Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры'

Современное состояние и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы прокуратуры / цифровизация / электронный документооборот / Концепция трансформации / информационные технологии / prosecutorial authorities / digitalization / electronic document management / Transformation Concept / information technology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тамерлан Якубович Евлоев

В статье анализируется современное состояние и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры. Рассмотрены основные тренды и вызовы, которые стоят перед органами прокуратуры в сфере цифровизации, также исследуется роль цифровых технологий в правоохранительной деятельности, их влияние на эффективность работы прокуроров и взаимодействие с другими государственными ведомствами. Оценивается степень правового регулирования деятельности органов прокуратуры с использованием цифровых технологий. Также затрагиваются вопросы безопасности и защиты персональных данных в контексте использования цифровых инструментов и анализируются действующие цифровые элементы в деятельности органов прокуратуры. Приводятся примеры успешного внедрения ряда действующих информационных систем в деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации и оценивается зарубежный опыт в указанном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State and Prospects for the Introduction of Digital Technologies in the Activities of Prosecutors

The article analyzes the current state and prospects for the introduction of digital technologies into the activities of the prosecutor’s office. The main trends and challenges facing the prosecutor’s office in the field of digitalization are shown, the role of digital technologies in law enforcement is also explored, their impact on the effectiveness of prosecutors and interaction with other government agencies. The degree of legal regulation of the activities of the prosecutor’s office using digital technologies is assessed. The issues of security and protection of personal data in the context of the use of digital tools are also touched upon and the existing digital elements in the activities of the prosecutor’s office are analyzed. Examples of successful implementation of a number of existing information systems in the activities of the prosecutor’s offices of the subjects of the Russian Federation are given and foreign experience in this direction is evaluated.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧ ЕНОГО

Современное состояние и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры

Аннотация. В статье анализируется современное состояние и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры. Рассмотрены основные тренды и вызовы, которые стоят перед органами прокуратуры в сфере цифровизации, также исследуется роль цифровых технологий в правоохранительной деятельности, их влияние на эффективность работы прокуроров и взаимодействие с другими государственными ведомствами. Оценивается степень правового регулирования деятельности органов прокуратуры с использованием цифровых технологий. Также затрагиваются вопросы безопасности и защиты персональных данных в контексте использования цифровых инструментов и анализируются действующие цифровые элементы в деятельности органов прокуратуры. Приводятся примеры успешного внедрения ряда действующих информационных систем в деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации и оценивается зарубежный опыт в указанном направлении. Ключевые слова: органы прокуратуры, цифровизация, электронный документооборот, Концепция трансформации, информационные технологии.

Тамерлан Якубович ЕВЛОЕВ,

аспирант кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2024.118.6.205-211

Tamerlan Ya. EVLOEV, Postgraduate student of the Department of organization of judicial and prosecutorial working of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Current State and Prospects for the Introduction of Digital Technologies in the Activities of Prosecutors Abstract. The article analyzes the current state and prospects for the introduction of digital technologies into the activities of the prosecutor's office. The main trends and challenges facing the prosecutor's office in the field of digitalization are shown, the role of digital technologies in law enforcement is also explored, their impact on the effectiveness of prosecutors and interaction with other government agencies. The degree of legal regulation of the activities of the prosecutor's office using digital technologies is assessed. The issues of security and protection of personal data in the context of the use of digital tools are also touched upon and the existing digital elements in the activities of the prosecutor's office are analyzed.

© Евлоев Т. Я., 2024

Examples of successful implementation of a number of existing information systems in the activities of the prosecutor's offices of the subjects of the Russian Federation are given and foreign experience in this direction is evaluated. Keywords: prosecutorial authorities, digitalization, electronic document management, Transformation Concept, information technology.

В современном мире цифровые технологии становятся все более значимыми для всех сфер жизни общества. Они позволяют повысить эффективность работы государственных органов, исключением не стали и органы прокуратуры. Внедрение цифровых технологий в их деятельность способствует оптимизации работы, повышению качества и оперативности по обеспечению законности и защиты прав граждан.

Однако внедрение цифровых технологий в работу органов прокуратуры требует соответствующих нормативно-правового регулирования, а также подхода к внедрению технологий в их деятельность.

По мнению ряда ученых, современные технологии положительно повлияют на работу органов прокуратуры. Так, по мнению О. С. Капинус, «внедрение современных технологий должно способствовать удобству повседневной деятельности, экономии средств»1.

Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» регламентируется также внедрение цифровых технологий в деятельность государственных органов. При проведении комплексной цифровизации в органах прокуратуры неуклонно опираются на установленные в Указе цели и задачи, подчеркивая не только единство правового пространства, но и стремление к достижению единого уровня внедрения элементов цифровых технологий в деятельности органов прокуратуры на всех уровнях.

Нормативно-правовое регулирование внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры также осуществляется на основе других документов. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 определяет основные принципы деятельности органов прокуратуры, ее полномочия и обязанности. В Законе также содержатся положения о применении информационных технологий в деятельности прокуратуры. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 31.05.2011 № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов прокуратуры Российской Федерации» определяются порядок и условия предоставления информации о деятельности прокуратуры в электронном виде. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2113 «О внедрении государственной автоматизированной системы правовой статистики» регулируется порядок внедрения и использования государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), в том числе в органах прокуратуры.

1 Капинус О. С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 4 (66). С. 5—10.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК Ев"оеВ Т. Я.

УНИВЕРСИТЕТА Современное состояние и перспективы внедрения 20/

имени o.e. кугафина(мгюА) цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры

Но отдельно следует остановиться на приказе Генеральной прокуратуры РФ от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года»2 (далее — Концепция). Данный ведомственный правовой акт определяет перспективы и задачи внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры, в соответствии с рядом государственных программ стратегического планирования.

Указанный перечень нормативных документов является основополагающим, но не исчерпывающим. Так, Концепция реализуется в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», а также документами Евразийского экономического союза, и в первую очередь — с Договором о Евразийском экономическом союзе3 (далее — Союз), в рамках которого предполагается создание Информационной системы Союза с трансграничным принципом работы, распространяющейся на территории стран-участниц.

Внедрение цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры позволяет автоматизировать процессы сбора, обработки и анализа информации. Это позволяет повысить эффективность работы органов прокуратуры и снизить вероятность ошибок, а также обеспечить доступ к информации о их деятельности, что способствует повышению прозрачности работы органов прокуратуры и укреплению доверия населения к ней.

Повышаются качество и оперативность прокурорского реагирования, что позволяет оперативно реагировать на обращения граждан и организаций, а также устранять нарушения в установленный законом срок. При этом следует внимательно относиться к вопросам безопасности в цифровой среде, а именно предотвращению доступа третьих лиц к персональным данным или сведениям, имеющим особую ценность для государства, взлому автоматизированных информационных комплексов.

В настоящее время в органах прокуратуры согласно Концепции созданы и действуют единые интернет-приемные, которые достаточно гармонично работают, способны в электронном формате принимать обращения граждан, но при этом могут иметь некоторые различия в зависимости от специфики тех или иных регионов. Данные приемные представляют собой единый сайт прокуратуры субъекта РФ, на котором содержатся необходимые данные и сведения для связи с городскими, межрайонными или районными и приравненными к ним прокуратурами. Граждане имеют возможность записаться на прием в необходимый день и подать обращение в дистанционном формате.

Данные порталы действуют как единое окно по всему субъекту РФ, создавать для каждой прокуратуры отдельный сайт не имеет смысла, так как это

--m

Приказ Генерального прокурора РФ от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // > URL: https://genproc.gov.ru/documents/ orders/document-1253244/.

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г Астане 29.05.2014, ред. от 01.10.2019, с изм. и доп. вступ. в силу с 28.10.2021). Приложение № 3. Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ q

LAW_163855/aa0c4fa9ba641f06aaea596cd1596d2c7a7e2107/ (дата обращения: 06.05.2024). УЧЕНОГО

2

потребует дополнительных средств не только для создания, но и для поддержания актуальности этих сайтов, а вопросы обеспечения сохранности и защиты персональных данных граждан и другой информации останутся открытыми. Тем не менее отметим, что работа с интернет-порталами прокуратур упрощена, интересующая информация доступна, но есть и отдельные моменты, которые необходимо улучшить.

Так, например, можно было бы внедрить в интернет-порталы функцию по поиску и отслеживанию внутренних обращений граждан и организаций, доступную для всех граждан, чтобы упростить поиск обращения в электронном формате и информации о сроках его рассмотрения. При этом на данном направлении цифро-визации особое внимание следует уделить проблеме обязательного подтверждения электронной почты заявителя. При подаче заявления или направления письма на почту в любую, в том числе районную, прокуратуру может использоваться любая почта, что порождает огромный объем анонимных писем, а в условиях процветания преступности в цифровом пространстве или злоупотребления правом на заявления многие дистанционные обращения носят анонимный характер.

