Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДА / КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СОЮЗ ГОРОДОВ / МОБИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гавриков Федор Алексеевич

В статье проанализирована работа государственных учреждений и частных лиц, связанных с организацией управления городами в условиях военного времени. Автор анализирует состояние городских доходов и расходов, вопросы организации военного производства, а также проблемы, с которыми столкнулось население городов Курской губернии в связи с ростом цен и нехваткой предметов первой необходимости. Рассматривается роль Союза городов и Военно-промышленного комитета в организации военного производства на территории губернии. Показано, что Курская губерния не отличалась наличием крупного производства. К 1915 году здесь насчитывалось всего 245 промышленных предприятий с общей численностью 3 336 рабочих и служащих. То есть большинство предприятий (60%) относились к категории мелких, имея численность персонала от 1 до 10 человек (в среднем по губернии 14 сотрудников). При этом 211 из них занимались переработкой сельхозпродукции. В этой связи перепрофилировали свое производства на нужды фронта лишь незначительная часть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LIFE IN THE CITIES OF THE KURSK PROVINCE IN THE CONDITIONS OF THE FIRST WORLD WAR

The article analyzes the work of public institutions and individuals associated with the organization of city management in wartime. The author analyzes the state of urban revenues and expenditures, the organization of military production, as well as the problems faced by the population of the cities of the Kursk province due to rising prices and a lack of basic necessities. The role of the Union of Cities and the Military Industrial Committee in the organization of military production in the territory of the province is considered. It is shown that the Kursk province was not distinguished by the presence of large-scale production. By 1915, there were only 245 industrial enterprises with a total of 3,336 workers and employees. That is, the majority of enterprises (60%) belonged to the category of small ones, having a staff of 1 to 10 people (the average for the province is 14 employees). At the same time, 211 of them were engaged in the processing of agricultural products. In this regard, only a small part of them redesigned their production for the needs of the front.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

ведомства, ведущим политикам и просто друзьям не изменили внешнеполитический курс. В то же время, они способствовали тому, что картина происходившего в Персии становилась более полной и многогранной.

Литература и источники

1. Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие. / Отв. редактор А.С. Маныкин. - М.: Изд-во МГУ, 2001 (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 17. Сер. III. Instrumenta studiorum).

2. Klein, I. The Anglo-Russian Convention and the Problem of Central Asia, 1907-1914 // Journal of British Studies, Vol. 11. No. 1 (Nov. 1971). - P. 120-129.

3. Siegel, J. Endgame: Britain, Russia and the Final Struggle for Central Asia. - London; New York: Tauris, 2002.

4. Jones, R. A. The British Diplomatic Service. - Gerrards Cross: Colin Smyth, 1983.

5. Spring, Rice C.A. The Letters and Friendships of C. Spring Rice. Ed. by S.Gwyinn. - L.: Constable, 1929. - Vol. 2.

References and Sources

1. Vvedenie v teoriyu mezhdunarodnyh otnoshenij. Uchebnoe posobie. / Otv. redaktor A.S. Manykin. - M.: Izd-vo MGU, 2001 (Trudy istoricheskogo fakul'teta MGU: Vyp. 17. Ser. III. Instrumenta studiorum).

2. Klein, I. The Anglo-Russian Convention and the Problem of Central Asia, 1907-1914 // Journal of British Studies, Vol. 11. No. 1 (Nov. 1971). - P. 120-129.

3. Siegel, J. Endgame: Britain, Russia and the Final Struggle for Central Asia. - London; New York: Tauris, 2002.

4. Jones, R. A. The British Diplomatic Service. - Gerrards Cross: Colin Smyth, 1983.

5. Spring, Rice C.A. The Letters and Friendships of C. Spring Rice. Ed. by S.Gwyinn. - L.: Constable, 1929. - Vol. 2.

МЕДВЕДИК ИРИНА СЕМЕНОВНА - кандидат исторических наук, доцент Астраханского государственного университета. MEDVEDIK, IRINA S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Astrakhan State University (imedvedik55@mail.ru).

