Научная статья на тему 'Организация закрытых групп в интернете как канал корпоративного управления'

Организация закрытых групп в интернете как канал корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
283
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ИНТЕРНЕТ / ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫЙ PR / ЗАКРЫТЫЕ ГРУППЫ / CLOSED GROUPS / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / МЕССЕНДЖЕРЫ / MESSENGERS / ЧАТЫ / CHATS / INTERNET / INTRACORPORATE PR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Войнов Дмитрий Александрович

В статье рассматривается проблема взаимодействия между руководством и сотрудниками коммерческой организации в границах закрытых виртуальных групп. Данная форма корпоративных коммуникаций способна стать драйвером инновационного развития предприятия, раскрытия внутренних резервов, повышения лояльности сотрудников. В связи с этим возникает потребность в разработке новых методик корпоративных коммуникаций с учетом правил функционирования сетевых сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of closed groups on the Internet as a channel of corporate governance

The article discusses the problem of interaction between management and employees of a commercial organization within the boundaries of closed virtual groups. This form of corporate communications can become a driver of innovative development of the enterprise, disclosure of internal reserves, increase of loyalty of employees. In this regard, there is a need to develop new methods of corporate communications, taking into account the rules of the functioning of networked communities.

Текст научной работы на тему «Организация закрытых групп в интернете как канал корпоративного управления»

[email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2017, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 4 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Воинов Д.А. Организация закрытых групп в Интернете как канал корпоративного управления // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №4. С. 106-114. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/417007.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.2/331.1 + 659.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКРЫТЫХ ГРУПП В ИНТЕРНЕТЕ КАК КАНАЛ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Войнов Дмитрий Александрович

кандидат политических наук, доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций

Московский гуманитарный университет, 111395, Москва г, ул. Юности, д. 5 л>оупол>й@уапйвх. ги

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимодействия между руководством и сотрудниками коммерческой организации в границах закрытых виртуальных групп. Данная форма корпоративных коммуникаций способна стать драйвером инновационного развития предприятия, раскрытия внутренних резервов, повышения лояльности сотрудников. В связи с этим возникает потребность в разработке новых методик корпоративных коммуникаций с учетом правил функционирования сетевых сообществ.

Ключевые слова: социальные сети, Интернет, внутрикорпоративный PR, закрытые группы, цифровые технологии, мотивация, конкуренция, мессенджеры, чаты

В условиях экономического кризиса и жесткой санкционнной политики стран Запада, отечественные предприниматели оказались в ситуации острой нехватки как финансовых, так и технико-технологических ресурсов [1]. Кроме этого, на современном этапе развития российской экономики активизируются социальные процессы, связанные с высокой степенью взаимного недоверия участников хозяйственной деятельности. Информация о состоянии компаний рассматривается как предмет сокрытия, порождая промышленный шпионаж, разнообразные спекуляции и фальсификации вокруг социальной и экономической политики хозяйствующего субъекта, отмечает А.М.Дружинин. При этом внутрипроизводственные процессы слабо согласованы как в системе принятия решений, так и в логике их реализации

[email protected]

на практике. Основной причиной является влияние разнонаправленных интересов и действий внутри организаций [6]. В связи с этим, особую важность приобретает способность бизнес-сообщества задействовать скрытые резервы для повышения экономической устойчивости предприятий. Одним из драйверов развития становится интеллектуальный потенциал трудовых коллективов, раскрываемый с помощью современных инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Активная мотивация сотрудников к решению сложных задач повышения конкурентоспообности фирмы и гармонизации отношений с потребителями позволяет достичь хороших результатов не только в экономических показателях организации, но и создает положительные эффекты в системе внутрикорпоративного PR, стимулирует разработку новых видов продукции (услуг или знаний) и ряд других. Решающую роль современные ИКТ приобретают в управлении творческими и технологическими процессами предприятий, чья основная деятельность связана с массовыми коммуникациями, информированием, медиасопровождением деятельности государственных и муниципальных органов власти [5; 10].

