Научная статья на тему 'Опыт демократии: избирательная кампания и выборы 1917 г. В Курской губернии'

Опыт демократии: избирательная кампания и выборы 1917 г. В Курской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Область наук
Ключевые слова
Временное правительство / Курская губерния / избирательное право / муниципальные выборы лета 1917 / Provisional government / Kursk province / electoral law / municipal elections of the summer 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раков Виктор Владимирович

В статье анализируется опыт подготовки, проведения избирательной компании и организации муниципальных выборов 1917 года в Курской губернии на основании нового демократического избирательного законодательства Временного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRACY EXPERIENCE: ELECTORAL CAMPAIGN AND ELECTIONS OF 1917 IN KURSK PROVINCE

The article analyses the experience of arrangement, carrying out of electoral campaign and organization of municipal elections in 1917 in Kursk province in accordance with the authority of the new democratic electoral legislation of the Provisional government.

Текст научной работы на тему «Опыт демократии: избирательная кампания и выборы 1917 г. В Курской губернии»

innova-journaL.ru

ОПЫТ ДЕМОКРАТИИ: ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ И ВЫБОРЫ 1917 Г В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

DEMOCRACY EXPERIENCE: ELECTORAL CAMPAIGN AND ELECTIONS OF 1917 IN KURSK PROVINCE

Щ Раков Виктор Владимирович 1 - кадидат исторических наук Щ Rakov Victor Vladimirovich 1 - Candidate of Historical Sciences

Резюме

В статье анализируется опыт подготовки, проведения избирательной компании и организации муниципальных выборов 1917 года в Курской губернии на основании нового демократического избирательного законодательства Временного правительства.

Ключевые слова: Временное правительство; Курская губерния; избирательное право; муниципальные выборы лета 1917

Summary

The article analyses the experience of arrangement, carrying out of electoral campaign and organization of municipal elections in 1917 in Kursk province in accordance with the authority of the new democratic electoral legislation of the Provisional government.

Key words: Provisional government; Kursk province; electoral law; municipal elections of the summer 1917

Сведения о свержении монархии или, как говорилось о событиях в Петрограде в курских газетах, «государственном перевороте», стали известны в губернском центре 2 марта 1917 г В сообщениях Петроградского телеграфного агентства говорилось, что Зимний дворец занят войсками, подчиняющимися исполнительному комитету Государственной Думы, а бывший Председатель Совета Министров Горемыкин, а также ряд министров, арестованы и содержатся в Петропавловской крепости. На последней газетной полосе был помещен «Высочайший Манифест» Императора и самодержца Всероссийского Николая II о передаче престола Великому Князю Михаилу Александровичу [1, 4(17) марта].

В этой связи было созвано экстренное совещание гласных Курской городской думы, выбравшее из своего состава Временный Исполнительный комитет. Его возглавил гласный городской думы, присяжный поверенный, крупный торговец и член партии кадетов Н.Н. Лоскутов. В телеграмме Председателю Совета министров князю Львову он сообщал: «Доношу Вашему сиятельству, что 3 марта в один час дня, Курская городская дума учредила Временный комитет для управления текущими делами <...> Управление полицией возложено комитетом на члена его генерал-майора Щёголева. На заседании комитета присутствовали представители гарнизона и железнодорожного гражданского управления. О дальнейших распоряжениях нами теперь будет сообщено дополнительно» [1, 5(18) марта].

7 марта председатель Временного Исполнительного комитета Н.Н. Лоскутов был назначен губернским комиссаром Временного правительства. Вскоре состав Временного Исполнительный комитета претерпел существенные изменения: он был расширен за счёт представителей местного военного гарнизона, относившегося к Киевскому (с апреля 1917 года - Московскому) округу. К этому времени на территории Курской губернии дислоцировался ряд воинских частей и подразделений, в том числе, 1-я мортирная батарея, артиллерийский склад, 679-я ополченческая дружина (г Курск) и польский запасной пехотный полк (г. Белгород). Вслед за военными в состав Временного исполкома вошли

представители от рабочих, различных организаций и учреждений, доведя его численный состав до более чем ста человек. Формирование исполнительных органов новой революционной власти проходило достаточно бурно.

