Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ ЧЕРНОЗЕМЬЯ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ'

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ ЧЕРНОЗЕМЬЯ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДА / ЧЕРНОЗЕМЬЕ / СОВЕТЫ / КОМИТЕТЫ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гавриков Федор Алексеевич, Кольцов Алексей Александрович

В статье рассмотрена проблема перехода от самодержавия к республиканской форме правления в городах Черноземья, в связи с изменением власти в стране под влиянием событий Февральской революции 1917 года. Рассматриваемые процессы коренным образом повлияли на деятельность и устройство власти не только в центре, но и на местах. Городским органам управления приходилось менять стиль и методы принятия и реализации управленческих решений в новой для себя обстановке. В статье на материалах Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний освещаются особенности трансформации власти в городах российской провинции, становление структур новой системы управления в условиях демократических преобразований. В частности, отмечается, что что после проведения первых демократических выборов летом 1917 г. полномочия городских управ существенно сократились. Подчиняясь новым демократическим веяниям в стране, для решения большинства вопросов управам приходилось создавать специальные комиссии с общественным участием. В итоге, в работе новых органов власти постоянно возникали сбои и трудности Разобраться в новой системе власти на местах оказалось трудным делом. Нововведения не всегда находили понимания среди горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гавриков Федор Алексеевич, Кольцов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE GOVERNANCE SYSTEM OF CITIES IN THE BLACK EARTH AFTER THE FEBRUARY REVOLUTION

The article considers the problem of the transition from autocracy to a republican form of government in the cities of the Black Earth Region, in connection with the change in power in the country under the influence of the events of the February Revolution of 1917. The processes under consideration have radically influenced the activities and structure of power not only in the center, but also locally. City authorities had to change the style and methods of making and implementing management decisions in a new environment. The article, based on the materials of the Voronezh, Kursk, Oryol and Tambov provinces, highlights the features of the transformation of power in the cities of the Russian province, the formation of the structures of a new management system in the context of democratic transformations. In particular, it is noted that after the first democratic elections were held in the summer of 1917, the powers of city councils were significantly reduced. Submitting to the new democratic trends in the country, in order to solve most of the issues, the boards had to create special commissions with public participation. As a result, failures and difficulties constantly arose in the work of the new government authorities. It turned out to be a difficult task to understand the new system of local government. Innovations did not always find understanding among the townspeople.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ ЧЕРНОЗЕМЬЯ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

УДК 94(47).084.1:908 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-61-66

ГАВРИКОВ Ф.А., КОЛЬЦОВ А.А. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ ЧЕРНОЗЕМЬЯ ПОСЛЕ

ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Ключевые слова: Февральская революция, Временное правительство, власть, местное самоуправление, города, Черноземье, советы, комитеты, Первая мировая война.

В статье рассмотрена проблема перехода от самодержавия к республиканской форме правления в городах Черноземья, в связи с изменением власти в стране под влиянием событий Февральской революции 1917 года. Рассматриваемые процессы коренным образом повлияли на деятельность и устройство власти не только в центре, но и на местах. Городским органам управления приходилось менять стиль и методы принятия и реализации управленческих решений в новой для себя обстановке. В статье на материалах Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний освещаются особенности трансформации власти в городах российской провинции, становление структур новой системы управления в условиях демократических преобразований. В частности, отмечается, что что после проведения первых демократических выборов летом 1917 г. полномочия городских управ существенно сократились. Подчиняясь новым демократическим веяниям в стране, для решения большинства вопросов управам приходилось создавать специальные комиссии с общественным участием. В итоге, в работе новых органов власти постоянно возникали сбои и трудности Разобраться в новой системе власти на местах оказалось трудным делом. Нововведения не всегда находили понимания среди горожан.

GAVRIKOV, F.A., KOLTSOV, A.A.

CHANGES IN THE GOVERNANCE SYSTEM OF CITIES IN THE BLACK EARTH AFTER THE FEBRUARY REVOLUTION

Key words: February Revolution, Provisional Government, power, local government, cities, Black Earth Region, councils, committees, World War I.

