Научная статья на тему 'Проблемы реализации права на защиту несовершеннолетними гражданами'

Проблемы реализации права на защиту несовершеннолетними гражданами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1858
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ЗАЩИТА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОПЕКА / ДЕТИ-СИРОТЫ / PERSONAL LEGAL POSSIBILITY / PROTECTION / MINORS / CUSTODY / ORPHANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситкова О.Ю.

В статье рассматриваются особенности реализации права на защиту несовершеннолетними родителями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечения. Исследуются вопросы дееспособности несовершеннолетних родителей, определяется роль органов опеки и попечительства в процессе осуществления защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Right Realization for Minors Citizens Protection

This article deals with the peculiarities of right realization of parents under-age protection, the protection of orphans and children left without parental care. Here is investigated the capability of parents underage, determined the role of the guardianship authorities in the process of implementation of the rightsand legitimate interests protection of orphans and children left without parental care

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации права на защиту несовершеннолетними гражданами»

Поскольку ознакомление клиента, сбор, обработка и техническая передача информации о клиенте, обеспечение оплаты страховщику страховой премии, информирование страховщика о страховом случае, передача документов по страховому случаю являются обязанностями ответчика, которые он взял на себя добровольно, будучи по договору страхователем и выгодоприобретателем, а следовательно, должен выполнять за свой счет содержащееся условие об обязанности истца оплатить услугу ответчику, «подключение к программе страхования» является недействительным (ничтожным) (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»), так как фактически ответчиком истцу какие-либо возмездные услуги (банковская операция) не предоставляются.

Более того, на основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельно-

Актуальные проблемы цивилистической науки

сти» комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. В статье 5 данного закона предусмотрен перечень банковских операций, которые вправе осуществлять кредитная организация, взимая за это определенную плату. Такие операции, как сбор, обработка и техническая передача информации о клиенте, обеспечение оплаты страховщику страховой премии, информирование страховщика о страховом случае, передача документов по страховому случаю по договору страхования, заключенному банком и страховой организацией, в этом перечне не поименованы7.

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей в части потребительского кредитования нуждается в развитии и совершенствовании, что позволит устранить многочисленные нарушения прав граждан - заемщиков и злоупотребление своими правами банков.

УДК 347.6

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗАЩИТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ Problems of Right Realization for Minors Citizens Protection

О. Ю. Ситкова - доцент кафедры гражданского и международного частного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук

O. Y. Sitkova - Associate Professor of the Civil and International Private Law Department of the Saratov State Law Academy, Candidate of Law Sciences

Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации права на защиту несовершеннолетними родителями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечения. Исследуются вопросы дееспособности несовершеннолетних родителей, определяется роль

7 См.: Решение Центр. район. суда г. Омска по делу № 2-4127/2013 от 3 сент. 2013 г. // Архив Центр. район. суда г. Омска за 2013 г.

59

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 2 (21)

органов опеки и попечительства в процессе осуществления защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки.

This article deals with the peculiarities ofright realization ofparents under-age protection, the protection of orphans and children left without parental care. Here is investigated the capability of parents underage, determined the role of the guardianship authorities in the process of implementation of the rights- and legitimate interests protection of orphans and children left without parental care.

Ключевые слова: правосубъектность, защита, несовершеннолетние, опека, дети-сироты.

Personal legal possibility, protection, minors, custody, orphans.

Вопрос о способности быть субъектом права на защиту имеет особое значение в семейном праве, так как субъектами семейных правоотношений являются и дети. Право на защиту также входит в объем их правоспособности. В литературе указывается, что содержание семейной правоспособности составляют правовые возможности, которые до определенного возраста не могут приобретаться и осуществляться действиями самого ребенка и его законного представителя, тем не менее такая невозможность не означает, что содержание семейной правоспособности ребенка уже содержания правоспособности совершеннолетнего лица1. В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, ст. 37 устанавливает правила о процессуальной дееспособности. Статья 56 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) указывает на наличие в арсенале субъективных прав ребенка права на защиту. Уточняется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом в случаях, предусмотренных СК РФ. Несовершеннолетний, признанный дееспособным до достижения совершеннолетия, наделяется правом самостоятельно обращаться за защитой. СК РФ предусматривает ряд случаев, когда лица, указанные в ст. 56, могут осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка. Это предусмотрено ст.ст. 62, 64, 121 СК РФ.

