DOI 10.24411/2073-0454-2020-10454 © В.А. Гук, И.Г. Крысанова-Кирсанова, 2020
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
К ВОПРОСУ О ПРАВОСПОСОБНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Виктория Александровна Гук, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Ирина Георгиевна Крысанова-Кирсанова, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Рецензент: кандидат юридических наук Ж.Ю. Юзефович
Аннотация. Исследуются вопросы, связанные с правоспособностью органов опеки и попечительства, деятельностью этих органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, анализируются особенности правового регулирования органов опеки и попечительства, исследуется их статус, как субъекта частного и публичного права в связи с категорией публичного интереса и некоторые аспекты гражданской и семейной правоспособности органов опеки и попечительства.
Ключевые слова: орган опеки и попечительства, правоспособность, органы государственной власти, несовершеннолетние, защита прав и законных интересов, публичный интерес, договор о приемной семье.
ON THE ISSUE OF LEGAL CAPACITY OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP BODIES
Viktoriya A. Guk, Associate Professor of the Department of Civil and Labour Law, Civil Procedure, Candidate of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997) E-mail: [email protected]
Irina G. Krysanova-Kirsanova, Senior Lecturer of the Department of Civil and Labour Law, Civil Procedure, Candidate of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997) E-mail: [email protected]
Reviewer: Candidate of Legal Sciences Zh.Yu. Yuzefovich
Abstract. Examined issues related to the legal capacity of guardianship and guardianship bodies, the activities of these bodies to protect the rights and legitimate interests of minors, analyzes the features of legal regulation of guardianship and guardianship bodies, examines their status as a subject of private and public law in connection with the category of public interest and some aspects of civil and family legal capacity of guardianship and guardianship bodies.
Keywords: guardianship and guardianship authority, legal capacity, state authorities, minors, protection of rights and legitimate interests, public interest, foster family agreement.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Гук В.А., Крысанова-Кирсанова И.Г. К вопросу о правоспособности органов опеки и попечительства. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):66-9.
УДК 347 ББК 67.404.5
Защита прав и законных интересов детей, семей с детьми и несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей остаются на сегодняшний день актуальными и приоритетными задачами законотворчества в Российской Федерации. Исторически институт опеки и попечительства имеет гражданско-правовую, а также и семейно-правовую и административную природу [8, с. 584]. Как комплексный институт опека и попечительство используется в правоотношениях различных субъектов права.
На современном этапе развития российской правовой системы центральное место в числе субъектов защиты прав несовершеннолетних занимают органы исполнительной власти, имеющие широкий спектр правомочий, а именно — органы опеки и попечительства1 (далее ООП). Как известно2, полномочие по осуществлению опеки и попечительства является государственным и возложено на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; для органов местного самоуправления всех типов вводится единая правовая конструкция, которая предполагает, что они имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Согласно положениям ст. 125 Гражданского Кодекса РФ реализация публично-правовыми образованиями своих полномочий возможна через свои органы, одними из которых являются ООП.
Следовательно, публично-правовая природа органов государственной власти связана с властными полномочиями этих субъектов, а участие их в различных правоотношениях, в том числе гражданско-правовых, осложняется отсутствием четкого определения границ их правосубъектности. В литературе встречается ряд мнений ученых об исключительной [6], частно-публичной [5, с. 142-154] правоспособности. Такой подход представляется оправданным, и мы можем сделать вывод о том, что органы опеки — это особый субъект права, имеющий многоотраслевую правосубъектность. Что следует, в первую очередь, из принципов и задач, которые обозначены законом для органов опеки и попечительства. Фактически эти принципы раскрывают особые функции органов опеки и попечительства как органов государства в статусе юридического
1 См.: Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. // СЗ РФ от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755.
2 См.: Например: Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Федеральные законы № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
лица со специальными гражданско-правовыми, административными и гражданско-процессуальными полномочиями. Однако, законодательно подобный статус не закреплен за этими субъектами, что, в свою очередь не решает проблему его участия в гражданских правоотношениях. В п. 2 ст. 6 Закона содержит указание на указание особого статуса органа опеки и попечительства в акте, регламентирующем его деятельность.