The article considers the problem of the transition from autocracy to a republican form of government in the cities of the Black Earth Region, in connection with the change in power in the country under the influence of the events of the February Revolution of 1917. The processes under consideration have radically influenced the activities and structure of power not only in the center, but also locally. City authorities had to change the style and methods of making and implementing management decisions in a new environment. The article, based on the materials of the Voronezh, Kursk, Oryol and Tambov provinces, highlights the features of the transformation of power in the cities of the Russian province, the formation of the structures of a new management system in the context of democratic transformations. In particular, it is noted that after the first democratic elections were held in the summer of 1917, the powers of city councils were significantly reduced. Submitting to the new democratic trends in the country, in order to solve most of the issues, the boards had to create special commissions with public participation. As a result, failures and difficulties constantly arose in the work of the new government authorities. It turned out to be a difficult task to understand the new system of local government. Innovations did not always find understanding among the townspeople.

Самые большие изменения в системе управления городами Черноземья во время Первой мировой войны произошли после Февральской революции. Начавшиеся в это время изменения затронули всю систему власти в стране. Ключевым событием революции стало отречение Николай II от престола, которое произошло 3-го марта 1917 года [1, с. 210]. Власть перешла к Временному правительству, которое начало создавать собственную вертикаль управления. Сразу же после февральских событий правительство упразднило должности губернатора и главного полицмейстера вместе с подчинёнными им администрациями. В регионах создается институт комиссаров Временного правительства (губернских и земских), заменивших исполнительную власть на местах [2, с. 200]. Например, в Орле вместо старой канцелярии губернатора был создан Губернский комитет общественной безопасности. Вместе с тем, в городах Черноземья образуются Советы рабочих депутатов и солдатские органы власти (в местах расквартирования крупных войсковых частей) [3, с. 218-221].

Анализируя изменения в системе управления, нужно признать, что реформы шли с большим трудом. Новая власть не решалась на полное уничтожение сложившейся системы. Большинство министерств и комитетов продолжили свою работу. Временное правительство сохранило и особое совещание по обороне, но с другими задачами. Вместе с тем, Временным правительством были созданы громоздкие и зачастую бесполезные учреждения (экономический совет, главный экономический комитет и др). По большому счету в организациях изменилось только название, а выполняемые функции остались теми же. Более того, на средних и нижних должностях оставались прежние царские чиновники. [4].

В большинстве городов Черноземья революция застала местную власть врасплох. В Воронеже, где находился большой гарнизон, военные с восторгом встретили известие о событиях

в Петрограде. Настолько, что по существу вышли из-под контроля. В своем послании военному министру губернатор Михаил Дмитриевич Ершов сообщал о том, что солдаты массово уходят с постов, отбирают оружие у полицейских, а также требуют выдачи жандармского архива [5, с. 15]. Впрочем, через несколько дней революционный подъем в городе пошел на спад, рабочие все реже выходили на демонстрации, хотя первые 4-5 дней митинги проходили ежедневно [6, л. 4].

Первые дни после обнародования манифеста об отречении царя, на главных улицах Орла также постоянно проходили митинги. Из тюрем были освобождены все политзаключённые. Им вручили одежду из запасов госпиталей. Бывших заключённых встречали восторженные толпы демонстрантов, а в городской думе для них был дан обед. В губернском центре для бывших «узников царизма» был открыт специальный лазарет. Главной темой митингов в городах стала защита революции и ее достижений. Выполнение этой сложной задачи легло на плечи Комитета общественной безопасности, хотя было трудно понять, от кого в провинции надо зачищать революцию, и кто на нее нападает. При этом в городах Черноземья не нашлось активных желающих бороться за восстановления самодержавия. 11 марта в Орле прошёл праздник революции, который сопровождался демонстрацией под красными и черными флагами, пением Марсельезы и колокольным перезвоном. По героям революции был отслужен молебен. Это мероприятие очень сильно напоминало события патриотического подъемы начала войны [7, с. 224-225].

В целом, в стране сложилась странная ситуация, когда власть была новой, а чиновники и методы ее осуществления остались старыми. Тем не менее, изменения все же были значительными. Так, одним из первых решений Временного правительства стало введение всеобщего избирательного права [1, с. 245]. В июле 1917 года было издано постановление, обеспечивавшее всем гражданам «свободу совести». Данное решение подразумевало, что никто из граждан не мог быть ограничен в правах из-за религиозных или иных убеждений [8, с. 22].

Изменения произошли и в системе управления городами. Согласно новым правилам, участвовать в выборах городских гласных имели право:

- граждане России, достигшие возраста 20 лет (независимо от пола, вероисповедания и национальности), проживающие в соответствующем городе, имеющие в нем имущество или состоящие на службе;

- военнослужащие расквартированных в городах частей.

