Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2016, № 1 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 1 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Дружинин А.М. Интернет-телевидение в системе политических коммуникаций Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №1. С. 58-71. Режим доступа:
http://www.agequal.ru/pdf/2016/116007.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 316.4:621.397+004.738
Интернет-телевидение в системе политических коммуникаций
Дружинин Андрей Михайлович,
кандидат философских наук, научный сотрудник кафедры менеджмента и государственного управления, Институт управления и права, 109559, г. Москва, ул. Ставропольская, д. 70, стр. 2
Аннотация. В данной статье рассмотрен феномен интернет-телевидения. Технический прогресс привел к тому, что любительские видеоблоги и профессиональный видеоконтент стали соперничать между собой за зрительское внимание. Одновременно сформировалась видеоблогосфера. Авторы видеоблогов выступают как новый тип тележурналистов. Теперь непрофессиональные журналисты могут создавать политическое видео наравне с профессионалами. В результате интернет-телевидение является одним из элементов делиберативной демократии. Под влиянием видеоблогосферы меняется социально-политическое пространство, в рамках которого усиливаются горизонтальные связи между пользователями и сообществами сети не только он-лайн, но и офф-лайн.
Ключевые слова: цифровая культура, киберпространство, политическое участие, политические партии, делиберативная демократия, видеоблоги, социальные сети, интернет-телевидение, коммуникация, социальный компьютинг, гражданская журналистика, конвергенция.
Задача данной статьи - продемонстрировать отличительные признаки современного интернет-телевидения, проанализировать, какую задачу оно выполняет в политической системе и, в частности, в ситуации предвыборных коммуникаций. Исследование данных проблем показывает, что интернет-телевидение - это элемент новой социально-политической реальности, которая характеризуется фрагментарной подачей информации, многовекторными потоками информации между пользователями сети и рядом других специфических особенностей. Интернет-телевидение предлагается понимать в максимально широком смысле, включая такое явление, как видеоблог. В качестве основной гипотезы рассматривается тезис о том, что непрофессиональный контент видеоблогов в современной общественно-политической жизни претендует на ведущую роль.
«Средство - есть сообщение» - это утверждение, пожалуй, самого известного теоретика медиа ХХ века Маршалла Маклюэна выражает очевидную для современных исследователей коммуникаций мысль о том, что способ передачи информации оказывает смыслопорождающее влияние на саму информацию. С наступлением цифровой эпохи, когда сетевые взаимодействия уже претендуют на статус явления, определяющего социальные взаимосвязи, есть смысл интерпретировать знаменитое высказывание уже на новом уровне. Появление сетевой культуры является продолжением развития электронных средств массовой коммуникации, возникших в средине XX века.
Так, исследователь советской ТВ-культуры В.Саппак рассматривал телевидение как аудиовизуальное искусство, ворвавшееся в комнату к обывателю. Искусство подступило к человеку настолько близко, что стало восприниматься в контексте повседневного быта. В результате трагедия, что «неслась с экрана» приблизилась максимально близко к человеку. В первые годы развития эфирного ТВ, когда транслировался преимущественно художественный вымысел - кинофильмы, спектакли. Затем с середины 80-ых г.г. На телевидении стали преобладать документальные жанры и новостная репортажи, программа
«600 секунд» на Ленинградском телевидении привело в каждое домохозяйство СССР, где принимался дециметровый сигнал, пространство городского дна, социального и политического конфликта. Затем в 90-ые основным предметом изображения отечественного телевидения стала агрессивная среда криминальных хроник, военных действий на Северном Кавказе и провокационных выступлений радикально настроенных политиков. Но у всех этих хронологических стадий была одна общая черта - телевидение делалось «кем-то» практически недоступным для аудитории, программа телепередач утверждалась без участия конечного потребителя. Возможностей повлиять на вещательную политику телеканалов у рядового зрителя не было. Информация, собираемая рейтинговыми агентствами, не разглашалась и, в целом, политика в области наполнения эфира контентом носила авторитарный характер. Все изменилось, когда техническое развитие компьютерной техники привело к: появлению персональных компьютеров в миллионах домохозяйств; увеличению пропускной способности сетей, которое дало возможность передавать большие объемы информации.