6 марта в помещении городского театра состоялись выборы в исполком от служащих М.К.В.ж.д., управление которой располагалось в Курске. Собрание было очень многолюдным: партер, ложи, балкон - всё оказалось заполненным людьми. В прениях завязалась бурная дискуссия о составе исполкома и направлениях его дальнейшей деятельности. Так, например, служащий М.К.В.ж.д. Чайкин заявил, что он «<...> не отрицает огромного значения Временного комитета в его

организаторской деятельности и принятых им мер для водворения спокойствия в городе», но вместе с тем, по мнению Чайкина, крайняя нерешительность и ошибки, когда на своих местах остались «старые приспешники павшего режима», свидетельствовали, что «интересы рабочих масс находятся не в надёжных руках». Он потребовал увеличения представительства трудящихся во Временном Исполнительном комитете, заметив: «Ведь, в конце концов, дороги либеральной буржуазии и рабочих разные» [2, с. 5].

Почему именно Курская городская дума стала союзником новой власти? Вот что писала по этому поводу газета «Курский край»: «<...> Курское земство не могло этого сделать в силу своей специфической враждебности ко всем организациям прогрессивного направления и блестящего своего одиночества среди прочих земств нашего государства. Рабочие не могли это сделать вследствие своей неорганизованности и темноты. Другие же организации не могли захватить власть вследствие своей малочисленности или незначительности» [3, 12(25) марта].

Действительно, Курское губернское земское собрание и его исполнительный орган - губернская земская управа -

УДК: 93/94

URL: http://innova-journal.ru/issues/2017-2-7/files/00.pdf

DOI: https://doi.Org/10.21626/innova/2017.2/00

Для корреспонденции: Раков В.В., archiv_kursk@inbox.ru

1 Областное казенное учреждение «Государственный архив Курской области»

innova-journaL.ru

прославились своими промонархическими настроениями и тем, что в годы войны категорически не желали идти на какие-либо компромиссы не только с социалистами, но и умеренными либералами. Курское губернское земство было единственным в России, отказавшимся войти во Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам - общественную организацию, созданную в 1914 г. в результате объединения органов местного самоуправления для оказания помощи государству в организации тыла в период войны.

Попытка перехватить политическое лидерство была предпринята лишь в апреле 1917 г., когда открылось заседание обновлённого Курского губернского экстренного земского совещания, в котором приняли участие 146 земских гласных. К тому времени в губернской земской управе осталось лишь два члена, избранных земским собранием. Председатель и один из её членов были арестованы, а остальные - или призваны в армию, или не вступили в должность. Служащие губернской земской управы, пытаясь найти выход из кризиса, избрали из своей среды для пополнения состава управы дополнительно 4-х человек и обратились во Временный Исполнительный комитет с просьбой о назначении земского комиссара из числа лиц, ими назначенных. Желание исполнять эти обязанности изъявил Валериан Валерианович Бородаевский - комиссар Временного Исполнительного комитета при Курской губернской земской управе [4, с. 54].

Таким образом, работа исполнительного губернского органа в марте 1917 г была парализована, и лишь признание легитимности его состава могло изменить ситуацию. Эту цель и преследовало экстренное земское совещание. Несомненно, Курское губернское экстренное земское собрание было «обновлённым» не только по составу избранной управы, но и по существу принятых решений. Но ликвидировать возникшее политическое отставание земские органы уже не смогли. Переустройство государственной власти и местного самоуправления стали перманентным процессом в жизни российского общества в 1917 г Земства «выпали» из этого процесса, что значительно усилило радикальную составляющую революции в провинции.

Временный Исполнительный комитет первоначально был организован следующим образом. Все принципиальные вопросы решались на общем собрании комитета, носившем публичный характер. Вопросы срочные, требующие немедленного решения или исполнения, разрешались и исполнялись бюро комитета, состоявшего из небольшого числа членов, избранных комитетом, и оформлялись в виде распоряжений, которые затем на общем собрании комитета доводились до сведения всех.

Для разработки отдельных технических вопросов в комитете были образованы комиссии (по продовольствию, по организации милиции и др.). Их доклады по отдельным вопросам обсуждались потом на общем собрании комитета. [3, 12(25) марта].

9 марта 1917 г Временный Исполнительный комитет со всем своим делопроизводством переехал в дом губернатора. Сами же заседания Временного Исполнительного комитета, ввиду существенного увеличения числа его членов, пришлось перенести в помещение бывшего Дворянского собрания.