Не имели право голоса:

- монахи;

- осужденные и отбывающие наказание;

- лица, признанные безумными, сумасшедшими и глухонемыми.

Право выдвигать свою кандидатуру в гласные было предоставлено всем имеющим право

голоса.

Несмотря на изменения в законодательстве, выборы по новым правилам не проводились довольно долго. Так, в Курской губернии их не было вплоть до июля 1917 года [9, л.л. 49-50, 5656 об, 66, 72].

В Воронеже первые выборы в городскую думу по новым правилам прошли 16 июля 1917 года. Для избрания гласных в городе было открыто 19 избирательных участков. В выборах приняли участие 12 партий. Явка составила 24 % от имеющих право голоса горожан. Победу одержали социалисты (эсеры и меньшевики), которые набрали - 53 % голосов и получили 47 из 89 мест в городской думе. Только 11% гласных имели опыт работы в думе прошлого созыва (19131917 гг.), да и они ключевых должностей не получили. Городская управа обновилась на 100 %. В ее состав вошли меньшевики, эсеры и кадеты. В этом виде новые органы власти просуществовали до 11 мая 1918 г., когда они были разогнаны большевиками. После революции в Воронеже поменялся и глава города. На смену Н.В. Чмыхову, который возглавлял местное самоуправление с 1911 по 1917 гг., пришла новая команда во главе с Н.Г. Андреевым. Вместе с властью к новой администрации перешли и старые проблемы - пустая козна, долги, инфляция, нехватка товаров первой необходимости и многое другое. Положение в городе становилось только хуже, и к концу 1917 года оно стало безнадежным. Не получая достаточного финансирования, управа не имела возможности выплачивать жалование рабочим и служащим, что вылилось в забастовки и

полностью парализовало работу местной администрации еще до ее полной ликвидации в 1918 году [10, с. 23].

После революции в городах из небытия возродились политические партии. Они и стали основой общественных движений, организаций, и конструкторами новых органов управления. К маю 1917 года в Орле к большевикам относили себя - 70 человек, к меньшевикам и интернационалистам - 300 человек. Эсеровская партия насчитывала здесь 1000 членов. В Карачеве Орловской губернии имелось, соответственно, 135 большевиков и 500 эсеров [11, с. 58].

Следует особо отметить, что после проведения демократических выборов полномочия городских управ существенно сократились. Подчиняясь новым демократическим веяниям в стране, для решения большинства вопросов управам приходилось создавать специальные комиссии с общественным участием. К примеру, 15 мая 1917 г. граждане г. Богучара Воронежской губернии потребовали установления равной арендной платы для всех горожан, а также, бесплатного выделения надела земли самым нуждающимся жителям, уменьшения плат за использование пашни и пастбищ, введение запрета на сдачу указанных площадей в коммерческую аренду, осуществление проверки доходов и расходов, делопроизводства и хозяйственной части управы за 1916 и 1917 гг. Все перечисленные проблемы были переданы специально созданной комиссии, которая решила их в пользу населения, не согласившись только с ограничениями по сдаче в аренду земли [12].

В работе новых органов власти постоянно возникали сбои и трудности. Так, большой проблемой стало телеграфное сообщение. 29 марта 1917 г. в своем послании Государственному Контролеру Министр-председатель Временного правительства констатировал, что телеграфная переписка приняла угрожающие масштабы, сложившаяся ситуация негативно влияет на обеспечения войск на фронте. Чиновник предлагал всем государственным, общественным и иным органам управления перейти на использование почтового сообщения [13, л. 17]. С 10 июля 1917г. предписанием правительства предусматривалось использование телеграфной связи только по особо важным делам [14, л. 70]. Однако телеграфная коммуникация для большинства губернских и, особенно, уездных городов, была наиболее быстрым и удобным средством связи. Остаться в такое нестабильное время без возможности получения оперативной информации, означало полный разрыв с действительностью. Данное обстоятельство усложняло деятельность городских властей. Они уже не понимали чьи распоряжения и указ им выполнять. В стране начала складываться система двоевластия.

