Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ НОВОЙ СТАТУСНОЙ РОЛИ ТЬЮТОРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ НОВОЙ СТАТУСНОЙ РОЛИ ТЬЮТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ОБУЧЕНИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Наиля Иркиновна, Хасанова Альфия Радифовна

В статье рассматривается значение тьюторства в российской образовательной системе. Несмотря на то, что тьюторство как самостоятельное педагогическое движение, возвратилось в образование в конце XX века, сегодня оно рассматривается как как инновационная технология. Приводится опыт изучения педагогами Елабужского института КФУ деятельности Межрегиональной тьюторской ассоциации. Деятельность ассоциации стала стимулом для широкого осознания их опыта. А также послужила механизмом создания собственной истории развития тьюторства и наставничества в вузе. Авторы статьи приводят результаты эмпирического исследования для внедрения системы тьюторства на занятиях со студентами. Исследование проводилось с 20 студентами отделения психологии и педагогики Елабужского института Казанского федерального университета. Первым этапом стало анкетирование студентов с целью выявления потребности студентов в приобретении новых компетенций в области тьюторства и наставничества. Результаты показали, что большинство студентов имеют пробелы в знаниях и умениях тьюторства, а также имеют высокую потребность профессионального роста в области наставничества. Это и стало необходимостью введения системной работы по развитию готовности студентов осваивать новые компетенции в области тьюторского сопровождения. Вторым этапом явились дополнительные практические занятия с преподавателем-тьютором по дисциплинам «Клиническая психология», «Возрастно-психологическое консультирование», «Технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися». Здесь студенты учились формулировать вопросы, ставить перед собой задачи, читать и думать в процессе подготовки письменных работ/презентаций. Такая практика создала необходимость анализировать и синтезировать информацию, содержащуюся в различных источниках, интерпретировать прочитанные тексты и объяснять их смысл себе и другим. Третьим этапом стало повторное анкетирование студентов с целью выявления способности и готовности студентов применять компетенции тьюторства и наставничества в актуальной учебной деятельности и в будущей профессиональной. Результатом стало обозначение условий развития тьюторства и наставничества в вузе. Сюда вошли перестройка деятельности педагога как ключевой фигуры в деле образования, смена его личностных приоритетов, нацеленность на развитие индивидуальности каждого обучающегося, психолого-педагогическая поддержка обучающихся, высокий уровень заинтересованности обучающихся, пробуждение у обучающихся личной заинтересованности в приобретаемых умениях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмаилова Наиля Иркиновна, Хасанова Альфия Радифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS AND RESULT OF TRAINING IN THE SCHOOL OF FOSTER PARENTS (ON THE EXAMPLE OF ORGANIZING CLASSES ON THE CONSEQUENCES OF A BREAK WITH A BLOOD FAMILY)

The article examines the importance of tutoring in the Russian educational system. Despite the fact that tutoring as an independent pedagogical movement returned to education at the end of the XX century, today it is considered as an innovative technology. The experience of studying the activities of the Interregional Tutor Association by teachers of the Elabuga Institute of KFU is given. The activity of the association has become an incentive for a wide awareness of their experience. It also served as a mechanism for creating its own history of the development of tutoring and mentoring at the university. The authors of the article present the results of an empirical study for the introduction of a tutoring system in classes with students. The study was conducted with 20 students of the Department of Psychology and Pedagogy of the Yelabuga Institute of Kazan Federal University. The first stage was a survey of students in order to identify the needs of students in acquiring new competencies in the field of tutoring and mentoring. The results showed that most students have gaps in the knowledge and skills of tutoring, and also have a high need for professional growth in the field of mentoring. This became the need to introduce systematic work to develop students' readiness to master new competencies in the field of tutor support. The second stage was additional practical classes with a teacher-tutor in the disciplines of "Clinical psychology", "Age-psychological counseling", "Technologies of correctional and developmental work with students". Here students learned to formulate questions, set tasks, read and think in the process of preparing written papers/presentations. This practice has created the need to analyze and synthesize the information contained in various sources, interpret the texts read and explain their meaning to yourself and others. The third stage was a repeated survey of students in order to identify the ability and willingness of students to apply the competencies of tutoring and mentoring in current educational activities and in future professional activities. The result was the designation of conditions for the development of tutoring and mentoring at the university. This includes the restructuring of the activity of the teacher as a key figure in education, the change of his personal priorities, the focus on the development of the individuality of each student, psychological and pedagogical support of students, a high level of interest of students, the awakening of students' personal interest in acquired skills that can and should be useful in life.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ НОВОЙ СТАТУСНОЙ РОЛИ ТЬЮТОРА»