УДК 94(47).083:908 «1914-1918» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-2-53-59

ГАВРИКОВ Ф.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГОРОДОВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: города, Курская губерния, власть, местное самоуправление, военное производство, Первая мировая война, Союз городов, мобилизация

В статье проанализирована работа государственных учреждений и частных лиц, связанных с организацией управления городами в условиях военного времени. Автор анализирует состояние городских доходов и расходов, вопросы организации военного производства, а также проблемы, с которыми столкнулось население городов Курской губернии в связи с ростом цен и нехваткой предметов первой необходимости. Рассматривается роль Союза городов и Военно-промышленного комитета в организации военного производства на территории губернии. Показано, что Курская губерния не отличалась наличием крупного производства. К 1915 году здесь насчитывалось всего 245 промышленных предприятий с общей численностью 3 336 рабочих и служащих. То есть большинство предприятий (60%) относились к категории мелких, имея численность персонала от 1 до 10 человек (в среднем по губернии 14 сотрудников). При этом 211 из них занимались переработкой сельхозпродукции. В этой связи перепрофилировали свое производства на нужды фронта лишь незначительная часть.

GAVRIKOV, F.A.

ORGANIZATION OF LIFE IN THE CITIES OF THE KURSK PROVINCE IN THE CONDITIONS

OF THE FIRST WORLD WAR

Key words: cities, Kursk province, power, local self-government, military production, World War I, Union of Cities, mobilization.

The article analyzes the work of public institutions and individuals associated with the organization of city management in wartime. The author analyzes the state of urban revenues and expenditures, the organization of military production, as well as the problems faced by the population of the cities of the Kursk province due to rising prices and a lack of basic necessities. The role of the Union of Cities and the Military Industrial Committee in the organization of military production in the territory of the province is considered. It is shown that the Kursk province was not distinguished by the presence of large-scale production. By 1915, there were only 245 industrial enterprises with a total of 3,336 workers and employees. That is, the majority of enterprises (60%) belonged to the category of small ones, having a staff of 1 to 10 people (the average for the province is 14 employees). At the same time, 211 of them were engaged in the processing of agricultural products. In this regard, only a small part of them redesigned their production for the needs of the front.

К началу Первой мировой войны в состав Курской губернии входило 18 городов. Центром губернии и уездным городом являлся г. Курск. Статус уездных носили еще 14 городов - Белгород, Грайворон, Дмитриев, Короча, Льгов, Новый Оскол, Обоянь, Путивль, Рыльск, Старый Оскол, Суджа, Тим, Фатеж, Щигры. Три города - Богатый Обоянского, Мирополье Суджанского и Хотмыжск Грайворонского уездов - носили статус заштатных (заштатными в дореволюционной России назывались города, которые не являлись центрами уезда, но их жители обладали всеми привилегиями горожан). Не один из этих городов не относился к категории крупных. Лишь губернский Курск можно с определенной долей условности было отнести к большим (на 1914 год

в нем проживало 75 721 человек). Остальные 13 из 18 городов губернии по численности населения являлись средними и 4 - малыми.

Город являлся административным центром округи, в котором сосредотачивались органы местного самоуправления, полиция, казначейство, воинские присутствия и управления, акцизные и налоговые органы, окружной суд, управление образование и т.д. В губернском Курске располагались канцелярия губернатора, территориальные подразделения министерств, губернское земство, а также органы городского управления [1, с. 25-27, 34-35].

Большую роль в системе управления городами играли думы и управы при них. Однако главную роль в управлении исполнительными органами власти городского поселения играл губернатор, который следил за «правильностью» и законностью деятельности органов городского самоуправления. 7 мая 1912 года на должность курского губернатора вступил М.П. Муратов (18671918 гг.). Именно с ним регион и встретил Первую мировую войну. На плечи этого сановника и легла основная задача по организацию мобилизационной работы, в том числе по открытию в губернии госпиталей для раненых и больных воинов. С января по декабрь 1915 года сменилось несколько курских губернаторов. Этот период в истории получил название «чиновничьей чехарды». В итоге, последним царским губернатором Курского края стал Александр Карлович фон Багговут. После Февральской революции Курская городская дума создала Временный исполнительный комитет, к которому и перешла власть в губернии. Смена власти в регионе прошла безболезненно. Прежнему губернатору разрешили покинуть Курск, а исполнительный комитет возглавил городской гласный, правый кадет и присяжный-поверенный Лоскутов, утвержденный Временным правительством губернским комиссаром [2, с. 203-206].