Уже к марту 1917 в городах Черноземья сложилась пестрая система власти. Часто государственные и местные органы управления дублировали полномочия друг друга. Обычно структура управления городскими поселениями выглядела следующим образом: во главе местных органов управления находился губернский комитет общественных организаций. Уездами руководили - уездные комитеты, городами - городские думы (просуществовали до октября 1917 года). Исполнительным органом городских дум являлась губернская управа. В крупных городских поселениях появились комиссары, назначаемые Временным правительством, и избираемые различными группами населения Советы рабочих и солдатских депутатов [1, с. 245-246, 257, 262].

Так, в Орловской губернии уже 2 марта 1917 года власть была передана от губернатора П.В. Гендрикова губернскому комиссару Временного правительства С.Н. Маслову, который до этого занимал пост председателя губернской земской управы. Кроме органов Временного правительства, в городах Орловской губернии были образованы различные общественные организации: Комитет общественной безопасности, Совет рабочих депутатов, Союз учащихся города Орла, Лига женского равноправия и т.д. Работа городских дум в такой ситуации отошла на второй план. В зале заседаний постоянно толпилась революционная публика, которая овациями встречала все сообщения из Петрограда [11].

Разобраться в новой системе власти на местах оказалось трудным делом. Нововведения не всегда находили понимания среди горожан. Ситуацию еще более усложняли действия высшей власти. Так, 26 апреля Временное правительство обратилось к населению с воззванием, в котором просило всех прогрессивных граждан, которым дорога Россия и свобода, оказать помощь новой власти своим трудом и соучастием. Взамен им обещали должности в создаваемых управленческих структурах [8, с. 38]. Таким образом, правительство пыталось заручиться поддержкой населения

и готово было пойти на сотрудничество с кем угодно, кто не выражал сочувствия прежней власти и готов был ради должности принять новое устройство страны.

Местные органы власти всеми возможными мерами пытались просветить население и объяснить, что происходит в стране, хотя сами с трудом разбирались в этом. Так, глава Льговской городской думы Курской губернии в своем докладе утверждал, что в сложившейся ситуации народное просвещение становится главной задачей для власти. Для пропаганды предлагалось использовать здания школ, театров, а также не оправдавший своего назначения общественный дом Попечительства о народной трезвости (чаще использовался как кинотеатр, чем для просвещения населения города). По мнению председателя, демонстрация в указанном здании картин давала «мало материала для духовного развития народа». В своем докладе чиновник предложил ввести контроль органов самоуправления над демонстрируемыми в городе фильмами. Кроме того, планировалось организовать народные чтения, но для них не было подходящего помещения. В следствие чего, администрация и ходатайствовала о передаче дома трезвости в собственность города. Предложение было принято единогласно [15, л. 156].

Положение в городах осложнялось и тем, что в них, наряду со старыми органами власти, стали образовываться и новые - Советы. В Курской губернии первый Совет был образован офицерами курского гарнизона. 9 марта 1917 г. в состав Совета были включены представители от солдат, и он был переименован в Совет военных депутатов [16, с. 22].

Курский народный совет был создан 7 мая 1917. Он пришел на смену Временному исполнительному комитету (просуществовал всего 2 месяца). При нем были организованы комиссии, занимавшиеся прежними вопросами продовольствия, образования, железными дорогами, а также новые ведавшие разборкой царских архивов и помощью борцам революции. В целом, в Курской губернии первый Совет рабочих депутатов был образован в Белгороде в начале 1917 г. 18 апреля совет создан в Курске, 17 мая - во Льгове, а 5 августа - в Рыльске. Количество представителей в Советах отличалось разнообразием: так в Рыльске и Дмитриеве 1 депутат избирался от 25 рабочих, во Льгове - от 40. Отличалось и количество делегатов в Советах. Путивльский совет насчитывал 70 депутатов, Старооскольский - 43, Дмитриевский - 46, а Фатежский - 13. Практически везде Советы делились на 2 секции - солдатскую и рабочую, каждая из которой имела свой президиум. Материальное положение большинства Советов было плачевным. Например, Путивльский совет Курской губернии финансово полностью зависел от городской думы и земства. Чтобы обеспечить свое существование Обоянский совет устраивал лотереи и спектакли [17, с. 32-33, 36-37, 38]. В Тамбове был создан Совет увечных воинов, объединивший 13 тысяч инвалидов войны [18, с. 99-101].

