УДК 347.64
Евсютина К.А. студент
2 курс, направление подготовки «Юриспруденция» научный руководитель: Исаев В.М., к.ю.н.
декан
юридический факультет Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО - ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация: В статье рассматривается характеристика опеки и попечительства с точки зрения семейного и гражданского законодательства, раскрываются вопросы, связанные с правовой регламентацией норм семейного и гражданского законодательства в установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними, рассматриваются вопросы об осуществлении и защите их прав, а также проблемы, возникающие при практическом применении соответствующих норм, раскрывается роль деятельности органов опеки и попечительства.
Ключевые слова: семья, опека, попечительство, защита прав и интересов детей, органы опеки и попечительства, несовершеннолетние, права, обязанности, опекун и попечитель, улучшение качества жизни.
Evsyutina K. A. student
2nd year, direction of training "Jurisprudence" scientific supervisor: Isaev V.M., candidate of law
dean faculty of law Bryansk branch of Ranepa
Russia, Bryansk
CUSTODY AND GUARDIANSHIP-A TOOL FOR PROTECTING THE
RIGHTS OF MINORS
Annotation: The article examines the characteristics of the guardianship and the guardianship from the point of view of family and a civil law, reveals the issues related to the legal regulation of the norms of family and civil law in the establishment of the guardianship and the guardianship of minors, discusses the implementation and protection of their rights, as well as problems arising in the practical application of the relevant norms, reveals the role of the activities of the guardianship and the guardianship authorities.
Key words: family, guardianship, protection of the rights and interests of the children, the guardianship and guardianship authorities , minors, rights, duties, guardian and Trustee, improvement of the quality of life.
Понятие семьи довольно многогранно. С социологической точки зрения, семья рассматривается как малая социальная группа, связанная родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. С правовой точки зрения, семья - это социальный институт, находящийся под защитой государства. В семейном праве под семьёй понимают круг лиц, связанных между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и усыновления.
Семья является самым главным в жизни человека, неотъемлемой его частью, именно в семье формируются жизненные ценности, человек чувствует себя любимым и нужным, но к сожалению, в жизни могут сложиться обстоятельства, когда человек, в частности ребёнок, лишается близких людей. В таком случае государство применяет особые способы и меры защиты упомянутых лиц.
Именно для защиты таких граждан, их прав и законных интересов, в особенности прав и интересов несовершеннолетних детей, для реализации мер защиты государство проявляет свою обязанность в осуществлении попечительства, как института права, и различные варианты опеки.
Деятельность института опеки и попечительства регулируется нормами семейного и гражданского права. Гражданский кодекс регулирует общие вопросы, такие как цели и задачи института опеки и попечительства, права и обязанности опекунов, меры прекращения опеки и попечительства.1 Семейный кодекс базируется на предмете регулирования института опеки и попечительства. Охрана интересов детей одна из самых важнейших задач семейного права.2
В Российской Федерации применяются следующие основные формы семейного устройства, установленные законодательством:
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства и договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны), являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически (ст.123 и 145 Семейного Кодекса Российской Федерации).
1 Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ.1994. № 32.Ст. 3301.
2 Семейный кодекс Российской Федерации: кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ// Собрание законодательства РФ.1996.№ 1.Ст. 16.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители), обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Усыновление - оптимальная форма устройства ребенка, поскольку не только складываются близкие родственные отношения между усыновителями и усыновляемым ребенком, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, так как усыновляемый ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному ребенку, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
В настоящее время по различным данным в России от 700 тысяч до 3 млн. детей, оставшихся без попечения родителей. Около 70 % таких детей находится под опекой и попечительством.3 Таким образом, опека и попечительство являются наиболее распространённой формой защиты интересов детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день.