Образование губернских чрезвычайных органов власти в лице Временного Исполнительного комитета неизбежно ставило вопрос об их взаимоотношении с существовавшими

городскими органами самоуправления. Парадокс состоял в том, что первые выросли из вторых. Однако интересы городского населения не должны были быть ущемлены. Несомненно, что городскому управлению в вопросах общегубернского характера, таких как, например, вопрос продовольственный нужно было стать исполнительной инстанцией для согласования и единства мер в таком важном деле.

Но и для городского управления оставалось широкое поле самостоятельной деятельности: управление городскими предприятиями, наблюдение за санитарным состоянием города, решение вопросов расквартирования войск, контроль над торговлей, продовольственное обеспечение населения и т. п. Следовательно, возникал вопрос, насколько существующий состав гласных может справиться с такими большими задачами, положительное разрешение которых приобретало не только экономический, но и политический характер.

Действовавший до 1917 г избирательный закон, не являясь демократическим ни по форме, ни по сути позволял формировать состав городской думы, отвечающий преимущественно интересам купечества и небольшого предпринимательского слоя горожан иного социального статуса. По этому поводу газета «Курский край» писала: «... В г. Курске, население которого превышает, надо думать, 80000 человек в последние выборы только 687 человек пользовались избирательным правом, а из этих 687 избирателей на выборы, бывшие в феврале текущего года, явилось всего 164 избирателя, которые избрали 53 гласных и 8 к ним кандидатов. При таких условия городская дума была всегда у нас думой исключительно купеческой, в которой крупное ядро местного купечество управляло городскими делами, не допуская туда посторонних купечеству лиц. Вполне понятно поэтому, что городскому населению Городское Управление всегда казалось учреждением как бы посторонним, чуждым, и что выборы в Городскую Думу не захватывали внимания населения и производились где-то там, вдали от широкой массы обывателя, а вся предвыборная борьба начиналась и заканчивалась где-либо в кабинете у лидера купеческой партии ... Наша Курская Дума, правда, считалась прогрессивной. Но, по-видимому, такое недоразумение объясняется тем, что Дума всегда противопоставлялась черносотенному Курскому земству». [3, 23 марта (5 апреля)].

На заседании городской Думы 21 марта 1917 г. был рассмотрен вопрос о рекомендации общего собрания Курского Временного Исполнительного Комитета привлечь к решению городских дел «широкие круги городского населения». При обсуждении разгорелась жаркая дискуссия. В выступлении гласного Чебуркина сквозило сомнение о целесообразности такого шага: «Опыт показывает, что, когда этот вопрос подымался в других городских думах, то там, обыкновенно, обнаруживалась масса разных противоречий и своекорыстных течений, очень долго дебатировалось, как избирать, по какой системе, кого выбирать, дальше этого, кажется, дело не шло». Ему вторил гласный Вакулин, советуя «приглашать посторонних лиц работать не в качестве гласных думы, а как частных лиц, желающих добровольно принять участие в работах думских комиссий».

По мнению гласного Исакова «время теперь пришло для приглашений», поскольку многие заявляют о своих правах участия в городских делах. Но реорганизовать думу с привлечением к её работе всех на основе всеобщего прямого и

innova-journaL.ru

равного голосования - считал Исаков - невозможно. Он добавлял: «Следовало бы и городскую думу построить по типу Курского Исполнительного Комитета, когда в неё вошли бы представители от других организаций, например, потребительских обществ, кредитных и рабочих организаций».

Сомнения относительно работоспособности такой думы высказал гласный Чебуркин: во-первых, нецензовые элементы, пополнившие думу встретят там «буржуазную оппозицию», во-вторых, «когда к теперешнему составу присоединится ещё 150 человек - состав, равный Курскому Исполнительному Комитету - <.. .> работать будет очень трудно». [3, 23 марта (5 апреля)]

Но уже на заседании Городской Думы, состоявшемся 22 марта 1917 г была избрана особая комиссия для разработки вопроса о пополнении состава Думы представителями нецензового населения. В этой связи в газете «Курский край» было высказано предположение, что «комиссия эта при исполнении возложенной на неё задачи сразу же привлечет к работе лиц, не принадлежащих к составу гласных, так как только при таком условии она может разработать вопрос в соответствии с требованиями широкой массы населения<...> Нам представляется, что и Исполнительный Общественный Комитет пошлёт в комиссию своих представителей и это тем более необходимо, если принять во внимание, что в Комитете уже есть представительство рабочих и другого нецензового населения уже осуществивших некоторую организацию». [3, 27 марта (9 апреля)] Последняя мысль представляет особый интерес, поскольку свидетельствует об озабоченности определённых социальных групп (к нецензовым элементам относилась и интеллигенция) оказаться за пределами «революционного поля».

