Научная статья на тему 'Совершенствование профилактики административных правонарушений валютного законодательства Российской Федерации'

Совершенствование профилактики административных правонарушений валютного законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
621
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ / CURRENCY OFFENSES / CURRENCY LEGISLATION / CURRENCY CONTROL AUTHORITIES / SYSTEM OF PREVENTION METHODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарычев Д.В.

В статье предлагается вариант совершенствования профилактической деятельности органов валютного контроля путем систематизации форм профилактического воздействия с целью обеспечения экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES OF CURRENCY LEGISLATION OF RUSSIA

The article suggests a variant of improvement of preventive activity of currency control authorities by organizing the forms of preventive action for the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профилактики административных правонарушений валютного законодательства Российской Федерации»

Юридические науки

УДК 35.076.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.В. Назарычев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия), e-mail: dnazarychev@mail.ru

Аннотация. В статье предлагается вариант совершенствования профилактической деятельности органов валютного контроля путем систематизации форм профилактического воздействия с целью обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: валютные правонарушения, валютное законодательство, органы валютного контроля, система методов профилактики.

IMPROVEMENT OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES OF CURRENCY LEGISLATION OF RUSSIA

Abstract. The article suggests a variant of improvement of preventive activity of currency control authorities by organizing the forms of preventive action for the economic security of the country.

Keywords: currency offenses, currency legislation, currency control authorities, system of prevention methods.

Противоправное поведение участников внешнеэкономической деятельности, выражающееся в уклонении от соблюдения требований валютного законодательства, способно усугубить дефицит бюджета, повлечь ослабление национальной валюты, нанести вред деловой репутации страны, то есть объективно представляет собой угрозу экономической безопасности, являющуюся одним из основных направлений профилактики правонарушений [1].

К субъектам профилактики валютных правонарушений, то есть нарушений валютного законодательства Российской Федерации, относятся федеральные органы исполнительной власти - Федеральная таможенная и налоговая службы, являющиеся с 02.02.2016 органами валютного контроля в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и передачей им соответствующих функций [2]. Реализация данного направления профилактики осуществляется указанными субъектами посредством целого комплекса мероприятий. Однако весьма важные положения, имеющие значение для решения конкретных вопросов, связанных с порядком реализации форм профилактического воздействия в сфере валютных правоотношений, не нашли своего отражения в Административных регламентах указанных федеральных служб по исполнения государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций [3; 4]. Чего нельзя сказать о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в регламенте которой были отражены соответствующие положения [5].

Российское валютное законодательство, несмотря на его достаточно либеральный характер, содержит существенные требования к порядку совершения валютных операций, подлежащих постоянному контролю со стороны государства, так как именно валютное регулирование и валютный контроль являются формами государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

В настоящее время число правонарушений в валютной сфере достаточно высоко, а изменения, постоянно вносимые в нормативно-правовые акты валютного законодательства, требуют постоянной правовой поддержки резидентов, в этой связи профилактическая дея-

J» W V V • V

тельность, инициированная Федеральной таможенной и налоговой службами, крайне актуальна.

Указанные факты обуславливают необходимость не только в организации и проведении дальнейшей профилактической работы, но и в разработке системы методов профилактики нарушений валютного законодательства с учетом оценки ее эффективности, что позволит осуществлять последующий мониторинг и актуализацию.

Вопрос систематизации способов проведения профилактики административных правонарушений в сфере валютного законодательства на сегодняшний день является открытым и слабо разработанным. Из рассмотренных источников информации можно выделить только одну систему профилактической деятельности, используемую в работе еще Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которая включает в себя следующие способы [6]:

1) взаимодействие с уполномоченными банками - заключается в стимулировании консультационной и разъяснительной работы агентами валютного контроля. Отмечается, что до 50 % признаков нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования можно было бы избежать, утеснив взаимодействие уполномоченных банков и их клиентов - участников внешнеэкономической деятельности;

2) информирование участников валютных правоотношений через официальные интернет-сайты органов валютного контроля, на которых оперативно публикуется информация, связанная с внешнеэкономической деятельностью, планируемые изменения валютного законодательства, нововведения в валютном праве и другое;

3) «консультирование на местах» - предоставление консультационных услуг в специализированных центрах, реализуемых при взаимодействии с органами местного самоуправления и направленных на создание условий для повышения правовой грамотности;

4) наблюдение за деятельностью различного рода инновационных производств, технопарков, предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в сфере народных промыслов и наукоемких отраслях промышленности, и по возможности, предостережение их от нарушений.

Стоит отметить, что проведение профилактики административных правонарушений в сфере валютного законодательства не может быть сведено только к реализации четырех вышеуказанных способов. Очевидно, что эта деятельность является более широкой. Исходя из этого, основываясь на эмпирических методах исследования, предлагается следующее совершенствование профилактической деятельности органов валютного контроля путем систематизации форм профилактического воздействия.

Система методов профилактической деятельности органов валютного контроля

№ п/п Наименование Краткое описание Основные решаемые задачи

1 2 3 4

I группа. Предупреждение

1 Взаимодействие с Ведение практической работы с - ликвидация двойного

уполномоченными основными уполномоченными толкования норм валютного

банками банками, в которых резиденты находятся на расчетном обслуживании законодательства, которые нарушают резиденты; - минимизация признаков нарушений, которые легко могли бы быть исключены на этапе валютного контроля в уполномоченном банке.

