Научная статья на тему 'Органы прокуратуры и органы государственной власти Российской Федерации как субъекты правовых отношений в сфере защиты прав человека и гражданина'

Органы прокуратуры и органы государственной власти Российской Федерации как субъекты правовых отношений в сфере защиты прав человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы прокуратуры / прокурорский надзор / субъект права / правозащитная деятельность / органы государственной власти / права человека / правовые отношения / взаимодействие / prosecutor’s office / prosecutorial supervision / subject of law / human rights activities / public authorities / human rights / legal relations / interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нариман Рафикович Танов

Российские институты государственной власти, осуществляющие правозащитную и правоохранительную деятельность, строго придерживаются норм и стандартов, которые отражены как в международном праве, так и в Конституции РФ. Прокуратура Российской Федерации как субъект правовых отношений, представляя собой ключевой надзорный орган государственной власти, играет основополагающую роль в осуществлении деятельности, направленной на защиту прав человека и гражданина. Однако в развитом демократическом и правовом государстве сфера защиты прав человека затрагивает различные отрасли права и сферы хозяйствования. Именно поэтому осуществление надзора и правозащитной деятельности органами прокуратуры РФ без взаимодействия с другими органами государственной власти РФ, которые также выступают в качестве субъектов правовых отношений, представляется труднореализуемым процессом. Само взаимодействие органов прокуратуры и органов государственной власти демонстрирует не только высокий уровень развития институтов правозащитной деятельности в стране, но также указывает и на тот факт, что сам процесс взаимодействия нуждается как в законодательном совершенствовании, так и в закреплении его отдельных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нариман Рафикович Танов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosecutor’s Offices and Government Bodies of the Russian Federation as Subjects of Legal Relations in the field of Protection of Human and Civil Rights

Russian government institutions carrying out human rights and law enforcement activities strictly adhere to the norms and standards that are reflected both in international law and in the Constitution of the Russian Federation. The Prosecutor’s Office of the Russian Federation, as a subject of legal relations, representing a key supervisory body of state power, plays a fundamental role in the implementation of activities aimed at protecting human and civil rights. However, in a developed democratic and rule-of-law state, the scope of human rights protection affects various branches of law and economic spheres. That is why the implementation of supervision and human rights activities by the prosecutor’s office of the Russian Federation without interaction with other government bodies of the Russian Federation, which also act as subjects of legal relations, seems to be a difficult process to implement. The very interaction between the prosecutor’s office and government bodies demonstrates not only the high level of development of human rights institutions in the country, but also points to the fact that the interaction process itself needs both legislative improvement and the consolidation of its individual provisions.

Текст научной работы на тему «Органы прокуратуры и органы государственной власти Российской Федерации как субъекты правовых отношений в сфере защиты прав человека и гражданина»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Нариман Рафикович ТАНОВ,

аспирант Института аспирантуры и докторантуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) tanovs98@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Органы прокуратуры и органы государственной власти Российской Федерации как субъекты правовых отношений в сфере защиты прав

человека и гражданина

Аннотация. Российские институты государственной власти, осуществляющие правозащитную и правоохранительную деятельность, строго придерживаются норм и стандартов, которые отражены как в международном праве, так и в Конституции РФ. Прокуратура Российской Федерации как субъект правовых отношений, представляя собой ключевой надзорный орган государственной власти, играет основополагающую роль в осуществлении деятельности, направленной на защиту прав человека и гражданина. Однако в развитом демократическом и правовом государстве сфера защиты прав человека затрагивает различные отрасли права и сферы хозяйствования. Именно поэтому осуществление надзора и правозащитной деятельности органами прокуратуры РФ без взаимодействия с другими органами государственной власти РФ, которые также выступают в качестве субъектов правовых отношений, представляется труднореализуемым процессом. Само взаимодействие органов прокуратуры и органов государственной власти демонстрирует не только высокий уровень развития институтов правозащитной деятельности в стране, но также указывает и на тот факт, что сам процесс взаимодействия нуждается как в законодательном совершенствовании, так и в закреплении его отдельных положений. Ключевые слова: органы прокуратуры, прокурорский надзор, субъект права, правозащитная деятельность, органы государственной власти, права человека, правовые отношения, взаимодействие.

DOI: 10.17803/2311-5998.2024.118.6.220-225

© Танов Н. Р,2024

Nariman R. TANOV, Postgraduate student, Institute of Postgraduate and Doctoral Studies of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) tanovs98@mail.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Prosecutor's Offices and Government Bodies of the Russian Federation as Subjects of Legal Relations in the field of Protection of Human and Civil Rights Abstract. Russian government institutions carrying out human rights and law enforcement activities strictly adhere to the norms and standards that are reflected both in international law and in the Constitution of the Russian

УНИВЕРСИТЕТА Органы прокуратуры и органы государственной власти 22 1

имени o.e. кугафина(мгюа) Российской Федерации как субъекты правовых отношений...