Особое положение занимают несовершеннолетние родители. СК РФ в п. 2 ст. 62 наделяет их независимо от состояния в браке правом самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении шестнадцатилетнего возраста, в том числе и права на защиту прав и интересов своих детей. Отмечается, что возможность осуществления семейных прав и обязанностей предполагает наличие полной дееспособности в области гражданского права1 2. В связи с этим предлагалось внести изменения в ГК РФ и в качестве одного из оснований приобретения полной дееспособности указать рождение ребенка3. Более аргументированной представляется позиция О. А. Чаусской, которая указывает на необходимость учитывать, что приобретение несовершеннолетними дееспособности влечет прекращение прав и обязанностей родителей этого несовершеннолетнего, т. е. он лишается опеки со стороны родителей, что противоречит его интересам4.

Статья 62 СК РФ предоставляет возможность назначения опекуна детям несовершеннолетних родителей. При этом в законе особо указывается, что такие опекуны осуществляют воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями. Таким образом, эти граждане обладают всеми правами опекуна и наделяются обязанностью совместно с несовершеннолетними родителями воспитывать ребенка. В случае необходимости право на защиту в отношении детей, рожденных несовершеннолетними родителями, будут осуществлять опекуны этого ребенка. Одновременно с этим СК РФ содержит указание на то, что опекуны могут быть назначены (т. е.

1 См.: Савельева Н. М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейноправовой аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 8-9.

2 См.: ВеберсЯ. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976. С. 205.

3 См., напр.: Стрегло В. Е. Правовое регулирование личных неимущественных отношений между родителями и детьми : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1987. С. 11 ; СавельеваН. М. Указ. соч. С. 10.

4 См.: Чаусская О. А. Права несовершеннолетних родителей // Акт. проблемы част. права в России : межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2012. С. 236-237.

60

это не вменяется в обязанность), и только детям, родители которых не достигли шестнадцатилетнего возраста. То есть опекун может быть не назначен вовсе.

Полной дееспособности гражданин достигает в возрасте 18 лет, следовательно, и обратиться самостоятельно за защитой своих прав и прав своих детей может при достижении этого возраста. И если несовершеннолетние родители, состоящие в браке, имеют возможность осуществлять права и обязанности в полном объеме, то родители, не достигшие возраста 16 лет и не состоящие в браке, не могут это делать в полном объеме, а равно выступать в защиту прав и законных интересов своих детей. Тезис о наделении таких родителей дееспособностью в связи с рождением ребенка не вызывает поддержки в силу того, что рождение ребенка никоим образом не влияет на способность гражданина адекватно осознавать окружающую его ситуацию и принятие правильных и ответственных решений. Предлагается в случаях необходимости, когда несовершеннолетние родители не могут осуществлять защиту прав и законных интересов своих детей, назначать представителя для защиты прав и интересов детей5. Представляется, что закон должен обязывать назначать детям таких родителей представителей во всех случаях, когда возникает вопрос о нарушении их прав и законных интересов. Тем более что из содержания закона становится очевидным, что в некоторых случаях (когда родители не достигли совершеннолетия и не состоят в браке) представлять интересы детей просто некому, т. к. их родители не получили гражданской дееспособности.

Очевидно, что права ребенка на сегодняшний день ставят в одну плоскость с правами человека, как это определено в гл. 2 Конституции РФ, положения которой гарантируют равную защиту всем гражданам независимо от возраста, т. е. в том числе и детям. Но ребенок - существо специфическое во всех отношениях и является самой незащищенной категорией граждан. Именно в силу специфичности ребенка как субъекта права такое положение дел свидетельствует о пробеле, который приводит к низкой гарантированности прав и интересов детей. Для их защиты недостаточно только общих положений, гарантирующих «каждому» права и свобо-

Актуальные проблемы цивилистической науки

ды. Помимо таких гарантий видится необходимым включение в законодательство норм, которые прямо и непосредственно были бы направлены на охрану прав детей.