5 апреля 1917 г. состоялось заседание Городской Думы, на котором главным вопросом был вопрос о её демократизации. Проект положения о дополнительных выборах гласных в Городскую Думу, выработанный комиссией, был утвержден Временным Исполнительным комитетом на публичном заседании, состоявшемся. Председателю комиссии А.П. Маркову было поручено доложить этот проект Городской Думе.

Объявив заседание думы открытым, председатель М.Е. Шкилев предложил гласным выслушать А.П. Маркова, который должен сделать доклад, как председатель комиссии по демократизации думы и по поручению Временного Исполнительного комитета.

Однако это предложение неожиданно вызывает бурю протестов. Гласный Думы Ф.П. Сапунов, активно возражавший против того, чтобы докладчиком выступало постороннее для гласных лицо, каким является А.П. Марков. Сапунова Ф.П. поддержали другие гласные. Пояснения дал гласный Ф.А. Галицинский, который объяснил, что хотя А.П. Марков и не является гласным думы, но он состоит председателем думой же избранной комиссии и в качестве председателя комиссии дума обязана его выслушать, тем более что А.П. Марков исполняет поручение комиссии и Временного исполнительного комитета. После довольно продолжительного обмена мнениями по вопросу о допущении А.П. Маркова для доклада, Дума, наконец, приняла решение заслушать доклад.

Марков А.П. подробно и обстоятельно изложил причины, вследствие которых комиссия решила, не смотря на скорое опубликование Временным правительством нового городского избирательного закона, произвести дополнительные выборы. Он пояснил, что целью этих выборов является подготовка населения к предстоящим выборам по законодательству

Временного правительства, а также поднятие авторитета Думы, так как ей до реализации нового избирательного закона придется поработать еще достаточно времени, а без гласных, избранных нецензовым населением, работа Думы не может пользоваться особым доверием горожан. [3, 7(20) апреля]

Комиссия по демократизации Курской Городской Думы выработало Положение о дополнительных выборах гласных в состав Курской Городской Думы, которое включало следующие позиции:

- в состав Курской Городской Думы дополнительно к существующему составу гласных избиралось 60 новых гласных, из которых 32 гласных избиралось населением на избирательных участках, 10 - Советом рабочих депутатов, 10 -Советом солдатских депутатов и 8 -Временным Исполнительным комитетом;

- для избрания гласных на избирательных собраниях г. Курск делится на 4 избирательных округа, согласно границам 4 милиционных участков, при чем, на каждом округе избиралось по 8 гласных;

- избирательные бюро по избранию городских гласных находились:

для 1-го округа (бывший 1-й полицейский участок) в Курской Городской управе; для 2-го округа (бывший 2-й полицейский участок) на Московской ул. в доме Общества приказчиков, рядом с Торговой школой; для 3-го округа (бывший 3-й полицейский участок) в доме Губернского Комиссара (дом бывшего губернатора) по Херсонской ул.; для 4-го округа (бывший 4-й полицейский участок) в доме А.В. Коротковой (ул. Ртищевская, 38);

- в избрании гласных принимали участие все гражданки и граждане, достигшие 18 лет и проживающие в г Курске. В выборах гласных не имели права принимать участие лица имевшие право участвовать в выборах гласных в феврале 1917 г., лица, принимавшие участие в выборах Советов рабочих и солдатских депутатов, а также лица, лишённые гражданских прав по суду и не восстановленные в своих правах.

- в гласные могли быть избраны избиратели, достигшие 21-летнего возраста. Учащиеся средних учебных заведений не могли быть гласными.