Не смотря на острую социальную значимость вопроса установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, данной проблеме в литературе уделяется совсем незначительное внимание. Её проблемы освещены либо на страницах учебников, либо в периодических изданиях. В качестве примеров можно привести статьи Ю.К. Беспалова, Н. М. Костровой, А.М. Нечаевой, Е. А. Фоминой и других.4
В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 Семейного кодекса Российской Федерации; п.1 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии с законом опека устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Также законодательство допускает случаи, когда опека над детьми устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет, если
3 Статистические данные на сайте Федеральная служба государственной статистики. иКЬ:Шр8://ак8.гиГоЫег/13807?ргш1=1 .(дата обращения: 16.03.2020)
4 Беспалов Ю.К. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 2011. № 1. С.32—34; Кострова Н.М. Процессуальные правила разбирательства семейных дел в Семейном кодексе РФ. // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 101-108; Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс Российской Федерации // Государство и право. 2017. №6. С.56-66; Фомина Е.А. Судебная защита родительских прав.// Российский судья. 2018. № 9. С.42-44.
несовершеннолетние признаны судом недееспособными из-за различных заболеваний. Также закон допускает закрепление за несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет частичную гражданскую дееспособность, позволяя им совершать различные гражданско-правовые сделки (ст. 26 ГК), признавая их деликтоспособными (ст. 1074 ГК), а также способными нести уголовную ответственность с 16 лет, а за отдельный вид преступлений - с 14 лет (ст. 20 УК РФ) и административную ответственность за правонарушения с 16 лет (ст. 13, 14 КоАП РФ), предоставляя им права в области трудовых, семейных и иных отношений.
Бывают ситуации, когда опека устанавливается над детьми, у которых есть родители (ст.121, ст. 145 СК). К таким случаям относятся, когда родители не проживают с детьми, не несут свои обязанности по воспитанию и защите интересов и прав детей (в случае отобрания детей у родителей без лишения родительских прав). Опека над детьми, у которых есть родители устанавливается в случае болезни, в том числе психические заболевания- в этом случае родители сами находятся под опекой, также это может быть связано с длительным отсутствием родителей в месте проживания ребёнка по причине лишения свободы, длительной командировки или отъезда или иным причинам. В законе не прописаны сроки отсутствия родителей, при истечении которых устанавливается опека или попечительство над несовершеннолетними детьми. Такие важные пробелы в законодательстве говорят о неполноте правового регулирования данного вопроса.
Особую роль в процедуре опеки и попечительства играет выбор опекуна и попечителя. Опекунам оказывается большое доверие и накладывается особая ответственность, ведь они должны представлять интересы детей, нести ответственность, воспитывать и заботиться о них. Также к опекунам и попечителям предъявляется определённый круг требований. Опекунами могут назначаться только дееспособные граждане (ст. 35 ГК, п. 1 ст. 146 СК), обладающие определёнными нравственными качествами. Опекунами и попечителями не могут быть лица, признанные судом недееспособными, алкоголики и наркоманы также не допускаются для исполнения обязанностей опекунов (п. 3 ст. 146 СК). В соответствии с п. 2 ст. 35 ГК и п. 1 ст. 146 СК не могут назначаться опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.
В Семейном и Гражданском Кодексе прописаны прямые запреты, по которым граждане не могут быть назначены опекунами или попечителями, но также имеются ограничения, которые органы опеки и попечительства применяют к каждому конкретному случаю. При выборе опекуна оценивают и учитывают их возраст, состояние здоровья, материальное положение и много других аспектов. Все эти факторы напрямую могут влиять на исполнение опекунских обязанностей. Большим ограничением для назначения опекуном гражданина являются различного рода заболевания. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть опекуном
(попечителем) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г.5
Законодательство устанавливает сроки по которым органы опеки и попечительства начинают заниматься установлением опеки над несовершеннолетними - в течении одного месяца с момента, когда органы опеки и попечительства узнали, что ребенок остался без попечения родителей (ст. 34 ГК РФ). Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен, помимо ст. 121 и 122 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 919 «Об Организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».6
К органам опеки и попечительства относятся органы местного самоуправления (п. 1 ст. 34 ГК РФ, п. 2 ст. 121 СК РФ): администрация районная или городская определяется по месту жительства опекуна (попечителя) или по месту жительства ребёнка. 7 Сам процесс и организация установления опеки и попечительства возложены на отделы или управления местной администрации. Такие управления занимаются вопросами обследования условий жизни несовершеннолетних детей, подбором опекуна или попечителя, подготовкой материалов для их назначения, оформлением документов, организация помощи в осуществлении опекунских обязанностей и многие другие аспекты процесса.