Не смотря на свое тяжелое положение, Советы во всем продолжали поддерживать новую власть. К примеру, в городе Льгов Курской губернии 17 июля 1917 г. прошло заседание Исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, земельного и продовольственного комитетов. Ключевым вопросам на повестке дня стало отступление наших войск в Галиции и общее падение боеспособности революционной армии. Собрание высказало полную поддержку политике, проводимой Временным правительством, а также «клеймило позором» все контрреволюционные выступления и то «меньшинство», которое стремиться навязать свою волю демократическому большинству страны. Депутаты посчитали необходимым выразить следующее мнение:

1. Временное правительство, как «правительство спасения», должно принять все меры для стабилизации положения на фронте с целью спасения России.

2. Все органы местного самоуправления, комитеты и общественные организации должны объединиться с цель спасения Отечества от «анархии, разложения и продовольственной разрухи». Для этой цели необходимо создать орган, который объединит указанные организации уезда и возглавит политико-общественную жизнь в регионе.

3. Что касается населения, то оно должно сохранять спокойствие, выполнять все распоряжения революционной власти, не предпринимать действия, направленные на дестабилизацию положения в обществе [15, л.л. 125 -125 об, 234, 236].

Однако сохранять «спокойствие» не удавалось. В Орле в ходе революционной манифестации демонстранты разоружали всех встречных полицейских. Позже, согласно телеграмме МВД, все полицейские чины были уволены, а вместо них организовали волостную

милицию. Начальник жандармского управления и его заместители были арестованы. В газете «Вестник комитета общественной безопасности» был опубликован список агентов орловской охранки с указанием оплаты их труда.

Наличие большого количества военных пагубно влияло на спокойствие населения и криминогенную ситуацию в городах. Только в Орле на февраль 1917 года находилось 38 тысяч нижних чинов, при общей численности горожан около 7Q тыс. [7]. При этом в армии полным ходом шел процесс морального разложения и дезорганизации. К примеру, в г. Острогожске Воронежской губернии солдаты 2 кавалерийского запасного полка разгромили винный склад. В результате инцидента умерли от отравления спиртном 22 человека, сгорели заживо 36 солдат (взорвался спирт, хранившийся на складе), 6Q военнослужащих попали в госпитали с ожогами различной степени, а девятерых сочли пропавшими без вести. Данное событие, отразившее уровень дисциплины в революционных войсках, имело место в сентябре 1917 года [19, л. 2].

В заключении необходимо сказать, что после Февраля 1917 года в структуре управления городами Черноземья произошли существенные изменения. Во многих местах были упразднены старые органы управления, но создать полноценную замену им не удалось. На местном уровне продолжали функционировать царские и революционные властные организации, что повсеместно вызвало неразбериху и дублирование властных функций. Несмотря на весь негатив, происходивший в стране, городские власти (как новые, так и старые) поддержали Временное правительство, признав его легитимность.

В 1917 году сложилась ситуация, которая требовала коренных изменений во всей системе государственного и местного управления. В обществе назрела потребность в справедливом формировании власти на принципах всеобщего участия и демократии. Временное правительство понимало эти стремления граждан и даже пыталось воплотить их в жизнь, но все оказалось тщетным. У местных органов управления не хватало понимания и опыта организации работы в условиях новой реальности. В результате противоречий новой и старой системы, в России возник политический кризис, который Временное правительство разрешить так и не смогло.

Литература и источники

1. Пушкарева И.Ы. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России. - M.: Наука, 1982.

2. Сахневич И.В. Торговля в Курской губернии в начале ХХ века: Дисс. ... канд. ист. наук. - Курск: КГПУ, 2QQ1.

3. Орловские губернаторы / под обще.ред. И.Я. Ыосякина.; составит. О.Ы. Трохина, Л.Л. Корчева, A.A. Воробьёв.- Орёл: Вешние воды, 1999.

4. Щербинин П.П. Тамбовское земство и оказание помощи больным и раненым воинам (1914-1917 гг.) // Вестник ТГУ. - 2013.

- Вып. 11(127). - С.1-8.

5. Борьба за Советскую власть в Воронежской губернии в 1917-1918 гг. (Сборник документов и материалов). - Воронеж, 1957.

6. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (^ОЛИВО). Ф. 29Q. Оп. 2. Д. 73.