В литературе не раз предлагалось внести изменения в Основной закон РФ, которые закрепили бы особую защиту прав ребенка и придали бы его статусу гарантированность. Помимо над-отраслевого уровня предлагается внести соответствующие изменения в законодательство разной отраслевой принадлежности, а также видится необходимым принятие специальных законов о правах детей, что позволит резко поднять уровень правовой защиты детства. Такие законы будут находиться между конституционным и отраслевым законодательством. Этот механизм позволит наилучшим образом избежать или ликвидировать пробелы.

Интерес также представляет вопрос о возможности несовершеннолетними детьми требовать лишения или ограничения родительских прав своих родителей. В соответствии со ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетние, вступившие в брак или эмансипированные, имеют право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав. Одновременно с этим в ст. 70 СК РФ среди лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о лишении родительских прав, детей нет. Таким образом, процессуальная дееспособность по этой категории дел ограничивается семейным законодательством. Полагаем, что в данном случае нормы СК РФ являются специальными по отношению к нормам ГПК РФ, а следовательно, именно они и подлежат применению. Следует согласиться с О. Ю. Косовой, которая поясняет, что несовершеннолетние в таком возрасте не способны адекватно оценить жизненную ситуацию, свои взаимоотношения с родителями, а также определить свои действительные интересы. Предлагается проведение досудебной процедуры, которая позволит объективно оценить сложившуюся ситуацию6.

Вопросы также возникают при реализации права на защиту детьми, оставшимися без попечения родителей. Отечественное законодательство выделяет в отдельные категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СК РФ закрепляет основные права детей, оставшихся без попечения родителей и находя-

5 См.: Величкова О. И. Семейно-правовое положение несовершеннолетних родителей по законодательству Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

6 См.: Косова О. Ю. Защита субъективных семейных прав // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2010. № 2. С. 183.

61

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 2 (21)

щихся в воспитательных учреждениях: гарантирует им право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; право на алименты, пенсии, пособия и другие подобные выплаты; право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - право на получение жилого помещения; право на льготы при трудоустройстве после окончания пребывания в указанных выше учреждениях. Такое положение закона говорит о том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают особым положением по отношению к детям, которые проживают вместе с родителями. Следует отметить, что СК РФ не делает разграничения между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечения, как это имеет место быть в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»7 (далее - ФЗ «О дополнительных гарантиях»). В статье 149 СК РФ говорится только о детях, оставшихся без попечения родителей, ст. 121 относит к детям данной категории в том числе детей, родители которых умерли, в отличие от ФЗ «О дополнительных гарантиях».

Представляется, что понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» можно рассма-

тривать в широком и узком смыслах. В широком смысле это все дети, лишенные родительского попечения, независимо от того, по каким причинам это произошло. В узком смысле это социальные сироты, т. е. родители которых живы, но по каким-либо причинам не принимают участия в воспитании своего ребенка. Таким образом, СК РФ использует термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» в широком смысле, относя к данной категории и детей-сирот (в смысле ФЗ «О дополнительных гарантиях»). Соответственно, и положения ст.ст. 56, 149 СК РФ распространяются не только на социальных сирот, но и на детей, которые потеряли обоих или единственного родителя.

Семейный кодекс РФ возлагает на органы опеки и попечительства защиту прав и интересов детей во всех случаях, когда в этом возникает необходимость, т. е. если законные представители ребенка не могут по объективным или субъективным причинам или не хотят осуществлять свои родительские права, в том числе права на защиту, даже если родители ребенка не лишены и не ограничены в родительских правах. Следовательно, это касается и времени нахождения ребенка, например, в учреждении временного содержания, различного рода приютах. Органы опеки и попечительства должны считаться законными представителями таких детей при наличии условий, указанных в ст. 121 СК РФ.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.