8. Ustyuzhanin, N.N. (2012), Ensuring the personal safety of police officers during a search, external examination, document checking, handcuffing and tying up offenders, training manual, Department of Civil Service and Personnel of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow.
Контактная информация: dimegor2007@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 18.06.2021
УДК 378.172
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ
Андрей Владимирович Павличенко, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения; Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации занятий по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в высших учебных заведениях на основе циклического построения физкультурно-образовательного процесса. В структурном наполнении занятий предложено системное циклическое повторение содержательных элементов физкультурного воспитания, а также последовательное изменение средств и направленности нагрузки, опосредованной логикой чередования этапов, периодов и фаз физкультурно-образовательного процесса. Апробирован вариант организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в высших учебных заведениях на основе циклической структуры её взаимосвязи различных этапов, периодов. После завершения эксперимента уровень физической подготовленности обучающихся в экспериментальной группе стал достоверно выше по сравнению с контрольной.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, цикличность тренировочных занятий, физические способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p263-266
ORGANIZATION OF CLASSES IN THE DISCIPLINE "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS" IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF CYCLIC PLANNING
Andrey Vladimirovich Pavlichenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk state University of railway transport; Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University
Abstract
The article deals with the problem of organizing classes in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports" in higher educational institutions on the basis of the cyclic construction of the physical culture and educational process. In the structural content of classes, a systematic cyclic repetition of the content elements of physical education is proposed, as well as a consistent change in the means and direction of the load, mediated by the logic of alternating stages, periods and phases of the physical education process. A variant of the organization of the educational process in physical culture" in higher educational institutions on the basis of the cyclic structure of its interrelation of various stages and periods has been tested. After the end of the experiment, the level of physical fitness of students in the experimental group became significantly higher compared to the control group.
Keywords: physical education, students, cyclical training sessions, physical abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы показал, что уровень физических качеств у молодых людей студенческого возраста определяется морфофункциональными особенностями организма в данный период его жизни и освоением грамотно составленной учебно-воспитательной системы занятий физической культурой. В связи с этим мы определились с наиболее перспективными физическими способностями для данного возраста - выносливость и скоростные способности. Определено, что скоростные способности самые сложные с позиции развития, так как увеличение скорости в локомоторных циклических фазах имеет ограниченные значения. Повышение скорости движения в большей степени происходит за счет улучшения межмышечной координации, развития силовых качеств групп мышц, отвечающих за выполнение двигательного действия, формирования оптимальной техники двигательного действия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе педагогического эксперимента нами были разработаны комплексы занятий по физической культуре с учетом и в рамках завершенных циклов с применением непрерывного метода, круговой и интервальной тренировки, соревновательных и игровых методов. В исследовании принимали участие 68 студентов первого года обучения Педагогического института Иркутского государственного университета и Иркутского государственного университета путей сообщения.
Исследование проводилось с сентября 2020 года по май 2021 года. В основу методики развития скоростно-силовых качеств и выносливости была положена серия мезо-циклов (таблица 1).
Таблица 1 - Построение учебно-воспитательного процесса студентов 1 курса в малых циклах_
Легкая атлетика (занятия 1-15)
втягивающий микроцикл занятия 1-3 базовый микроцикл занятия 4-7 базовый микроцикл занятия 8-12 соревновательный микроцикл занятия 9-15
Фитнес-технологии (занятия 16-28)
базовый микроцикл занятия 16-19 Специально-подготовительный занятия 20-23 Модельный микроцикл занятия 24-27 Восстановительный микроцикл занятия 28
Общефизическая подготовка (занятия 29-42)
подготовительный микроцикл занятия 29-33 модельный микроцикл занятия 34-38 соревновательный микроцикл занятия 40-41 Восстановительный микроцикл занятия 42
Легкая атлетика (занятия 43-54)
Подводящий микроцикл занятия 43-44 Специально-подготовительные занятия 45-51 соревновательный микроцикл занятия 52-53 Восстановительный микроцикл занятия 54
Продолжительность времени на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости определялась в соответствии с элективным наполнением программы (в нашем случае это легкая атлетика, общефизическая подготовка и фитнес-технологии).
В каждом микроцикле подбирались средства и методы (по объёму, интенсивности, сложности, направленности воздействия, личностной значимости и т.д.), направленные на реализацию определенных задач развития различных сторон физкультурной подготовленности.