В начале 2000-ых годов интернет-телевидение понималось исключительно как новый технический способ передачи сигнала потребителю. В настоящее время этот вид коммуникаций осознан как явление социально-политическое, поэтому технические достижения в области технологий виртуальной коммуникации становятся материалом для дискуссий и исследований не только в области компьютерных наук, но и гуманитарных. С одной стороны, это медиатеоретики, которые сконцентрировались на изучении отличительных черт, свойств и качеств «новых медиа». Философы анализируют специфику цифрового сознания, цифрового пространства. Экономисты и управленцы рассматривают этот феномен как капиталоемкий ресурс и объект для инвестиций. Стремительно развивается междисциплинарная область знаний - «социальный компьютинг». В рамках этого направления наиболее остро встает вопрос о специфике различных видов политического участия граждан посредством форумов, блогов, конференций, т.е. упорядоченных систем обратной связи в пространстве политической коммуникации.
С содержательной точки зрения у интернет-телевидения нет жестких рамок. Сообщения могут варьироваться от коротких, тривиальных видеовыступлений до многочасовых аналитических докладов со сложной системой научной аргументации. Поисковые системы не делают различий между профессионально созданным аудиовизуальным продуктом и домашним видео, снятым на камеру мобильного телефона.
Документальный фильм-расследование может соседствовать с 10-секундным любительским роликом.
Подобно текстовому блогу, видеблог представляет собой интерактивный журнал, содержащий аудиовизуальные фрагменты, расположенные в обратном хронологическом порядке. Как правило, содержание контента определяет владелец аккаунта, обладающий исключительными правами на размещение обновлений на своей страничке, а также функциями модератора комментариев, оставляемых другими посетителями его видеоканала. Зарегистрированные посетители странички могут оставлять свои короткие или расширенные комментарии. Однако пользователь, разместивший видеофрагмент на своем канале, волен по своему усмотрению удалять или оставлять эти комментарии. При этом у всех участников сетевой коммуникации есть возможность направить жалобу администрации видеохостинга, если контент по каким-либо причинам покажется аудитории неприемлемым, например, содержит оскорбления, затрагивающие национальную, расовую, религиозную или социальную принадлежность пользователей.
Благодаря системе гиперссылок и «тегам» все видеоблоги могут быть взаимосвязаны и взаимозависимы, что создает своеобразное информационное пространство - полилог видеоблогов вокруг какой-либо проблемы, тем самым порождая своеобразное «облако виртуальной дискуссии». Оно состоит из множества ссылок на другие блоги. Эти ссылки формируются автоматически поисковыми системами, по ключевым словам, «тэгам» или могут размещаться пользователями сети. В результате все видеоблоги становятся взаимосвязаны и взаимозависимы.
Появление видеоблогов иногда связывают с процессами конвергенции в журналистике [5, 11]. Соответственно, формирование политических видеоблогов, интернет-телеканалов, персональных видеостраничек различных акторов политического процесса можно охарактеризовать как результат конвергенции политической тележурналистики. Это сложное явление, которое связано, по всей видимости, с появлением т.н. гражданской журналистики. Считается, что гражданская тележурналистика - общемировой тренд. Следуя ему, пользователь сети становится субъектом, берущим одновременно на себя две социальные роли - производителя и потребителя информации, выраженной аудиовизуальными средствами. Мобильный телефон с доступом в интернет и аккаунт в соцсетях - это все, что необходимо, чтобы стать и наблюдателем, и участником социально-политических процессов одновременно. По мнению Д. Розена, гражданская журналистика возникает в тот момент, когда люди, бывшие
некогда только аудиторией СМИ, используют собственные средства коммуникации, чтобы информировать друг друга [24]. Так, например, повсеместное распространение дешевой аппаратуры и мобильного интернета в Индии привело к появлению движения Видео Волонтеров [15]. При помощи гражданской журналистики различные сообщества пытаются преодолеть информационное неравенство, которое наблюдалось в эпоху традиционной тележурналистики.