2 Консультирование Взаимодействие с участниками - повышение правовой

участников внешнеэкономической грамотности участников

внешнеэкономической деятельности в рамках внешнеэкономической

деятельности конференций, семинаров, деловых игр и т.п. деятельности в области валютного права; - стимулирование к внешнеэкономической деятельности (увеличение объемов экспортно/импортных операций, расширение партнерских связей и т.п.); - налаживание взаимодействия с государственными органами (например, таможенными, в части упрощения формальностей).

3 Постинформирование Фактическое указание на - направление «писем-счастья»

участников совершенные валютные резидентам с необходимостью

внешнеэкономической правонарушения усиления контроля над

деятельности валютными операциями; - формирование «черных» списков участников внешнеэкономической деятельности.

II группа. Пресечение

4 Информационная Отражение основной - повышение правовой

работа через интернет- нормативно-правовой базы и грамотности участников

саиты рекомендательных материалов на официальных интернет-сайтах внешнеэкономической деятельности в области валютного права и смежных областях; - минимизация оперативных «сложных» моментов при осуществлении валютных операций (например,

посредством системы «Вопрос-Ответ»).

5 Вынесение постановлений о назначении административного наказания Реализация материалов дел об административных правонарушениях и принятие соответствующих процессуальных решений Главным образом нацелено на уменьшение количества «рецидивов» административных правонарушений в сфере валютного законодательства.

6 Направление представлений об устранении факторов, способствующих административным правонарушениям Реакция участников внешнеэкономической деятельности на совершенные ими административные правонарушения валютного законодательства - оптимизация внутренней деятельности участников внешнеэкономической деятельности, направленной на соблюдение валютного законодательства (реструктуризация отделов, штатной численности и т.п.); - усиление контроля участниками внешнеэкономической деятельности за проводимыми валютными операциями.

Предлагаемая система методов профилактики нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования целенаправленно разделена на две группы. Именно таким образом представляется профилактическая работа на этапе интенсивного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности и уполномоченными банками (I группа), нацеленная, главным образом, на предупреждение административных правонарушений, и на этапе пресечения (II группа) последующих противоправных действий в области валютного законодательства.

Очевидно, что дальнейшая работа между двумя органами валютного контроля, с учетом предложенной системы методов, будет способствовать достижению не только цели профилактики административных правонарушений в сфере валютного законодательства, но и обеспечение экономической безопасности государства.

Литература:

1. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Российская газета. № 139. 28.06.2016.

2. О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере: Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 // Собрание законодательства РФ. 08.02.2016. № 6. ст. 831.

3. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможен-

ного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования: Приказ ФТС России от 24.12.2012 № 2621 // Российская газета. 19.07.2013. № 157.

4. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами: Приказ Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.05.2012 16.04.2012. № 19.

5. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями: Приказ Минфина России от 24.04.2013 № 48н // Российская газета. 02.08.2013. № 169.

6. Участие Росфиннадзора в работе по снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/action/conference/389716/ (дата обращения 12.03.2017).

References:

1. Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 23.06.2016 № 182-FZ // Rossijskaja gazeta. № 139. 28.06.2016.

2. O nekotoryh voprosah gosudarstvennogo kontrolja i nadzora v finansovo-bjudzhetnoj sfere: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.02.2016 № 41 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 08.02.2016. № 6. st. 831.

3. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noj tamozhennoj sluzhby po ispolneniju gosudarstvennoj funkcii po osushhestvleniju v predelah svoej kompetencii kontrolja za valjutnymi operacijami rezidentov i nerezidentov, ne javljajushhihsja kreditnymi organizacijami, svjazannymi s peremeshheniem tovarov cherez tamozhennuju granicu Tamozhennogo sojuza, a takzhe vvozom v Rossijskuju Federaciju i vyvozom iz Rossijskoj Federacii tovarov, v sootvetstvii s mezhdunarodnymi dogovorami gosudarstv - chlenov Tamozhennogo sojuza, valjutnym zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii i prinjatymi v sootvetstvii s nim normativnymi pravovymi aktami organov valjutnogo regulirovanija: Prikaz FTS Rossii ot 24.12.2012 № 2621 // Rossijskaja gazeta. 19.07.2013. № 157.

4. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolnenija Federal'noj nalogovoj sluzhboj gosudarstvennoj funkcii po kontrolju za osushhestvleniem valjutnyh operacij rezidentami i nerezidentami, ne javljajushhimisja kreditnymi organizacijami ili valjutnymi birzhami: Prikaz Minfina RF ot 04.10.2011 № 123n // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 07.05.2012 16.04.2012. № 19.

5. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolnenija Federal'noj sluzhboj finansovo-bjudzhetnogo nadzora gosudarstvennoj funkcii po kontrolju za osushhestvleniem valjutnyh operacij rezidentami i nerezidentami, ne javljajushhimisja kreditnymi organizacijami: Prikaz Minfina Rossii ot 24.04.2013 № 48n // Rossijskaja gazeta. 02.08.2013. № 169.

6. Uchastie Rosfinnadzora v rabote po snjatiju neopravdannyh administrativnyh bar'erov vo vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti // Informacionno-pravovoj portal GARANT. URL: http://www.garant.ru/action/conference/389716/ (data obrashhenija 12.03.2017).

— • — Сведения об авторе

Дмитрий Валерьевич Назарычев, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, налогов и кредита, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.