- избирательное право могло быть реализовано только в том округе, где избиратель проживал, избирать же гласных могли и лица не проживающих в данном округе;

- для производства выборов в каждом избирательном округе комиссией по демократизации городской думы учреждалось избирательное бюро, которое руководило выборами, содействовало устройству предвыборных собраний, но сами выборы проводились президиумом, выбранном избирательным собранием;

- выборы производились путём подачи записок, избранными считались лица, получившие простое большинство голосов;

- результаты выборов утверждались президиумом и избирательным бюро, избранные гласные немедленно вводились в состав существующей Думы;

- жалобы на неправильное производство выборов могли быть поданы не позже 24 часов со времени утверждения результатов выборов в комиссию по демократизации городской думы, но подача жалоб не приостанавливала деятельности избранных гласных;

- комиссия по демократизации Городской Думы должна была немедленно рассмотреть все жалобы и вынести по ним соответствующие постановления, причем в рассмотрении

innova-journaL.ru

жалоб избирательное бюро и президиум избирательного собрания того округа, по которому подана жалоба, участия не принимали;

- после избрания гласных на избирательных собраниях производились выборы гласных Советами солдатских и рабочих депутатов и Временным Исполнительным комитетом;

- в этом случае гласными могли быть избраны и лица, не входящие в состав Советов солдатских и рабочих депутатов и Временного Исполнительного комитета, но гласными от Совета рабочих депутатов могут быть только лица, проживающие в Курске;

- никаких жалоб на избрание гласных Советами солдатских и рабочих депутатов и Временным Исполнительным комитетом не подается. [3, 9(22) апреля]

В соответствии с принятым Положением к выборам допускалась не только значительно большая часть горожан (женщины, а также те, кто ранее не проходил возрастной или имущественный избирательный ценз), но и тех, кто не являлся горожанами (военнослужащие, беженцы). Кроме того, к выборам были допущены и те, кто принимал участие в выборах во Временный Исполнительный комитет и советы рабочих и солдатских депутатов.

После объявления начала избирательной компании начались предвыборные собрания. 12 апреля 1917 г в помещении 2-го реального училища состоялось пред-выборное собрание женщин. Собрание было настолько многолюдно, что уже задолго до начала зал был переполнен, что стало полной неожиданностью для устроителей. Председательствующим на собрании была избра-на М.А. Еськова. Выступая перед женщинами член Временного Исполнительного комитета священник И.М. Ломакин сказал: «Худож-ники, поэты создавали чудные женские образы, благоухающие ароматом специфической женской прелести и обаяния, и эти образы выдавались идеалами женщины, девушки. За тон-кой красотой этих образов совсем затушевывалось, что эти «идеальные» образы (Лиза Калитина) служили только украшением «дворянских гнезд», а вне их годились только «за монастырскую стену», но совсем не были пригодны для жизни. Первые шаги девушки даже на пути к высшему образованно клеймились, как измена женскому назначению, как утрата бесценной прелести женственности. Девушек-курсисток клеймили кличками «эмансипе», влагая в это самый низкий, презрительный смысл, «стрижеными», «синими чулками». Под шумные рукоплескания зала И.М. Ломакин закончил свою речь при-зывом не бояться утраты «женственности» тонкого качества и стать гражданкой. Однако, собрание после обмена мнениями разошлось, так не выработав списка кандидаток в гласные городской думы, перепоручив это участковым собраниям. [3, 14(27) апреля]

В тот же день прошло собрание избирателей, не платящих квартирного налога, по 1-му округу. Собравшееся не совсем уяснили ту цель, для которой они приглашены, почему у них создалось представле-ние, что дополнительные выборы гласных будут производиться по куриям. Пришедший на собрание А.П. Марков дал избирателям объяснение о дополнительных выборах, ука-зал на нужды городских окраин и советовал избирать таких гласных, которым были бы близки нужды бедноты. [3, 15(28) апреля)]

Выборы гласных Курской городской думы состоялись 16 апреля 1917 г. Избирательные участки размещались по следующим адресам: 1-й округ - Летний театр Купеческого

клуба; 2-й округ - Торговая школа; 3-й округ - Летний театр Общественного клуба; 4-й округ - помещение Землемерного училища». Приём записок с кандидатами осуществлялся с 12 до 18 часов. [5, 16(29) апреля]

Газеты писали, что общее впечатление от выборов -безлюдье и пассивность избирателей. В определённой степени это объяснялось коротким сроком, на который избирались гласные, но всё же главной причиной стала гражданская инфантильность горожан. Выше всего явка была в 3-м (517 избирателей) и во 2-м (404 избирателя) избирательных округах. А вот в 4-м избирательном округе явилось всего лишь 294 избирателя, ещё меньше - 168 в 1-м избирательном округе. В итоге по городу из около 5000 избирателей (точную цифру установить не представляется возможным) в выборах приняли участие лишь 1383 избирателя (27,7%). Из числа избранных впервые в городскую думу прошли М.А. Еськова (учительница женской гимназии), М.П. Олицкая (врач), А.В. Короткова (домовладелица) и О.Я. Новицкая, т. е. женщины.