Таблица 2 - Задача и объем нагрузки в построении малых циклов учебно-воспитательного процесса на занятиях физической культуры_
Задача микроцикла Объем и интенсивность нагрузки
втягивающий микроцикл
подготовить организм обучающихся к напряженной тренировочной работе невысокий суммарный объем нагрузки с интенсивностью 15-25%
базовый (общеподготовительный) микроцикл
развитие технической и тактической подготовленности обучающихся; развитие физических качеств обучающихся увеличение суммарного объема нагрузок. интенсивность 35-45%
264
Задача микроцикла | Объем и интенсивность нагрузки
Специально-подготовительный микроцикл
развитие специальной работоспособности обучающихся; совершенствование технико-тактических навыков и умений средний объем нагрузки и около соревновательная интенсивность 80-85%
модельный микроцикл
контроль уровня физической подготовленности обучающихся и развитием физических качеств высокий объем нагрузки; интенсивность 80-90%
подготовительный микроцикл
достижение максимального уровня специальной работоспособности и психологической подготовленности обучающихся средний объем нагрузки; интенсивность 95%
соревновательный микроцикл
подготовка обучающихся к соревнованиям и контрольным нормативам высокий объем нагрузки с интенсивностью 9095%
восстановительный микроцикл
обеспечение оптимальных условий для восстановительных процессов в организме обучающихся; активный отдых. минимальная суммарная нагрузка: Интенсивность 15-25%
Серия мезоциклов, отображенных в годовом плане-графике развития скоростно-силовых качеств и выносливости обучающихся, состоит из четырех микроциклов каждая. Дозирование нагрузки на занятиях физической культуры планировалось в соответствии с задачами малых циклов и показателями физической подготовленности обучающихся (таблица 2).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
После окончания эксперимента было проведено тестирование уровня физической подготовленности (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели физической подготовленности студентов первых курсов в конце эксперимента_
Показатель 6-минутный бег (м) р<0,05 бег 30 м. (сек.) р<0,05 прыжок в длину с места (см) р<0,05 Подтягивание на перекладине (кол. раз) р>0,05
контрольная группа (юноши) 1290±34,5 5,51±0,1 235,4±3,1 7,3±0,23
экспериментальная группа (юноши) 1499±44,3 5,14±0,07 242,9±3,54 9,4±0,18
показатель 6-минутный бег (м) р<0,05 бег 30 м. (сек.) р<0,05 прыжок в длину с места (см) р<0,05 сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (кол. раз) р>0,05
контрольная группа (девушки) 1230,8±43,3 5,78±0,06 186,5 ±2,66 13,5±0,32
экспериментальная группа (девушки) 1445±35,4 5,44±0,1 192,3±3,28 17,4±0,28
В результате проведённого эксперимента мы выяснили, что наполнение программного содержания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на основе циклического построения способствовало более значительным изменениям уровня физической подготовленности в экспериментальной группе.
В конце эксперимента «низкий» уровень физической подготовленности отсутствует во всех группах. В ходе эксперимента выявлена положительная динамика исследуемых показателей у всех испытуемых. После завершения эксперимента достаточный уровень физической подготовленности обучающихся в экспериментальной группе стал достоверно выше по сравнению с контрольной (р<0,05) в трёх тестах из четырёх, как у юношей, так и у девушек.
Таким образом, после применения циклического принципа построения занятий, уровень физических способностей в экспериментальных группах у девушек и юношей был достоверно более высоким, чем в контрольных. Выявлено, что структурное построение микроциклов определяется их местом в структуре средних циклов, а структурное по-
строение средних циклов во многом обусловлено спецификой составляющих их микроциклов, а также их местом в структурном построении макроцикла.
Результаты проведенного эксперимента показывают эффективность использования системы занятий физической культурой для студентов первых курсов на основе циклического построения, и она может быть рекомендована для внедрения в физкультурно-образовательный процесс высших учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузекевич, В.Р. Изучение профессиональной направленности студентов профиля "Физическая культура" на основе мотивов / В.Р. Кузекевич, А.А. Русаков // Педагогический имидж. -2021. - Т. 15, № 1 (50). - С. 78-87.
2. Морозова, Л.В. Модернизация оздоровительных практик специальных медицинских групп средствами фитнеса / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 213-217.
3. Русаков, А.А. Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов / А.А. Русаков, С.В. Романова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (136). - С. 64-68.
4. Русаков, А.А., Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза / А.А. Русаков, А.В. Павличенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 237-240.
5. Худик, С.В. Способы выявления отношения студентов к лыжной подготовке в рамках дисциплины "Физическая культура и спорт" как средству формирования физической культуры / С.В. Худик // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2020. - № 3 (53). - С. 138-149.
REFERENCES
1. Kuzekevich, V.R. and Rusakov, A.A. (2021) "Studying the professional orientation of students of the profile "physical culture" on the basis of motives", Pedagogicheskij imidzh, Vol. 15, No. 1 (50), pp. 78-87.
2. Morozova, L.V. and Kiryanova, L. A. (2021), "Modernization of health practices of special medical groups by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 2 (192), pp, 213-217.
3. Rusakov, A.A. and Romanova, S.V., (2019), "Formation of the need for physical culture and recreation classes of students", Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta, Vol. 3 (136), pp. 64-68.
4. Rusakov A.A. and Pavlichenko, A.V (2020), "The need as a factor of physical culture and health-improving activity of students in the conditions of the university", Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Vol. 1 (179), pp. 237-240.
5. Khudik, S.V. (2020) "Ways of revealing students 'attitudes to ski training within the framework of the discipline" physical culture and sport "as a means of forming physical culture", Vestnik Kras-noyarskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva, Vol. 3 (53), pp. 138-149.
Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 29.06.2021
УДК 796.034:378.18
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИАДАХ СРЕДИ ВУЗОВ: ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Евгений Валентинович Панов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск;
Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск;