УДК 93/94
ЦЕНЗУРА В ГОРОДАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
© 2019 Ф. А. Гавриков1, С. П. Голованова1
1канд. ист. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
e-mail:gavrikovf81 @mail.ru 2ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
e-mail:golovanova_sp @ mail. ru
Курский государственный университет
В ходе Первой мировой войны в Российской империи была ужесточена военная цензура, основной задачей которой было не допустить утечки информации об обороноспособности страны и сохранить спокойствие в обществе. В статье показаны введение и развитие цензуры в городах Курской губернии, ее влияние на жизнь населения и последствия как для страны в целом, так и для конкретного региона.
Ключевые слова: Первая мировая война, город, Курская губерния, военная цензура, периодическая печать, слухи.
Развитие цензуры в России имеет большую историю. Первая запрещённая книга датируется 1073 г. [3, с. 616]. С того времени государство пристально следило за содержанием печатных источников, постоянно обновляя списки запрещённых изданий.
Военная цензура - особая форма контроля со стороны светской и военных властей страны с целью сохранения сведений, приравненных к государственной тайне. Данный вид цензуры может вводиться как в мирное, так и в военное время во избежание утечки информации по наиболее важным вопросам, относящимся к обороноспособности страны. Контролю могут подвергаться различные источники информации (телевидение, печатные источники, радио и т.д.). Также цензуре могут быть подвергнуты театральные постановки, музейные выставки, кинофильмы. При введении строгого контроля досмотру подвергается и частная переписка, которая может содержать сведения, относящиеся к охраняемой государством военной тайне, и приравнённую к ней информацию (например, письма военнослужащих, имеющие частный характер).
Считается, что военная цензура как форма контроля появилась в Х1Х в. в связи с развитием средств передачи информации. В России первая должность военного цензора была введена в 1810 г. Такой вид контроля со стороны государства характерен для большинства государств, имеющих вооруженные силы и заинтересованных в сохранении своей обороноспособности. Спустя 26 лет был создан Военно-цензурный комитет, который просуществовал до 1858 г. Служба военного контроля была отработана не до конца, что показал опыт Русско-японской войны, когда противник получал массу сведений из периодической печати [13, с. 5]. В стране на то время не существовало правовой базы в отношении деятельности военных корреспондентов и публикуемых ими материалов.
28 июля 1914 г. (по новому стилю) в Сараево произошло убийство эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда; так началась Первая мировая война. Уже 31 июля в Российской империи была объявлена всеобщая мобилизация, а 1 августа была объявлена война с Германией. Несмотря на то что война фактически была объявлена 1 августа, еще до начала войны, 20 июля, было
опубликовано «Временное положение о военной цензуре» [1, с. 206]. То, что нормативный акт был выпущен еще до начала боевых действий, показывает, что Россия, как и другие страны, заранее готовилась к предстоящей войне и предвидела ее возможные последствия, - вопрос был только в поводе для ее начала. В комментарии к «Временному положению» Председатель Совета министров И.Л. Горемыкин указывал, что данная норма распространяется на информацию, которая касается не только военных вопросов, но и общеполитических [12]. Таким образом, правительство заранее пыталась пресечь недовольство населения возможными последствиями ведения страной войны.
Военная цензура в зависимости от близости к театру военных действий имела две степени - полную и частичную. Согласно документу, запрещались «сообщение в речах или докладах, произносимых в публичных собраниях, сведений, касающихся внешней безопасности России или вооружённых её сил или сооружений, предназначенных для военной обороны страны», частичная цензура предусматривала возможность досмотра и изъятия международной корреспонденции, а в некоторых случаях, по распоряжению главных начальников военных округов, и внутренних почтовых отправлений [1, с. 208].