Примером значения организованности избирателей стало голосование беженцев в 3-м избирательном округе. Здесь прошли кандидатуры 4 рабочих-латышей. В результате выборов по 4-м избирательным округам из 32 гласных прошло 18 кандидатов группы демократических избирателей (социалисты). В неё входили: Васильев Сергей Платонович, присяжный поверенный; Воинов Кузьма Иванович, юрист; Голев Родион Адрианович, приказчик; Кревс Карл Мартынович, рабочий-латыш; Ливотов Павел Григорьевич, присяжный поверенный, солдат; Мартынов Пётр Филиппович, рабочий-типограф; Обыденко Фёдор Давыдович, солдат-артиллерист; Рождественский Гавриил Михайлович, священник, преподаватель истории». [5, 18 апреля (1 мая)]

24 апреля 1917 года состоялись выборы гласных Курской городской думы от Временного Исполнительного комитета: рабочий Гришин, рабочий Скварский, учитель Ковшов, солдат Катяев, солдат Степаненко, рабочий Фёдоров, конторщик Пасько и прапорщик Таурогинский. Избранными в Городскую Думу от Совета рабочих депутатов стали: Абразумов, Воробьёв, Тимофеев, Ливотов, Пеняев, Сергеев, Васильев, Бобков, Душин и Циплухин. [5, 25 апреля (8 мая)]

Первое заседание Курской городской думы обновлённого состава было назначено на 25 апреля 1917 г. в помещении Общественного клуба, но перед и. д. городского головы М.Е. Шкилёвым встала неожиданная проблема: повестки с приглашением на заседания не могли быть разосланы всем новым гласным из-за отсутствия адресов многих из них. Пришлось публиковать объявление с приглашением гласных на заседание городской думы в газетах. [5, 25 апреля (8 мая)]

15 апреля 1917 г. Временное правительство приняло постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях», которое обязывало думы, не дожидаясь окончания срока их полномочий, приступить к подготовке новых городских выборов (ст.1). По этому закону городское избирательное право распространялось на всех городских жителей в возрасте от 20 лет без различия пола и национальности, независимо от времени пребывания в городе, включая и лиц, состоящих на военной службе (ст. 3). Лишены были избирательного права сумасшедшие, глухонемые, монашествующие лица и содержатели домов терпимости (ст. 4). Временно лишались избирательных прав осужденные, отбывшие срок наказания, на 1-3 года в зависимости от тяжести преступления. В гласные

innova-journaL.ru

могли быть избраны как лица, проживающие в данном городе, так и не связанные с ним (ст. 6).

Это постановление вводило новый порядок подготовки и проведения выборов. Выдвигать кандидатов в гласные должны были не отдельные избиратели, а только группы избирателей, насчитывавшие не менее половины от числа избираемых гласных, при этом число кандидатов в каждом списке не должно было превышать общего числа гласных (ст. 14). У каждого избирателя был только один голос, который он мог отдать только за какой-либо один список кандидатов, указав его номер в своей избирательной записке (ст. 18-20).

Новая избирательная система имела множество принципиальных отличий от системы, существовавшей в дореволюционной России. Во-первых, вместо многочисленных цензов (имущественного, возрастного, оседлости и ограничений для евреев) вводилось всеобщее избирательное право с очень низким по тем временам возрастным ограничением. Во-вторых, активное избирательное право было предоставлено женщинам. В-третьих, была устранена возможность получения второго голоса по доверенности и установлен принцип, согласно которому один избиратель обладал одним голосом. В-четвертых, избирались не конкретные кандидаты в гласные, а списки кандидатов, составленные по партийной принадлежности. И, наконец, в-пятых, менялась процедура выборов: вместо устаревшей и неудобной баллотировки шарами вводилось голосование избирательными записками.[6, с.295-300]

В этом отношении Россия совершила резкий скачок и не только догнала, но во многом даже опередила многие развитые страны Западной Европы. Так, к тому времени всеобщее избирательное право было введено только в Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Норвегии, Испании, Португалии, Болгарии, США и Австрии. Но далеко не во всех этих странах женщины имели активное избирательное право. Возрастной ценз для европейского избирателя колебался от 20 (в Швейцарии) до 30 лет (в Дании); в большинстве стран избирателями становились в возрасте 23-25 лет.