Критики контента гражданской журналистики социальных медиа, видеоблогов концентрируются на деструктивных факторах этих явлений. Отмечается, что достоверность фактов, изложенных гражданскими журналистами мало кто проверяет, стандарты критического подхода к информации волонтерами не соблюдаются, представления о действительности у многих пользователей, желающих высказаться публично, зачастую наивны. Аудитория далеко не всегда способна упорядочить и оценить предоставляемую пользователями социальных медиа информацию, воспринимая зачастую контент некритически. Поэтому А.Б.Шалимов, например, называет образ реальности, создаваемый гражданскими журналистами утопией [19], которая столь же далека от действительного положения вещей, как и традиционная журналистика в программе «Время» в середине 80-ых гг.
Важно помнить, что интернет-телевидение является фактом цифровой культуры, в рамках которой социальная реальность не отображается непосредственно, а подлежит модификации, деконструкции, а иногда и мистификации. Любительский подход к производству видеоконтента во много раз усиливает эти тенденции.
На сегодняшний день абсолютный лидер по числу просмотров в русскоязычном секторе бесплатного хостинга You Tube политический блог Анатолия Шария. В центре внимания видеоблогера - события на Украине. На 23 марта 2016 г. его персональный канал имел 739 568 постоянных подписчиков. Аудитория растет ежедневно и уже сравнима с числом зрителей некоторых эфирных телеканалов. В среднем к числу его постоянных зрителей каждый 24 часа присоединяются не менее 400 пользователей сети. Просмотрев тот или иной сюжет, они оставляют в видеоблоге сотни комментариев.
Многие видеосюжеты А.Шарий называет «таблетками для памяти». Своим зрителям он предлагает сравнивать высказывания различных политиков разных лет и заостряет внимание на обмане и несоответствиях. Другие выступления популярного блогера целиком построены на критическом разборе сообщений украинских СМИ. Тон высказываний -
грубовато-ироничный. Герои его интервью, комментариев видеозарисовок и коллажей -политики из высших эшелонов власти. В контексте российско-украинских отношений упоминаются западные ньюсмейкеры. Качество подготовки видеоконтента подчеркнуто небрежно. На уровне монтажа сюжетов и интервью А. Шарий нарочито избегает традиций и жанров эфирного телевидения.
На втором месте видеоблоггер под псевдонимом kamikadzedead. На 27 марта 2016 года у него было 607 689 постоянных подписчиков, но прирост аудитории сопоставим с блогом А.Шария. Манера общения, лексика и жанр выступлений примерно такой же. Блогер занимает позицию телеведущего, который обращается напрямую к зрителям. Он выбирает тему для обсуждения, находит в сети примеры для иллюстрации своих выводов и с политической точки зрения придерживается оппозиционных взглядов по отношению к действующей власти в России.
Необходимо отметить, что от лидеров видеоблогосферы по числу постоянных подписчиков в интернете значительно отстают многобюджетные государственные телеканалы, например, RT на русском, ТК «Дождь» и ряд официальных каналов у ведущих российских политических партий.
Для сравнения количество подписчиков на каналах российских политических партий на порядок меньше. У КПРФ их 14 895, у ЛДПР - 6 695. А у «Справедливой России» в марте 2016 г. было всего 93 подписчика!! У партии «Единая Россия» You Tube заметного видеоканала в настоящее время нет.
Канал «Команда Навального» насчитывал на 27 марта 2016 года немногим более 59 тыс постоянных зрителей. Этот видеблог характеризуется большим жанровым разнообразием, чем контент, например А.Шария. Чаще всего, это продукт профессиональной тележурналистики и воспринимается как результат коллективного труда.
