Научная статья на тему 'ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТИТУТ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТИТУТ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
опека / попечительство / институт опеки / институт попечительства / органы опеки / полномочия / задачи / права / guardianship / guardianship authorities / powers / tasks / rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачева Е.Н.

В статье рассматривается деятельность органов опеки и попечительства, их полномочия и поставленные перед ними задачи. Особое внимание уделено правозащитным функциям органов опеки и попечительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARDIANSHIP AUTHORITIES AS INSTITUTION OF HUMAN RIGHTS ACTIVITY

The article examines the activities of the guardianship authorities, their powers and the tasks assigned to them. Special attention is paid to the human rights functions of the guardianship authorities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТИТУТ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 34.07

Грачева Е.Н.

магистрант кафедры публичного права Института технологий предпринимательства и права Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТИТУТ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается деятельность органов опеки и попечительства, их полномочия и поставленные перед ними задачи. Особое внимание уделено правозащитным функциям органов опеки и попечительства.

Ключевые слова: опека, попечительство, институт опеки, институт попечительства, органы опеки, полномочия, задачи, права.

В современном обществе органы опеки и попечительства направляют свою деятельность на защиту прав и законных интересов граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в надзоре или попечительстве. Органы опеки и попечительства играют важную роль в профилактике дезадаптации несовершеннолетних граждан, которые трудно приспособляются к сложным социальным условиям [1].

Вместе с комиссиями по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, учебными заведениями, центрами социальной помощи семье и детям, общественными организациями и другими учреждениями, они работают над предотвращением дезадаптации и помогают молодежи адаптироваться к сложным социальным условиям [2].

Опека и попечительство существовали уже многие века и имели свои корни в римском праве. В России Петр I придал опеке и попечительству публичное значение, а затем Екатерина II организовала систему опеки на основе сословных принципов, предоставив каждому сословию свои опекунские органы.

В советский период деятельность органов опеки и попечительства была регулирована законодательством о семье, где назначение опекунов и попечителей осуществлялось принудительно, без учета принципа добровольности. Только в 1969 году Кодексом об опеке и попечительстве РСФСР был провозглашен принцип добровольности назначения опекунов и попечителей над несовершеннолетними детьми [3].

Кардинальные изменения в регулировании опеки и попечительства произошли после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором были закреплены правила установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства как в отношении взрослых, так и несовершеннолетних детей. Однако нормы об опеке и попечительстве в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, были оставлены в Семейном кодексе Российской Федерации.

В Российской Федерации действует Закон об опеке и попечительстве, однако этот закон не обеспечивает полной ясности и системности в механизме реализации и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Большая часть положений этого закона повторяет положения Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов или противоречит им, а в некоторых случаях наблюдается конкуренция норм [4]. Кроме того, закон не устанавливает целостной системы органов опеки и попечительства, которая бы связывала все юридические и фактические действия, касающиеся обеспечения и защиты прав несовершеннолетних граждан, с учетом сложности отношений, регулируемых ГК РФ, СК РФ, Жилищным кодексом РФ, и разнообразия форм устройства несовершеннолетних детей.

Закон закрепил двойную модель органов опеки и попечительства.

С одной стороны, органы опеки и попечительства сохраняются как публичный элемент в механизме осуществления и защиты прав несовершеннолетних детей, а также как инструмент публичного формирования этого механизма (устройства несовершеннолетних детей) и контроля за выполнением своих полномочий законными представителями несовершеннолетних детей. С другой стороны, деятельность органов опеки и попечительства сведена к услуговой модели, где они обеспечивают предоставление подопечным соответствующих услуг в области реализации и защиты их прав. Например, закон устанавливает право опекунов и попечителей на получение вознаграждения за счет доходов от имущества детей, предоставляемого им в пользование в их интересах (ст. 16) на основании договора, заключаемого между органом опеки и попечительства и опекуном (попечителем).

На наш взгляд, для проведения реформирования органов опеки и попечительства необходимо создать законодательную базу, которая бы соответствовала современным условиям жизни и учитывала потребности семьи и детей, а также угрозы их правам и интересам. Кроме того, при формировании такой базы следует учесть опыт других стран в данной области.

Деятельность органов опеки и попечительства, которые играют важную роль в защите прав несовершеннолетних, в основном регулируется федеральным законодательством. Это позволяет предположить, что она не должна сводиться исключительно к работе органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления, в основном состоящих из педагогических специалистов. К тому же, органы опеки и попечительства постоянно меняют свою принадлежность между отраслями образования и социальной защиты.

Органы опеки и попечительства играют важную роль в обеспечении и защите прав и законных интересов несовершеннолетних в гражданских, семейных и жилищных отношениях. Они также участвуют в определении условий устройства и воспитания несовершеннолетних, находящихся в трудной

ситуации и лишенных попечения родителей. Кроме того, они осуществляют контроль над исполнением обязанностей и полномочий законных представителей несовершеннолетних. Все сделки, связанные с отчуждением имущества несовершеннолетних детей, могут быть совершены только с разрешения органов опеки.

Законодательство требует, чтобы органы опеки и попечительства обязательно участвовали в процессе осуществления сделок с несовершеннолетними. Введение этих норм связано с неполной дееспособностью детей, уровень которой меняется в зависимости от их возраста. Органы опеки и попечительства играют роль контрольного звена в определении законности сделок с имуществом ребенка и их допустимости.

Однако статус органов опеки и попечительства является двойственным. Эти органы являются органами публичной власти, которые реализуют частные права несовершеннолетних детей. Поэтому регулирование их деятельности и само их функционирование имеют частно-публичную природу, вмешательство в частные отношения граждан оправдано необходимостью защиты их прав и законных интересов [4].

Итак, органы опеки и попечительства являются составной частью ранее упомянутого правового механизма. Этот механизм комплексный, включающий как имущественные, так и неимущественные отношения. Среди них можно назвать гражданские, семейные и жилищные отношения. Однако вопросы регулирования этих отношений относятся либо к исключительному ведению РФ (гражданское законодательство), либо к совместному ведению РФ и ее субъектов (семейное, жилищное законодательство). Поэтому должны быть разработаны: адекватная самому правовому механизму система органов опеки и попечительства для обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей и правила их функционирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Трифонова Т.А. Гражданское общество и охрана как вид деятельности: некоторые правовые взаимосвязи // Сибирский юридический вестник. - Иркутск. - 2016. №1. - С. 19-25;

2. Шишмарева Е.В. Некоторые аспекты противодействия преступности несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - Иркутск.-2014. № 4. - С. 55;

3. Бурдо Е. П. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства над детьми в Российской Федерации // Марийский юридический вестник. - Йошкар-Ола. - 2015. № 3 (14). - С. 57-59;

4. Трифонова, Т. А. К вопросу о роли органов опеки и попечительства в сфере защиты прав несовершеннолетних / Т. А. Трифонова, Е. С. Апанович // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов XXII международной научно-практической конференции: в 2 томах, Иркутск, 18-19 мая 2017 года. Том II. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 99-103. - EDN YPXNDL.

Gracheva E.N.

Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (Saint Petersburg, Russia)

GUARDIANSHIP AUTHORITIES AS INSTITUTION OF HUMAN RIGHTS ACTIVITY

Abstract: the article examines the activities of the guardianship authorities, their powers and the tasks assigned to them. Special attention is paid to the human rights functions of the guardianship authorities.

Keywords: guardianship, guardianship authorities, powers, tasks, rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.