Возвращаясь к имперскому периоду, отметим, что в условиях военного времени МВД разрешило губернаторам сдавать повседневные дела вице-губернаторам, а самим заниматься вопросами мобилизации, эвакуации, размещением беженцев и переселенцев. Это было тем более важно, что в условиях неуклонно углублявшегося экономического кризиса существенные трудности характеризовали работу городского самоуправления, которому приходилось работать в чрезвычайных условиях. Многие чиновники органов городского самоуправления были призваны или добровольцами уходили на фронт. Это не могло не сказаться на качестве служащих. На место прежних, практически с улицы приходили зачастую не вполне компетентные люди, не имевшие опыта работы в органах власти. В гражданских учреждениях расцвели и без того хорошо известные волокита, бюрократия, рутина. При распределении ресурсов, заказов и выполнении работ для военного ведомства в органах власти широкое распространение получила коррупция [3].

Что касается революционных событий, то население спокойно встретило известие о смене власти в Петрограде. Крупных фабрик и заводов в губернии не было. Следовательно, отсутствовал здесь и пролетариат. В регионе действовал только один профсоюз - союз приказчиков в г. Белгород. Революционных организаций фактически не существовало, массовая агитация среди железнодорожников, служащих почты, трамвайного депо и телеграфа не наблюдалась. По сообщениям полиции, активная агитация отсутствовала и среди рабочих предприятий, выполнявших оборонные заказы [4].

Во время войны города губернии стали центрами мобилизации. В них осуществлялся сбор, обследование, размещение и отправка на фронт воинских частей, призванных и ополченцев из запаса. В уездных городах размещались воинские присутствия и воинские начальники. Именно на плечи городских поселений и их жителей легла тяжелая ноша по размещению мобилизованных на войну. Для расквартирования воинских частей приходилось использовать не предназначенные для этого помещения: учебные заведения, сараи, квартиры горожан и пр. На этой почве частыми стали конфликты между гражданскими и военными властями. Начальники учебных заведений требовали освободить помещения от воинской повинности до начала учебного года, но переводить солдат было некуда [5, с. 137-138].

Города губернии сыграли большую роль в организации отправки войск на фронт. Первыми из городов к передовой уходили расквартированные в городах регулярные воинские формирования. Затем, после формирования и обучения, из населенных пунктов губернии к передовой двинулись пешие дружины и конные сотни Государственного ополчения. Только с 7 августа по 14 сентября 1914 г. на фронт была отправлена 21 953 ратников ополчения. В начале войны проводы в действующую армию сопровождались торжественными мероприятиями,

молебнами, демонстрациями, передачей флагов, а среди призванных наблюдался невероятный патриотический подъем. Но с течением времени мобилизованные стали головной болью для органов городского самоуправления и полиции [6]. Среди них распространилось пьянство (не смотря на действующий сухой закон), дезертирство, воровство. Имели место их конфликты с местными жителями. После Февральской революции положение военнослужащих, как и всего населения городов, значительно ухудшилось. На первый план, в частности, вышла проблема снабжения солдат продовольствием. По всем городам России была введена карточная система. Продукты по карточкам распределялись не только среди гражданских, но и среди военных. В этой связи за время войны среди населения было проведено несколько изъятий предметов и личного имущества для нужд армии. В начале войны было конфисковано (на возмездной основе) все огнестрельное и пригодное для войны холодное оружие. Затем прошли реквизиция автомобилей, лошадей и военного оборудования [7, л.л. 374, 382, 383, 394].

Как и многие другие державы, Россия не готовилась к длительной войне. В условиях ведения боевых действий снабжение армии и населения планировалось за счет запасов предвоенного времени. В официальных документах сообщалось о том, что запасов хватит на четыре месяца боевых действий, но уже к третьему месяцу войны стала очевидной нехватка военных припасов и правительству пришлось спешно мобилизовать промышленность и переводить частный и государственный капитал на выпуск военной продукции [8, л. 29].