Интернет и цифровые технологии давно выполняют функции «коллективного организатора» на производстве и способствуют развитию внутрикорпоративных PR и HR программ. О том, что на смену традиционным вертикальным иерархическим структурам приходит коллективная равноправная гетерархическая коллаборация, которая позволяет повысить синергию взаимодействия всего коллектива за счет использования интернета как коллективной базы знаний и совокупного интеллектуального потенциала, исследователи начали говорить еще в 90-е годы ХХ века. [12]. В этот период крупные и средние корпорации сделали первые шаги по внедрению в производственную практику Интернет-коммуникаций (внутренняя электронная почта, онлайновые информационные бюллетени для внутреннего пользования и др.). Также хорошо зарекомендовали себя различные способы коммуникации с сотрудниками в форме создания и наполнения контента на веб-сайтах организации (данные о лучших сотрудниках: хобби, спортивные достижения и др.), привлечение к работе над страницами «Вопросов и ответов» или дискуссионного раздела сайта компании [14, С.138 -141].

В первое десятилетие XXI века стало очевидно, что количество коммерческих организаций, использующих в своих бизнес-технологиях принципы массового сотрудничества (mass collaboration), взаимодействия равных (peer collaboration) и идеологию открытого кода для достижения коммерческого успеха, неуклонно увеличивается. Интернет и его коммуникационные возможности стали обычной практикой фирмы, а технологические новшества быстро внедряются в системы взаимоотношений с потребителями (напр., интернет-магазины, сервисное обслуживание, программы лояльности и др.).

[email protected]

На современном этапе развития цифровых технологий среди наиболее востребованных каналов общественных интернет-коммуникаций лидерующие позиции заняли социальные сети и мессенджеры. Участие в социальной сети - наиболее рациональный способ найти единомышленников, оптимизировать и координировать групповые действия, составлять планы и реализовать стратегии [9]. Особенность социальных сетей заключается в том, что здесь малые и локальные информационные инициативы способны составить конкуренцию большим коммуникационным стратегиям.

Основой любых интернет-объединений является диалог, который поддерживается через социальные сети, телеконференции, коллективные рассылки, чаты, блоги и другие каналы [3, C.36]. Желание взаимодействовать является целью появления человека в социальной сети, поэтому все технические новшества в социальную интернет-сеть внедряются с целью поддержания и развития функции общения между пользователями. Как отмечает Е.Г. Ефимов, именно социальная составляющая сегодня выходит на первый план, поскольку развитие ИКТ не столько технологический, сколько экономический и социальный проект [7, С.29]. Как показывает практика, ИКТ меняют не только принципы и смыслы внешних коммуникаий организации со стейкхолдерами, но и преобразуют корпоративную структуру самой организации (предприятия). Это проявляется в децентрализации внутренних закрытых информационных потоков, сокращении в общем объеме жестко детерминированной, иерархически выстроенной, управленческой информации. Внутрикорпоративные коммуникации оказываются более гибкими и интерактивными, тем самым активизируя горизонтальные информационные потоки. Происходит постепенный переход от монологических форм коммуникации к диалогическим, что повыщает субъектную важность всех звеньев управления и всех сотрудников для достижения целей деятельности предприятия [11].

По мнению специалистов в сфере цифровых технологий, «основные каналы коммуникаций позавчера — это голосовые звонки и электронная почта. Вчера — соцсети и чаты на сайтах. Сегодня — безусловно, мессенджеры — как наиболее распространенные WhatsApp, Viber, Telegram, WeChat, Line, Facebook Messenger, так и специализированные вроде Shopify и российского Алоль». Уже сегодня с их помощью можно оказывать консультации, обрабатывать претензии, принимать заказы, информировать об акциях, проводить опросы аудитории, разыгрывать призы, т.е. выполнять ряд важных маркетинговых и PR функций [4].