Второе постановление Временного правительства, принятое 9 июня 1917 г, регламентировало права и обязанности гласных, определяло полномочия новых органов городского самоуправления, их взаимоотношения с административной властью. Права органам городского самоуправления по этому документу были предоставлены максимально широкие. Компетенция общественных управлений была значительно расширена и распространена на такие сферы, как заведование милицией, охрана общественной безопасности и порядка. Они получили столь долгожданное право проводить съезды городских деятелей и заключать соглашения с земскими, городскими и поселковыми управлениями (ст.2). [7, с. 383-408]

В передовице газеты «Курский край» за 22 июня 1917 г. высказывалось опасение в отношении предстоящих муниципальных выборов: «До дня городских выборов остаётся меньше трёх недель. А между тем, в широких кругах горожан не наблюдается почти никакой самодеятельности и интереса к этим выборам». [3, 22 июня (5 июля)] Впрочем, редакция газеты причиной тому считало то обстоятельство, существующая дума отказалась разослать карточки избирателей по почте.

В Курске к тому времени был создан «социалистический блок» из социалистов-революционеров и социал-демократов. Опасность раскола левого блока была вполне реальна: «Одна

окраина хочет послать своих представителей, другая - других; группа солдаток-избирателей выражает необходимость посылки своих избирателей; некоторые корпорации служащих в общественных учреждениях хотят видеть своего представителя». [3, 22 июня (5 июля)]

В период с 25 июня по 8 июля 1917 г., с 9 часов утра до 9 часов вечера в помещениях четырёх избирательных участков (по первому - в зимнем помещении Общественного клуба, Московская ул., 1; по второму - в помещении торговой школы, Московская ул., 56; по третьему - в помещении Духовного училища, угол Троицкой и Пастуховской и по четвёртому - в помещении Городского театра, Херсонская ул.) были выставлены для ознакомления окончательные списки избирателей.

В течение установленного времени в указанных помещениях избирателям, внесённым в списки, выдавались избирательные карточки и конверты с печатью городской управы для вложения в них избирательных записок «в восьмую долю листа обыкновенной писчей бумаги». Кроме того, избиратели могли получить необходимые разъяснения членов избирательных комиссий. Избирательные карточки и конверты выдавались по предъявлению документа, удостоверяющего личность избирателя. Те из избирателей, которые не явились для получения избирательных карточек и конвертов, не допускались к выборам гласных Городской Думы.

Сами же выборы были назначены на 9 июля с 9 часов утра до 9 часов вечера. Городской голова А.В. Алехин рекомендовал, во избежание большого скопления избирателей в вечернее время, чтобы избиратели «являлись в день выборов в свои избирательные участки, по возможности, в ранние часы дня». [3, 24 июня (7 июля)]

Каждый избиратель, явившись в день выборов в избирательной помещение (избирательный участок), должен был предъявить избирательной комиссии свою избирательную карточку и подать избирательную записку, вложенную в конверт, на котором мог быть обозначен только номер того списка кандидатов в гласные, за который он голосует. Списки кандидатов в гласные, с указанием номера каждого из списков, выносились к всеобщему сведению не позже 2 июля 1917 г В 9 часов вечера в день выборов двери избирательных комиссий закрывались, после чего избирательные комиссии могли осуществлять приём избирательных записок только от тех избирателей, которые прибыли на избирательные участки до 9 часов вечера.

Социалистический блок в воскресенье 25 июня возле Народного Дома, на Боевой даче, Лобановской полянке, Цыганском бугре и на поляне «возле Бегов» устроил митинги, посвященные вопросу выборов в Городскую Думу. [3, 24 июня (7 июля)]

Ранее, 20 и 22 июня 1917 г прошли предвыборные собрания курских евреев. Обсуждался вопрос о создании самостоятельного еврейского национального списка, в который, по предложению ряда ораторов, должны быть включены демократические и трудящиеся элементы. После прений в результате всеобщего и тайного голосования такой коалиционный список (1 сионист, 1 трудовой сионист, 2 ремесленника и т.д.) был утверждён. Первым в списке по количеству голосов фигурировал Е.И. Супрасский. [3, 24 июня (7 июля)]

Списки предлагаемых к баллотировке 9 июля 1917 г. кандидатов в гласные Курской Городской думы состояли: № 1.

