Научная статья на тему 'Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений в сфере экономической деятельности'

Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
852
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА / PREVENTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / OFFENSE / ECONOMIC ACTIVITY / FINANCIAL-CREDIT SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Столповский А.М.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с определением методов профилактики преступлений, в том числе, посягающих на банковскую тайну. Приводятся и анализируются статистические данные об актуальном состоянии преступности в сфере экономической деятельности, а так же положения ряда нормативных актов, регламентирующих профилактическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AFFAIRS BODIES AS SUBJECT OF PREVENTION OF CRIMES IN SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITIES

This article discusses the issues related to determination of methods for prevention of crimes, including encroaching on banking secrecy. The statistical data about the current state of crime in the sphere of economic activities, as well as provisions of certain regulatory acts regulating prevention activities are presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений в сфере экономической деятельности»

Юридические науки

УДК 343.3

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.М. Столповский, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

E-mail: snigga@list.ru.

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с определением методов профилактики преступлений, в том числе, посягающих на банковскую тайну. Приводятся и анализируются статистические данные об актуальном состоянии преступности в сфере экономической деятельности, а так же положения ряда нормативных актов, регламентирующих профилактическую деятельность.

Ключевые слова: профилактика, органы внутренних дел, правонарушение, экономическая деятельность, финансово-кредитная сфера.

INTERNAL AFFAIRS BODIES AS SUBJECT OF PREVENTION OF CRIMES IN

SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITIES

Abstract. This article discusses the issues related to determination of methods for prevention of crimes, including encroaching on banking secrecy. The statistical data about the current state of crime in the sphere of economic activities, as well as provisions of certain regulatory acts regulating prevention activities are presented and analyzed.

Keywords: prevention, internal affairs bodies, offense, economic activity, financial-credit sphere.

В последние годы вопросам предупреждения совершения преступлений в сфере экономической деятельности, в рамках работы по борьбе с преступностью, уделялось большое внимание. Выступая на расширенном заседании коллегии МВД 15.03.2016 года, В. Путин отметил, что на органы внутренних дел возложена ответственная задача по обеспечению экономической безопасности страны. Актуальность данной задачи обусловлена современным неустойчивым состоянием российской экономики и требует реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в финансово-кредитной сфере [1]. Можно констатировать факт, что сотрудниками органов внутренних дел планомерно и качественно проводится работа по предупреждению данного вида преступлений, число которых неуклонно сокращается, что подтверждают статистические данные.

Из представленной диаграммы просматривается тенденция ежегодного снижения количества выявленных преступлений в финансово-кредитной сфере при сохранении процента их выявления сотрудниками органов внутренних дел на уровне 97-99% от общего количества совершенных. При этом, предпринимаются шаги по стабилизации оперативной обстановки в финансово-кредитной сфере. В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций осуществлялось информационное взаимодействие с Банком России и Агентством по страхованию вкладов [2].

Однако, несмотря на снижение количества зарегистрированных преступлений, методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее. Озабоченность в решении данного вопроса нашла свое закрепление в Доктрине информационной безопасности [3]. Положение пункта 44 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [4] закрепило задачи по совершенствованию правового регулирования предупреждения преступности, развитию взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышения доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 45 Стратегии, решение этих задач обеспечивается путем совершенствования единой государственной системы профилактики преступности. Выполнение данных актуальных задач виделось немыслимым без надлежащего нормативного регулирования деятельности различных уполномоченных субъектов по профилактике преступлений в стране. Однако, до последнего времени профилактическая деятельность находилась в совместном ведении как государства, так и субъектов Федерации[5, с. 3], то есть в каждом из субъектов действовала своя система профилактики правонарушений, осуществляемая на основе комплексных целевых программ[6]. Во исполнение положений стратегии национальной безопасности, а так же для установления организационных и правовых основ системы профилактики правонарушений, определения и разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, 23.06.2016 года был принят Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»[7], вступивший в законную силу 22.09.2016 года. До момента принятия, данный Закон, разработанный МВД России, прошел трехлетний путь с момента внесения его проекта в Государственную Думу, и был принят во втором чтении с учетом поступивших поправок. Принятая редакция Закона увеличилась на 10 статей относительно первоначального законопроекта [8, с. 620-626], и его содержание применительно к статусу органов внутренних дел видится необходимым рассмотреть подробнее.

Федеральный закон №182-ФЗ устанавливает правовую и организационную основы системы профилактики правонарушений, правила ее функционирования, виды и формы

профилактического воздействия, правовое положение государственных органов и лиц, осуществляющих профилактику правонарушений. В систему профилактики правонарушений кроме субъектов профилактики и профилактических мер включен и мониторинг в сфере профилактики правонарушений. Он включает в себя оценку принимаемых мер, а так же анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Осуществляется данный мониторинг самими субъектами профилактики и в соответствии со статьей 5 Правил проведения мониторинга [9] ежегодно предоставляют в Министерство внутренних дел России до 1 мая обобщенный результат мониторинга в пределах своей компетенции, а то, в свою очередь, до 1 июня обобщает результаты мониторинга и предоставляет в Правительственную комиссию по профилактике правонарушений, которая, в соответствии со своей компетенцией и на основании Положения о Правительственной комиссии по профилактике правонарушений [10], принимает решение, обязательное для исполнения органами и организациями, реализующими меры по предупреждению преступлений и иных правонарушений. Однако, первые результаты данной деятельности нам еще только предстоит увидеть в ближайшем будущем.