От городов Курской губернии никто не ожидал больших поставок снарядов и вооружения. Сказывался аграрный профиль региона. От губернии ждали хлеба, мяса, сахара и другого продовольствия. Но разыгравшаяся мировая война потребовала громадного производства снарядов, патрон, амуниции. В этих условиях, несмотря на сложившуюся специализацию региона, даже те небольшие предприятия, что имелись в городах региона, переходили на выпуск военной продукции. Многие вопросы снабжения армии взяли на себя общественные организации. Однако война требовала массового, серийного производства большого количества фабрик и заводов, а не кустарных мастерских и ремесленных производств. Поэтому, несмотря на то, что за годы войны производство для действующей армии росло год от года, оно не могло обеспечить всего необходимого. Неблагоприятно сказывалась в данном плане и сложная логистика доставки военного снаряжения на фронт. Как следствие, обладая самыми большими человеческими ресурсами и самой многочисленной армией в мире, Россия не смогла обеспечить ее всем необходимым для ведения долгосрочной войны.

С самого начала войны обычная жизнь городов Курской губернии была парализована -вначале из-за массовой мобилизации населения, а затем - в связи с обследованием семей, обследуемых на предмет получения ими пособий от государства и благотворительных обществ. При этом война сильно ударила по бюджетам и финансовому положению городов, что потребовало изыскания новых источников доходов. К 1917 году в городах губернии ввели налог на собак в размере 1 рубль в год за каждое животное, плату за пользование витринами по 3 рубля в год за каждую и т.д. Были увеличены сборы с извозчиков. Теперь им приходилось платить за лошадь 5 рублей вместо 3-х в год (за ломовую - 5 рублей вместо 2-х). Тем не менее, средств не хватало, и основным источником пополнения бюджета городов и финансирования дефицита стали займы у частных контор и банков под высокие проценты [9, л. 34].

Война больно ударила по таким отраслям городского хозяйства как образование, благоустройство территории, культура. Данные категории расходов финансировались по остаточному принципу. При этом во время войны резко сократились доходы городской казны в связи с введением в Российской империи сухого закона. Между тем, трактирный сбор существенно пополнял доходную часть городского бюджета. В городах резко сократилась торговая активность - еще один источник городских поступлений [10, с. 2].

Расстройство транспортной системы сказалось на снабжении городов товарами первой необходимости. В городах возник дефицит, который в дальнейшем перерос в продовольственный кризис. Военные расходы не позволили городским властям закончить строительство школ, которые начали возводить еще до войны. Основные средства на строительство школьных зданий выделялись министерством народного просвещения в виде ссуд, займов, а также городскими управами. За годы войны в городах Курской губернии не было открыто ни одной новой школы,

поскольку деньги из государственной казны поступали в очень незначительных размерах и то на самые неотложные нужды.

В целом, по городам губернии в годы войны значительно обострилась продовольственная проблема. Несмотря на войну, в городах произошло увеличение населения (за счет мобилизованных, военных гарнизонов, беженцев и военнопленных). В огромных объемах вырос спрос на продовольствия со стороны действующей армии. Уже в самом начале войны отмечался дефицит продуктов питания. Продовольственный кризис не обошёл стороной и города Курской губернии. В самом начале войны произошел сбой в торговых операциях с заграницей (одним из основных иностранных покупателей российского зерна была Германия), поэтому дефицит хлеба не ощущался. Но нарушение железнодорожного сообщения на фоне роста потребностей со стороны армии привело к тому, что в городах России возник продовольственный кризис.

Аграрная направленность Курской губернии позволила ей самостоятельно решать вопросы снабжения городского населения. Но уже в октябре 1914 года из губернии в массовом порядке начинался вывоз хлеба в другие регионы страны, что не могло не сказаться и на ценах внутри губернии. Они стали расти. Вопрос о запасах хлеба в городах губернии стал для местного самоуправления главным. Уже в феврале 1915 года вышел запрет на вывоз зерна за пределы губернии. Таким образом, региональная власть путем введения внутренних запретов попыталась остановить инфляцию и рост цен. Проблема заключалась однако же в том, что к указанному времени большую часть зерна (овса и ячменя) спекулянты уже вывезли за пределы региона [11, с. 1591].