12. Шумакова, А.В. Авторитет личности преподавателя высшей школы как детерминанта конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель-студент» / А.В. Шумакова, В.А. Яшуткин, Е.И. Дворникова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 319-321

13. Filimonyuk, L.A. Formation of valuesensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, N.N. Uvarova, E.V. Soloveva, E.M. Akhmedova // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2018. - Т. 10. - № 5. - Pp. 1007-1019.

14. Mahindra, K.A. A comparative study of learning with «anatomage» virtual dissection table versus traditional dissection method / K.A. Mahindra, T.C. Singel // Neuroanatomy. Indian Journal of Clinical Anatomy and Physiology. - 2017. - № 4(2). -Pp. 177-180.

15. Kazoka, D. Teaching and learning innovation in present and future of human anatomy course at rsu / D. Kazoka, Pilmane // M. Papers on Anthropology. - 2017. - XXVI/2. - Pp. 44-52.

Педагогика

УДК 374.3

старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат биологических наук, доцент Хасанова Альфия Радифовна Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ НОВОЙ СТАТУСНОЙ РОЛИ ТЬЮТОРА

Аннотация. В статье рассматривается значение тьюторства в российской образовательной системе. Несмотря на то, что тьюторство как самостоятельное педагогическое движение, возвратилось в образование в конце XX века, сегодня оно рассматривается как как инновационная технология. Приводится опыт изучения педагогами Елабужского института КФУ деятельности Межрегиональной тьюторской ассоциации. Деятельность ассоциации стала стимулом для широкого осознания их опыта. А также послужила механизмом создания собственной истории развития тьюторства и наставничества в вузе. Авторы статьи приводят результаты эмпирического исследования для внедрения системы тьюторства на занятиях со студентами. Исследование проводилось с 20 студентами отделения психологии и педагогики Елабужского института Казанского федерального университета. Первым этапом стало анкетирование студентов с целью выявления потребности студентов в приобретении новых компетенций в области тьюторства и наставничества. Результаты показали, что большинство студентов имеют пробелы в знаниях и умениях тьюторства, а также имеют высокую потребность профессионального роста в области наставничества. Это и стало необходимостью введения системной работы по развитию готовности студентов осваивать новые компетенции в области тьюторского сопровождения. Вторым этапом явились дополнительные практические занятия с преподавателем-тьютором по дисциплинам «Клиническая психология», «Возрастно-психологическое консультирование», «Технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися». Здесь студенты учились формулировать вопросы, ставить перед собой задачи, читать и думать в процессе подготовки письменных работ/презентаций. Такая практика создала необходимость анализировать и синтезировать информацию, содержащуюся в различных источниках, интерпретировать прочитанные тексты и объяснять их смысл себе и другим. Третьим этапом стало повторное анкетирование студентов с целью выявления способности и готовности студентов применять компетенции тьюторства и наставничества в актуальной учебной деятельности и в будущей профессиональной. Результатом стало обозначение условий развития тьюторства и наставничества в вузе. Сюда вошли перестройка деятельности педагога как ключевой фигуры в деле образования, смена его личностных приоритетов, нацеленность на развитие индивидуальности каждого обучающегося, психолого-педагогическая поддержка обучающихся, высокий уровень заинтересованности обучающихся, пробуждение у обучающихся личной заинтересованности в приобретаемых умениях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

Ключевые слова: тьютор, обучение, наставничество, студенты, компетенции, анкетирование, условия.