Federation. The Prosecutor's Office of the Russian Federation, as a subject of legal relations, representing a key supervisory body of state power, plays a fundamental role in the implementation of activities aimed at protecting human and civil rights. However, in a developed democratic and rule-of-law state, the scope of human rights protection affects various branches of law and economic spheres. That is why the implementation of supervision and human rights activities by the prosecutor's office of the Russian Federation without interaction with other government bodies of the Russian Federation, which also act as subjects of legal relations, seems to be a difficult process to implement. The very interaction between the prosecutor's office and government bodies demonstrates not only the high level of development of human rights institutions in the country, but also points to the fact that the interaction process itself needs both legislative improvement and the consolidation of its individual provisions. Keywords: prosecutor's office, prosecutorial supervision, subject of law, human rights activities, public authorities, human rights, legal relations, interaction.

Органы прокуратуры РФ, являясь органами государственной власти РФ и не принадлежа ни к одной из ветвей власти в соответствии с российской Конституцией и Федеральным законом от 19.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), одной из основных задач своей деятельности считают надзор за исполнением законов на различных уровнях государственной власти России (федеральном, региональном и муниципальном)1.

Данные положения отечественного законодательства, по мнению правоведов, среди которых можно выделить С. И. Шишкина и А. Ф. Смирнова, демонстрируют тот факт, что органы прокуратуры являются не только главным надзорным ведомством страны, но и выступают в роли полноценного субъекта правовых отношений, затрагивающих права человека и гражданина23.

Соглашаясь с мнением вышеупомянутых деятелей юридической науки, считаем целесообразным рассмотреть тот факт, что прокуратура РФ занимала ключевое положение в надзорной сфере политико-правовых отношений не только в рамках своего современного существования в демократическом и правовом государстве, но и на протяжении всей своей истории с момента основания российским императором Петром Первым, что подтверждается Именным высочай- ^ шим указом от 27.04.1722 «О должности генерал-прокурора»4.

<

--I

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета >

Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.

2 Шишкин С. И. К вопросу о месте органов прокуратуры в системе органов публичной власти Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2023. № 4(103). С. 36—40.

3 Смирнов А. Ф. К вопросу о власти прокурора // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 5 (54). С. 133—138. □

4 СПС «Гарант». УЧЕНОГО

>

Более того, современное отечественное федеральное законодательство, строящееся на основе Конституции и международного права (среди которого особо стоит выделить Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах) и не противоречащее им, нацелено на совершенствование и развитие прав и свобод человека и гражданина, что также подчеркивает приоритетное положение органов прокуратуры как субъекта данных отношений5.

При этом необходимо понимать, что столь широкая сфера деятельности, которая находится в профессиональном ведении органов прокуратуры, не всегда может осуществляться сотрудниками органов прокуратуры самостоятельно в рамках как проведения прокурорских проверок, так и осуществления своих процессуальных полномочий при участии в суде. Данный феномен правозащитной деятельности органов прокуратуры как субъекта данной деятельности был отражен в работах отечественных правоведов.

Так, О. С. Капинус утверждает, что специфические сферы — объекты прокурорского надзора, которые затрагивают в том числе проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, не могут обойтись без привлечения к надзорным и проверочным мероприятиям специалистов из тех или иных сфер6. Приводя собственный пример, можно апеллировать к взаимодействию органов прокуратуры с представителями Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ7.

При осуществлении прокурорской проверки в соответствии с Законом о прокуратуре, которая затрагивает, например, общее состояние подготовленности торгового центра и его систем к возникновению и упреждению воспламенения или пожаров, органы прокуратуры, как правило, привлекают сотрудников МЧС России. В данном случае, при осуществлении прокурорской проверки субъектами будут выступать органы прокуратуры и МЧС России, а объектами проверки — торговый центр, площадь и территория которого должны гарантировать посетителям их право на безопасность в соответствии со стандартами и нормами отечественного федерального законодательства, а работникам торгового центра — право на достойные условия труда, что в совокупности можно отнести к правам человека и гражданина в соответствии с вышеупомянутыми нормативными правовыми актами международного и федерального значений.

Подобные мероприятия органов прокуратуры и других органов государственной власти (совместно являющихся субъектами правоотношений в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина) требуют подготовки представителей каждого из ведомств посредством выработки как отдельного, так и совместного плана

5 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс».

6 Капинус О. С. Настольная книга прокурора : практическое пособие : в 2 ч. М. : Юрайт, 2021. Ч. 1. С. 595.

7 Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Гэссе Ж. Ф. К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № 4. С. 228—233.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Органы прокуратуры и органы государственной власти имени o.e. кугафина(мгюа) Российской Федерации как субъекты правовых отношений.

проведения проверки и подбора методики, четкого следования инструкциям. Однако понятно, что при этом требуется и уведомление объекта проверки с автоматическим предоставлением ему права на подготовку к предстоящей проверке. Все это может занимать довольно продолжительное время, что, несомненно, может сказаться на итогах проверки, заключающихся в выявлении потенциальных нарушений, при этом возможно упущение важных аспектов, которые могут сыграть существенную роль при устранении, упреждении и пресечении нарушений прав человека и гражданина, а также при последующем совершенствовании законодательства в соответствии с возникающими требованиями.

