ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО РИТМА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
И ТВОРЧЕСТВА
Лысова Анна Сергеевна, МАДОУ № 11, г. Армавир Стригина Анна Сергеевна, МАДОУ № 11, г. Армавир
E-mail: [email protected]
Аннотация. Основным и главным средством снижения заболеваемости дошкольников острыми респираторными и вирусными заболеваниями является организация рационального режима дня детей. Это касается не только жизни ребенка в семье, но и в дошкольном образовательном учреждении, так как в детском саду дети проводят 5 дней в неделю, практически весь световой день, то есть наиболее активную часть суток [5].
Ключевые слова: здоровый ритм, здоровье, активность.
Режим дня в нашем детском саду составлен с учетом возрастных, физиологических особенностей детей каждой возрастной группы, а также климатических и погодных условий региона. Режим дня в детском образовательном учреждении, несмотря на наличие обязательных, неизменных компонентов, может и должен быть гибким. Но если время приема пищи, дневной сон, время и последовательность организованной образовательной деятельности менять нельзя, то остальные режимные моменты - динамические. Они меняются в зависимости от состояния детей, их психологического настроя, сезона, дня недели и даже особенностей погоды. Повышение атмосферного давления, неблагоприятный магнитный фон Земли могут негативно повлиять на самочувствие детей, их способность позитивно откликаться на предлагаемые педагогом виды деятельности [2].
Большую помощь нашим воспитателям в этом оказывает ежедневное календарное планирование деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми. В нашем детском саду календарное планирование включает самые разнообразные виды детской деятельности, как организованной, так и самостоятельной. Последовательность, тематику деятельности дошкольников можно изменять в зависимости от многих факторов. Так, организация утреннего
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
приема детей может быть разной: подвижные и сюжетно-ролевые игры, беседы, художественно-эстетическая деятельность. Запланированные виды деятельности рассчитаны на нормальное, активное состояние детей. Но индивидуальные особенности детей, биоритмы каждого ребенка вынуждают педагога научиться быстро менять свои планы. Для детей с биоритмом «сова» абсолютно невозможна активная двигательная деятельность утром. Таким детям можно предложить игры малой и умеренной активности - пальчиковые, зрительная и дыхательная гимнастика, игры-«просыпалочки» и «умывалочки». К примеру, такие, как «Кошачья умывалочка», когда дети могут сидеть на ковре, стоять.
Умыли котята носы и усы, и ушки, и лапки, и даже носы,
И доброе слово друг дружке мяукнули в чистые ушки - мяу!
В процессе чтения слов игры дети поглаживают свое лицо, имитируя умывание, а затем мяукают, повернувшись друг к другу.
Для детей из групп раннего возраста подходят игры, предполагающие тактильный контакт с воспитателем. Например, «Кто у нас пригожий?» Тактильный контакт утром необходим, он облегчает процесс расставания с родителями.
Для групп с большим количеством физически активных детей подходят подвижные игры, в которых принимают участие дети по желанию, остальные выбирают занятие по интересам.
Утренняя гимнастика является неизменным компонентом режима дня. Но ее форма варьируется педагогом. Разнообразие форм утренней гимнастики, умение педагога мобильно вносить изменения, позволяет педагогу мягко и ненавязчиво воздействовать на настроение детей, меняя его на более позитивное. Особо важным во время проведения утренней гимнастики является настрой самого педагога: улыбка, искреннее желание сделать зарядку, уверенность в том, что наступающий день принесет только хорошее - настраивает детей на положительные эмоции. Также хорошим средством воздействия на детей является музыка, поэтому в детском саду имеется обширная фонотека для утренней гимнастики, подходящую мелодию для зарядки педагоги определяют сами, в зависимости от настроения детей [4].