Рост популярности мессенджеров объяняется их способностью выстраивать диалог, не связывая пользователей никакими условностями, давая полную свободу самовыражения. Привлекательными особенностями социальных сетей являются ряд возможностей и, прежде всего, создание

[email protected]

индивидуального профиля, интерактивные взаимодействия, кооперация в группах по интересам, накопление интеллектуальных ресурсов (знаний) [8].

В виртуальном пространстве человек неизбежно становится участником групп интересов - социальных сообществ, объединенных вокруг какой-либо цели. Под социальной группой чаще всего понимают ограниченную совокупность взаимодействующих лиц, сходных в одном каком-либо отношении. Любая социальная группа характеризуется наличием границ (виртуальные границы Интернет), взаимодействием (личное, опосредованное) и наличием установленных образцов поведения внутри группы [7, С.24-25]. Группы можно типологизировать по нескольким основаниям: наиболее приемлемое в нашем случае - разделение на открытые, закрытые и смешанные (промежуточные). Виртуальную группу единомышленников в рамках производственного процесса можно отнести как закрытому типу, так и к открытому типу. Критерием, отличающим одну от другой, может служить желание (воля) пользователя социальной сети находиться в виртуальной группе. Если участие в ней не зависит от воли индивида, а устанавливается законодательством и внутренними нормативными документами организации, то подобного рода группы можно отнести к закрытым.

Закрытые группы в социальных сетях обладают рядом характеристик, которые во многом соответствуют правилам «ненарушенной коммуникации» и способствуют возникновению «коммуникативного действия» (по теории Ю.Хабермаса). Использование такого канала внутрикорпоративных коммуникаций обусловлено наличием важных параметров: дистанционность; протяженность по времени (взаимно удобное время для диалога); «накопительный» эффект (мнения накапливаются и генерируют новые идеи); диахронность процесса и ряд других. Как отмечают исследователи, в закрытых группах происходит удовлетворение акцентированных потребностей - потребность в повышении и поддержании социального и профессионального статуса и самооценки, потребность в идентификации и в успехе [2, С.62].

Организация закрытых групп в организациях имеет длительную историю и активно используется PR и HR подразделениями. Наиболее распространенными формами offline интеграции интеллектуальных и креативных способностей сотрудников в закрытых группах являются:

1. brainstorming (с англ. «мозговая атака»);

2. оргкомитеты (напр., организация корпоративных праздников, юбилеев, памятных дат компании, городских торжествах (площадка компании на Дне города),

3. спортивно-досуговые команды (напр., организация и участие в спортивных соревнованиях, фанатских клубах, Comic-Con активности, исторические реконструкции);

[email protected]

4. шефство (напр., профориентационная работа, помощь ветеранам производства);

5. благотворительность (в т.ч. волонтерское движение).

Если говорить о виртуальном представительстве (опНпе) подобного рода структур, то, как правило, они не имеют развитых каналов в системе внутрикорпоративных коммуникаций (официальный сайт и Интранет), подавляясь более «важными» маркетинговыми функциями. Тем не менее, диалоговые возможности социальных сетей и мессенджеров могут взять на себя функции по организации и координации деятельности закрытых групп сотрудников.

Корпоративные мессенджеры позволяют работникам одновременно быть частью разных команд и расставлять приоритеты участия сообразно собственным способностям. Как отмечает, Б.Туракхия, «в отличие от электронной почты - медленной и асинхронной - командные мессенджеры повышают эффективность, предлагая пользователям множество полезных функций, так как компании могут создавать и интегрировать нужные им приложения в командный мессенджер в соответствии с их уникальными потребностями» [13].

Подобная практика осмысления и проработки кейсов, дает сотрудникам, объединенным в закрытую группу, уникальный опыт аналитического и креативного сотрудничества. Творческая атмосфера корпоративного дискурса в чате или конференции может способствовать выработке оптимальных практических решений для сложных проблем, препятствующих развитию организации. Необходимо отметить и важную воспитательно-познавательную роль таких объединений по интересам, которые формируют у персонала навыки корректного общения, взвешенного подхода к важной социальной или производственной проблеме, культуру взаимодействия с собеседником.