Согласно нормам статьи 5 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»3 в качестве одного из основных принципов, регулирующих деятельность специальных уполномоченных органов в данной сфере, содержится принцип обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных, что, в первую очередь, связано с задачами Российской Федерации, ее субъектов как носителей публичной власти. Однако не стоит забывать и об органах местного самоуправления, которые также в некоторых случаях могут наделяться специальным статусом ООП. Схожей точки зрения придерживается Л.Ю. Михеева: «Главным признаком, характеризующим органы опеки и попечительства, является то, что, как органы местного самоуправления, они входят в систему государственного управления, однако не относятся к органам государственной власти» [9, с. 28]. Однако нормы, связанные с передачей органам местного самоуправления функций по опеке и попечительству, не обязательно означает передачу государственных полномочий, поскольку не обязывает их совершать какие-либо действия, а лишь дает им право самостоятельно принимать решение. Подобная неясность предполагает ряд финансовых и правовых проблем в деятельности ООП на местном уровне. Это один из вопросов публично-правового характера при взаимодействии субъектов, имеющих властные полномочия различного уровня.
Властные полномочия ООП могут проявляться в различных функциях, таких как, например, защита ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью путем отобрания у родителей (ст. 75 СК РФ); осуществление контролирующих функций в отношении общения и контактов детей с родителями, ограниченными в родительских правах судом (ст. 75 СК РФ); участие в решении семейных споров в суде (ст. 78 СК РФ).
Сочетание частноправовых и публично-правовых черт органов опеки вносит неопределенность в понимании их статуса как субъекта права. Предоставление органам опеки и попечительства полномочий по
3 См.: Федеральный закон N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 29.12.2006 СЗ от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 21, ст.7.
разрешению разногласий подчеркивает наличие в его действиях публичного интереса: вмешательство государства в семейно-правовой конфликт, а принимаемое органом опеки и попечительства решение имеет обязательную силу. Выдаваемое разрешение имеет статус документа — акта, принятого органом власти и содержащего властные предписания. Кроме того, публично-правовой интерес органов опеки и попечительства подчеркивается возможностью применения такой меры правовой ответственности, как лишение родительских прав, а также признаваемыми обязательными участниками гражданского судопроизводства по отдельным категориям дел.
Очевидно, что данные органы обладают иной правоспособностью, отличающейся от общей и дающей возможность компенсировать отсутствие признаков юридического лица и выполнять государственные функции в гражданском обороте. Следует отметить, что правовой статус госоргана без образования юридического лица не являлся самостоятельным предметом изучения в цивилистике.
Профессор Суханов Е.А. [3] придерживается мнения о том, что правоспособность публично-правовых образований является специальной, поскольку при этом реализуются только те права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам. Можно согласиться с этим подходом, при этом учитывая, что гражданско-правовая составляющая полномочий ООП является ограниченной именно в силу публично-правового характера целей их деятельности. Рассуждая о соотношении категорий общественного и публичного интереса в гражданском праве, Кузбагаров Э.А. делает вывод о том, что поведение органов государственной власти, «свидетельствующее о признании интереса публичным, формирует правосубъектность этих лиц» [1, с. 189]. Этот вывод представляется логичным, как и утверждение о том, что «публичный интерес содержит в себе совокупность индивидуальных интересов, объединенных одной целью» [1, с. 189]. Именно взаимодействие общественного интереса (как совокупности частных) и публичного интересов ООП, определяет специфические черты этих субъектов правоотношений.
Изучая особенности участия ООП в гражданских правоотношениях, можно отметить большой объем правомочий, которыми наделены эти органы. Это назначение опекунов и попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ); самостоятельное исполнение функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п. 1 ст. 35 ГК РФ), а также имущественная ответственность в
предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. 1073, 1074, 1076 ГК РФ); выдача разрешения на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ) и др.
Участие ООП в семейных правоотношениях также весьма велико, например, выбор приемных родителей, заключение договора о передаче ребенка в приемную семью (ст. 151 СКРФ); предъявление в суд исков о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (п. 3 ст. 80 СК РФ); разрешение разногласий между родителями ребенка по поводу его воспитания и образования (п. 2 ст. 65, п. 1 ст. 78 СК РФ), назначение представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ) и иные.