Как и следовало ожидать, лидеры русскоязычной видеоблогосферы являются образцами для подражания. И в результате непрофессиональный политический видеоблог становится пространством социально-политического конфликта, борьбы и конкуренции образов и мнений, грубой, а порой и ненормативной лексики. Чаще всего это оценочное монологическое высказывание по поводу актуальных новостей, событий, мероприятий и проблем.
Совсем другой вариант развития политического видеоблога предлагает известный кинорежиссер и сценарист Андрей Кончаловский. Его видеовыступления публикуются не на общедоступном хостинге, а на персональном сайте, контент которого не зависит от сторонних ресурсов. В его выступления нет дополнительного видеоряда, в его текстах отсутствует стеб, ирония, это прежде всего размышления человека с большим жизненным опытом и гуманитарным бэк-граундом. В его видеоблоге нет формы обратной связи, политические выступления знаменитого режиссера не дублируются в связанных с его сайтом соцсетях.
Интересно, что, попадая на страничку бесплатного видеохостинга или открывая свой аккаунт в соцсети, на одной страничке может увидеть и ролики с участием А.Шария и его главного соперника в ютубе - блогера kamikadzedead и пространные рассуждения А.Кончаловского. Все они ориентированы на аудиторию с разным уровнем образования и интеллекта, разной вовлеченности в политический процесс, разное понимание происходящих событий и их оценку. Однако всем спикерам в равной мере приходится конкурировать за зрительские просмотры, «лайки» и комментарии. А авторитет каждого из них в сети уже не столь жестко зависит от социального статуса. Сетевая технология уравнивает политических акторов в возможностях доносить свое мнение до широкой аудитории.
Интернет-телевидение и видеоблоги, таким образом, становится таким коммуникативным пространством - главная характеристика которого - свободный доступ к информации в любое время суток. Это одно из ключевых характеристик делиберативной демократии, при которой принятие ответственных политических решений возможно только на основе диалога или совещания. Аргументация свободная от какого-либо принуждения в условиях делиберативной демократии и в пространстве сетевого политического видеоконтента может быть основным способом подготовки управленческих решений.
Считается, что в результате активного развития сетевого взаимодействия меняется морфология общества, изменяются экономические отношения, т.к. интернет-опосредованная коммуникация, упрощая формирование горизонтальных связей, создает новые возможности для участия в общественной жизни, повышает социально-политическую активность граждан.
Видеоконтент формирует собственное социально-политическое пространство с противоборством идей, образов и взглядов. Такие коммуникации дополняют
существующие общественные связи, например, в системе партий, общественных движений, различных органов государственной власти, но зачастую и создают новые политические сообщества, которые вряд ли смогли бы появиться без интернета. Такова, например, «виртуальная политическая партия» г. Саратова, которая, очевидно, имеет оппозиционные корни и критически настроена к действующей власти в городе. Подобные ресурсы, как правило, декларируют основной своей целью - помощь гражданам в организации горизонтальных связей и оптимизации работы органов местного самоуправления.
Основной предмет интереса видеоблогеров и интернет-телевидения - факты и явления, которые вызывают бурные эмоции пользователей сети - состояние коммунального хозяйства, уборка улиц, несправедливость и произвол в действиях органов власти. Контент, создаваемый непрофессиональными гражданскими репортерами-активистами, касается, зачастую, частных проблем, типичных для других пользователей сети. Таков в настоящее время мейнстрим современной видеоблогосферы, который в зарубежных исследованиях принято называть проблемой контроля за ограниченными ресурсами.
Под воздействием интернет-технологий сформировалась новая публичная сфера, которая стала необходимым условием для возникновения особой формы делиберативной демократии - «электронной демократии», когда средства коммуникации определенных видов политической коммуникации становятся ее основным проводником. На различных уровнях политического участия и особенно оппозиционных сил, для которых виртуальные системы взаимодействия зачастую являются единственным способом взаимодействия, интернет-телевидение и его создатели уже выступают полноценным политическим актором.
Выводы:
1. Под воздействием современных он-лайн коммуникации монополия государства на передачу аудивизуальной иноформации широкой аудитории исчезла. Медиапроизводства, телеканалы становятся де-факто контент-провайдерами, которые вынуждены конкурировать с видеоблогерами одиночками.