Таким образом, новые технологические возможности ИКТ позволяют коммерческим организациям расширять масштабы и интенсивность внутрикорпоративного взаимодействия сотрудников для решения важных задач производственного развития и гармонизации отношений с внешней средой. Основанная на диалоге корпоративная коммуникация, преодолевая иерархические информационные барьеры дает ряд значимых эффектов, повышая конструктивность информационного обмена как в горизонтальных, так и в вертикальных коммуникационных процессах, укрепляя лояльность трудового коллектива. Кроме этого, актуализируется проблема взаимодействия между руководством и сотрудниками в границах закрытых виртуальных групп и потребность в разработке новых методик влияния с учетом правил функционирования сетевых сообществ. Очевидно, что данные методики должны поддерживать диалоговый режим между топ-менеджментом, средним и низшими звеньями корпопации, избегая при этом информационных поводов, способных разжечь межнациональную и

[email protected]

межконфессиональную рознь, или иные «чувствительные» для трудового коллектива темы. Перед исследователя в этой сфере ставится ряд перспективных задач по созданию алгоритмов реализации внутрикорпоративного РЯ, с учетом новых каналов цифровых коммуникаций, проектированию и аппробации регламентов по формированию и организации продуктивной деятельности в рамках корпоративных закрытых групп.

1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Формирование системы управления инновациями предприятия // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. Материалы X международной научно-практической конференции. Сборник научных статей участников конференции. 2017. С. 242-244.

2. Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи // Диссер. на соиск. канд. психол.наук. - М. 2016.

3. Войнов Д.А. Неконвенциональные технологии политической коммуникации в интернете // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 17-18 декабря 2015. - М.:ИУП, 2015.

4. Волочанский В. Семь шагов по внедрению мессенджера в работу вашего бизнеса - [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/opinion/kontaktirovat-s-klientami/ (дата обращения 21.09.2017).

5. Дементьева К.В. Возможности и перспективы развития муниципальной и национальной прессы республики Мордовия в условиях популяризации электронных средств массовой информации // Финно-угорский мир. 2017. № 2 (31). С. 41-51.

6. Дружинин А.М. Медиакомпетентность и культура информационной безопасности // Безопасность и качество в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Сборник материалов ХХК Конгресса «Безопасность и качество в сфере ИКТ». 2016. С. 183-191

7. Ефимов Е.Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования) / Е.Г.Ефимов / ВолГТУ - Волгоград, 2015. - 169 с.

8. Колпина Л.В. Проблемы функционирования региональных социальных сетей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. №. 2 (132). 2016.

9. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий на основе инструментов нетворкинга // Инновационные

ЛИТЕРАТУРА:

[email protected]

технологии в машиностроении. Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Юргинский технологический институт. 2017. С. 133-135.

10.Ржанова С.А., Дементьева К.В. Информационно-коммуникативные основы саморегуляции общественного мнения в региональном социуме // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2017. № 1 (41). С. 152-160.

11. Садовский И.Н. Некоторые аспекты управления PR деятельностью // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика. Материалы межрегиональной научно-практической конференции Москва, 18-19 декабря 2014. - М.: ИУП, 2014. С. 129-134.

12. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И.Мокашенцев, А.В.Мокашенцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. - 408с.

13.Туракхия Б. Корпоративные мессенджеры - помощники или вредители? - [Электронный ресурс] URL: https://www.likeni.ru/analytics/korporativnye-messendzhery-pomoshchniki-ili-vrediteli-/ (дата обращения 20.09.2017).

14.Хейг М. Электронный Public Relations / Мэт Хейг. - Пер. С англ. В.Кашникова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 192 с.: ил.

Organization of closed groups on the Internet as a channel of corporate

governance

Abstract. The article discusses the problem of interaction between management and employees of a commercial organization within the boundaries of closed virtual groups. This form of corporate communications can become a driver of innovative development of the enterprise, disclosure of internal reserves, increase of loyalty of employees. In this regard, there is a need to develop new methods of corporate communications, taking into account the rules of the functioning of networked communities.