В этом случае существует перспектива внедрения искусственного интеллекта для предотвращения анонимных обращений в электронном формате путем прохождения теста для идентификации и отличия человека от бота либо путем подтверждения электронной почты обратным письмом на указанный электронный адрес. Однако сразу отметим, что эта работа должна быть комплексной и охватывать прокуратуры всех уровней, что на данный момент отсутствует Внедрение искусственного интеллекта в деятельность органов прокуратуры по приему и обработке обращений граждан в дистанционном режиме кардинально упростило бы их работу, при этом серьезных материальных затрат не потребовало.

Нельзя не учесть, что некоторые прокуратуры субъектов уже внедрили подобные сервисы искусственного интеллекта в свою работу, однако эта работа носит, скорее, ограниченный, чем комплексный характер. Но тем не менее у прокуратур субъектов РФ или приравненных к ним специализированных прокуратур в Российской Федерации уже накоплен определенный опыт по использованию и внедрению цифровых технологий.

Однозначно можно утверждать, что на сегодняшний день имеется острая необходимость в нормативном регулировании требований, предъявляемых к программному обеспечению и внедрению цифровых технологий в работу органов прокуратуры не только по принятию обращений, но и по записи на прием в прокуратуру в дистанционном порядке. Речь идет об идентификации и верификации лиц, подающих заявление, а также установлении четкого порядка подачи обращения в электронном формате, чтобы избежать дублирования обращений и снижения нагрузки на органы прокуратуры в указанном направлении.

В настоящее время функция идентификации лиц, направляющих обращение в прокуратуру города Москвы, осуществляется через систему ЕСИА4 на портале

4 Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государ-

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК Ев"оеВ Т. Я.

УНИВЕРСИТЕТА Современное состояние и перспективы внедрения

имени o.e. кугафина(мгюА) цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры

Госуслуги. На базе данного портала и может быть проведено комплексное внедрение системы идентификации обращений в прокуратуры всех уровней и субъектов РФ. Также интересным представляется опыт внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры коллегами из Приволжской транспортной прокуратуры, которая использует электронную программу «Учет материалов проверок и уголовных дел», содержащую сведения о материалах проверок и уголовных делах, уже разрешенных либо находящихся в производстве (около 60 тыс. материалов и уголовных дел)5. При этом в данном случае сотрудниками прокуратуры этот учет заполняется вручную, поднадзорные ведомства в этом электронном учете не принимают участия.

Существующая Концепция цифровой трансформации органов прокуратуры предполагает поэтапное развитие и внедрение цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры по всем направлениям вплоть до 2025 г. На сегодняшний день можно уже проанализировать степень успешности введения и реализации данной Концепции на практике. Оценивая достижения целей, поставленных в Концепции, таких как переход к сервисной модели владения собственной цифровой инфраструктурой и ее развития, можно сказать, что отчасти Концепция реализована по ряду направлений, однако отдельные цели и решения некоторых задач не могли быть изначально достигнуты по ряду объективных причин.

Прокуратура является надзорным ведомством, деятельность которого прямо или косвенно зависит от деятельности поднадзорных органов, и огромнейший документооборот, проводимый прокуратурами разных уровней, проводится как раз с поднадзорными ведомствами на бумажном носителе, и ни о какой цифро-визации в этом направлении речь не идет. Концепция изначально носила ограниченный характер, так как огромнейшая часть деятельности прокуратуры, не была ею затронута. Безусловно, в Концепции говорится про взаимодействие прокуратуры с другими органами на третьем этапе ее реализации в рамках интеграции с другими информационными ресурсами, однако конкретных шагов по достижению данной цели пока не предпринято.

Одно из приоритетных направлений Концепции — достижение высокотехнологического надзора. В рамках этих мероприятий предполагается на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций создание единой безопасной цифровой платформы, предусмотренной для прокуратур всех уровней. По мнению разработчиков Концепции, платформа способна обеспечить электронное взаимодействие органов прокуратуры всех уровней между собой, а также с иными государственными органами.

Но для реализации этого замысла в жизнь в рамках привлечения на единую ^

цифровую платформу других ведомств (МВД России, ФСБ России, СК России, МЧС России и др.) необходимы создание какой-либо межведомственной рабочей группы, а также привлечение молодых специалистов из научной среды. Так как >

ственных и муниципальных услуг в электронной форме"» (ред. от 22.04.2024 № 2249) // СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. II). Ст. 4108.