2. Наибольший интерес у российской аудитории интернет-телевидения вызывает контент, создаваемый видеоблогерами-одиночками. Частное мнение человека, нарочито подчеркивающего полное отсутствие опыта работы на традиционном телевидении, вызывает у интернет-аудитории больше доверия, чем высококачественный
продукт, создаваемый профессионалами. Видеоканалы, размещаемые на бесплатных видеохостингах, все активнее используются как эффективная форма политической борьбы и он-лайн агитации.
3. В результате интернет-коммуникации в целом, а также интернет-телевидение и видеоблоги в частности становятся элементом подготовки политических решений. Для стороннего наблюдателя (социолога, политолога, конфликтолога) подобный контент становится, таким образом, важным материалом для прогнозирования политических процессов, например, результатов выборной компании. Разработка методологии и техники анализа видеобологов и произведений интернет-телевидения представляется перспективным направлением в работе с эмпирическим материалом.
4. С точки зрения политического поведения индивида, участие в создании непрофессионального сетевого видеоконтента является слабо организованным набором социальных механизмов. Действия по созданию таких произведений чаще всего подчинены шаблонным представлениям о ТВ-практике, и развивается вокруг идеалов открытой публикации на основе «горизонтальных» связей между людьми.
5. Несмотря на довольно низкое качество, произведения видеоблогеров успешно конкурирует в виртуальном пространстве с контентом, произведенным профессионалами. Зачастую качественно созданный видеоконтент, пользуется низкой популярностью в рунете. Это свидетельствует о том, что пользователи интернет-телевидения недоверчиво относятся к информации, поданной и смонтированной в соответствии с традициями эфирного телевидения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Власенко Л.В. Роль молодежи в процессах преобразования общества // Научный диалог. 2014. № 5 (29). С. 126-140.
2. Войнов ДА. Неконвенциональные технологии политической коммуникации в интернете // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика / Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции.М. НОУ ВО «Институт управления и права». 2015. С. 34-44.
3. Войнов Д.А. Технологии политического диалога в интернет-пространстве // Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и
психологии / Сборник научных трудов. Выпуск 2. - М.: НОУ ВО «Институт управления и права», 2015 С. 4-22.
4. Войнов Д.А. Политические амбиции интернета в России // Власть. 2007. № 2.С. 88-91.
5. Волкова А. А. Медиатекст в условиях конвергенции // Журналистский ежегодник. 2013. №2-2. С.26-28.
6. Гарматин А.А. Принципы функционирования Интернет-вещания http://www.relga.ru/Environ/WebObiects/tgu-
www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=321 (дата обращения 2.02.2016).
7. Гормакова К.А., Инжуватов П.А., Власенко Л.В. Интернет и его роль в политической сфере жизни общества // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией Л.П. Мышляева. Новокузнецк, 2010. С. 195-197.
8. Дружинин А.М. Управление смыслами в манипулятивных коммуникациях // Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и психологии / Сборник научных трудов. Выпуск 1. - М.: НОУ ВО «Институт управления и права», 2015. С.57-66
9. Дружинин А.М. Протестные сообщества в современном Рунете // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества Верченов Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И. Сборник научных трудов. Сер. "Информация. Наука. Общество" РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отв. pед. Верченов Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И.. Москва, 2013. С. 201.
10. Дружинин А.М. Коммуникации: созидательные и деструктивные // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2010. Т. 55. С. 172-182.
11. Зиновьев И.В. Конвергенция СМИ и мультимедийная интернет-журналистика: причины и следствия // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. С.346-350.
12. Интернет против ТВ http://www.sostav.ru/blogs/59936/7592/ (дата обращения 2.02.2016).
13. Ополев П.В. Телевидение в информационном обществе // Альманах современной науки и образования. 2012. № 2. С. 15-18.