7. Букалова С.В. Орловская губерния в годы Первой мировой войны: социально-экономические, организационно-управленческие и общественно-политические аспекты: Дореволюционный период: июль 1914 - февраль 1917 года. Дис. ... канд. ист. наук. - M., 2QQ5.

8. Голиков AT. В канун Октября: нарастание общенационального кризиса. - M.: ^гсль, 1977.

9. Государственный архив Курской области (ГAКО). Ф. 54. Оп. 1. Д. 2213.

1Q. Попов П. A. Городское самоуправление Воронежа (187Q-1918 гг.). Aвтореф. дис. ... канд. ист. наук. - Воронеж, 2QQ5.

11. Очерки истории Орловской организации КПСС. / отв. ред. Е.С. Строев. Изд. 2-е, испр. и доп. - Тула: Приокское книжное издательство, 1987.

12. Кузнецов В.В. Деятельность органов самоуправления уездных городов Воронежской губернии в годы первой мировой войны // Известия ВГПУ. Гуманитарные науки. - 2017. - №3(27б). - С. б7-72.

13. TAm Ф. 125. Оп. 1. Д. 244.

14. ГAКО. Ф.1. Оп. 1. Д. 9Q84.

15. ГAКО. Ф. 373. Оп. 1. Д. 9.

16. Беляев СА. Дислокация воинских частей и их участие в революционных событиях на территории Центрального Черноземья в начале XX столетия (19QQ - октябрь 1917 гг.). Aвтореф. дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2QQ3.

17. Курск в революции: Сборник материалов по истории Октябрьской революции в Курском крае 17-18 гг. - Курск, 1921.

18. Журнал заседания Тамбовского губернского земского собрания 3Q августа 1917 г. Тамбов, 1917.

19. тОПИВО. Ф. 5. Оп. 1. Короб. 22. Д. 331.

References and Sources

1. Pushkareva I.M. Fevral'skaya burzhuazno-demokraticheskaya revolyuciya 1917 g. v Rossii. - M.: Nauka, 1982.

2. Sahnevich I.V. Torgovlya v Kurskoj gubernii v nachale HKH veka: Diss. ... kand. ist. nauk. - Kursk: KGPU, 2001.

3. Orlovskie gubernatory / pod obshche.red. I.Ya. Mosyakina.; sostavit. O.M. Trohina, L.L. Korcheva, A.A. Vorob'yov.- Oryol: Veshnie vody, 1999.

4. Shcherbinin P.P. Tambovskoe zemstvo i okazanie pomoshchi bol'nym i ranenym voinam (1914-1917 gg.) // Vestnik TGU. - 2013. - Vyp. 11(127).

- S.1-8.

5. Bor'ba za Sovetskuyu vlast' v Voronezhskoj gubernii v 1917-1918 gg. (Sbornik dokumentov i materialov). - Voronezh, 1957.

6. Gosudarstvennyj arhiv obshchestvenno-politicheskoj istorii Voronezhskoj oblasti (GAOPIVO). F. 290. Op. 2. D. 73.

7. Bukalova S.V. Orlovskaya guberniya v gody Pervoj mirovoj vojny: social'no-ekonomicheskie, organizacionno-upravlencheskie i obshchestvenno-politicheskie aspekty: Dorevolyucionnyj period: iyul' 1914 - fevral' 1917 goda. Dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2005.

8. Golikov A.G. V kanun Oktyabrya: narastanie obshchenacional'nogo krizisa. - M.: Mysl', 1977.

9. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj oblasti (GAKO). F. 54. Op. 1. D. 2213.

10. Popov P. A. Gorodskoe samoupravlenie Voronezha (1870-1918 gg.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Voronezh, 2005.

11. Ocherki istorii Orlovskoj organizacii KPSS. / otv. red. E.S. Stroev. Izd. 2-e, ispr. i dop. - Tula: Priokskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.

12. Kuznecov V.V. Deyatel'nost' organov samoupravleniya uezdnyh gorodov Voronezhskoj gubernii v gody pervoj mirovoj vojny // Izvestiya VGPU. Gumanitarnye nauki. - 2017. - №3(276). - S. 67-72.

13. GAKO. F. 125. Op. 1. D. 244.

14. GAKO. F.1. Op. 1. D. 9084.

15. GAKO. F. 373. Op. 1. D. 9.

16. Belyaev S.A. Dislokaciya voinskih chastej i ih uchastie v revolyucionnyh sobytiyah na territorii Central'nogo Chernozem'ya v nachale XX stoletiya (1900 - oktyabr' 1917 gg.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kursk, 2003.