Можно особо выделить роль ООП в качестве стороны договора о передаче ребенка в приемную семью. Данный договор, обладающий чертами соглашения о возмездном оказании услуг, является весьма специфичным и предполагает особые требования к субъектам таких правоотношений, в особенности к органам опеки и попечительства. К такому мнению приходит Грибков А.М. [7]: «Данный договор носит гражданско-правовой характер в силу того что он является возмездным, имеет сходства с договором в пользу третьего лица, носит срочный характер (заключается до достижения совершеннолетия)». Однако при этом согласие на создание приемной семьи дается уже в заявлении будущих приемных родителей (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, и в дальнейшем заключение договора о приемной семье является обязательным для обеих сторон. Кроме этого существует мнение о том, что данный договор имеет черты схожие с чертами трудового договора [10, с. 133], поскольку обязанности приемных родителей в значительной части связаны с имущественными действиями, и договор носит возмездный характер. Вместе с тем, отношения между ребенком и приемными родителями основываются, в первую очередь на основании личных взаимоотношений, которые в определенной части, первоначально, возникают и регулируются нормами семейного и гражданского законодательства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в особый ограниченный характер гражданской правоспособности, а также и семейной правоспособности органов опеки и попечительства отдельно не обозначен в законодательстве как специфический институт, который трудно рассматривать только в контексте прав и обязанностей публично-правовых образований, что порождает необходимость внесения
изменений в Федеральный закон, регулирующий деятельность органов опеки и попечительства.
Литература
1. Кузбагаров Э.А. Категория публичный интерес в гражданском праве. Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2019, № 6 (13 1).
2. Габбазова А.Р. Правовое положение органов опеки и попечительства. Тенденции развития науки и образования. 2018, № 37-3, С.18.
3. Суханов Е.А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц «Журнал российского права», 2018, № 1.
4. Трифонова Т.А., Апанович Е.С. К вопросу о роли опеки и попечительства в сфере защиты прав несовершеннолетних. В книге: Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXII международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017.
5. Теплякова О.А. Правовой статус и функции органов опеки и попечительства. Журнал «Lex Russica». 2016, № 10.
6. Магдесян Г.А. Правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству. Законность и правопорядок в современном обществе, 2013, № 15, С. 31-35.
7. Грибков А.М. Правовая природа договора о создании приемной семьи // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 2.
8. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 5-е изд., перераб. М.: Норма, 2008.
9. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. М.: Палеотин, 2002.
10. Певцова И.Е. Правовая природа договора о
передаче ребенка в приемную семью // Власть и управление на Востоке России. 2007, N° 1(38).
References
1. Kuzbagarov E.A. Category of public interest in civil law. Bulletin of the Saratov state law Academy, 2019, № 6 (13 1).
2. Gabbazova A.R. Legal status of guardianship and guardianship authorities. Trends in the development of science and education. 2018, no. 37-3, P. 18.
3. Sukhanov E.A. On civil legal personality of state legal entities "Journal of Russian law", 2018, no. 1.
4. Trifonova T.A., Apanovich E.S. On the role of guardianship and guardianship in the protection of the rights of minors. In the book: the activities of law enforcement agencies in modern conditions. Collection of materials of the XXII international scientific and practical conference: in 2 volumes. 2017.
5. Teplyakova O.A. Legal status and functions of guardianship and guardianship authorities. Lex Russica Magazine. 2016, № 10.
6. Magdesyan G.A. Legal status of guardianship and guardianship authorities in legal relations on guardianship and guardianship. Law and order in modern society, 2013, no. 15, Pp. 31-35.
7. Gribkov A.M. Legal nature of the agreement on the creation of a foster family // Problems of Economics and legal practice. 2010. No. 2.
8. Pchelintseva L.M. Family law of Russia. 5-e ed., pererab. M.: Norma, 2008.
9. Mikheeva L.Yu. Guardianship and guardianship: Legal regulation: Educational and practical guide. M.: Paleotin, 2002.
10. Pevtsova I.E. Legal nature of the contract on the transfer of a child to a foster family // Power and management in the East of Russia. 2007, № 1(38).