Annotation. The article examines the importance of tutoring in the Russian educational system. Despite the fact that tutoring as an independent pedagogical movement returned to education at the end of the XX century, today it is considered as an innovative technology. The experience of studying the activities of the Interregional Tutor Association by teachers of the Elabuga Institute of KFU is given. The activity of the association has become an incentive for a wide awareness of their experience. It also served as a mechanism for creating its own history of the development of tutoring and mentoring at the university. The authors of the article present the results of an empirical study for the introduction of a tutoring system in classes with students. The study was conducted with 20 students of the Department of Psychology and Pedagogy of the Yelabuga Institute of Kazan Federal University. The first stage was a survey of students in order to identify the needs of students in acquiring new competencies in the field of tutoring and mentoring. The results showed that most students have gaps in the knowledge and skills of tutoring, and also have a high need for professional growth in the field of mentoring. This became the need to introduce systematic work to develop students' readiness to master new competencies in the field of tutor support. The second stage was additional practical classes with a teacher-tutor in the disciplines of "Clinical psychology", "Age-psychological counseling", "Technologies of correctional and developmental work with students". Here students learned to formulate questions, set tasks, read and think in the process of preparing written papers/presentations. This practice has created the need to analyze and synthesize the information contained in various sources, interpret the texts read and explain their meaning to yourself and others. The third stage was a repeated survey of students in order to identify the ability and willingness of students to apply the competencies of tutoring and mentoring in current educational activities and in future professional activities. The result was the designation of conditions for the development of tutoring and mentoring at the university. This includes the restructuring of the activity of the teacher as a key figure in education, the change of his personal priorities, the focus on the development of the individuality of each student, psychological and pedagogical support of students, a high level of interest of students, the awakening of students' personal interest in acquired skills that can and should be useful in life.

Key words: tutor, training, mentoring, students, competencies, questionnaire, conditions.

Введение. Тьюторство в систему российского образования, как самостоятельное педагогическое движение, возвратилось в конце XX века, в период, когда происходило реформирование образовательной системы. И сегодня, в третьем тысячелетии, оно не только быстро набирает обороты в отечественном педагогическом процессе, но и предстает в российской образовательной ситуации как инновационная технология [5, С. 93].

Непрерывно происходящие в российском образовании изменения требуют такого обучения, при котором обучающийся мог быть мобильным, адаптивным, обладать инновационной компетентностью [4, С. 21]. Этого можно добиться внедрением системы тьюторства, основными задачами которого станут индивидуальное сопровождение обучающегося с учетом его потребностей и интересов, выявление несформированности компетенций для выбора средств и форм образования, разработка персональной образовательной программы, отслеживание её эффективности и оценивание субъектно-значимых результатов [2, С. 234].

Изложение основного материала статьи. Преподаватели кафедры психологии Елабужского института Казанского федерального университета изучили опыт тьюторского движения в России и выяснили, что в 2007 году создана Межрегиональная тьюторская ассоциация, которая профессионально развивает институт наставничества, обеспечивает научно-методическое сопровождение образовательных учреждений от дошкольного образования до высшего, а также способствовала тому, что профессия тьютор внесена в реестр профессий и номенклатуру должностей. Изучение деятельности межрегиональной тьюторской ассоциации и опыта организации сопровождения стало актуальным для нас. Анализируя его, мы увидели стимул для более широкого осознания собственной педагогической деятельности, обозначили направление дальнейшего развития и осознали возникающие проблемы и возможные пути их решения.

Елабужский институт Казанского федерального университета начал собственную историю развития тьюторства и наставничества в 2021 году, поставив цель внедрить в образовательный процесс обучение студентов модель тьюторского управления. Это позволит вузу следовать программе реформирования современного образования, связанное с введением новых профессий и педагогических специальностей. Перспективная инновационная деятельность даст возможность будущим педагогам приобрести дополнительные профессиональные компетенции в области тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности обучающихся [1, С. 97].

На базе нашего института было организовано исследование, гипотезой которого стало предположение о том, что прежде, чем вводить ту или иную технологию в учебный процесс, необходимо применить несколько форм наставничества на занятиях со студентами, дать возможность студентам осознать культурную уникальность тьюторства, систематизировать исследования по формированию метакогнитивных способностей студентов. Под метакогнитивными способностями понимается умения и навыки, приобретенные благодаря наставническому обучению [3, С. 74].

Исследование было организовано на базе отделения психологии и педагогики Елабужского института Казанского федерального университета. Респондентами стали 20 будущих педагогов-психологов разных курсов.

На первом этапе было проведено анкетирование студентов с целью выявления потребности студентов в приобретении новых компетенций в области тьюторства и наставничества. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты.

Анкета «Тьютор - это?».

1. Имеете ли Вы представление о профессии «тьютор» в образовании?

2. Тьютор - это: (дайте свое определение)_

3. Считаете ли Вы тьюторство отдельной профессией?