Профилактика правонарушений, согласно статье 15 Закона, разделяется на общую (выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение; повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан), и индивидуальную (оказание воспитательного воздействия на лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, перечень которых приведен в статье 24. Главное их различие состоит в объекте, на который направлены эти два вида профилактической деятельности. Объектом общей профилактики выступает вся преступность, способствующие ей причины и условия. В то же время, объектом индивидуальной профилактики выступают конкретные лица, склонные к совершению преступлений, а также факторы, толкающие лицо на совершение преступления и способствующие их совершению.

В статье 17 Закона закреплены формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование граждан; проведение профилактической беседы; официальное предостережение о недопустимости создающих условия для совершения правонарушений действий, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; постановка на профилактический учет; представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; осуществление профилактического надзора; социальная адаптация; социальная реабилитация; ресоциализация; помощь пострадавшим от правонарушения.

Очевидно, что указанные в Законе виды и формы профилактического воздействия давно используются на практике, каких-либо новых, не известных ранее форм и способов профилактики правонарушений в себе не содержит, что, с одной стороны, свидетельствует о том, что данный закон будет в полной мере применяться на практике, но, в то же время, не предоставит дополнительных инструментов по осуществлению профилактической деятельности.

Применительно к экономической преступности, из всего перечня приведенных форм профилактического воздействия, считать применимыми, наиболее эффективными и действенными следует правовое информирование и внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Если последняя достаточно формализована и заключается в направлении требования должностного лица об устранении выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, которые способство-

вали и могут впоследствии способствовать совершению новых преступлений, то первое предоставляет достаточно широкое поле для деятельности. В наше время, когда информация оказывает огромное воздействие на умы граждан, данная форма профилактики чрезвычайно действенна и может выражаться в различных формах, многие из которых уже апробированы и успешно применяются органами внутренних дел.

Литература:

1. Материалы расширенного заседания коллегии МВД // Президент России [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51515 - дата обращения 15.02.2017.

2. Материалы расширенного заседания коллегии МВД // Президент России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54014 - дата обращения 09.03.2017.

3. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, N 50, ст. 7074.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.

5. Сухаренко А. Профилактику приведут в порядок // ЭЖ-Юрист. 2016. №27.

6. О профилактике правонарушений в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 06.07.2012 № 88-З // Правовая среда. №77(1488). 17.07.2012.

7. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 27.06.2016. №26 (Часть I), ст. 3851.

8. Винокуров А.Ю. К вопросу об участии органов прокуратуры в профилактике правонарушений в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2016. №7. С. 620-626.

9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации (вместе с Правилами проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений)» // Собрание законодательства РФ. 09.01.2017. №2 (Часть II). Ст. 392.

10. Постановление Правительства РФ от 28.03.2008 N 216 (ред. от 15.10.2008) «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений» // Собрание законодательства РФ. 07.04.2008. №14. ст. 1410.

References:

1. Materialy rasshirennogo zasedanija kollegii MVD // Prezident Rossii [sajt]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51515 - data obrashhenija 15.02.2017.

2. Materialy rasshirennogo zasedanija kollegii MVD // Prezident Rossii [sajt]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54014 - data obrashhenija 09.03.2017.

3. Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 05.12.2016 N 646 // Sobranie zakonodatel'stva RF, 12.12.2016, N 50, st. 7074.

4. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 // Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.01.2016, N 1 (chast' II), st. 212.

5. Suharenko A. Profilaktiku privedut v porjadok // JeZh-Jurist. 2016. №27.

6. O profilaktike pravonarushenij v Nizhegorodskoj oblasti: zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 06.07.2012 № 88-Z // Pravovaja sreda. №77(1488). 17.07.2012.

7. Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 27.06.2016. №26 (Chast' I), st. 3851.

8. Vinokurov A.Ju. K voprosu ob uchastii organov prokuratury v profilaktike pravonarushenij v Rossijskoj Federacii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2016. №7. S. 620-626.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2016 N 1564 «O provedenii sub#ektami profilaktiki pravonarushenij monitoringa v sfere profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii (vmeste s Pravilami provedenija sub#ektami profilaktiki pravonarushenij monitoringa v sfere profilaktiki pravonarushenij)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 09.01.2017. №2 (Chast' II). St. 392.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.03.2008 N 216 (red. ot 15.10.2008) «O Pravitel'stvennoj komissii po profilaktike pravonarushenij» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.04.2008. №14. st. 1410.

— • — Сведения об авторе

Александр Михайлович Столповский, адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.