innova-journaL.ru

Трудовая демократическая группа избирателей - 54 человека; № 2. Социалистический блок (социал-демократическая рабочая партия и социал-революционеры) - 74 человека; № 3. Партия народной свободы - 97 человек; № 4. Демократическая группа жителей Цыганского бугра - 7 человек; № 5. Еврейский социалистический блок - 3 человека; № 6. Курский торгово-промышленный союз - 59 человек; № 7. Служащие управления Московско-Киево-Воронежской ж.д. - 30 человек; № 8. Курская еврейская община - 11 человек. [3, 2 (15) июля]

Всего в выборах приняли участие 12359 человек, что значительно больше, чем в довыборах в апреле 1917 г. Опасения газет не оправдались: избиратель пришёл на первые демократические выборы.

Подсчете голосов на избирательных участках принёс следующие результаты: социалистический блок (список № 2) -62 места в Городской Думе; партия народной свободы (список № 3) - 16 мест; трудовой блок (список № 1) - 10 мест; еврейские демократы (список № 8) - 4 места; управленцы (список № 7) -3 места; торгово-промышленники (список № 6) - 2 места и еврейские социалисты (список № 5) - 1 место. Демократическая группа жителей Цыганского бугра, набрав всего 15 голосов избирателей, мест в Городской думе не

получила. [2, с. 54-55 ]

Таким образом, социалисты получили в думе квалифицированное большинство. Результаты выборов, несомненно, выражали волю горожан. Конечно, в выборах принимали участие и военнослужащие курского гарнизона, но таково было законодательство 1917 г. Но правильнее, на наш взгляд, будет считать, что результаты выборов являлись не столько отражением политических настроений населения, сколько авансированием социалистов доверием курян, связанным с пока ещё сохранявшимся ощущением революционной свободы, порождённой февралём. Исторический опыт существования городских органов местного самоуправления образца лета 1917 г., пусть и не столь долгий, покажет практическую недееспособность социалистических дум в решении элементарных вопросов городского жизнеобеспечения и их «родовую» предрасположенность к митинговой страсти в ущерб ежедневной организационно-хозяйственной работе. Признать этот факт тупиком демократии вряд ли можно. Это первый опыт, обычная практика на долгом и трудном пути к демократическому обществу, по которому следует пройти не один десяток лет.

Список литературы

1. Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. Р-81. Оп. 1. Ед. хр. 16.

2. Гендриков П.В. Первые дни революции в Орле // Якобий И.П. Император Николай и революция. - М.: Общество святителя Василия Великого, 2005. - С. 667-684.

3. Кашликов А.С. Становление местных органов по охране общественного порядка после февральской революции 1917 г на территории Орловской губернии // История государства и права. - 2009. - №4. - С. 30-32.

4. Букалова С.В. Революционные события февраля 1917 г. в Орле и тактика действий губернатора // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - №53. - С. 174-188.

5. Брянцев М.В. Февральская революция на Брянщине // Наука. Общество. Государство. - 2016. - Т. 4. - №2 (14). - С. 5-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv Orlovskoi oblasti (GAOO). F. P-81. Op. 1. Ed. khr. 16. [State Archives of the Oryol. Region. F. P-81. Op. 1. Ed. 16.] [in Russian]

2. Gendrikov P.V. Pervye dni revoiiutsii v Orle [The first days of the revolution in Orel] // lakobii I.P. Imperator Nikolai i revoiiutsiia [Yakobiy I.P. Emperor Nicholas and the Revolution]. Moscow: Society of St. Basil the Great, 2005. pp. 677-684. [in Russian]

3. Kashlikov A.S. Stanovlenie mestnyh organov po ohrane obshhestvennogo porjadka posle fevral'skoj revoijucii 1917 g. na territorii Orlovskoj gubernii [The formation of local bodies for the protection of public order after the February Revolution of 1917 in the territory of Orel province] // History of state and law. 2009. №4. pp. 30-32. [in Russian]

4. Bukalova S.V. Revoljucionnye sobytija fevralja 1917 g. v Orle i taktika dejstvij gubernatora [The revolutionary events of February 1917 in Orel and the tactics of the governor's actions] // Public administration. Electronic bulletin. 2015. №53. pp. 174-188. [in Russian]

5. Brjancev M.V. Fevral'skaja revoljucija na Brjanshhine [The February Revolution in the Bryansk Region] // Science. Society. State. 2016. T.4. № 2 (14). pp. 5-16. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.