Кебеков Т. М. Использование современных информационных технологий при организации работы в Приволжской транспортной прокуратуре // Вестник Академии Генеральной □ прокуратуры РФ. 2018. № 3 (65). С. 32. УЧЕНОГО

5

каждый правоохранительный орган отдельно формирует свою политику цифро-визации, комплексную цифровизацию органов прокуратуры реализовать крайне сложно. Единая цифровая платформа для всех ведомств позволит ускорить процесс проведения надзорной деятельности органов прокуратуры, оптимизирует взаимодействие прокуратуры и органов предварительного следствия и упростит в целом весь процесс уголовного судопроизводства, так как исключит повторные межведомственные учеты.

Но и на взаимодействии правоохранительных органов не следует останавливаться, в рамках создания единой цифровой платформы доступ следует предоставить и суду для упрощения в том числе проведения судебного контроля в части своей компетенции. Некоторые практики, также отмечая актуальность возможного введения данной платформы, подчеркивают возможность предоставления доступа к ней в ограниченном варианте и граждан для ознакомления с рядом документов, непосредственно затрагивающих их.

Кроме того, повышение качества надзорной функции предполагается и за счет внедрения в деятельность органов прокуратуры современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде. Многие исследователи отмечают, что в настоящее время для правоприменительных органов Российской Федерации отсутствует единое информационное пространство6. В этом случае есть смысл издавать совместные приказы с участием Генеральной прокуратуры РФ о переходе на единую цифровую платформу для совместного электронного документооборота с другими правоохранительными ведомствами.

Очень интересным представляется опыт коллег из Казахстана по внедрению и ведению единого учета обращений граждан, представляющего собой базу данных, в которой хранятся информация по всем обращениям физических и юридических лиц в органы государственной власти, а также результаты их рассмотрения. Это, может быть, и не кардинально упростило работу сотрудников подразделений прокуратуры, но создало бы максимальную прозрачность деятельности правоохранительных органов в данном направлении.

Казахстанские коллеги не остановились и на этом, внедрив также систему информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, организованную в качестве портала, содержащего информацию, необходимую для указанных органов и представляемую в онлайн-режиме. Это позволяет оперативно реагировать на правонарушения.

Изучение процесса внедрения высоких технологий в деятельность органов прокуратуры в Республике Казахстан позволяет сделать вывод о том, что прокурор в дистанционном формате, в режиме реального времени может реализовы-вать надзор за исполнением законов при проведении расследований следователем, имея доступ к делу в электронном формате. Как раз это и является примером комплексного подхода цифровизации деятельности органов прокуратуры, так как

6 Кутуков С. А, Смирнов С. Н. Организационно-правовые проблемы информационного взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с другими правоохранительными органами по противодействию преступности // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4 (87). С. 78.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

"7^ЕСТНИК Евлоев Т. Я. О Л Л

У) УНИВЕРСИТЕТА Современное состояние и перспективы внедрения

имени o.e. кугафина(мгюА) цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры

в данном случае задействованы все элементы проведения надзорной деятельности в электронном режиме. Но более интересными в этой связи представляются вопросы обеспечения актуальности таких информационных систем и сохранности данных на указанных платформах.

Таким образом, можно сказать, что процесс внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры сильно упрощает и улучшает качество их работы, а также позволяет надзорному ведомству более мобильно действовать не только в рамках обработки обращений, но и в форме взаимодействия с другими ведомствами.

Так как цифровизация — это сложный процесс, требующий особого внимания в силу возрастающей актуальности, в ближайшем будущем органам прокуратуры предстоит решить несколько проблем, вытекающих из процесса цифровизации, а именно: создания нормативно-правовой базы по регулированию внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры, разработки совместных межведомственных нормативных актов о порядке взаимодействия на одной цифровой платформе, внедрения элементов искусственного интеллекта в деятельность органов прокуратуры, а также обеспечения безопасности информационных ресурсов в условиях преступности в цифровой среде. Все эти элементы необходимы для повсеместной и комплексной цифровизации органов прокуратуры.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Барчуков В. К. Информационное обеспечение, искусственный интеллект, правоохранительная деятельность / под общ. ред. С. В. Расторопова. — СПб. : Юридический центр, 2022. — 272 с.

2. Капинус О. С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2018. — № 4 (66). — С. 5—10.

3. Кебеков Т. М. Использование современных информационных технологий при организации работы в Приволжской транспортной прокуратуре // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2018. — № 3 (65).

4. Кутуков С. А., Смирнов С. Н. Организационно-правовые проблемы информационного взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с другими правоохранительными органами по противодействию преступности // Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 4 (87). ^

5

УЧЕНОГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.