Keywords: social networks, the Internet, intracorporate PR, closed groups, digital technologies, motivation, competition, messengers, chats

Dmitry Voinov,

PhD, Moscow University for the Humanities,

Moscow [email protected]

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

[email protected]

REFERENCES:

1. Ahmedov A.EH., Smol'yaninova I.V., SHatalov M.A. Formirovanie sistemy upravleniya innovaciyami predpriyatiya // Sovremennye innovacionnye tekhnologii i problemy ustojchivogo razvitiya obshchestva. Materialy X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sbornik nauchnyh statej uchastnikov konferencii. 2017. S. 242-244.

2. Bezbogova M.S. Social'nye seti kak faktor formirovaniya social'nyh ustanovok sovremennoj molodezhi // Disser. na soisk. kand. psihol.nauk. - M. 2016.

3. Voinov D.A. Nekonvencional'nye tekhnologii politicheskoj kommunikacii v internete // Aktual'nye problemy sovremennogo gumanitarnogo znaniya: teoriya, metodologiya, praktika. Materialy II Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 17-18 dekabrya 2015. - M.:IUP, 2015.

4. Volochanskij V. Sem' shagov po vnedreniyu messendzhera v rabotu vashego biznesa - [EHlektronnyj resurs] URL: https://rb.ru/opinion/kontaktirovat-s-klientami/ (data obrashcheniya 21.09.2017).

5. Dement'eva K.V. Vozmozhnosti i perspektivy razvitiya municipal'noj i nacional'noj pressy respubliki Mordoviya v usloviyah populyarizacii ehlektronnyh sredstv massovoj informacii // Finno-ugorskij mir. 2017. № 2 (31). S. 41-51.

6. Druzhinin A.M. Mediakompetentnost' i kul'tura informacionnoj bezopasnosti // Bezopasnost' i kachestvo v sfere informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij (IKT) Sbornik materialov HKHIH Kongressa «Bezopasnost' i kachestvo v sfere IKT». 2016. S. 183-191

7. Efimov E.G. Social'nye internet-seti (metodologiya i praktika issledovaniya) / E.G.Efimov / VolGTU - Volgograd, 2015. - 169 s.

8. Kolpina L.V. Problemy funkcionirovaniya regional'nyh social'nyh setej // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i social'nye peremeny. №. 2 (132). 2016.

9. Mychka S.YU., SHatalov M.A. Obespechenie konkurentosposobnosti predpriyatij na osnove instrumentov netvorkinga // Innovacionnye tekhnologii v mashinostroenii. Sbornik trudov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. YUrginskij tekhnologicheskij institut. 2017. S. 133-135.

10. Rzhanova S.A., Dement'eva K.V. Informacionno-kommunikativnye osnovy samoregulyacii obshchestvennogo mneniya v regional'nom sociume // Vestnik NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya. 2017. № 1 (41). S. 152-160.

11. Sadovskij I.N. Nekotorye aspekty upravleniya PR deyatel'nost'yu // Aktual'nye problemy sovremennogo gumanitarnogo znaniya: teoriya, metodologiya, praktika. Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii Moskva, 18-19 dekabrya 2014. - M.: IUP, 2014. S. 129-134.

[email protected]

12. Social'naya psihologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov / Sost.: R.I.Mokashencev, A.V.Mokashenceva. - Novosibirsk: Sibirskoe soglashenie; M.: INFRA-M, 2001. - 408s.

13. Turakkhiya B. Korporativnye messendzhery - pomoshchniki ili vrediteli? -[EHlektronnyj resurs] URL: https://www.likeni.ru/analytics/korporativnye-messendzhery-pomoshchniki-ili-vrediteli-/ (data obrashcheniya 20.09.2017).

14. Hejg M. EHlektronnyj Public Relations / Meht Hejg. - Per. S angl. V.Kashnikova. - M.: FAIR-PRESS, 2002. - 192 s.: il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.