Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации законодательства в сфере профилактики правонарушений в Республике Крым'

Актуальные проблемы реализации законодательства в сфере профилактики правонарушений в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
792
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ADMINISTRATIVE OFFENCE / PREVENTION OF CRIME / LEGISLATION IN THE FIELD OF PROPHYLAXIS OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Елена Витальевна

В статье раскрываются актуальные проблемы соотношения федерального и регионального законодательства Республики Крым в сфере профилактики правонарушений. Поднимаются вопросы субъектного состава профилактической деятельности, отдельных форм профилактики, а также предлагаются пути усовершенствования законодательства в данной сфере. Автором рассматриваются некоторые аспекты практической реализации положений правовых актов на территории Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of implementation of the legislation in the sphere of prophylaxis of offenses in the Republic of Crimea

The article reveals the actual problems of correlation of federal and regional legislation of the Republic of Crimea in the field of crime prevention. Questions are raised about the subject composition of preventive activities, individual forms of prevention, and ways of improving legislation in this area are proposed. The author considers some aspects of practical implementation of the provisions of legal acts on the territory of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации законодательства в сфере профилактики правонарушений в Республике Крым»

УДК 342.951

Актуальные проблемы реализации законодательства в сфере профилактики правонарушений в Республике Крым

Евсикова Елена Витальевна,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук e-mail: Helen_yevsikova@mail.ru

В статье раскрываются актуальные проблемы соотношения федерального и регионального законодательства Республики Крым в сфере профилактики правонарушений. Поднимаются вопросы субъектного состава профилактической деятельности, отдельных форм профилактики, а также предлагаются пути усовершенствования законодательства в данной сфере. Автором рассматриваются некоторые аспекты практической реализации положений правовых актов на территории Республики Крым.

Ключевые слова: административное правонарушение; профилактика правонарушений; законодательство в сфере профилактики правонарушений.

Actual problems of implementation of the legislation in the sphere of prophylaxis of offenses in the Republic of Crimea

Evsikova Elena Vitalievna,

Senior lecturer of the Department of Аdministrative Law and Administrative Activity of the Low Enforcement Agencies of the Cremea branch of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate оf Law

The article reveals the actual problems of correlation of federal and regional legislation of the Republic of Crimea in the field of crime prevention. Questions are raised about the subject composition of preventive activities, individual forms of prevention, and ways of improving legislation in this area are proposed. The author considers some aspects of practical implementation of the provisions of legal acts on the territory of the Republic of Crimea.

Key words: administrative offence; prevention of crime; legislation in the field of prophylaxis of offenses.

Правовое обеспечение является исходным моментом организации профилактики правонарушений. При этом важно обеспечение системного характера мер по совершенствованию правовых основ профилактики правонарушений, их соответствие стратегическим установкам и приоритетам в этой области с учетом сложившейся административно-деликтной ситуации и тенденций ее развития1.

Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации закрепляет, что стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира,

1 См.: Евсикова Е. В. Правовые основы профилактики административных правонарушений в Республике Крым // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8 (99). С. 148.

политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В то же время обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений2.

2 См.: Пункты 42, 45 указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71296054.

Напомним, что развитие системы профилактики правонарушений отнесено Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным к одной из приоритетных задач, что подтверждается выступлением Президента РФ на заседании коллегии МВД России в марте 2017 г.1

Долгое время в нашей стране правовые основы профилактики правонарушений находились в стадии разработки и только 23 июня 2016 г. был принят Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»2, который еще до его вступления в силу вызвал бурную реакцию юридической общественности и простых граждан3.

Вместе с тем деятельность в сфере профилактики правонарушений в Республике Крым регулируется не только ФЗ № 182-ФЗ, но и Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 г. № 60-ЗРК «О профилактике правонарушений в Республике Крым»4, который установил основы правового регулирования профилактики правонарушений на территории Республики Крым, принципы и основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений, а также основы урегулирования отношений органов государственной власти республики и органов местного самоуправления в Республике Крым, организаций и граждан, участвующих в деятельности по профилактике правонарушений.