17. Kursk v revolyucii: Sbornik materialov po istorii Oktyabr'skoj revolyucii v Kurskom krae 17-18 gg. - Kursk, 1921.

18. Zhurnal zasedaniya Tambovskogo gubernskogo zemskogo sobraniya 30 avgusta 1917 g. Tambov, 1917.

19. GAOPIVO. F. 5. Op. 1. Korob. 22. D. 331.

ГАВРИКОВ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Курского государственного университета. КОЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Курской академии государственной и муниципальной службы (alfgard@yandex.ru)

GAVRIKOV, FEDOR A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kursk State University (gavrikovf81@mail.ru). KOLTSOV, ALEXEY A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kursk Academy of State and Municipal Service.

УДК 94(47).084.3:314.743 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-66-71

ЛЮ ЛЭЙ

СУДЬБА АТАМАНА А.И. ДУТОВА И ЕГО ОТРЯДА ПОСЛЕ ОТСТУПЛЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИЮ СИНЬЦЗЯНА2

Ключевые слова: русская эмиграция, белогвардейцы, Синьцзян, антисоветское движение, А.И. Дутов, Б.В. Анненков, А.С. Бакич.

В статье исследуется недостаточно изученный вопрос о деятельности в эмиграции одного из лидеров белогвардейского движения - атамана А.И. Дутова. Основными источниками служат архивные материалы и книги, посвященные А.И. Дутову и помогающие воссоздать важную страницу истории русской эмиграции в Синьцзяне. В статье показано, что, потерпев поражение в Гражданской войне, остатки белых частей в значительной своей части ушли за рубеж. А.И. Дутов со своими войсками был вынужден отступить в Синьцзян, который представлялся ему более удобным для дальнейшего осуществления антисоветской деятельности. Несмотря на все трудности в чужой для него стране, он в короткое время наладил быт своего отряда, приложив максимальные усилия для преодоления всех препятствий ради борьбы с Красной армией. В частности, важным направлением его деятельности стало укрепление связей между различными белогвардейскими формированиями. Ввиду активности А.И. Дутова, советская власть разработала план его ликвидации, в результате чего в феврале 1921 г. атаман был убит. После его смерти, отряд разделился на части, и в конце 20-х годов его влияние сошло на нет.

LIU, LEI

THE FATE OF ATAMAN A.I. DUTOV AND HIS SQUAD AFTER THE RETREAT TO THE TERRITORY OF XINJIANG

Key words: Russian emigration, White Guards, Xinjiang, anti-Soviet movement, A.I. Dutov, B. V. Annenkov, A.S. Bakich.

The article researches the less studied issue of the activities in emigration of one of the leaders of the White Guard movement - Ataman A.I. Dutova. The main sources are archival materials and books dedicated to A.I. Dutov and helping to recreate an important page in the history of the Russian emigration in Xinjiang. The article shows that, having suffered defeat in the Civil War, the remnants of the white units for the most part went abroad. A.I. Dutov with his troops was forced to retreat to Xinjiang, which seemed to him more convenient for further implementation of anti-Soviet activities. Despite all the difficulties in a foreign country for him, in a short time he adjusted the life of his detachment, making every effort to overcome all obstacles in order to fight the Red Army. In particular, an important area of his activity was the strengthening of ties between various White Guard formations. Due to the activity of A.I. Dutov, the Soviet government developed a plan for its liquidation, as a result of which in February 1921 the ataman was killed. After his death, the detachment split into parts, and in the late 1920s, its influence faded away.

Внимание научного сообщества к судьбе русских диаспор в Китае начало расти в 1990-е годы. C тех пор он стал предметом довольно оживленной полемики в научном обществе России и Китая. Учитывая, что в период революционных потрясений 1917-1920 гг. русские эмигранты попадали на территорию Китая различными путями, главным из которых считается дальневосточный, вполне закономерно, что именно последнему уделяется основное внимание как в текущих научных исследованиях, так в докладах на международных научно-практических конференциях. В данном контексте, изучение русской эмиграции в Синьцзяне, как части истории русского эмигрантского сообщества в Китае, позволяет дополнительно осветить целый ряд более

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Работа выполнена при финансовой поддержке CSC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.