14. Прядко И.П. Знаки и символы в речевом пространстве современных СМИ: Российская власть в зеркале исторических аналогий // Коммуникации в искусстве и науке
сборник материалов 11-й конференции из цикла "Григорьевских чтений". Московское музейное общество; ответственные редакторы: В. Е. Еремеев, Е. Б. Витель, И. Д. Григорьева. 2010. С. 126-136.
15. Портал Видео Волонтеров http://www.videovolunteers.org/category/videos/ (дата обращения 2.02.2016).
16. Саппак В. Телевидение и мы: четыре беседы. М. 1988
17. Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3. С. 6-10.
18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.
2001.
19. Шалимов А. Б. Гносеология социальных медиа: возможность гражданской журналистики // Наука и современность . 2011. №13-3. С.83-86.
20. Шныренков Е.А., Кофанов А.В. Особенности формирования ментального образа социально-значимого городского пространства у жителя мегаполиса // Недвижимость: экономика, управление. 2011. № 1. С. 46-49.
21. Deuze M. 2006 Participation, Remediation, Bricolage: Considering Principal Components of a Digital Culture. The Information Society, 22: 63-75. DOI: 10.1080/01972240600567170
22. Zuniga H., Puig-I-Abril E., Hernando Rojas 2009 Weblogs, traditional sources online and political participation: an assessment of how the internet is changing the political environment. New Media Society; 11; 553 DOI: 10.1177/1461444809102960
23. Rodrigues, Usha M. 2010, The promise of a new media and development agenda. Media international Australia, no. 137, pp. 36-46.
24. Rosen, Jay. 1999. What are journalists for? New Haven, CT: Yale University
Press
25. Veena V. Raman 2011 Habermas, Networks and Virtual Public Spheres: A Blended Deliberative Model from Developing Countries. DOI: 10.4018/978-1-60960-159-1.ch004
The Internet television in political communication system
Andrey M. Druzhinin,
PhD,
Institute of Administration and Law, Moscow
Abstract. The phenomenon of Internet television is considered in this article. Technological advances have led to the fact that unprofessional video blogs and professional video began to compete among themselves for the viewer's attention. Video blogs are formed in Internet. Blog authors say, as a new type of TV journalists. Now unprofessional journalists can create a political video on a par with the professionals. As a result, Internet TV is one of the elements of deliberative democracy. Video blogs are changing the social and political space. Network users reinforce each other horizontal cooperation in the network, as well as off-line.
Keywords: digital culture, cyberspace, political participation, political parties, deliberative democracy, video blogs, social networks, internet television, communication, social computing, citizen journalism, convergence.
REFERENCES:
1. Vlasenko L.V. Rol' molodezhi v processah preobrazovaniya obshchestva // Nauchnyj dialog. 2014. № 5 (29). pp . 126-140.
2. Vojnov D.A. Nekonvencional'nye tekhnologii politicheskoj kommunikacii v internete // Aktual'nye problemy sovremennogo gumanitarnogo znaniya: teoriya, metodologiya, praktika / Materialy II Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii.M. NOU VO «Institut upravleniya i prava». 2015. pp. 34-44.
3. Vojnov D.A. Tekhnologii politicheskogo dialoga v internet-prostranstve // Aktual'nye problemy gosudarstvennogo upravleniya, ehkonomiki, yurisprudencii i psihologii / Sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 2. - M.: NOU VO «Institut upravleniya i prava», 2015 pp. 4-22.
4. Vojnov D.A. Politicheskie ambicii interneta v Rossii // Vlast'. 2007. № 2.S. 88-91.
5. Volkova A. A. Mediatekst v usloviyah konvergencii // ZHurnalistskij ezhegodnik. 2013. №2-2. pp. 26-28.
6. Garmatin A.A. Principy funkcionirovaniya Internet-veshchaniya http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=321 (data obrashcheniya 2.02.2016).
7. Gormakova K.A., Inzhuvatov P.A., Vlasenko L.V. Internet i ego rol' v politicheskoj sfere zhizni obshchestva // Nauka i molodezh': problemy, poiski, resheniya Trudy Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Pod obshchej redakciej L.P. Myshlyaeva. Novokuzneck, 2010. pp. 195-197.