4. Имеете ли Вы знания, необходимые для осуществления тьюторской деятельности?

5. Владеете ли Вы умениями и навыками тьютора?

6. Хотели бы Вы приобрести профессиональные компетенции в тьюторской деятельности?

Вторым этапом стали интенсивные индивидуальные или в малых группах практические занятия с преподавателем-тьютором, которые состоялись в течение двух-трёх недель после проведенного анкетирования.

Третьим этапом стало повторное анкетирование студентов с целью выявления способности и готовности студентов применять приобретённые компетенции тьюторства и наставничества в дальнейшей собственной учебной деятельности и в будущей профессиональной.

Анкета «Я - тьютор».

1. Вы сможете реализовать себя в профессии «тьютор» в образовании?

2. Тьюторство для Вас - это? (напишите одно или два утверждения).

3. Какие знания Вы приобрели, необходимые для осуществления тьюторской деятельности?

4. Какие Вы приобрели умения и навыки тьютора?

5. Опишите условия, необходимые для осуществления тьюторской деятельности?

6. Какие дополнительные компетенции необходимы Вам для осуществления тьюторской деятельности?

Четвертым этапом стали анализ и интерпретация исследуемых данных.

В результате анкетирования на первом этапе было выявлено, что 40% студентов имеют смутное представление о профессии тьютор в образовании, 40% продемонстрировали полное незнание о существовании такой профессии, а 20% выразили непонимание роли тьютора в образовательной системе. Разные сведения были получены о понятии «тьютор» -40% домашний репетитор, 35% - прикреплённый учитель, 25% ответили - наставник.

Вопрос «Считаете ли Вы тьюторство отдельной профессией?» продемонстрировал разделение мнений студентов относительно поровну: «да» - 55%, «нет» - 45%.

На вопрос о знаниях, необходимых для осуществления тьюторской деятельности 100% студентов написали, что не имеют необходимых знаний для осуществления тьюторской деятельности.

Ответ на вопрос анкеты об умениях и навыках тьютора в образовательном процессе был 100% «нет». В большинстве случаев (96%) студентов высказали потребность в приобретении новых профессиональных компетенций для осуществления тьюторской деятельности, понимая, что она качественно повышает образование.

Таким образом, результаты, полученные в ходе анкетирования, убедительно показывают, что большинство студентов имеют пробелы в знаниях и умениях тьюторства, а также имеют высокую потребность профессионального роста в области наставничества. В итоге можно констатировать необходимость введения системной работы по развитию готовности студентов осваивать новые компетенции в области тьюторского сопровождения.

Второй этап сводится к описанию сопровождения студентов на дополнительных занятиях по изучению дисциплин «Клиническая психология», «Возрастно-психологическое консультирование», «Технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися». Тьюторская работа строилась с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаний студента, его интересов и личных качеств, сильных и слабых сторон. Студентам предлагалось написание письменной работы или разработка презентации, связанных с трудностями изучения обозначенных дисциплин. На наш взгляд, письменная работа/презентация помогает студентам понять, что они знают: каждый из них не поймет, о чем он думает, пока не увидит то, что сам написал. Другими словами, это позволяет студентам достичь метакогнитивного понимания развития своей собственной мысли. Далее следовало обсуждение выполненных заданий, обозначение круга проблемных вопросов и проведение с непосредственно самого занятия.

В процессе участия в занятиях с преподавателем-тьютором студенты учились формулировать вопросы, ставить перед собой задачи, читать и думать в процессе подготовки письменных работ/презентаций. Подобная практика даёт наилучшие

возможности для развития аналитического мышления, создает необходимость анализировать и синтезировать информацию, содержащуюся в различных источниках, интерпретировать прочитанные тексты и объяснять их смысл себе и другим. Кроме того, методика проведения тьюторских занятий позволяют сделать их менее формальными, чем, например, лекции, и дают возможность самим студентам расширить собственные знания, приобрести новые умения, а при необходимости, изменить позиции.

Результаты третьего этапа при повторном анкетировании студентов дали нам возможность увидеть сформированность способности и готовности студентов применять приобретённые компетенции тьюторства. Вопрос о реализации в новой профессии «тьютор» в образовании дал положительный отклик у 84% студентов. Здесь же можно предположить результаты отрицательного ответа «нет» от 16% респондентов. Возможно, это связано с тем, что среди участников были студенты младших курсов, которые испытывали стеснение, недостаточно оценили эффект личного взаимодействия с преподавателем-тьютором, не смогли получить удовольствие от природы и качества взаимоотношения.