Согласно ФЗ № 182-ФЗ субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, а следовательно, и органы внутренних дел (полиция), однако полномочия органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений ФЗ № 182-ФЗ детально не прописаны.

Так, к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений ФЗ № 182-ФЗ относит:

1) выработку государственной политики в сфере профилактики правонарушений и обеспечение ее реализации;

2) осуществление нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений;

3) создание ведомственных координационных органов в сфере профилактики правонарушений, осуществление координации деятельности по профилак-

1 Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 9 марта 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54014.

2 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 182-ФЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71428030/1.

3 Евсикова Е. В. Правовые основы профилактики административных правонарушений в Республике Крым // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8 (99). С. 148.

4 Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 г. № 60-ЗРК «О профилактике правонарушений в Республике Крым» (далее -

ЗРК № 60-ЗРК) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

www.garant.ru/hotlaw/crimea/565900.

тике правонарушений в подведомственных органах и организациях;

4) обеспечение взаимодействия субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;

5) формирование и представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальной статистической информации о профилактике правонарушений;

6) осуществление профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных ч. 1 ст. 17 ФЗ № 182-ФЗ;

7) осуществление иных полномочий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных законодательством Российской Федерации5.

Таким образом, вопрос о компетенции органов внутренних дел (полиции) в сфере профилактики правонарушений остается открытым, поскольку ФЗ №182-ФЗ предусмотрены лишь общие полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики правонарушений, а основной субъект профилактики правонарушений - органы внутренних дел (полиция) и их полномочия законодателем не упоминаются вообще. В силу чего ФЗ № 182-ФЗ рискует остаться «мертвым» и не работающим на практике6.

В свою очередь, ЗРК № 60-ЗРК, который был принят еще 1 сентября 2014 г., т. е. до принятия федерального законодательства в сфере профилактики правонарушений, определяет, что деятельность по профилактике правонарушений осуществляется органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления в Республике Крым при взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными и иными органами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Крым.

К формам профилактики правонарушений ЗРК № 60-ЗРК относит 5 основных форм профилактического воздействия:

1) правовое воспитание и обучение населения;

2) профилактическую беседу;

3) профилактический учет;

4) социальную адаптацию, которая достигается с помощью системы правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве;

5) социальную реабилитацию, которая осуществляется с помощью системы правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на восстановление и

5 См.: Статья 8 ФЗ № 182-ФЗ.

6 См.: Евсикова Е. В. Актуальные проблемы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в Российской Федерации // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов XXII Международ. науч.-практ. конф.: в 2 т. Иркутск, 2017. Т. 2. С. 127.

воспитание нравственных, патриотических ценностей и психологического иммунитета у граждан1.

В то же время федеральное законодательство, в частности ФЗ № 182-ФЗ, предусматривает 10 форм профилактического воздействия, помимо вышеуказанных и предусмотренных региональным законодательством Республики Крым, в том числе:

1) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

2) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

3) профилактический надзор;

4) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми;

5) ресоциализация, которая представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера2.

Главным недостатком ФЗ № 182-ФЗ является то, что многие нормы в нем закреплены в самом общем виде, не конкретизированы, не совсем понятен механизм их реализации. Между тем такая деятельность, как профилактика правонарушений, требует четкого, конкретного и подробного правового регулирования, иначе профилактическая работа будет неэффективной. В связи с чем особое внимание в рамках данной статьи хочется обратить на такие формы профилактики правонарушений, как социальная адаптация, социальная реабилитация и ресоциализация.

ФЗ № 182-ФЗ, а также и ЗРК № 60-ЗРК в самом общем виде закрепляют указанные понятия и определяют перечень лиц, к которым они будут применяться, а также формы их реализации.