8. Druzhinin A.M. Upravlenie smyslami v manipulyativnyh kommunikaciyah // Aktual'nye problemy gosudarstvennogo upravleniya, ehkonomiki, yurisprudencii i psihologii / Sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 1. - M.: NOU VO «Institut upravleniya i prava», 2015. pp. 57-66
9. Druzhinin A.M. Protestnye soobshchestva v sovremennom Runete // Social'nye seti i virtual'nye setevye soobshchestva Verchenov L.N., Efremenko D.V., Tishchenko V.I. Sbornik nauchnyh trudov. Ser. "Informaciya. Nauka. Obshchestvo" RAN. INION. Centr social'nyh nauchno-informacionnyh issledovanij. Otv. ped. Verchenov L.N., Efremenko D.V., Tishchenko V.I.. Moskva, 2013. pp. 201.
10. Druzhinin A.M. Kommunikacii: sozidatel'nye i destruktivnye // Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossijskoj akademii nauk. 2010. T. 55. pp. 172-182.
11. Zinov'ev I.V. Konvergenciya SMI i mul'timedijnaya internet-zhurnalistika: prichiny i sledstviya // Razvitie russkoyazychnogo mediaprostranstva: kommunikacionnye i ehticheskie problemy. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (26-27 aprelya 2013 g.). M.: Izdatel'stvo APK i PPRO, 2013. pp. 346-350.
12. Internet protiv TV http://www.sostav.ru/blogs/59936/7592/ (data obrashcheniya 2.02.2016).
13. Opolev P.V. Televidenie v informacionnom obshchestve // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2012. № 2. pp. 15-18.
14. Pryadko I.P. Znaki i simvoly v rechevom prostranstve sovremennyh SMI: Rossijskaya vlast' v zerkale istoricheskih analogij // Kommunikacii v iskusstve i nauke sbornik
materialov 11-j konferencii iz cikla "Grigor'evskih chtenij". Moskovskoe muzejnoe obshchestvo; otvetstvennye redaktory: V. E. Eremeev, E. B. Vitel', I. D. Grigor'eva. 2010. pp. 126-136.
15. Portal Video Volonterov http://www.videovolunteers.org/category/videos/ (data obrashcheniya 2.02.2016).
16. Sappak V. Televidenie i my: chetyre besedy. M. 1988
17. Sokolova N.L. Cifrovaya kul'tura ili kul'tura v cifrovuyu ehpohu? // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2012. № 3. pp. 6-10.
18. Habermas YU. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie. SPb. 2001.
19. Shalimov A. B. Gnoseologiya social'nyh media: vozmozhnost' grazhdanskoj zhurnalistiki // Nauka i sovremennost' . 2011. №13-3. pp .83-86.
20. Shnyrenkov E.A., Kofanov A.V. Osobennosti formirovaniya mental'nogo obraza social'no-znachimogo gorodskogo prostranstva u zhitelya megapolisa // Nedvizhimost': ehkonomika, upravlenie. 2011. № 1. pp. 46-49.
26. Deuze M. 2006 Participation, Remediation, Bricolage: Considering Principal Components of a Digital Culture. The Information Society, 22: 63-75. DOI: 10.1080/01972240600567170
27. Zuniga H., Puig-I-Abril E., Hernando Rojas 2009 Weblogs, traditional sources online and political participation: an assessment of how the internet is changing the political environment. New Media Society; 11; 553 DOI: 10.1177/1461444809102960
28. Rodrigues, Usha M. 2010, The promise of a new media and development agenda. Media international Australia, no. 137, pp. 36-46.
29. Rosen, Jay. 1999. What are journalists for? New Haven, CT: Yale University
Press
30. Veena V. Raman 2011 Habermas, Networks and Virtual Public Spheres: A Blended Deliberative Model from Developing Countries. DOI: 10.4018/978-1-60960-159-1.ch004