Как отмечалось выше, меры по введению цензуры в городах Курской губернии были введены еще до начала войны. С 24 июля 1914 г. (по старому стилю) губерния была переведена в состояние «чрезвычайной охраны» согласно Положению от 14 августа 1881 г., которое предусматривало передачу местным и государственным властям особых мер по поддержанию общественного порядка. Особыми правами и полномочиями «главноначальствующего» наделялся губернатор. В документе главе губернии разрешалось приостанавливать и запрещать заседания городских и земских учреждений, снимать неудобные вопросы с общественного обсуждения и «приостанавливать периодические издания на все время объявленного чрезвычайного положения», более того, губернатору было разрешено приостанавливать деятельность учебных заведений на срок до одного месяца [5, л. 11-11об.]. Изначально состояние «чрезвычайной охраны» вводилось сроком до 4 сентября 1914 г., а 29 августа 1914 г., когда стало понятно, что война принимает масштабный и затяжной характер, срок был продлен до 4 марта 1915 г., но уже 28 февраля 1915 г. указ оставлял Курскую губернию в особом положении вплоть до 4 сентября 1915 г.[5, л. 115, 404], однако и этого оказалось недостаточно, война все не заканчивалась, продолжались боевые действия, а 30 августа 1915 г. чрезвычайная охрана была продлена до 4 марта 1916 г. [14]. Ожидаемая в начале «короткая», «победоносная» война превратилась в затяжную, в войну на истощение материальных и людские ресурсов воюющих стран, что и вызвало необходимость продления чрезвычайных мер со стороны органов государственного и местного управления.
Согласно законам военного времени в городах Курской губернии вводилась военная цензура. В январе 1914 г. в печати появился список сведений, которые запрещалось публиковать в печати из-за соображений военной безопасности. Изначально в список входили сведения, касающиеся изменений, происходящих в армии и на флоте, формирования воинских частей, ремонтных работ, боеприпасов, маневров и сборов. 12 июля 1914 г. этот список был расширен, в него были включены новые коррективы. Так, военный цензор, на свое усмотрения, мог не допускать к опубликованию сведения, которые не были внесены в список запрещенных, но могли нанести вред обороноспособности страны и интересам государства. Военным чиновникам давалось право самим решать, что периодические издания должны доводить до сведения населения, а что нет, но и этого оказалась мало - начавшаяся война внесла в этот список коррективы уже через две недели. 26 июля появились новые
указания, запрещающие сообщать сведения о военных и материальных потерях армии и флота, содержащиеся в корреспонденциях и телеграммах с фронта, но основным изменением был запрет на сообщения о волнениях населения в тылу. Таким образом государственные органы пытались оградить жителей и военных от негативной информации, способной подорвать веру в нашу победу и моральное состояние граждан.
Чтобы выполнить требования, корреспондентам, журналистам и общественным деятелям было проще вообще не упоминать об армии и военных действиях, чтобы не попасть под пресс военной цензуры. Вся корреспонденция, поступающая с театра военных действий, должна была задерживаться на почте. Фактически публиковать можно было только официальные сообщения ставки Верховного главнокомандующего. В инструкции журналистам надлежало «наши неудачи на фронте обходить полным молчанием, взятых нами пленных подсчитывать почаще на разные даты, чтобы создавать иллюзию более значительного успеха» [2]. Эти сообщения должны были создать у населения иллюзию постоянных успехов нашей армии, таким образом, уже в то время можно говорить о создании фейковых новостей, причем инициатором этого было государство.
В городе Курске частичная полная военная цензура была заменена полной на основании приказа по армиям Юга-Западного фронта от 18 апреля 1916 г., сказались неудачи и отступление русской армии на фронте в 1915 г. Согласно приказу начальник Жандармского управления, должен был подобрать чиновника на должность военного цензора, на которую могли претендовать проживающие в Курске жандармские офицеры или военные, причем как действующие, так и находящиеся в отставке. Военные цензоры принимались на должность только на добровольной основе, причем в ходе отбора должны были продемонстрировать свою компетентность в данном вопросе. Должность цензора по Белгородскому, Корочанскому, Обоянскому, Тимскому, Грайворонскому уездам получил полковник граф Подгоричани-Петрович, он возглавил Белгородское бюро. Также было организовано второе - Курское бюро, включавшее в себя оставшиеся 10 уездов Курской губернии с центром управления в г. Курске (Курское бюро находилось по адресу: 1-я Сергеевская улица, д. 71). Объем работы военных цензоров оказался колоссальным, в отчетах учреждения указывалось, что ежедневно в губернию поступало около 50 тыс. отправлений. В связи с этим оказалось необходимым создание крупной организации с соответствующим штатом вольнонаемных служащих [9]. На должность цензоров при курском бюро 2 июня 1916 г. были назначены чиновники второго разряда: В. Бескороваев и Н. Лейминг [7]. Штат служащих цензурных служб постоянно увеличивался, согласно данным, приведённым в статье Г.А. Салтык и А.А. Строева «Первая мировая война: к истории военной цензуры». На должность цензоров необходимо было принимать людей благонадежных, с и соответствующим уровнем образования и знанием иностранных языков, причем предпочтение отдавалась женщинам (вдовам офицеров, их женам или иным родственникам), владеющими французским, немецким или польским языком [16, с. 31].