Следующем мероприятием по борьбе с инфляцией стало введение в городах губернии фиксированных цен на продукты. Заморозка стоимости распространялась на сахар, мясо, хлеб, а затем и на другие жизненно важные продукты питания. Однако эти меры породили другую проблему. Головной болью для городов губернии стала спекуляция. Разница цен на курских рынках и рынках других губерний была настолько велика, что спекулянтов не пугали ни штрафы, ни конфискация товара. Появилась особая каста - военные спекулянты, которые под видом поставок для армии массово скупали продовольствие, свободно вывозили его на рынки в другие регионы, где цены были намного выше курских. Вызванная этим нехватка продуктов не могла не сказаться на настроениях горожан, которые стали вызывать беспокойство властей. Из-за жалоб жителей в городах губернии был введен запрет на оптовую скупку продовольствия на рынках до 13.00. Нехватка продуктов первой необходимости порождала среди горожан слухи о грядущим голоде и предательстве власти. Народ пытался найти виновных в сложившейся ситуации [12, с. 14-15].

Когда наступили холода, в города пришла новая беда - отсутствие топлива. Из-за расстройства транспортной системы в крупные населенные пункты не удалось организовать доставку угля. Города переходили на дрова, которых также не хватало. Под топор пошли парки и небольшие рощи [13, л.л. 41-41 об.].

С самого начала войны государство ввело «сухой закон», что больно ударило по бюджету не только государства, но и по городским финансам. Массово закрывались или перепрофилировались питейные заведения, но остановить пьянство не удалось. Незаконная продажа и спекуляция алкоголем приняли массовый характер. Ни штрафы в 3000 рублей, ни тюремные сроки не остановили бутлегеров, которые продолжали травить население.

В самом начале войны Курск был назначен распределительным эвакуационным пунктом для раненых. Через города Курской губернии за время войны прошли тысячи раненых и больных воинов. Тяжелым бременем для городских властей стало оборудование госпиталей и лазаретов всем необходимым - это также не могло не сказаться на их финансовом состоянии.

Чтобы как-то компенсировать уход кормильцев на фронт, городские управы уже с 24 июля 1914 г. начали выплаты семьям городских и земских служащих, призванных на фронт. Выплаты составляли У жалования призванного. Пособие получали семьи как губернских, так и уездных служащих. Причем уездные земства платили еще У от суммы жалования. В итоге, сложилась интересная ситуация, когда семьи уездных служащих получали полное жалование, а семьи губернских - только половину. А поскольку губернские учреждения располагались в Курске, где жизнь была дороже чем в уездах, семьи призванных в губернском центре получали пособие меньшее, чем семьи, проживавшие в уездных городах. Для восстановления справедливости,

губернское собрание с 1 сентября 1915 года, постановило прекратить выплаты семьям служащих, призванных из уездов губернии [14, с. 65-70].

Война заставила мобилизовать все имеющиеся в стране силы. 58% всей промышленности России работало на нужды армии. По степени мобилизации производства Россия не уступала Франции и Германии, обогнав Англию, где этот показатель составлял 46%. С каждым военным годом Россия наращивала военное производство. К 1916 году производство вооружения выросло на 230 % от довоенного уровня, а предметов снаряжения - 121%. Производительность труда рабочего увеличилась на 176% [15, с. 202]. С течением времени предприятий, работавших на нужды фронта, становилось все больше и больше. По данным Временного Правительства, к 1917 году на армию трудилось 84,4 % всей имеющейся в стране промышленности, которая производила 78,6 % ВВП [16, с. 18].

Как отмечалось, Курская губерния не отличалась наличием крупного производства. Наиболее масштабным в регионе было производство сахара, но большинство сахарных заводов работали в сельской местности и производили стратегический продукт, поэтому промышленная мобилизация их не коснулась. К 1915 году в губернии насчитывалось 245 промышленных предприятия с общей численностью 3 336 рабочих и служащих. Таким образом, в среднем на один завод или мастерскую приходилось 14 сотрудников. Большинство из них относились к категории мелкого производства с численностью персонала от 1 до 10 человек. Таких в регионе было 60%. Из 245 предприятий 211 занимались переработкой сельхозпродукции и также не перепрофилировали свое производства на нужды фронта. В г. Курске наиболее крупным были: табачная фабрика - 230 работников, пивоварня - 95 рабочих, спиртзавод - 66 человек. На 3-х конфетных фабриках трудилось 155 сотрудников. В Белгороде к самым крупным организациям города относилось предприятие по добыче мела - 140 человек. Во Льгове располагались 4 пенькотрепальни с общей численностью персонала - 150 человек и паровая маслобойня - 56 сотрудников. В Старом Осколе на 2-х маслобойнях работали 130 человек. Таким образом, можно сделать вывод, что особо крупных предприятий в городах Курской губернии не было, но и те, что имелись, стали переходить на выпуск военной продукции [6, с. 17].