Так, п. 1 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 182-ФЗ предусматривает, что обеспечение социальной адаптации осуществляется посредством стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию. Однако возникают определенные сомнения в возможности реализации данной нормы. В современных условиях работодатели вряд ли будут изъявлять большое желание взять на работу лиц, перечисленных выше. Возникает вопрос: каким образом будет стимулироваться деятельность организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации (а также лицам, прошедшим курс лечения и реабилитации от наркотической зависимости, алкоголизма и токсикомании), и

1 См.: ЗРК № 60-ЗРК.

2 См.: Часть 1 ст. 17 ФЗ № 182-ФЗ.

будет ли данная мера достаточной для того, чтобы работодатель той или иной организации принял данных лиц на работу?

Аналогичным путем пошел и законодатель Республики Крым, который в ЗРК № 60 ЗРК закрепил, что меры социальной адаптации реализуются исполнительными органами государственной власти Республики Крым и органами самоуправления в Республике Крым в следующих формах:

1) создания комиссий по социально-правовой помощи;

2) ведения учета граждан, нуждающихся в социальной адаптации;

3) взаимодействия с общественными объединениями по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;

4) стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;

5) открытия центров социальной адаптации, ночлежных домов и иных специализированных учреждений;

6) проведения мониторинга условий трудового и бытового устройства лиц, обратившихся за помощью;

7) проведения воспитательной работы;

8) иных формах, предусмотренных законодатель-ством3.

Кроме того, возникает ряд вопросов по содержанию и порядку проведения мер по ресоциализации, поскольку ст. 25 ФЗ № 182-ФЗ не содержит отсылок к другим нормативным правовым актам. Это же касается порядка осуществления профилактического надзора: законодательством РФ он не предусмотрен. Аналогичная ситуация и на региональном уровне, поскольку ряд законов и иных нормативно-правовых актов в данной сфере в целях обеспечения реализации ФЗ № 182-ФЗ и ЗРК № 60-ЗРК еще необходимо разработать и принять.

Отметим, что Государственная программа Республики Крым «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» на 2017-2019 гг.4, общий объем финансирования которой составляет 1 034 602,56 тыс. руб., из них бюджет Республики Крым - 1 032 102,56 тыс. руб., местные бюджеты -2500,00 тыс. руб., мер по социальной адаптации, реабилитации и ресоциализации лиц, а также выделение средств на реализацию указанных мер в Республике Крым в целях профилактики правонарушений в Республике Крым в 2017-2019 гг. не предусматривает, а направлена на реализацию таких подпрограмм, как «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Построение и развитие

3 См.: Статья 22 ЗРК № 60-ЗРК.

4 Постановление Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2016 г. № 533 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым ''Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым'' на 2017-2019 годы». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/ ¡п(:о.рЬ|р?^=644177.

аппаратно-программного комплекса ''Безопасный город''», что лишь частично способствует реализации основных положений ФЗ № 182-ФЗ и ЗРК № 60-ЗРК.

В то же время анализ статистических данных показывает, что за 2015 г. в городские, районные суды Республики Крым поступило 42 968 дел об административных правонарушениях (общее количество лиц, подвергнутых наказанию, - 35 342), в 2016 г. - 48 568 дел об административных правонарушениях (общее количество лиц, подвергнутых наказанию, - 37 666).

Наибольшее количество дел об административных правонарушениях, рассмотренных районными судами по первой инстанции в 2015-2016 гг. в Республике Крым, следующее:

- ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача) - 1315 дел (2015 г.; динамика - 3,1 %);

- ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) - 4828 дел (2015 г.; динамика - 11,5 %); 4487 дел (2016 г.; динамика - 9,6 %);

- ч. 1, 3, 4 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находившимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) -2716 дел (2015 г.; динамика - 6,4 %); 2782 дел (2016 г.; динамика - 5,9 %);

- ч. 4, 5 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона) - 2044 дела (2015 г.; динамика - 4,6 %); 2019 дел (2016 г.);

- ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства) - 357 дел (2015 г.; динамика - 0,8 %);

- ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)) -4709 дел (2015 г.; динамика - 11,2 %); 2909 (2016 г.);

- ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение сроков представления налоговой декларации) - 1960 дел (2015 г.; динамика - 4,7 %);

- ст. 15.6 КоАП РФ (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) - 2960 дел (2015 г.; динамика - 7,0 %); 3892 (2016 г.; динамика - 8,3 %);

- ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ) -1129 дел (2015 г.; динамика - 2,7 %); 1634 (2016 г.; динамика - 3,5 %);

- ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) - 1989 дел (2015 г.; динамика - 4,7 %); 1508 (2016 г.);

- ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) - 3525 дел (2015 г.; динамика - 8,4 %); 2046 (2016 г.);

1 Кодекс Российской Федерации об административныпра-вонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр://ЬаБе.дагаг^. ги/12125267/1/#Ь!оск_1000.

- ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа) - 4345 дел (2015 г.; динамика - 10,3 %); 4600 (2016 г.; динамика - 9,8 %)2.

Таким образом, приведенные данные судебной статистики свидетельствуют о росте административно-де-ликтной ситуации в Республике Крым. Принятие ФЗ № 182-ФЗ имеет важное значение для предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений в нашей стране в целом, однако данный закон имеет рамочный характер, ряд положений закона содержат отсылку к другим законодательным актам и рискуют остаться «мертвыми», терминологическая база закона не отвечает принципу правовой определенности и существенно затруднит его реализацию на практике, в силу чего ФЗ № 182-ФЗ требует доработки и усовершенствования.

Кроме того, ряд законов и иных нормативно-правовых актов в данной сфере в целях обеспечения реализации ФЗ № 182-ФЗ и ЗРК № 60-ЗРК еще необходимо разработать и принять, поскольку до тех пор, пока ФЗ № 182-ФЗ и ЗРК № 60-ЗРК не будут доработаны и усовершенствованы, законодательство в сфере профилактики правонарушений надлежащим образом не заработает на практике, а значит, будет носить декларативный характер и не достигнет своей основной цели - недопущение совершения правонарушений и преступлений в Российской Федерации и Республике Крым, а также устранение причин и условий, им способствующих.

Библиографический список

1. Аналитическая информация о результатах работы городских, районных судов Республики Крым за 2015-2016 год. Судебная статистика. Верховный Суд Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр:/М.кгт.$ис1^.ги/тос1и1е$.рЬр?пате=с1осит_ $ис1&пс1=4.

2. Евсикова Е. В. Актуальные проблемы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в Российской Федерации / Е. В. Евсикова // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов XXII Международ. науч.-практ. конф.: в 2 т. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВС И МВД России, 2017. -Т. 2. - С. 126-131.

3. Евсикова Е. В. Правовые основы профилактики административных правонарушений в Республике Крым / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 8 (99). - С.148-150.

4. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 9 марта 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/54014.

2 Аналитическая информация о результатах работы городских, районных судов Республики Крым за 2015-2016 год. Судебная статистика. Верховный Суд Республики Крым. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ь^рУМ.кгт^исг^ги/ modu!es.php?name=docum_sud&гid=4.

Bibliograficheskij spisok

1. Analiticheskaya informaciya o rezul'tatah raboty gorodskih, rajonnyh sudov Respubliki Krym za 2015-2016 god. Sudebnaya statistika. Verhovnyj Sud Respubliki Krym. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://vs.krm.sudrf. ru/modules.php?name=docum_sud&rid=4.

2. Evsikova E. V. Aktual'nye problemy pravovogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnutrennih del po profilaktike pravonarushenij v Rossijskoj Federacii / E. V. Evsikova // Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh usloviyah : sb. materialov HKHII Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf.: v 2 t. - Irkutsk: FGKOU VO VSI MVD Rossii, 2017. - T. 2. - S. 126-131.

3. Evsikova E. V. Pravovye osnovy profilaktiki administrativnyh pravonarushenij v Respublike Krym / E.V. Evsikova // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2016. - № 8 (99). - S.148-150.

4. Vladimir Putin prinyal uchastie v rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii 9 marta 2017 g. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/54014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.