Согласно приказу воспрещалась переписка на шифрованных языках. Во всех телеграфных и почтово-телеграфных учреждениях империи было запрещено принимать такие сообщения, и адресованные за границу, и внутрироссийские [8].
Действия цензуры коснулись в первую очередь газет и журналов, самых массовых на тот момент средств информации. В Курске во время Первой мировой войны печатались газеты «Курская быль» (издавалась депутатом Государственной думы, учредителем Курской народной партии порядка, монархистом Марковым Н.Е.), «Южный край» и «Русское слово». Имелись в продаже иногородние издания, причем количество продаж газет зависело от того, что в это время происходило на фронте.
По сообщениям Курского губернского жандармского управления, в городах Курской губернии рабочие газеты не издавались и попыток выпуска нелегальной прессы замечено не было [10].
В периодической печати, кроме сведений, которые можно было отнести к военной тайне, приказывалось не допускать к выходу в свет сообщений о народных волнениях, связанных с нехваткой продовольствия, и др. [9, л. 16, 18-18 об]. Начальник Киевского военного округа (в границы которого входили и города Курской губернии) своим приказам запретил распространение газет и другой периодической печатной продукции, издаваемой вне театра боевых действий. В Курске под запрет попали следующие газеты, издаваемые в Москве: «Русские Ведомости», «Русское слово», «Утро России» и «Раннее утро». При этом, получать эти издания по подписке, не возбранялось [9, л. 35, 57, 62, 66, 156].
Данный запрет сильно ударил по розничным продавцам газет, которые обратились в жандармское управление с просьбой разрешить им реализацию указанных изданий на следующих условиях: только после того, как один экземпляр номера каждого издания будет доставлен на проверку цензора, после наложения резолюции «Дозволено цензурой» он может поступить в продажу. Предложение было поддержано, но с ограничениями. После прохождения цензуры продавать на территории г. Курска разрешалось «Русское слово» - 4 000, «Русские Ведомости» - 600, «Утро России» -300, «Раннее Утро» - 300 экземпляров. На первое января 1914 г. в Курске проживало 87,8 тыс. жителей [15], то есть 1 экземпляр приходился на 17 жителей, но если учесть, что газеты были фактически единственным источником информации того времени, то это не много. Так, только московских газет каждый год выходило 450 млн экземпляров, а всего в стране на 1914 г. насчитывалось 916 газет и 1351 журнал на 35 языках [11].
Такая же ситуация сложилась и с другими печатными изданиями. Все заказы, поступающие в типографии городов, за исключением бланков, цифровой информации и меню, должны были предоставляться на проверку в органы цензуры для предварительного просмотра и получения разрешения на печать. Цензурному досмотру подлежали и кинофильмы, демонстрируемые в городах губернии. Если же картина была допущена к показу другим проверяющим органом, то местные власти должны были беспрепятственно разрешать ее демонстрацию. Исключение не делали даже для лент, созданных «Скобелевским комитетом» (создан 6 ноября 1904 г. в связи с Русско-японской войной), который находился под покровительством Его Императорского Величества и занимался помощью воинам, потерявшим работоспособность во время войны. Обязательной проверке подвергались любые печатные материалы, посвященные политическим вопросам или военной тематике. Цензура во время Первой мировой войны распространялась и на книжные магазины. Таким образом, печатные издания проходили двойную проверку: во время издания и уже при продаже их населению. Наиболее жесткому досмотру и проверке подвергались сообщения о государе императоре и членах императорской фамилии. Данные материалы можно было пропускать в печать только с разрешения министра императорского двора. 13 января 1917 г. начальник штаба Киевского военного округа распорядился не допускать к печати любые сведения, касающиеся Г. Распутина.