Действующая армия особо нуждалась в обуви. Распоряжением Курского губернатора с 17-го октября 1914 г. производителям и оптовым торговцам кожей запрещалось реализовывать свой товар, годный для производства солдатских сапог, без особого на то разрешения главы региона. Производители и продавцы должны были ежедневно предоставлять в полицию отчет об имеющихся у них запасов товара. Продавать излишки кожи разрешалось только тем производителям и продавцам, которые взяли на себя обязательства по поставке сапог для действующей армии. Причем продавать товар разрешалась только по указанным ценам и уполномоченным на то лицам, имевшим разрешения от губернатора. За нарушения виновнику грозил штраф в размере 3 тыс. рублей или тюремный срок 3 месяца. В целом, за всю войну армия получила более 65 миллионов пар сапог, в чем была и заслуга жителей городов Курской губернии [18, л.л. 223-229 об.].

Военным производством в городах губернии занялись общественные организации. При курском комитете Всероссийского Союза городов был создан Военно-промышленный комитет, объединивший промышленников губернии. Военно-промышленный комитет возглавлял коллегиальный орган (правление), в состав которого входили председатель, два его заместителя (товарища) и 22 члена, избираемых общим собранием. Кроме того, в состав правления входили по 3 представителя от Всероссийского Союза городов, Курского ремесленного общества, Курского губернского земства и Курского биржевого комитета. В начале своей деятельности комитет функционировал за счет добровольных взносов и пожертвований граждан, но потом стал получать средства, выделявшиеся казной [19, л.л. 28-30].

Крупного военного производства в городах Курской губернии организовать не удалось, но несмотря на это Курский комитет занялся выпуском для армии сопутствующих предметов -одежды, обуви, лопат, кирок и пр. В 1915 году Курский Военно-промышленный комитет заключил 32 договора на поставку товаров для армии - из них 18 (56,2 %) с кустарями. Кроме того, на него работали 6 заводов.

Также посильный вклад в снабжение армии вносил и Союз городов, который занимался организацией производства повозок, шанцевого инструмента, снаряжения, обмундирования. К

октябрю 1915 года на Союз городов в Курске работала сельская ремесленная учебная мастерская, изготовлявшая части для пароконных повозок, а также стальные ключи и отвертки для шрапнелей скорострельной гаубицы. В мастерской трудилось 40 подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Кроме нее в губернском центре располагались мастерская Товарищества Александрова, Франковского, Быкова, Мартынова и Тихонова с числом работников 26 человек, основной задачей которой было производство ручных гранат, эвакуированное Латышское экономическое торгово-промышленное товарищество (33 сотрудника) и механическая мастерская А.П. Тахонова, которые занимались изготовлением сеток для ручных гранат (5 человек). В Щиграх на Союз городов работали сельская ремесленная учебная мастерская и механический завод братьев Щегловых (33 работника), в Рыльске - Военно-промышленное товарищество Воинова, Латышева, Маевского. Специально для Главноуполномоченного по снабжению армии хлебом генерала Глинки курский чугунно-литейный завод Степанова изготовлял приборы для сушки зерна [20, л.л. 15-15 об., 16-18, 22, 27, 30, 32, 34, 36, 44, 45, 54].

Из-за отсутствия в губернии крупного производства Курский комитет Всероссийского Союза был вынужден обратиться к кустарям с предложением производить используемые в военном деле гражданские товары. К обращению прилагался список из 49 предметов необходимых для армии. В список, разосланный по всем городам губернии, входили хомуты, лопаты, клещи, кирки, гаечные ключи и многое другое. Особых требований к этим инструментам не предъявлялось, они должны были соответствовать своему предназначению. В числе других на призыв откликнулся Рыльский чугунно-литейный завод, который без изменения технологии стал производить для армии чугунные отвесы для плотников и колеса для тачек с широким ободом. При наличии сырья завод обязался поставить для фронта кувалды, топоры, молотки, зубила и шила. Иногда военные заказы брали на себя и отдельные ремесленники. В итоге, только в Курске под эгидой Союза городов выполняли военные заказы 35 мастерских, заводов и частных лиц [21, л.л. 38-39, 43-43 об.].

Конечно же в условиях мировой войны кустарная промышленность не могла обеспечить потребности действующей армии, более того, мелкое производство усложняло логистику доставки произведенных товаров на фронт. В связи с отсутствием транспорта, большая часть изготовленной для армии продукции продолжала пылиться и приходить в негодность в местах производства. Между тем, как известно, тотальную войну выигрывают те страны, которые смогли до начала боевых действий создать и мобилизовать мощную промышленность и экономику. Опыт Курской губернии показывает, что России это удавалось делать с трудом.

Конечно, в представленной статье рассмотрены далеко не все аспекты жизни провинциальных городов Курской губернии в условиях Первой мировой войны. В данной связи представляется перспективным исследование таких вопросов как размещение в городах беженцев и военнопленных, организация лечения больных и раненых воинов, помощь горожан фронту и семьям участников войны и т.д.

Литература и источники

1. Терещенко А.А. Социально-экономическое развитие городов Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале ХХ века. - Курск: Изд-во КГПУ, 2003.

2. Степанов В.Б. Наместники и губернаторы Курского края в 1773 - 1917 годах: Исторические очерки. - Курск: Изд-во МУП «Курская гор. типография», 2005.

3. Гавриков Ф.А. Губернаторы Черноземья в годы Первой мировой войны // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 70-77.

4. Гавриков Ф.А., Кольцов А.А. Изменения в системе управления городами Черноземья после Февральской революции// Современная научная мысль. - 2021. - № 4. - С. 61-66.

5. Щедрина Ю.В. Судебные учреждения российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ века (на примере Курской губернии). Дисс. ... канд. ист. наук. - Курск, 2002.

6. Обзор Курской губернии за 1914 год: Приложение. - Курск: электрическая типолитография губернского правления, 1915. -С. 54-59.

7. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 141. Оп. 1. Д. 170.

8. ГАКО. Ф. Р-322. Оп. 1. Д. 7.

9. ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 2218.

10. Курская быль. - 1914. - 2 августа. - № 172.

11. Журналы заседаний очередного Курского собрания 1915-1916 годов с приложениями. - Курск: Типография Курского губернского земства, 1916.

12. Марков А.П. О борьбе с дороговизной в г. Курске: Материалы для экономического совещания при главном комитете Союза городов помощи больным и раненым воинам. - Курск: электрическая типолитография П.З. Либермана, 1915.

13. ГАКО. Ф. 1642. Оп. 2. Д. 549.

14. Журнал заседаний экстренного Курского уездного земского собрания за 27 и 28 января, 23 августа и 30 декабря и очередного за 1915 год. - Курск: Типография Курского губернского земства, 1916.

15. ЯковлевН.Н. Последняя война старой России. - М.: Просвещение, 1994.

16. ГоликовА.Г. В канун Октября: нарастание общенационального кризиса. - М.: Мысль, 1977.

17. Обзор Курской губернии за 1915 год: Приложение. - Курск: электрическая типолитография губернского правления, 1916. Приложение X-XVI.

18. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 8524.

19. ГАКО. Ф. 302. Оп. 1. Д. 658.

20. ГАКО. Ф.125. Оп. 1. Д. 228.

21. ГАКО. Ф. 302. Оп. 1. Д. 680.

References and Sources

1. Tereshchenko A.A. Social'no-ekonomicheskoe razvitie gorodov Central'nogo CHernozem'ya vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka. - Kursk: Izd-vo KGPU, 2003.

2. Stepanov V.B. Namestniki i gubernatory Kurskogo kraya v 1773 - 1917 godah: Istoricheskie ocherki. - Kursk: Izd-vo MUP «Kurskaya gor. tipografiya», 2005.

3. Gavrikov F.A. Gubernatory Chernozem'ya v gody Pervoj mirovoj vojny // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - № 4 (60). - S. 70-77.

4. Gavrikov F.A., Kol'cov A.A. Izmeneniya v sisteme upravleniya gorodami Chernozem'ya posle Fevral'skoj revolyucii// Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2021. - № 4. - S. 61-66.

