупционных посягательств;

- совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности от криминальных коррупционных посягательств;

- выявление и анализ причин условий, способствующих совершению коррупционных преступлений и правонарушений;

- обобщение практики применения уголовного, административного, гражданского и другого законодательства в сфере борьбы с коррупцией, в том числе зарубежного (в части касающейся целесообразности его использования в российских условиях).

- анализ и внедрение положительного отечественного опыта реализации антикоррупционной политики;

- изучение и использование приемлемого в российских условиях зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики;

- внедрение научных рекомендаций по реализации антикоррупционной политики;

- расширение сотрудничества с другими правоохранительными органами;

- налаживание взаимодействия с населением и институтами гражданского общества [2].

Таким образом, органам внутренних дел как основному субъекту реализации антикоррупционной политики в целях противодействия коррупции и защите граждан, общества и государства от коррупционных угроз необходимо активно действовать на основе четко выверенной и обоснованной тактики борьбы с преступностью в стране и конкретных регионах, планомерного наращивания усилий, средств и методов предупреждения и раскрытия коррупционных преступлений.

Библиография:

1. https://cloud.mail.ru/ СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.06.2023).

2. Уголовная политика Российской Федерации : в 2-х ч. : учебник / под ред. заслуженного юриста Рос. Федерации, д-ра юрид. наук, проф. Л. И. Беляевой. - М. : Академия управления МВД России, 2018. - Ч. 1. - 184 с.

3. https://cloud.mail.ru/ СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.06.2023).

4. https://cloud.mail.ru/ СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.06.2023).

References:

1. https://cloud.mail.ru/ SPS "ConsultantPIus" (date of access: 06/30/2023).

2. Criminal policy of the Russian Federation: in 2 parts: textbook / ed. Honored Lawyer of Russia Federation, Doctor of Law. sciences, prof. L. I. Belyaeva. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. - Part 1. - 184 p.

3. https://cloud.mail.ru/ SPS "ConsultantPIus" (date of access: 06/30/2023).

4. https://cloud.mail.ru/ SPS "ConsultantPlus" (date of access: 06/30/2023).

1 За основу данной классификации взята классификация, предложенная для субъектов уголовной политики. В обоснование данного решения было положено положение о том, что антикоррупционная политика более широкое явление, включающее в себя уголовную политику, в связи с чем, полагаем возможным использовать разработанную систему субъектов уголовной политики применительно к системе субъектов антикоррупционной политике, в определенной части. См.: Уголовная политика Российской Федерации : в 2-х ч. : учебник / под ред. заслуженного юриста Рос. Федерации, д-ра юрид. наук, проф. Л. И. Беляевой. - М. : Академия управления МВД России, 2018. - Ч. 1. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.