Правительственные и местные органы власти пытались скрыть от населения факт произошедшей Февральской революции, так курский губернатор Ю.Б. Штюрмер докладывал военному цензору по г. Курску, что ему не удалось изъять из продажи газету «Курская быль» за 2-е марта № 56, в которой содержалось сообщение о свершившейся в столице революции [5, л. 56].
Продолжением цензурной политики следует считать и вышедший 23 июля 1914 г. так называемый «Закон о слухах». Запрещалось в публичных выступлениях
разглашать ложные сведения о правительственных распоряжениях, народных бедствиях и иные сообщения, которые могли вызвать негативную реакцию по отношению к государственным органам и тревогу населения [12, с. 115]. Таким образом, еще в 1914 г. правительство позаботилось о борьбе с недостоверной информацией, именуемой в настоящее время фейками. За нарушения постановления грозил арест до 3 месяцев или штраф до 3 000 рублей [6]. Данная мера распространялась на всех жителей губернии. Если же в распространении слухов уличался чиновник, то он лишался своего места.
Но и такие драконовские меры не могли остановить распространение слухов. Так, 24 апреля 1915 г. Курское губернское жандармское управление докладывало, что в г. Новый Оскол прибыл штабной писарь из Курска, который в присутственных местах распространял слухи в «о том, что наши солдаты, как молодые, так и запасные, при любом удобном случае дезертируют большими массами - из каждой роты по 100150 человек; что германцы по всему фронту ведут наступление, а наши отступают и уже отступили верст на 75 и более».
Иногда борьба со слухами принимала абсурдный характер. 28 февраля 1915 г. в Курске была получена телеграмма МВД за № 286, в которой бродячим шарманщикам запрещалось распространять билеты с предсказаниями о войне и мире [10].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с самого начала войны государство было озабочено борьбой с распространением ложных сведений, чтобы создать благоприятный имидж власти и армии в сложившейся сложной ситуации. Основной задачей было сохранение спокойствия в империи. Но меры вызвали и негативные последствия: нехватка информации, замалчивание важных событий, происходящих на фронте и обществе, породили массу слухов, которым народ охотно верил.
1. Белобородова А. А. Изменения в организации цензуры в Российской империи в 1914 г. (по материалам Курской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2007. 266 с.
2. Бережной А. Ф. Русская легальная печать в годы Первой мировой войны. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1975. С. 19-21.
3. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 28 / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1969—1978.
4. Гавриков Ф.А. Управление городами Курской губернии в условиях Первой мировой войны // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2014. № 1. С. 112-117.
5. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 8524. Л. 11-11об, 56, 115, 404
6. Там же. Д. 8877. Л. 12.
7. Там же. Д. 8976. Л. 41.
8. ГАКО. Ф. 141. Оп. 1. Д. 170. Л. 2.
9. ГАКО. Ф. 1642. Оп. 1. Д. 746. Л. 1-1об, 2-2 об. 16, 18-18 об.
10. Там же. Оп. 2. Д. 549. Л. 41 об., 42-42 об.
11. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методичекий комплект (учебное пособие; хрестоматия; темы курсовых работ). М.: Флинта: Наука, 2000 [Сайт]. URL: http://evartist.narod.ru/text4/01.htm (дата обращения: 17.09.2019)
12. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX века. М.: Аспект-Пресс, 2001. 368 с. [Сайт]. URL: http://evartist.narod.ru/text9/35.htm (дата обращения: 17.09.2019)
13. Иванов Д.В. Формирование военной цензуры России 1810-1905 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. 239 с.
14. Курские ведомости. 1915. 8 сент. С. 1.
15. Объяснительная записка к смете доходов и расходов г. Курска на 1915 г. Курск, 1916. С. 67.
16. Салтык Г.А., Строева А.А. Первая мировая война: к истории военной цензуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3-1 (19). URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/020-005.pdf (дата обращения: 13.05.2019).