Процедура назначения опеки и попечительства многоаспектна и надежна и в целом в полной мере соответствовала своему назначению, не смотря на это количество детей, оставшихся без попечения родителей стремительно растёт. Это говорит о том, что формы семейного устройства в Российской Федерации полностью не решают проблему устройства и благосостояния детей. Основная проблема состоит в том, что государство должно создавать благоприятные условия для развития семьи и принимать меры для её защиты, а рассматриваемые в статье формы семейного устройства должны рассматриваться как вспомогательные методы защиты несовершеннолетних.
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что ведущая роль в защите прав и интересов детей отводится органам опеки и попечительства. Несовершенство процесса установления опеки и попечительства связано напрямую с правовым регулированием, это в большей степени касается не пробелов в законодательстве в рассматриваемой сфере, а с неполной реализацией правовых предписаний.
5 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 19. Ст. 2304. URL:http://www.szrf.ru/szrf/docslist.phtml?md=1&nb=100&year=&issid=1001996019000&div id=4.1. (дата обращения: 10.03.2020)
6 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 33. Ст. 3995. . URL:http://www.szrf.ru/szrf/docslist.phtml?md=1&nb=100&year=&issid=1001996019000&div id=4.1. (дата обращения: 10.03.2020)
7 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 16.09.2003 г. № 154-ФЗ// Собраниие законодательства Российской Федерации- 2003.№ 17. Ст. 175.
Учитывая статистические данные количество детей, находящихся под опекой и попечительством, неуклонно растёт, поэтому необходимо создать специализированные управления по опеке и попечительству. На данный момент органы опеки и попечительства не являются самостоятельными подразделениями и управлениями, они относятся к структурным подразделениям. Образование самостоятельного управления позволило бы решить массу вопросов - кадровые, организационные и материальные аспекты в работе. Также благодаря такому преобразованию может повыситься качество выполняемой работы, сейчас органы опеки и попечительства занимаются в основном неотложной работой- выявление и учёт граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, подготовкой заключений по запросам суда, представляют интересы несовершеннолетних в суде и другое.
Часто встречаются предложения о введении института социального патроната над семьёй, дети которой нуждаются в государственной защите. Под социальным патронатом подразумевают форму социальной поддержки и предоставление услуг семьям и детям, попавшим в трудную, и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть. Такая форма социальной поддержки очень важна для семей, нуждающихся в реабилитации. При социальном патронате составляют индивидуальный план мероприятий с использованием различных методов для нормального воспитания и развития ребенка (детей) в семье.
В заключение хочется сказать о том, что органы опеки и попечительства играют огромную роль в защите несовершеннолетних. Задачи, выполняемые органами опеки и попечительства в первую очередь направлены на улучшении качества жизни детей. Благодаря установлению опеки и попечительства над нуждающимися, несовершеннолетние имеют возможность осуществлять принадлежащие им права и нести обязанности. Таким образом, опеку и попечительство можно назвать способом восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Использованные источники:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ.1994. № 32.Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ// Собрание законодательства РФ.1996.№ 1 .Ст. 16.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 16.09.2003 г. № 154-ФЗ//Собраниие законодательства Российской Федерации- 2003.№ 17. Ст. 175.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 19. Ст. 2304.URL:http://www.szrf.ru/szrf/docslist.phtml?md=1&nb=100&year=&issid=1 001996019000&div id=4.1. (дата обращения: 10.03.2020)
6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 33. Ст. 3995.URL:http://www.szrf.ru/szrf/docslist.phtml?md=1&nb=100&year=&issid=1 001996019000&div id=4.1. (дата обращения: 10.03.2020)
7. Беспалов Ю.К. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 2011. № 1. С.32—34; Кострова Н.М. Процессуальные правила разбирательства семейных дел в Семейном кодексе РФ. // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 101-108; Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс Российской Федерации // Государство и право. 2017. №6. С.56-66; Фомина Е.А. Судебная защита родительских прав.// Российский судья. 2018. № 9. С.42-44.
8. Статистические данные на сайте Федеральная служба государственной статистики. URL: https: //gks. ru/folder/13807?print=1 (дата обращения: 16.03.2020)