Но настоящим экзаменом для педагогического мастерства является организованная образовательная деятельность. Современные дошкольники испытывают значительные психологические и умственные перегрузки. Причин этому много - и желание родителей записать ребенка в как можно большее количество кружков, и обилие гаджетов, которые несут много ненужной детям информации и приводят к гиподинамии у дошкольников. Поэтому организованная образовательная деятельность обязательно проводится в чередовании: двигательная деятельность сменяется занятиями, предполагающими статическое положение. В процессе проведения занятий
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
познавательного или художественно-эстетического цикла обязательно проведение физкультминутки. Но этого часто недостаточно, поэтому, занятие можно приостановить для проведения оздоровительной паузы. Для таких пауз разработана обширная картотека игр, включающих дыхательную, зрительную, пальчиковую гимнастики, оздоровительные игры (подборку оздоровительных игр можно найти в пособиях А.С.Галанова «Игры, которые лечат») Также хорошим средством повысить двигательную активность детей является смена места проведения образовательной деятельности: игровой уголок, изостудия, групповая площадка на улице. Так, занятия по ознакомлению с окружающим миром можно провести на групповом участке или на территории детского сада. Кардинальные изменения при проведении занятий допускаются с одобрения старшего воспитателя [3].
Прогулка в детском саду время наиболее активной двигательной деятельности детей. Обязательным является проведение подвижных игр. Территория нашего детского сада обустроена таким образом, что дошкольники могут ежедневно совершать мини-экскурсии к различным объектам - «уголок дикого леса», тропа здоровья, «сельское подворье», автомобильные дорожки. Имеется свободный игровой участок с разнообразным спортивным оборудованием, где дети в любое время могут проводить время в свободной игровой деятельности, а также спортивная площадка, оборудованная для проведения игр в футбол, баскетбол, волейбол, с разнообразными спортивными комплексами для обучения основным видам движения и развития физических качеств. Двигательная активность детей на прогулке повышается за счет обязательной организации подвижных игр с элементами спортивных, что также решает задачи приобщения дошкольников к с здоровому образу жизни и пропаганды спорта. для этого в детском саду разработана картотека игр с элементами различных спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей, волейбол, бадминтон) Мягкий климат нашего региона (Краснодарский край) позволяет проводить две ежедневных прогулки в любую погоду в любое время года [1].
Также следует обратить внимание на подъем детей после дневного сна. Для облегчения этого процесса используется музыка и специально разработанные для каждого возраста комплексы гимнастики после сна. Заканчивается такая зарядка прохождением по массажным дорожкам разной конфигурации, что является хорошим средством профилактики не только респираторных заболеваний, но и нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников. Такая работа не принесла бы положительного результата без поддержки со стороны родительской общественности. Родители - не сторонние наблюдатели работы ОУ, но и активные участники всех мероприятий. С целью повышения мотивации родителей для их участия в жизни детского сада, разработана система информирования родительской общественности (в том числе сайт учреждения), а также система ежедневной, планомерной работы с целью привлечения семей воспитанников к работе ОУ [5].
»
24
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Таким образом, каждый режимный момент в нашем детском саду используется для повышения двигательной активности дошкольников и сохранения их психофизического здоровья. Режим дня построен таким образом, что дети проводят в статическом положении минимум времени, используя все остальное время для активных движений и игр. Это способствует решению основной задачи дошкольного образования - поддержание детского здоровья.
Литература:
1. Антонов А.А., Ерохин В.В., Сурова С.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 13 октября 2017.- С. 215-218.
2. Дормидонтова Л.П. Воспитательно-оздоровительные аспекты использования подвижных игр в дошкольной организации // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 11. -№ 2. - С. 113-119.
3. Зыкова Л.Г. Здоровьесбережение детей в дошкольном образовательном учреждении //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 18. - С. 98100.
4. Морозова Л.Д. Современные технологии физического воспитания дошкольников // Качество дошкольного образования: технологии и современные практики. Материалы круглого стола (11 ноября 2015). Московский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 115-121.
5. Саяпин В.Н., Саяпина Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста // 01утрР1ш. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1. -С. 141-144.