Ряд ученых, например В. П. Беляев, полагают, что рост описанных проблем стал возникать в результате отторжения у органов прокуратуры таких функций, как проведение собственного следствия и самостоятельное возбуждение уголовного дела8. В свою очередь, это, с одной стороны, повысило качество взаимодействия с другими органами государственной власти, которые усилили свою роль как субъекты правоотношений в сфере защиты прав человека и гражданина, а с другой — негативно сказалось на своевременном реагировании органов прокуратуры на возникающие правонарушения в результате уменьшения их роли как субъекта правоотношений.

Именно поэтому при рассмотрении проблемы места и роли органов прокуратуры и органов государственной власти РФ как субъектов правовых отношений в сфере защиты прав человека и гражданина, а также оптимизации и повышения качества их совместной деятельности предлагается:

А. Дополнить Закон о прокуратуре статьей 8.1 «Координация деятельности по защите прав человека и гражданина» в следующей редакции:

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по защите прав человека и гражданина органов государственной и публичной власти, внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.

Полагаем, что введение новой статьи в Закон о прокуратуре позволит не только закрепить основную правосубъектность органов прокуратуры в рамках реализации правозащитной политики, но и их руководящую роль, которая позволит не ^ только осуществлять надзор, но и координировать соответствующие процессы, а также руководить ими.

Б. Разработать совместный приказ между органами прокуратуры и иными >

надзорными ведомствами, органами государственной власти Российской Федерации, который бы затрагивал их особый статус как субъектов правовых отноше- О

ний в сфере защиты прав человека и гражданина, а также регламентировал их □ _ □

8 Беляев В. П. Юридическая деятельность органов прокуратуры и следствия: проблемы □

взаимодействия // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 150—158. УЧЕНОГО

>

деятельность на различных участках, проводимых совместных проверок и координационных совещаний при руководящей роли органов прокуратуры.

При наличии достаточно широкого круга приказов Генерального прокурора РФ (как ведомственного, так и межведомственного формата), затрагивающих большой спектр возникающих в нашем государстве правоотношений, суть правозащитной политики отражена в каждом из них отдельно. Наличие единого совместного приказа, берущего за основу положения Конституции, международного права и предлагаемой выше статьи, позволило бы расширить понимание органов прокуратуры и органов государственной власти как субъектов правовых отношений в сфере защиты прав человека и гражданина.

В. Вернуть органам прокуратуры РФ право на проведение собственного предварительного расследования, а также право на возбуждение уголовных дел, без отчуждения таких прав у иных правоохранительных органов. Несмотря на то, что такое предложение запускает длительный трудоемкий и наукоемкий процесс, в итоге при грамотном распределении функций между органами прокуратуры и другими правоохранительными органами и органами государственной власти, удалось бы снизить как процессуальные сроки ожидания реагирования на правонарушения, так и увеличить самостоятельность органов прокуратуры в рамках решения различных вопросов уголовно-процессуальной направленности, о чем регулярно упоминал в своих работах В. Г. Бессарабов9.

На основании изложенного можно констатировать систематическое совершенствование отечественного законодательства в сфере прокурорского надзора (основывающегося как на законодательной преемственности, так и на разработке качественно новых нормативных правовых актов) в ходе проводимых в стране реформ, направленных на развитие демократических и правозащитных институтов.

При этом роль органов прокуратуры как основополагающего субъекта правовых отношений в сфере защиты прав человека и гражданина необходимо не только рассматривать в рамках юридической науки, что находит отражение в работах российских правоведов, но и законодательно закрепить.

БИБЛИОГРАФИЯ

Абдулаев М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений. — М. : Магистр-Пресс, 2004. — 632 с.

Беляев В. П. Юридическая деятельность органов прокуратуры и следствия: проблемы взаимодействия // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 7. — С. 150—158.

Бессарабов В. Г. Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова. — 2015. — № 2. — С. 154—159.

9 Бессарабов В. Г. Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2015. № 2. С. 154—159.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

1. 2.

3.

УНИВЕРСИТЕТА Органы прокуратуры и органы государственной власти имени o.e. кугафина(мгюа) Российской Федерации как субъекты правовых отношений.

4. Вандышев В. В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части : учебник для юридических вузов и факультетов. — М. : Контракт ; ВолтерсКлувер, 2010. — 476 с.

5. Капинус О. С. Настольная книга прокурора : практическое пособие : в 2 ч. — М. : Юрайт, 2021. — Ч. 1. —595 с.

6. Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Гэссе Ж. Ф. К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами // Вестник Югорского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 228—233.

7. Смирнов А. Ф. К вопросу о власти прокурора // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 5. — С. 133—138.

8. Шишкин С. И. К вопросу о месте органов прокуратуры в системе органов публичной власти Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. — 2023. — № 4. — С. 36—40.

9. Шобухин В. Ю. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры России в 1722—1917 гг. // Российский юридический журнал. — 2018. — № 3. — С. 88—96.

4 "0

5

m

<

i >

□ □

п □

УЧЕНОГО

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.