5. Shchedrina Yu.V. Sudebnye uchrezhdeniya rossijskoj provincii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka (na primere Kurskoj gubernii). Diss. ... kand. ist. nauk. - Kursk, 2002.

6. Obzor Kurskoj gubernii za 1914 god: Prilozhenie. - Kursk: elektricheskaya tipolitografiya gubernskogo pravleniya, 1915. - S. 54-59.

7. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj oblasti (GAKO). F. 141. Op. 1. D. 170.

8. GAKO. F. R-322. Op. 1. D. 7.

9. GAKO. F. 54. Op. 1. D. 2218.

10. Kurskaya byl'. - 1914. - 2 avgusta. - № 172.

11. Zhurnaly zasedanij ocherednogo Kurskogo sobraniya 1915-1916 godov s prilozheniyami. - Kursk: Tipografiya Kurskogo gubernskogo zemstva, 1916.

12. Markov A.P. O bor'be s dorogoviznoj v g. Kurske: Materialy dlya ekonomicheskogo soveshchaniya pri glavnom komitete Soyuza gorodov pomoshchi bol'nym i ranenym voinam. - Kursk: elektricheskaya tipolitografiya P.Z. Libermana, 1915.

13. GAKO. F. 1642. Op. 2. D. 549.

14. Zhurnal zasedanij ekstrennogo Kurskogo uezdnogo zemskogo sobraniya za 27 i 28 yanvarya, 23 avgusta i 30 dekabrya i ocherednogo za 1915 god. - Kursk: Tipografiya Kurskogo gubernskogo zemstva, 1916.

15. Yakovlev N.N. Poslednyaya vojna staroj Rossii. - M.: Prosveshchenie, 1994.

16. Golikov A.G. V kanun Oktyabrya: narastanie obshchenacional'nogo krizisa. - M.: Mysl', 1977.

17. Obzor Kurskoj gubernii za 1915 god: Prilozhenie. - Kursk: elektricheskaya tipolitografiya gubernskogo pravleniya, 1916. Prilozhenie X-XVI.

18. GAKO. F. 1. Op. 1. D. 8524.

19. GAKO. F. 302. Op. 1. D. 658.

20. GAKO. F.125. Op. 1. D. 228.

21. GAKO. F. 302. Op. 1. D. 680.

ГАВРИКОВ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Курского государственного университета. GAVRIKOV, FEDOR A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kursk State University (gavrikovf81@mail.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 94(47).084.3:323.25 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-2-59-63

ТАРАСОВА Ю.А., ГАЛАКТИОНОВА Л.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМЕРИКАНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПОМОЩИ (АРА) В СЫЗРАНСКОМ УЕЗДЕ В НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ.

Ключевые слова: Американская администрация помощи (АРА), голод в Поволжье, помощь голодающим, Сызранский уезд.

Статья посвящена описанию работы Американской администрации помощи (American Relief Administration, ARA) в Сызранском уезде Симбирской губернии во время голода 1921-1923 годов. Изучение содержания работы АРА в Сызранском уезде, специфики повседневного труда американских и привлеченных советских сотрудников позволяет раскрыть как особенности общей организации масштабного и успешного проекта помощи, так и характер социально-экономических процессов, протекавших в регионе в данный период. Авторы обращают внимание на методы и приемы работы миссии, трудности, вызванные объективными причинами разрухи и неурожая, противодействием советских властей. Последнее определялось бесклассовым подходом руководителей миссии к своей деятельности в Сызранском уезде, настаивавших на выделении питания наиболее нуждающимся жителям, а не тем, кто был более лоялен или полезен советской власти. Произведена попытка ответить на вопрос о наличии сопутствующих разведывательных задач АРА в России, в целом, и в Сызранском уезде - в частности. Обоснован вывод о том, что действия представителей АРА вполне укладывались в рамки задач наискорейшего развертывания пунктов питания в наиболее бедствующих волостях уезда. Подведены итоги работы АРА в Сызранском уезде в первые два года голода, выявлено отношение различных слоев населения к работе миссии.

TARASOVA, Yu.A., GALAKTIONOVA, LA. ACTIVITIES OF THE AMERICAN RELIEF ADMINISTRATION (ARA) IN SYZRANSKY DISTRICT

IN THE EARLY 1920s

Key words: American Relief Administration (ARA), famine in the Volga region, famine relief, Syzran district.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.