Следующий вопрос не вызвал затруднений и 100% студентов правильно ответили на него. Все ответы можно свести к выводу студентов о том, что тьютор - это наставник и основной формой реализации тьюторства является сотрудничество. Причем, в педагогической деятельности тьюторство возможно в результате взаимодействия и передачи опыта от старших к младшим, в виде совместного обучения, наставнической поддержки и совместного развития более опытных в компании с менее опытными.

Ответы 98% студентов на третий и четвертый вопрос о приобретённых знаниях, умениях и навыках тьютора вызвал достаточно содержательные ответы. Приводим обобщенный ответ: приобрели знания об учёте индивидуальных особенностей, индивидуальных образовательных потребностях, интересах и возможностях каждого обучающегося, а также приобрели умения к рефлексии и анализу своего опыта самообразования, навык создания благоприятной учебной среды, умений выяснять непонятные и проблемные места, навык планирования совместных дальнейших мер по преодолению затруднений, достижению новых образовательных результатов. Одна студентка отличилась ответом, процитировав автора «Великой дидактики» Я.А. Коменского: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил - обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».

Ответы об условиях для осуществления тьюторской деятельности были примерно одинаковы по смыслу, в связи с чем также приведём обобщенный ответ. Итак, условиями студенты считают перестройку деятельности педагога как ключевой фигуры в деле образования, смену его личностных приоритетов, нацеленность на развитие индивидуальности каждого обучающегося, психолого-педагогическая поддержка обучающихся, высокий уровень заинтересованности обучающихся и мотивация к получению знаний, пробуждение у обучающихся личной заинтересованности в приобретаемых умениях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

В качестве дополнительных компетенций, необходимых для осуществления тьюторской деятельности, студенты выделили: тьюторское сопровождение развития одарённого ребенка, умения создавать гибкие вариативные модели тьюторского сопровождения детей на разных возрастных этапах, навыки выявления адекватной самооценки через сравнение с самим собой, собственным ростом и успехами, сопровождение при реализации индивидуальных образовательных маршрутах.

Выводы. На занятиях личностное взаимодействие студента и преподавателя-тьютора должно приобретать вид сотрудничества, так как хороший наставник исходя из индивидуальных потребностей и интересов студента помогает в составлении индивидуального плана обучения. Кроме того, преподаватель-тьютор, наблюдая за развитием студента, отмечая несформированность тех или иных компетенций и может рекомендовать студенту развить их, используя различные формы тьюторства в образовательном пространстве высшего учебного заведения. А также преподаватель-тьютор осуществляет функции морального наставничества, помогает в трудных ситуациях, возникающих в процессе обучения.

Таким образом, введение технологий тьюторства в образовательное пространство вуза отвечает актуальным задачам современного образования, а «тьюторство» является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования деятельности современного преподавателя в системе высшего профессионального образования.

Литература:

1. Белокурова, Е.С. Использование института тьюторства в организации и управлении образовательным процессом в вузе / Е.С. Белокурова, Л.М. Борисова, В.В. Пеленко // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2015. - № 2(32). -С. 96-100.

2. Заболотина, А.В. Современные формы и методы организации дополнительного профессионального образования /

A.В. Заболотина // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: Материалы IV международной научно-практической конференции, Москва, 13 декабря 2018 года / Ответственный редактор И.Л. Сурат. - Москва: Современный гуманитарный университет, 2018. - С. 236-245.

3. Зинчук, Г.М. Развитие института тьюторства в современном высшем образовании России / Г.М. Зинчук // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 7. - С. 73-76.

4. Колесов, В.И. Сущность технологии тьюторства в системе современного образования в новом социуме /

B.И. Колесов, А.Н. Смолонская // Наука, техника, образование: взаимодействие и интеграция в современном обществе: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Смоленск, 30 июня 2018 года. - Смоленск: Международный научно-информационный центр "Наукосфера", 2018. - С. 21-24.

5. Челнокова, Е.А. Технологии тьюторства в системе высшего образования / Е.А. Челнокова, И.Д. Сулимова, Н.М. Григорян // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2017. - № 4(42). - С. 91-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.